Древнейшие чудотворные иконы
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Нураева (Шихалёва) Дарья Сергеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_orkse.docx26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок ОПК в 4 В классе по теме:

«Древнейшие чудотворные иконы»

Учитель: Нураева Дарья Сергеевна

Цель: создать условия для формирования представлений у обучающихся о древнейших чудотворных иконах, их значении для верующих христиан.

Задачи:

  1. ознакомление с историей древнейших икон;
  2. выявление самых известных чудотворных икон мира;
  3. воспитание бережного отношения к иконам, их роли в жизни православных христиан.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • уважительное отношение к иконам, как к изображению лика святых для православных христиан;
  • развитие умения взаимодействовать с окружающим миром людей;
  • развитие понимания того, что добро, человечность, сочувствие должны стать нормами нашей жизни;
  • развитие умения высказывать свои версии, гипотезы решения проблемы и проверять их правильность в ходе изучения нового материала;

Предметные результаты:

  • познакомить с историей появления первых икон;
  • выяснить какие чудотворные образы самые известные;
  • узнать в каких местах чудотворных иконы являлись православным; 
  • узнать какие чудеса связанны с иконами;
  • понять роль иконы в жизни православного человека.

Регулятивные УУД:

  • Формулировать тему урока посредством выполнения задания.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу.

Познавательные УУД:

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в тексте. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные УУД:

  • Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе, умение слушать и слышать учителя, одноклассников.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Орг. момент

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке.

- Улыбнитесь друг другу. Начнем урок с хорошего настроения!

Эмоциональный настрой обучающихся на урок

II. Актуализация знаний, определение темы урока

- Возьмите карточку 1 (приложение1).

- Прочитайте задание.

- Вставьте пропущенные буквы.

- Какие буквы вставили?

- Прочитайте слово, которое составляют буквы.

- Верно! Тема нашего урока: Древнейшие чудотворные иконы.

- Скажите, что такое «икона».

- Прочитайте определения слова «икона» в словаре С. И. Ожигова.

- Название каких икон вы знаете?

- Сегодня мы с вами поговорим не просто об иконах, а о тех, которые проявили себя чудесным образом.

Чтение задания, его выполнение

- Мы вставили буквы И, К, О, Н, А.

- Икона.

Высказывания детей

- ИКОНА - у православных и католиков: предмет поклонения -живописное изображение Бога, святого или святых.

Ответы детей

III. Работа по теме урока, изучение нового материала

- Разделимся на 2 группы (ученики 1 варианта – первая группа, ученики 2 варианта – вторая группа).

- У каждой группы есть текст, с которым нужно поработать (приложение 2).

- Ваша задача прочитать текст и поработать по вопросам к нему, выполнить задания.

- Сейчас каждая группа зачитает то, что подчеркнули, выполняя задания и вывод, таким образом мы узнаем об истории появления первых чудотворных икон (1 группа) и о самых известных чудотворных иконах мира (2 группа).

- К иконам люди обращаются в разных жизненных ситуациях. Обращаются и при радостных событиях, и в самые трудные, печальные моменты.

- При каких радостных событиях может обратиться к иконе?

- При каких ситуациях можем попросить помощи у икон?

- Верно! Каждый человек, обращаюсь к лику святого, рассчитывает на его помощь. Чувства верующих описываются и в прозе, и в стихах, и в музыке.

- Послушайте стихотворение С. Горецкого «У Казанской Божьей Матери».

У Казанской Божией Матери
Тихо теплятся огни.
Жены, дочери и матери
К Ней приходят в эти дни.

И цветы к Её подножию
Ставят с жаркою мольбой:
“Матерь-Дева, с силой Божией
Охрани ушедших в бой.

Над врагом победу правую
Дай защитникам Руси,
Дай сразиться им со славою
И от смерти их спаси”.

- Подумайте и скажите, в какие дни приходили жены, матери, дочери к иконе Казанской Божьей Матери?

- Что просили женщины у иконы?

- Могла ли помочь им икона? Как?

- Знакомы ли вы с такими случаями, когда иконы или лики святых являлись чудесным образом верующим?

- С такими фактами мы сейчас познакомимся (сопровождение презентацией).

Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, одна из икон, написанных апостолом Лукой. В 1383 году, за 70 лет до взятия турками Константинополя, икона исчезла из храма и в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера.

Курская – Коренная икона Божией Матери: по преданию, икона была найдена 8 сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы. В лесу охотник нашёл небольшую икону, лежавшую лицом вниз на корне дерева.

Казанская (1579 г.) икона Божией Матери: девятилетней девочке Матроне в сонном видении явилась Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую некогда в земле тайными христианами.

Державная (2 марта 1917 г.) икона Божией Матери: крестьянка Евдокия Адрианова во снах стала видеть белую церковь с повторяющимся требованием найти чёрную икону и сделать её красной. После долгих поисков в подвалах церкви была найдена большая почерневшая от времени икона.

Православные христиане считают, что Божья мать, Богородица считается покровительницей России.

- Как являлись людям иконы?

- Какая икона была особо почитаема императорским Домом Романовых?

- Давайте подведем итог: как являлись чудотворные иконы?

- Больше информации о древнейших чудотворных иконах вы можете прочитать в учебнике с. 112-119.

- Какую информацию из учебника выяснили новую, о которой еще не говорили на уроке?

Разбиваются на группы, занимают свои места

Работа в группах по карточкам

Защита групповой работы, краткое освещение тем

- Рождение ребенка, вступление в брак и т.д.

- При смерти родных, если попали в трудную жизненную ситуацию, во время тяжелой болезни и т.д.

Предположения детей

Прослушивают стихотворение, проникаются его смыслом

- В те дни, когда начиналась война, когда мужчин забирали на фронт.

- Женщины просили одержать победу над врагом, спасти от смерти мужчин.

- Икона могла помочь. Тем, кто искренне верит и ждет помощи, Божья Матерь всегда помогает и совершает чудеса.

Ответы детей

Ответы детей

Чтение текста хорошо читающими детьми

Ответы детей

IV. Работа по теме урока, закрепление нового материала

- Откройте рабочую тетрадь на с. 51, выполним задание 3.

- Прочитайте задание.

- Так как мы знакомы с этими иконами, попробуйте, не смотря на названия икон в задании, назвать их.

- А теперь подпишите иконы соответствующими цифрами.

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте правильность выполнения задания по ключу (презентация).

- Продолжим работать в тетради. Откройте с. 52, задание 4.

- Прочитайте задание.

- Предлагаю поработать в малой группе (по 4 человека). Разгадайте кроссворд, покажите готовность группы.

- Сверимся со слайдом. Все ли у вас правильно?

- Молодцы!

Работа в тетради на печатной основе

- Укажи с помощью цифр названия икон.

- Спас Нерукотворный, Казанская икона Божьей Матери, Владимирская икона Божьей Матери, Господь Вседержитель, Курская-Коренная икона Божьей Матери, Иверская икона Божьей Матери.

Взаимопроверка

- Разгадай кроссворд.

Разгадывают кроссворд, сверяются с доской

V.Итог урока

- Подведем итог урока.

- Какие древнейшие чудотворные иконы запомнили?

- Почему их называют «чудотворными»?

- В каких ситуациях мы можем обратиться к иконе?

Ответы детей

VI. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке: поднимите зеленый сигнал, если вам было интересно и все понятно.

- Поднимите желтый сигнал, если не все получалось на уроке и не все понятно.

- В чем заключается трудность? Что нужно повторить дома?

- Поднимите красный сигнал, если ничего не поняли сегодня на уроке.

- Какую работу нужно проделать дома, чтобы понять тему?

- Молодцы, вы сегодня хорошо поработали!

Сигналы-карточки на парте

Ответы детей

Ответы детей, коррекция

Домашнее задание

С. 112-119 прочитать, выучить отрывок из стихотворения М.А.Волошина «Владимирская Богоматерь»

Запись домашнего задания в дневник


Приложение 1

Карточка 1

Задание: вставь пропущенный буквы.

Та_нства Церкви, Таинство _рещения, Таинств_ Брака, Тай_ая вечеря, Т_инство Исповеди.

Задание: выпиши только те буквы, которые ты вставил.

_________________

 

Приложение 2

1группа. История появления первых чудотворных икон

Начало чудотворения от икон положено образом Спасителя. Даже появился первый чудотворный образ совершенно необычно. Согласно преданию, он не был никем написан, то есть не создавался руками человека, поэтому получил название Спас Нерукотворный.

Во время земной жизни Иисуса Христа слава Его чудес достигла города Едессы (Сирия), где правил страдавший проказой благочестивый царь Авгарь. Он уверовал в Иисуса как в Сына Божия и послал к Нему с просьбой об исцелении придворного живописца Ананию, поручив ему написать изображения Иисуса.

Прибыв с посланием царя в Иерусалим, Анания увидел Иисуса среди множества людей. Не имея возможности приблизиться к Спасителю и ожидая, когда разойдется народ, Анания встал на камень и, внимательно всматриваясь в лицо Спасителя, намеревался Его изобразить, но …не мог передать Лик Спасителя. Тогда Иисус Христос подозвал его, назвав по имени, и попросил принести воду и урбус (полотенце). Господь умыл лицо, отер его убрусом, и на нем чудесным образом отпечатлелся Его Божественный Лик

Возвратившись в Эдессу, Анания отдал своему царю нерукотворное изображение Лика Спасителя. Авгарь с благоговением принял Нерукотворный образ, приложился к нему и тотчас исцелился.

Так появился первый образ Иисуса Христа - «Спас Нерукотворный».

Древнейшая из сохранившихся икон «Спас Нерукотворный» является национальной Святыней России и бесценным памятником мировой культуры.

Вопросы и задания.

1. Подчеркните информацию о том, как называлась первая икона.

2. Что значит нерукотворный?

3. Подумайте, какое чудо произошло от иконы?

4. Какое значение для России имеет древнейшая из сохранившихся икон «Спас Нерукотворный»?

2группа. Самые известные чудотворные образы мира

История знает много священных изображений, которые помогали и до сих пор исцеляют многие человеческие недуги - как душевные, так и физические. А есть и такие иконы, к которым стремятся попасть практически все православные:

Икона Николая Чудотворца. 

Николай Чудотворец – самый почитаемый и любимый святой на Руси. Его доброта, милосердие, бескорыстие прославили его по всему христианскому миру.
Ему молятся о путешествующих, плавающих и пленных, просят о мире в семье, молятся в бедности и нужде. По молитвам этого святого воистину свершается невозможное. Он исполняет любую просьбу или молитву, идущую от чистого сердца. Кроме того, Святой является заступником моряков и путешественников.
 По молитвам этого святого воистину свершается невозможное.

Казанская икона Божьей Матери. Один из известнейших образов Богородицы, одна из самых почитаемых в России. В современной истории эта икона знаменита тем, что в Великую Отечественную войну она защищала наших солдат и простых жителей в блокадном Ленинграде Народная молва приписывает ей благодать исцеления от слепоты и болезней глаз.

Ею благословляют при вступлении в брак.

Говорят, что этот образ помогает в беде многим верующим.

Владимирская икона Божьей Матери. Это один из самых старых и почитаемых святых образов на Руси, тот, который должен быть в каждой православной семье. Он исцеляет тело и душу, а также защищает от зла.

Владимирская икона Божьей Матери стала национальной русской святыней.

Чудотворные иконы приходят на помощь тогда, когда верующие особенно требуют заступничества.

Задания.

1. Подчеркните самые известные священные образы.

2. Чем знамениты эти образы?

3.Сделайте вывод: какие чудеса происходят от древнейших чудотворных икон? 

4.Подчеркните ответ на вопрос: какое значение для России имеет Владимирская икона Божьей Матери?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории по теме «Повторение изученного по темам: «С летописцем в Древнюю Русь» и «Путешествие в древнюю Москву»».

Урок-игра по истории или окружающего мира в 4 классе по теме:«Повторение изученного по темам: «С летописцем в Древнюю Русь» и «Путешествие в древнюю Москву»»....

Презентация "Египет, Древняя Греция, Древний Рим"

Данная презентация может быть использована на уроке окружающего мира в 4 классе по программе Плешакова. Презентация составлена в виде демонстрационного материала, поэтому любой учитель может включать ...

Урок православной культуры. Красота и радость в иконах «Рождество Христово». Как разговаривает икона?

На уроках православной культуры школьники получают культурологические знания, необходимые для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ...

Исследовательская работа "Чудотворная сила иконы Святой Матроны Московской"

Исследовательская работа ученицы 4 класса о жизни Святой Матроны Московской, которая родилась слепой; исцеляла всех людей, приходивших к ней....

Презентация "Иконы. Икона Иоанна Богослова"

В данной презентации дается описание имени Иван, его историческое значение....