Технологическая карта урока. ОРКСЭ №14 Дружба. Основы светской этики. 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Медведева Елена Витальевна

2.Технологическая карта урока. ОРКСЭ. Основы светской  этики. 4 класс

Учитель Медведева Елена Витальевна

Тема урока:    Дружба

№ урока по теме:   14

Цель урока:   Познакомить детей с понятием дружбы, отличительными чертами дружбы, с различными видами отношений людей в обществе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon tehnologicheskaya_karta_uroka_po_orkse_no14_druzhba.zip1.82 МБ

Предварительный просмотр:

2.Технологическая карта урока. ОРКСЭ. Основы светской  этики. 4 класс

Учитель Медведева Елена Витальевна

Тема урока:    Дружба

№ урока по теме:   14

Цель урока:   Познакомить детей с понятием дружбы, отличительными чертами дружбы, с различными видами отношений людей в обществе.

Задачи урока

  • Заставить ребят задуматься какой он друг, умеет ли дружить, соотнести свое понятие дружбы с тем понятием, которое дадут ребята на уроке.
  • Развивать познавательную активность .
  • Учить систематизировать свои знания.
  • Обогащать словарный запас.
  • Учить давать развернутые и аргументированные ответы.
  • Способствовать расширению знаний о взаимоотношениях людей, о дружбе через работу над литературными произведениями, игровые и жизненные ситуации;
  • Способствовать развитию внимания, памяти, самодисциплины, выдержки через игры и игровые задания;
  • Содействовать воспитанию чувства коллективизма, сплочённости, умения работать в команде через групповую работу, познавательные игры.

Вид используемых на уроке средств ИКТ: ОЭР на CD-ROM

Необходимое аппаратное и программное обеспечение:  мультимедийный компьютер, мультимедийная установка, программные средства

Образовательные ресурсы Интернет

  1. http://www.svetoch-opk.ru/
  2. http://viki.rdf.ru/ 
  3. http://aphorism-list.com/ 
  4. http://aphorisms.su/ html

Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Звучит песня «Вместе весело шагать»

Учитель организует внимание, доброжелательный настрой всех учеников, приглашает к сотрудничеству.

Внутрене организуются, мобилизируются на работу. Создают эмоциональный настрой на работу друг с другом.

Слайд 1

Личностные УУД:

Формирование внутренней позиции, адекватной мотивации учебной деятельности, формирование эмоционального состояния в процессе слушания музыки

Регулятивные УУД:

Организация рабочего места

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

- Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема урока. - А о чём мы будем говорить, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд.

Вопросы кроссворда:

  1. Слово, обозначающее отзывчивость, благожелательность, стремление помогать людям. (Доброта)
  2. Так называют человека высоконравственного, самоотверженного, честного и открытого. (Благородный)
  3. Как называют умение разумно решать разные сложные вопросы, давать нужные советы. (Мудрость)
  4. Это свойство души можно увидеть во взгляде любящего человека, услышать в его голосе. (Нежность)
  5. Так называют экономного человека. (Бережливый)
  6. Этим словом называют   человека исполнительного, соблюдающего  порядок, выполняющего всё старательно точно. (Аккуратный)

По горизонтали – слово «дружба»

 Тема нашего урока Дружба

Слайд 2 (кроссворд)

Учащиеся отвечают на вопросы, отгадывая слова. Когда все слова отгаданы, читается ключевое слово ДРУЖБА.

Дети формулируют тему урока

Регулятивные УУД:

Выделение значимых терминов для изучения нового материала. Постановка цели и темы урока совместно с учителем

Познавательные УУД:.

умение угадывать слова по вопросам

Коммуникативные УУД:

Принятие решений и реализация его в групповой работе.

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

- Как вы понимаете слово «дружба»?

- О дружбе говорили во все времена, ей посвятили свои произведения поэты и писатели, учёные и философы, художники и скульпторы. Отношения дружбы отражены и в произведениях устного народного творчества.

- Великий древнегреческий философ Платон писал:

«Дружба» – это размышление о стремлении людей к счастью, к братству, к красоте тихой, таинственной, сказочной. Дружба необходима нам как солнце, как воздух, как радость. Ею мы объединяемся, молимся, побеждаем. Дружба делает нас чище, светлее, добрее: «От красивых образов мы идем к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни».

- Как вы понимаете это высказывание великого философа?

- Поставьте перед собой цели урока. Что вы сегодня должны узнать?

- Дружбу можно отличить от всех отношений, которые существуют между людьми.

Проблемный вопрос: «Как отличить дружбу от других человеческих отношений?»

Высказывания детей, все версии фиксируются на доске

Слайд 3 (портрет Платона с высказыванием)

Высказывания детей

-

Дети записывают цели в тетрадь.

Слайд 4 (цели урока)

Цели:

1. Узнать, какие отношения существуют между людьми;

2. Что такое дружба;

3. Как отличить  дружбу от других человеческих отношений.?

4. Кто такой друг?

Высказывания детей

Коммуникативные УУД:

Умение  высказывать свое мнение и слушать друг друга

Личностные УУД:

Умение определить свои знания и умение определять свои дальнейшие внутренние потребности к познанию

Коммуникативные УУД: умение создавать правильные высказывания.

Коммуникативные УУД: умение высказывать своё мнение, создавать правильные высказывания

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Работа с учебником. Чтение  2 абзаца о дружбе  с.32.

- Давайте в группах выполним задания, которые лучше помогут понять значение слова «дружба».

1 группа: Используя толковые словари Ожегова С.И., Даля В.И. и учебник, объясните значение этого слова.

2 группа: Подберите однокоренные слова к слову «дружба».

3 группа: Подберите к слову «дружба» эпитеты, получите словосочетания.

Однокоренным словом « дружбы» является слово « друг». Как вы понимаете его значение?

- Давайте узнаем, какое определение   дает толковый словарь.

- А кто может быть другом?  (Иллюстрация в учебнике). (Сверстник, взрослый, домашнее животное, игрушка…) Поднимите руки те, у кого есть друзья.

- А с кем дружите вы? Сейчас я раздам вам листочки, на которых нарисован цветок. Середина цветка – это каждый из вас, а лепестки – ваши друзья. Запишите на лепестках с кем вы  дружите,  и раскрасьте цветок. (На доске памятка:  красный  цвет – друг -  сверстник, жёлтый – взрослый человек, зелёный – домашнее  животное,  любимая игрушка).

-Для того чтобы ваша дружба была крепче, чтобы не терять друзей, составим «Правила дружбы».

- А  что значит   «дружить»?

- Какие качества должен  иметь  друг?

На доске запись слова «друг». Дети называют качества, а учитель фиксирует их на доске.

Друг

Доброта

Смелость

Честность

Надёжность

Самостоятельная работа с учебником.

Учащиеся работают в группах,

после обсуждения задания знакомят с результатами работы.

Слайды 5-7

Ребята отвечают на вопрос. Находят определение и записываю их в тетрадь. \

Слайд 8

Дети записывают правила дружбы.

1.Не ссориться

2.Уступать друг другу

3.Быть вежливым

4.Не жадничать

5.Помогать друг другу

6.Быть честным

7.Быть внимательным

8. Не обижать своего друга

9. Если обидел, то не бояться просить прощение  

Слайд  9

Познавательные УУД:.

Умение применять методы информационного поиска, работа со словарями и текстом учебника умение восстанавливать деформированные предложения.

 

Коммуникативные УУД:

Умение работать в группах, распределять обязанности в группах ,работать совместно друг с другом, слушать друг друга. Развитие умения вести монолог и вступать в диалог с ребятами класса

Регулятивные УУД:

Выделение значимых терминов для изучения нового материала

Личностные УУД: нравственно – этическое оценивание дружеских отношений, знание моральных норм

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

-Обсуждение и разъяснение каждой черты ДРУЖБЫ.

Как вы понимаете, что такое избирательность, бескорыстность, взаимная симпатия, общность интересов?

 Под музыку песни «Встаньте, дети, встаньте в круг» ученики встают  в круг.

Игра «Шире круг, шире». Учащиеся вместе с учителем берутся за руки и по очереди говорят соседу что-нибудь приятное. Знаками внимания могут быть личностные качества, внешность, умения, манера поведения и т.п.  В ответ ученик говорит: «Спасибо» и подкрепляет ещё одной похвалой в свой адрес: «А ещё я думаю, что я…»

Учащиеся высказывают свои  предположения или приводят примеры из текста

Слайд 10

Дети играют, создаётся эмоциональный настрой на выполнение следующих заданий.

Личностные УУД: умение выделить нравственный аспект поведения

Познавательные УУД:

извлечение необходимой информации из текста

Коммуникативные УУД:

умение слушать и вступать в диалог, учёт позиции других людей, партнёров по общению

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Комментирование ситуаций.

- А сейчас вы поработаете консультантами. Каждая группа получает конверт. В нём описание той или иной ситуации. Задача группы – прокомментировать её.

1 группа. Твой друг стал получать плохие отметки,  и родители запрещают тебе с ним дружить. Твои   действия.

2 группа. Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Твои действия.

А теперь посмотрите на стр.33 учебника, прочитайте высказывание мудрецов о дружбе и попробуйте объяснить как вы понимаете это высказывание. Обсудите это в группах, выберите наиболее удачное объяснение и расскажите ребятам других групп.

Работа с учебником.

Групповая работа.

Учащиеся в группах обсуждают, затем предлагают свои комментарии всеобщему вниманию.

Слайд 11

Личностные УУД:

знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми  этическими принципами, умение выделять нравственный аспект поведения

Познавательные УУД:

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, доказательство, самостоятельное  создание способов решения проблем поискового характера

Коммуникативные УУД:

учёт позиции других,  умение слушать и вступать в диалог

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

- Примером настоящей дружбы могут служить герои ваших любимых сказок, рассказов, которые мы читаем на уроках литературного чтения. Сейчас вы самостоятельно выполните задание «Кто с кем дружит, кто кому нужен», вспомнив героев мультфильмов, сказок, рассказов.

Дифференциация по уровню  сложности, с учётом читательского опыта учеников.

- Соедините стрелочкой имена друзей левого и правого столбиков.

(Для ребят, чей читательский опыт невелик).

Малыш                     Герда

Крокодил Гена        Карлсон

Кай                           Чебурашка

Винни - Пух              Пятачок

Лунтик                     кузнечик Кузя

(Для ребят посильнее).

Том Сойер     Коля Колокольчиков

Тимур              Гек

Чук                   Гекльберри Финн

Васька             Димка

Жиган              Петька

Индивидуальная работа

Затруднений у учащихся не должно возникнуть, так как задание даётся им по силам,  каждому дифференцированно, с учётом их жизненного и читательского опыта.

Самопроверка  по ключу на доске.

Личностные УУД: установление значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, жизненных интересов.

Познавательные УУД: понимать информацию, представленную в виде текста

Регулятивные УУД: умение самостоятельно организовывать работу, осуществлять самоконтроль.

Регулятивные УУД:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

- О дружбе народ сложил много пословиц и поговорок. Какие из них вы знаете?

(Конкурс пословиц и поговорок)

Я предлагаю вам ещё вспомнить некоторые пословицы.

Игра «Собери пословицу»

Для этой игры мы объединимся в команды (группы), каждая группа получит пословицу, но она разрезана на слова. Вам нужно из слов собрать пословицу.

1. Сам погибай, а товарища выручай.

2. Старый друг, лучше новых двух.

3. Без друга – на душе вьюга.

4. Друг за друга стой – выиграешь бой.

5. На вкус и цвет, товарища нет.

6. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

7. Друзья познаются в беде.

8. Человек без друзей, что дерево без корней.

Групповая работа.

Слайд 12

Познавательные УУД: анализ, обобщение.

Коммуникативные УУД: умение высказывать своё мнение, создавать правильные высказывания. Учитывать мнение других, инициативное сотрудничество.

Регулятивные УУД: умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

4 мин.

- Вспомните, какие цели вы ставили в начале урока. Кто считает, что он достиг поставленных целей?

- Закончите урок предложением:

  • Сегодня я узнал …
  •  Я понял, что …
  • У меня получилось …
  • Теперь я могу …

- Ребята, выполните, пожалуйста, в малой группе технику «Синквейн» с понятием «дружба».

Вариант работы:

(1. ДРУЖБА.

2. Дружба КРЕПКАЯ, ВЕРНАЯ.

3. Дружбу нужно СОХРАНЯТЬ, УКРЕПЛЯТЬ, СБЕРЕГАТЬ.

4. В дружбе человек чувствует свою важность и необходимость для другого человека.

5. Дружбой нужно ДОРОЖИТЬ!

Стихотворный вариант на основе проделанной выборки:

Дружба крепкая нужна,

Дружба верная важна.

Дружбу надо сохранять,

Укреплять и сберегать.

Дружбой стоит дорожить,

Так, ребята, стоит жить!)

Если вам понравился наш сегодняшний урок, нарисуйте смайлик:

- с улыбкой – на уроке все усвоил,  могу научить другого;

- довольный – материал понял, но надо повторить;

- грустный – ничего не понял, материал сложный.

Домашнее задание

Побеседуйте с родителями об их школьных друзьях, о том какие качества они ценят в этих людях?

Подготовьте  творческое представление своего друга (Сочинение, фото-рассказ, рисунок, интервью)

Дети оценивают свои личностные качества опираясь на полученные знания.

Дети дают ответы,(если надо,  кратко аргументируя их).

Слайд 13

Личностные УУД: формирование положительного отношения к дружбе.

Познавательные УУД: самостоятельное выполнение творческого задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Соединенные Штаты Америки" (4 класс) УМК "ПНШ"

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование знаний о Соединенных Штатах Америки.Задачи урока:Дидактические:Познакомить с Соединенными Штатами Америки;Формировать умения ра...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Доброте сопутствует терпение " 4 класс

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Доброте сопутствует терпение" 4 классЦель урока: формирование у детей понятий доброта и терпение, их взаимосвязь.Задачи урокаДидактические:Осознание ценнос...

Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Монастырь" (4 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование представления о монастыре, монахах и об их образе жизни. Задачи урока: Дидактические:Сформировать представлени...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Православная молитва" ("Основы православной культуры", 4 класс)

Цель деятельности учителя: формирование понятия православной молитвы и знаний о том, когда и где нужно обратиться к молитве.Задачи урока:Дидактические: 1)познакомить обучающихся с понятием правос...

Технологическая карта урока ОРКСЭ «Чувство Родины» («Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс)

Мои методические разработки: Цель урока: формирование представлений у обучающихся о понятиях «Родина», «патриотизм» и их роли в обществе.Планируемые результаты:Предме...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Церковь" УМК: «Основы православной культуры» 4 класс

Цель урока: формирование у обучающихся представления о церкви.   Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1) дать представление о церкви и как в неё вступить;2) познакомить с пон...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Покаяние" (УМК "Основы православной культуры", 4 класс)

Цель деятельности учителя:формирование новых знаний о «Таинстве покаяния».Задачи урока:Дидактические:1)  дать представление о «Таинстве покаяния»; понятии «совесть&r...