Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Тема "Христианство"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Симахина Жанна Владимировна

Конспект урока по православной культуре

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: « Христианство»

Цель: способствовать формированию умения определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.

Задачи:

-Обучающая: познакомить обучающихся с мировой религией – Христианство;

познакомить  с десятью заповедями Моисея; формировать у обучающихся представлений о законах и ценностях христианской морали;

-Развивающая: осознать, что представление о Святой Руси – это представление о  России, стремящейся к святости; понять

-Воспитывающая: интерес к предмету, уважение к верующим людям

Ход урока

  1. Организационный момент

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее,

Начнем скорей урок!

  1. Повторение пройденного.

- Какие традиционные религии существуют в России?

(христианство, ислам, буддизм и иудаизм)

- Сейчас прозвучит запись. Послушайте и подумайте о какой религии пойдет речь?

Звучит колокольный звон.

- Где вы могли слышать эти звуки?(в церкви, храмах )

- Что такое храм ? (жилище богов).

- О какой религии мы сегодня будем говорить? (о христианстве)

3. Работа по теме урока (слайд)

- Христианство – крупнейшая мировая религия. Оно возникло в 1 веке нашей эры и насчитывает наибольшее число последователей в мире. Христианство разделяется на несколько направлений.

- Какое направление в России? (православие)

И вот в 1 в н.э. по библейскому преданию в городке Вифлееме, в хлеву у девы Марии родился сын, которого назвали Иисусом. (слайд)

…Светало. Рассвет, как пылинки золы,
Последние звезды сметал с небосвода.
И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла,
Ему заменяли овчинную шубу.
Ослиные губы и ноздри вола.

Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.
Б.Пастернак

В детстве мальчик ничем не отличался от своих сверстников. В 30 лет Иисуса крестил Иоанн Креститель, (слайд) после чего Иисус начал проповедовать и творить чудеса. Главное, о чем говорил Иисус, это то, что люди должны возлюбить Бога и друг друга, быть смиренными, и тогда им воздастся все после смерти, и они обретут царствие Божье. Кроме того он призывал людей относиться к другим так, как они бы хотели, чтобы относились к ним. Вскоре у него появились ученики, которые назывались апостолы, (слайд) их было 12. Иисус и ученики отправляются в Иерусалим, где состоялась Тайная вечерия – последний ужин Иисуса и его учеников, (слайд) где произошло таинство причастия. Иисус надломил хлеб, который символизировал его тело, и налил вино, символизирующее его кровь.

После этого Иисуса предал Иуда, один из учеников Христа за 30 серебряников. И Иисус предстал перед судом, который приговорил его к распятию на кресте. На Христа надели терновый венец, он сам нес свой крест на место распятия – Голгофу. (слайд)  Иисуса распяли, а через 3 дня он воскрес. Это было воскресенье. И в память об этом событии все христиане в воскресенье отдыхают. По Библии, Иисус принял смерть за все грехи людей, и поэтому его называют Спасителем.

Жизнь Иисуса Христа изложена в 4-х Евангелиях (от греч. «Благая весть») от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, кроме того, источником из которого мы знаем о нем является часть Библии, которая называется Новый Завет.

  1. Открытие новых знаний

- Что такое христианство? (Крупнейшая мировая религия)

- Какое направление в христианстве является ведущим в России? (православие)

- Что такое Евангелие? (благая или добрая весть)

- Кого называли апостолами? (ученики Иисуса)

- Объясните, что такое Тайная вечеря? (последняя трапеза с учениками)

- Что такое Голгофа? (место распятия Христа)

- Почему Христа называют Спасителем? (Иисус принял смерть за все грехи людей)

Итак, мы с вами познакомились с одной из мировых религий – христианством. Теперь давайте прочитаем отрывок   из Нагорной проповеди Христа и ответим на вопрос Как вы думаете, почему идеи христианства были восприняты многими людьми? И почему христианские ценности актуальны и в наши дни?  

Чтение нагорной проповеди

(человек может быть счастливым)

- Что нужно для того чтобы быть счастливым? (Помогать илюдям, заботиться о них. Всегда и во всем стараться быть добрыми и чем-то жертвовать.

- Мы с вами выяснили, что любовь есть основание всей христианской жизни.

- Выражение нашей любви  - это добрые дела.

- Вера в Бога, создает «мост» между Богом и человеком. Этот мост, наш жизненный путь, похож на канатную дорогу над пропастью в горах.

- Что человек строит на мосту, чтобы не упасть вниз? (Мы строим ограждения. Так и Бог дал нам внутренний нравственный закон, дал нам совесть, чтобы защитить и уберечь нас на жизненном пути)

- У кого-то совесть чуткая, у кого-то – не очень. Мы, к сожалению, не всегда различаем, что хорошо, а что плохо. Чтобы у людей было ясное основание, по которому можно различать добро и зло в  своих поступках и намерениях, Бог дает в дополнение к внутреннему закону внешний закон – заповеди.  Заповеди записаны в Библии, которая говорит о том, что они даны людям от Бога.

- А что такое заповедь? Найдите в словаре это слово. (Повеление, данное Богом конкретному человеку или верующим в него людям и имеющее  характер предписания или запрета.)

Получение Моисеем заповедей. (Слайд)

- Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей и его народ видели, как задымилась и затряслась гора Синай. Но это не было обычным землетрясением. Моисей поднялся на дымящийся Синай для того, чтоб там встретить Бога и получить от Него заповеди. 40 дней Моисей провел на объятой огнем вершине. Этот огонь не обжигал его, потому что он был знаком присутствия Бога.  (слайд) Бог сам начертал заповеди на каменных плитах (скрижалях), которые Моисей вынес из огня к народу. Люди же были поражены еще и тем, что вернувшись к ним, сам Моисей светился так, что лучи исходили от лица его, хотя сам он этой перемены в себе не замечал.

 Десять заповедей. (слайд)

Бог дал Моисею 10 заповедей. Заповеди были написаны на двух каменных досках или скрижалях: на одной четыре и на другой шесть заповедей. Первые четыре говорят об отношениях человека с Богом, они учат нас, как нужно любить Бога.

Прочитайте заповеди.

     Начиная с пятой заповеди, говорится о том, как нужно любить людей, наших ближних. А кого мы называем ближними? (Все люди нам ближние, потому что все люди дети одного Отца Небесного.)

Заповеди о любви к ближнему. (Слайд)

- Заповеди о любви к ближнему показывают нам границы, которые мы не должны переступать, если не хотим навредить другим людям и самим себе. Давайте назовем их.

5-я заповедь. Почитай отца твоего и мать твою. Как вы понимаете?

Все люди наши ближние, но некоторые люди нам ближе всех. Кто нам самые близкие? Родители. Значит, прежде всего, нужно любить наших родителей. Любовь к родителям называется по-другому почтением. В пятой заповеди Господь и велел почитать родителей.

Родители заботятся о нас: поят, кормят, одевают, но некоторые заботы передают от себя другим людям. Учителя, старшие, священники, разные начальники заботятся о нас в некоторых делах вместо родителей, а потому их нужно также почитать, слушаться их.

Значит, пятой заповедью Бог велит почитать родителей и всех тех людей, которые заботятся о нас вместо родителей. За это почитание Бог обещает и дает счастливую и долгую жизнь на земле.

6-я заповедь.  Не убивай.

Выше всего на земле жизнь. Мы должны беречь свою жизнь и жизнь других людей. Поэтому большой грех все то, чем мы можем навредить своей жизни и жизни наших ближних. Этот грех называется убийством.

Шестой заповедью запрещается убийство человека не только самим делом, но и всякое бранное слово. Бранными словами мы обижаем людей, а всякая обида огорчает тех, кого обижают, вредит их здоровью и убавляет у них жизни.

Бог дал человеку власть над животными, поэтому мы не грешим, когда для еды лишаем жизни животных, но над жизнью людей мы никакой власти не имеем.

Бог желает людям добра, а потому, кто хочет себе добра, тот не захочет браниться, драться, а тем более убивать людей.

7-я заповедь. Не прелюбодействуй.

Эта заповедь запрещает любить корыстно, потому что корысть влечет за собой предательство. Использовали в своих интересах человека и бросают его, как уже ненужную вещь. Совсем по-другому любит человек настоящей любовью. Так, как всякая мать любит своих детей, хорошие братья любят своих братьев и сестер. Разве мать любит из корысти или забавы маленького ребенка? Кроме беспокойства от него ничего нет, а все-таки мать заботится о ребенке не меньше, чем сама о себе. Вот это любовь настоящая. При такой любви человек думает не о себе, а о другом человеке. Так нужно любить ближних.

8-я заповедь.  Не кради.

Кто любит своих ближних, тот старается помогать им во всем, как отец с матерью дают своим детям все, что им нужно. Грешные люди стараются только о себе и не боятся обижать других людей, отнимают у них то, над чем сами обидчики не трудились. Кто берет себе чужое добро, тот обкрадывает, обижает своих ближних.

Кража бывает разная: воруют люди тихонько, отнимают силой, выманивают обманом, не хотят ничего делать и едят даром хлеб.

Воровать чужое легче, чем самому добывать себе пищу трудом, но краденое никогда впрок не идет. Начинают воровать с мелочей, а потом доходят и до большого. Поэтому не надо никогда брать чужого ни крошки.

9-я заповедь.  Не лги.

             Люди живут не поодиночке, а обществами. В обществе каждому человеку живется хорошо только тогда, когда всякое дело решается по правде. Если же правды в делах не будет, то люди начнут друг друга обижать. Например, займет сосед у соседа денег, а потом забудет про свой заём или станет говорить, что он не занимал. Давший взаймы попросит в суде разобрать это дело. Но судьи  сами ничего не знают про это дело и спросят свидетелей, тех людей, которые все видели. Если свидетели скажут, что должник действительно занимал деньги у соседа, то судьи велят ему отдать долг, а если скажут, что не занимал, то давший взаймы ничего не получит. Т.е. если свидетели скажут правду, то и дело решится по правде, а если покажут ложно, то давшего взаймы напрасно обидят.

Но не только в суде нужна людям правда. Для всякого человека не все равно, что говорят про него другие люди. Например, если кого-нибудь из нас начнут называть вором, а мы ничего не воровали. Такая напраслина зовется клеветой. Всякая клевета нас обижает, обижает она и всякого человека. Так как каждого человека надо считать своим другом, значит, ни про кого не следует говорить лжи, а всегда нужно говорить правду, как на суде, так и в обыкновенных разговорах.

Не нужно говорить про людей и что-нибудь плохое. Потому, что мы можем ошибиться и напрасно их обидеть. И потому, что никто нас не назначил судить других людей, да и сами мы не лучше их.

10-я заповедь.  Не завидуй.

Не все люди живут одинаково: одни живут богаче, другие — беднее. Если человек доволен своим достатком, то и душа у него покойна; он работает, трудится, желает добра и себе, и другим людям. Но когда человек работает мало, а жить хочет богато, то он начинает много думать о привольной жизни. Свой достаток ему кажется малым и жадность все больше и больше овладевает душой человека. Ему хочется владеть уже не только своим добром, но и чужим. Все бы он взял одному себе. Жадный человек завидует другим людям; горюет, когда другие люди живут хорошо, и радуется всякой чужой беде. Завистник любит только одного себя, а других людей ненавидит. От этого у завистника не бывает на душе покоя, и он вредит и другим людям, и самому себе. Пользы от зависти нет никакой, а вреда много.

  1. Физминутка

Встаньте  дети,  встаньте  в  круг,

Я  твой  друг  и  ты  мой  друг.

Влево, вправо  повернитесь

И  друг  другу  улыбнитесь.

Руки  к  солнцу  протянули,

Лучики  поймали  и  к  груди скорей  прижали.

С  этим  лучиком  в  груди  

Ты  на  мир  ясней  гляди

  1. Работа по теме урока

А теперь давайте проверим, как вы запомнили и поняли заповеди Божии о любви к ближнему.

Слайд  Какая заповедь нарушена?

 (щелчок) 5-я. Почитай отца твоего и мать твою.

Слайд  Идет урок… Какие заповеди нарушены?

5-я. Почитай отца твоего и мать твою. Неуважение к учителю.

6-я. Не убивай. Обижает девочку.

8-я. Не кради. Срывают урок, крадут время и возможность получить знания.

Слайд  О какой заповеди сказано?

9-я. Не лги.

Шила в мешке не утаишь.

Кто сам врет, другим не верит.

И собой не хвалюсь и людей не хаю.

(слайд) 8-я. Не кради.

Лучше по миру сбирать, чем чужое брать.

Знает кошка, чье мясо съела.

Легко добыто, легко и прожито.

(слайд) 6-я. Не убивай.

Худой мир лучше доброй драки.

Не убьешь словом, да опозоришь.

Не бранись: не чисто во рту будет.

(слайд) 10-я. Не завидуй.

Не коси глаз на чужой квас.

В чужих руках пирог велик; а как нам достанется, мал покажется.

Кто чужого желает, скоро свое потеряет.

(слайд) 7-я. Не прелюбодействуй.

Любишь розу, так терпи шипы.

С виду хорош, а продаст за грош.

(слайд) 5-я. Почитай отца твоего и мать твою.

На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.

Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит.

Почитай учителя как родителя.

Соотнеси пословицу и заповедь.

Насилие яд для души.                                                                                     Не убивай.

Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает                           Не завидуй.

Не ищи правды в других, коли её в тебе нет.                                               Не лги.

Вору потакать – что самому воровать.                                                          Не кради.

На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.           Почитай отца твоего и матерь твою.

                                                    Самостоятельная работа

- На листах определите заповедь, и охарактеризуйте ее.

Исследовательская работа с текстом.

Прочитайте пожалуйста текст притчи

Во время чтения текста  постарайтесь выбрать в нем отрывки, которые

а) радуют вас, потому что вы согласны со сказанным;

б) печалят вас, потому что так поступать тяжело.

ПРИТЧА О ДОБРОМ САМАРЯНИНЕ

     Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей? Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя». И тогда Ему задали непростой вопрос: «а кто мой ближний?». В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние (близкие)».

     Христос же на заданный Ему вопрос ответил притчей о добром самарянине:

На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили. Прохожие остались прохожими. Они проходили мимо. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил своей совести, что он очень торопится, что у него впереди очень важные дела – и проходил. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке, остановился. Раненый человек замер. Ведь совсем недавно он со своими приятелями недобро подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит?.. А прохожий нагнулся, перевязал раны, отвез раненого в гостиницу и оплатил его лечение.

- Как вы поняли притчу Христа о добром самарянине?

- Вы согласны с утверждением: «Как ты к нам (относишься), так и мы к тебе»?

     Родные и единоплеменники не увидели в избитом своего ближнего и прошли мимо. А вот приезжий незнакомец смог отнестись к нему как к своему ближнему.

     Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. И еще ближний - это тот, кто нуждается в твоей помощи. Если человеку больно – становится неважно, на каком языке он говорит и какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета.

     Даже если этот человек виноват лично перед тобой, все равно в минуту его беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.

     Нельзя поступать по принципу: «Как ты ко мне, так и я к тебе!» или «Так тебе и надо! Получай по заслугам!»

     Милосердное прощение выше и благороднее, чем справедливое возмездие.

     Милосердие напоминает, что есть мелкие неприятности, а есть настоящие несчастья. Кто-то однажды подставил тебе подножку – и вот тебе досталась новая шишка и порция насмешек. Это неприятно. Но прошло время - и этот кто-то сам смешно растянулся на брошенной кем-то банановой шкурке. Да так сильно, что повредил ногу и самостоятельно не смог подняться. Это беда. Ты сможешь забыть ту подножку? Сможешь не обрадоваться его беде? Сможешь подойти, помочь ему, позвать врача?

     Это непросто – переступить через свои давние и вроде бы справедливые обиды. Но это – самый высокий из призывов Иисуса Христа: «А Я говорю вам: любите врагов ваших». Но если человек принимает благодатную силу Христа – то и это ему под силу.

- У нашего внутреннего мира или у души есть удивительное свойство: душа становится тем богаче, чем больше она отдаёт другим людям. Тот, кто сделал добро другому человеку, - и сам стал добрее и радостней. И добрее стал тот, кому он помог. И добрее стал весь мир.

Об этом поет знакомый вам детский стих: «Поделись улыбкою своей – и она к тебе не раз еще вернется!»

Об этом же и стихотворение, написанное сто лет назад одной монахиней из московского Ново-Девичьего монастыря:

Где бы сердце вам жить ни велело —

В шумном свете иль в сельской тиши —

Расточайте без счета и смело

Вы сокровища вашей души.

Не ищите, не ждите возврата,

Не смущайтесь насмешкою злой.

Человечество все же богато

Лишь порукой добра круговой.

- Как вы понимаете выражение «круговая порука добра»?  (Один за всех и все за одного).

- Давайте и мы с вами вспомним нашу любимую песню о добре и споем ее.

  1. Рефлексия

- Что же такое христианство? (христианство – мировая религия, она распространяется по всему свету. Это религия спасения от страданий, зла и несправедливости. Христианство не требует жертвоприношений; оно побуждает быть милосерднее и терпимее к людям.

 - Для чего же служат заповеди людям? Можем ли мы сказать, что заповеди Моисея не утратили своего значения и сегодня? Нужны ли сейчас современному человеку данные Богом заповеди? Слайд .

На слайде №8 предложены ответы на выбор учащихся:

  • Нет, потому что они были нужны в древности, когда народ был необразованным; сейчас все люди грамотные, поэтому эти законы им не нужны.
  •   Да, потому что нравственные законы важны для любого времени.
  •   Да, потому что соблюдение заповедей даёт тебе право считать себя избранным из людей, потому что ты лучше.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

 Итак, в Библии рассказывается, что Бог дал людям заповеди, чтобы оградить их от зла. Заповеди Моисея показывают  людям, что есть ценности, через которые нельзя переступать!

             8. Домашнее задание.

- Подберите пословицы и стихотворения о добре.

МБОУ «Краснопоймовская средняя общеобразовательная школа»

Урок на РМО по

Основам духовно-нравственной культуры народов России

Тема урока: «Христианство»

Учитель начальных классов: Симахина Ж.В.

Октябрь 2016 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основы православной культуры Учитель начальных классов: Симахина Ж.В.

Слайд 2

Христианство

Слайд 8

Место, где Моисей говорил с Богом (Синай).

Слайд 10

Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. 1. (Да не будет у тебя иных Богов, кроме Меня.) Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им… 2. (Не сотвори себе кумира.)

Слайд 11

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно , ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. Помни день субботний , чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему…

Слайд 12

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради.

Слайд 13

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. (Не лги.) Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего. (Не завидуй.)

Слайд 16

Шила в мешке не утаишь. Кто сам врет, другим не верит. И собой не хвалюсь и людей не хвалю.

Слайд 17

Лучше по миру сбирать, чем чужое брать. Знает кошка, чье мясо съела. Легко добыто, легко и прожито.

Слайд 18

Худой мир лучше доброй драки. Не убьешь словом, да опозоришь. Не бронись: нечисто во рту будет

Слайд 19

Не коси глаз на чужой квас. В чужих руках пирог велик; а как нам достанется, мал покажется. Кто чужого желает, скоро свое потеряет.

Слайд 20

Любишь розу, так терпи шипы. С виду хорош, а продаст за грош.

Слайд 21

На свете все найдешь, кроме отца и матери. Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит. Почитай учителя как родителя.

Слайд 22

● Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает ● Не ищи правды в других, коли её в тебе нет. ● Вору потакать – что самому воровать. ● На свете всё найдёшь, кроме отца и матери. ● Насилие яд для души.

Слайд 23

Нет, потому что они были нужны в древности, когда народ был необразованным; сейчас все люди грамотные, поэтому эти законы им не нужны. Да, потому что нравственные законы важны для любого времени. Да, потому что соблюдение заповедей даёт тебе право считать себя избранным из людей, потому что ты лучше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока для 4 класса по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" по теме "Дружба"

Данный конспект занятия подходит не только для урока по курсу ОРКСЭ, но прекрасно можно использовать и во внеклассной работе . Тема дружбы занимает большое значение в жизни каждого человека,не зависим...

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Конспект урока по ОРКСЭ "Заповеди" 4 класс Кураева

Конспект урока по ОРКСЭ модулю "Основы православной культуры" по теме "Заповеди" 4 класс Кураева...

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."

Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы  религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....

Конспект урока по ОРКСЭ /модуль "Православная культура" 4 класс

Зачем творить добро? Мне кажется нет такого человека, который хотя бы один раз в своей жизни не задавался бы таким вопросом. Часто в своей повседневности мы не замечаем горе и страдания других людей. ...

Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики) по теме: «Дружба» в 4 классе ОБОШИ «Лицей-интернат №1» г. Курска Учитель начальных классов: Конева Л.Н.

Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики)   Тема: «Дружба» 4 классНа уроке идёт формирование представлений о настоящей дружбе, друзьях, добродетельности в  дружеских отнош...