Методическая разработка к уроку "Россия- наша Родина"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Методическая разработка к уроку "Россия-наша Родина" .Учебник А. Шемшуриной. УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_rossiya-nasha_rodina.docx27.57 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока «Россия – наша Родина»

Курс «Основы религиозных культур и светской этики», Модуль «Основы светской этики»

Класс_4__________________________________________________________________________________________________________________

УМК Школа России

Учитель: Саламова Тамилла Джумшуд кызы , 1 категория

Тема урока «Россия – наша Родина»

Цель урока:

•        Воспитание гражданственности и патриотизма.

•        Формирование духовной культуры личности.

•        Популяризация государственных символов Российской Федерации.

Задачи урока:

•        Воспитание чувства национального единства.

•        Развитие познавательного интереса к изучению современной символики России и Алтайского края (региональный компонент).

•        Формирование умения использовать знания в творческой деятельности.

•        Формирование духовной сущности национальной культуры школьника.

Планируемые результаты:

1. личностные:

- формирование мотивации к изучению нового предмета;

- формирование гражданской и этнической идентификации;

2. метапредметные:

- развитие смыслового чтения;

- развитие речи;

- развитие коммуникативной компетенции;

- осуществление самоконтроля и самооценки;

3. предметные:

- определение круга тем, которые будут затрагиваться в процессе работы по предмету;

- знакомство со структурой учебника

Оборудование урока: Интерактивная доска, проектор, ноутбук, глобус, карта мира

Этапы урока,

цели

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемый результат

1.

Организационный момент. (Вводное слово учителя)

-Здравствуйте ребята!  Сегодня у нас первый урок по новому предмету - основы религиозных культур и светской этики.  Модуль, который мы с вами будем изучать -Светская этика

2.

Целеполагание (мотивация деятельности с использованием художественной литературы)

-А начнем мы наш урок со стихотворения Александровой «Родина»; (слайд №2)

- Ребята, давайте обсудим стихотворение.

   Вопросы обучающимся:

- Что говорит поэт о нашей стране, какой он её видит?

- Какова основная идея данного стихотворения? (ответы учеников)

- Ребята как вы думаете о чем мы сегодня на уроке будем с вами говорить?

- Значит тема нашего урока……(«РОССИЯ – НАША РОДИНА»).  (слайд № 1)

-  Сегодня ребята, мы узнаем много нового, вспомним все, что нам известно, попытаемся сделать наш урок интересным, запоминающимся и вы мне в этом поможете. Давайте найдем нашу страну на глобусе и карте. Что вы заметили?

Отвечают на вопросы

Тему урока формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

3.

Изучение нового материала (информационный блок)

ФИЗМИНУТКА

У каждого из вас на столе лежит карта-путеводитель нашего урока, с помощью которой, мы совершим путешествие в мир нового, интересного.  Посмотрите внимательно, на каждой остановке у вас есть пустые строчки, которые вы должны заполнить в ходе знакомства с новым материалом.  Наша страна особенная, она имеет свои символы, традиции, обычаи.  

Итак, ребята, мы начинаем наше путешествие! (слайд №3)

 Первая остановка «Россия – многонациональная страна».  

Это означает, что в  нашей  стране  проживает  очень  много  различных  народов.  

                                          Одним – милее осень,

                                          Другим – милей весна.

                                         А Родина Россия

                                         У нас у всех - одна.

-А теперь давайте запишем, что значит многонациональная страна?  (запись учеников)

- Продолжим наше путешествие!  А знаете ли вы ребята, какой город является столицей нашего государства?!  (слайд №4).

-У каждого государства есть своя символика – это флаг, герб и гимн. (слайд №5)

- ФЛАГ – один из важнейших символов государства, выражающий единство, независимость.   По флагу судят о принадлежности к тому или иному государству.

(слайд №6)   Наш флаг еще называют триколор, т.к. он трехцветный (описание цветов)

-  Движемся дальше.

(слайд №7) ГЕРБ - на гербе РФ изображен двуглавый орел – символ власти, верховенства, силы, мудрости. Увенчан орел двумя малыми коронами и над ними одна большая корона соединенные лентой.  В правой лапе -  скипетр, в левой держава, на груди орла на красном щите серебряный всадник в синем плаще поражающий копьем дракона.  

ГИМН – (слайд №8) торжественная песня, принятая как символ государственного и народного единства. Гимн России всегда слушается молча и стоя. Гимн звучит только в особых случаях:

•        При вступлении президента в должность;

•        Во время церемоний встреч и проводов глав или представителей иностранных государств:

•        Во время проведения воинских ритуалов;

•        На торжественных мероприятиях и праздниках и т.д.

Ребята все вы хорошо работаете, а теперь давайте отдохнем.  

Проведение физминутки

КОНСТИТУЦИЯ - (слайд №9) основной закон РФ по которому живет все наше государство. Современная конституция принята 12 декабря 1993 года, поэтому 12 декабря мы отмечаем день Конституции.  

(слайд №10)

Главой нашего государства является президент. Которого, избирает народ. Ребята вы знаете, кто является президентом России?

В Санкт-Петербурге тоже есть своя символика. Это флаг и герб. (слайд №11) ,

В начале урока мы с вами говорили о том, что наша страна многонациональная. У каждого народа есть свои обычаи и традиции. В нашем государстве народы исповедуют разные религии:

•        Православие (слайд №12)

•        Ислам (слайд № 13)

•        Иудаизм (слайд №14)

•        Буддизм (слайд №15)

Ребята, наше путешествие по карте не закончилось. Обратите внимание, что в центре карты находятся очень важные, ключевые слова РОДИНА - ГРАЖДАНИН - ПАТРИОТ.   -   прочитайте стихотворение и ответьте на вопрос: «Что мы Родиной зовем?  

 Стихотворение:

 Что мы Родиной зовём?        

 И берёзки, вдоль которых

Дом, где мы с тобой живём,  

Рядом с мамой мы идём

Что мы Родиной зовём?      

Наши праздники и песни,

Поле с тонким колоском,      

Тёплый вечер за окном.

У каждого из нас есть своя малая Родина – это то место, где мы с вами живем.  Но все эти местечки объединяются в одну Родину.  Для нас эта Родина -РОССИЯ.

Мы являемся гражданами нашей страны, у нас есть права и есть обязанности. Главная ваша обязанность – учиться!  Во благо нашей страны - РОССИИ.

Люди, которые любят свою страну, гордятся, восхищаются ей, служат на благо нашей Родины – таких людей называют - Патриоты. (Е.Пермяк «Сказка о большом колоколе»)

Изучат карту-путешествия

Заполняют карту.

Показываю движения.

Рассматривают, обсуждают, сравнивают

Продолжают заполнять карту-путешествия.

Обсуждение рассказа

ответы учеников.

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

4.

Актуализация опорных знаний (аналитический блок)

А теперь ребята давайте посмотрим, что вы запомнили на сегодняшнем уроке. Постарайтесь ответить на мои вопросы.

•        В какой стране вы живете?

•        Что значит многонациональное государство?

•        Назовите столицу нашего государства?

•        Какие символы РФ вы знаете?

•        Кто является главой нашего государства?

•        Как называется самый главный документ нашей страны?

•        Какие религии исповедуются на территории нашего государства?

Ребята отвечают на вопросы

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам

Рефлексия.

Ребята, а сейчас мы с вами прослушаем как звучит Гимн России.

(оценивается реакция детей на ранее изученное, прослушивание гимна стоя и молча.)

Что нового вы сегодня узнали? Что было интересным? Что оказалось сложным? Зачем это нужно знать?

Работа со смайликами. Дети у вас на столах лежат смайлики. Если вам понравился урок, то нарисуйте смайлику улыбку, а если нет, то он у вас будет хмуриться.

Отвечают на вопросы

Рисуют смайлики.

Домашнее задание.

-Ребята, у вас сегодня будет необычное домашнее задание. Представьте, что вы корреспонденты и вам нужно взять интервью в своей семье. Послушайте, какие вопросы вы можете задать:

  • Каких героев России вы знаете и в чем их заслуга перед Отечеством?
  • Каких книги о нашей Родине – России они посоветовали бы тебе прочитать?
  • Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для своей Родины?  Кто это? В чем их заслуги?

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа "Наша дружная семья

Классный час формирует убеждения о важности и роли семьи и школы в жизни человека;  воспитывает у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью;  формирует духовные и...

методическая разработка Я и моя Родина

Данная разработка предназначена для внеклассных мероприятий для учащихся начальной школы. Содержит богатый материал о нашей славной Родине России....

Разработка урока "Россия - наша Родина"

В данном материале представлена технологическая карта первого урока по основам православной культуры "Россия - наша Родина"....

Методическая разработка. Проект "Праздники моей Родины". Беседа " День памяти былинного богатыря Ильи Муромца".

Методическая разработка.Проект "Праздники моей Родины".Беседа " День памяти былинного богатыря Ильи Муромца"....

Методическая разработка мероприятия «Моя малая родина».

Цели: 1. Расширение и углубление знания учащихся об истории родного города. 2. Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину....

Методическая разработка "Великий киносказочник нашей страны"

Исследовательский проект приурочен к 110-летию великого советского кинорежиссёра  Александра Артуровича Роу. Данная работа знакомит детей с первым режиссёром-сказочником нашей страны А.А.Роу и с ...

Методическая разработка Игра – КВЕСТ «Наша безопасность»

Игра - квест создаёт условия для развития познавательных способностей детей в процессе игры; воспитывает самостоятельность и инициативу в различных видах деятельности (двигательной, коммуникативной, и...