Путешествие в Заповедник (ОРКСЭ 4 класс)
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Сорокина Людмила Викторовна

Урок православной культуры по теме "Заповеди" в игровой форме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Урок «Путешествие в Заповедник»

                              ОРКСЭ

(Основы православной культуры)

                                      Разработала учитель

                                              начальных классов

                                                     МОУ

                                       «Ново-Девяткинская СОШ№1»

                                             Сорокина Л.В.

                             2019-2020уч.г.

Тема урока: «Путешествие в Заповедник».

Цель урока:

формирование представлений о нравственных критериях, заключённых в  заповедях Божиих.

Задачи:

образовательные:

познакомить учащихся с шестью заповедями Моисея, заключающих в себе основные нравственные правила человечества.

развивающие:

расширить кругозор учащихся;

способствовать развитию у детей речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений;

содействовать развитию волевой сферы ребёнка: осознанности поведения и самоконтроля.

воспитательные:

сформировать у учащихся представления о законах и ценностях христианской и человеческой морали;

Универсальные учебные действия.

Личностные УУД:

- умение определять и высказывать правила, общие для всех людей ;

- анализировать поступки с точки зрения общечеловеческих норм;

- сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

Регулятивные УУД:

- развивать умение выражать свои мысли;

- совершенствовать умение определять цель деятельности на уроке;

- развивать умение определять успешность выполнения своего задания.

Познавательные УУД:

- формировать умение отбирать главное, синтезировать;

- совершенствовать умение строить логическое рассуждение.

Коммуникативные УУД:

- формировать умение слушать и понимать других;

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

- умение вступать в диалог;

- участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Планируемые результаты урока:

Предметные результаты:

- иметь представление о 6 библейских заповедях, касающихся непосредственно личности каждого человека, о законах и ценностях христианской морали, знать понятия: заповеди, правда, ложь, зависть,вор, мошенник, грабёж, кража и др.;

-уметь отличать добро от зла, грех от добродетели, уметь определять нравственные критерии заповедей.

Личностные:

- стремление наблюдать за своими словами, делами, поступками и соотносить их с заповедями Божиими.

Метапредметные:

-определение и формулирование цели деятельности на уроке самостоятельно или с помощью учителя;

-умение работать в  группе;

-умение оценивать результаты своей работы и работы одноклассников;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения;

-готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования других точек зрения;

- расширение кругозора; развитие у обучающихся речи, живого образного мышления.

Технологии и методы.

-проблемно – поисковый;

- словесный;

- использование ИКТ на уроке.

Формы деятельности.

-беседа;

-смысловое чтение;

-фронтальная;

-работа в группах.

Средства обучения.

ноутбук, мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока.

I.  Организационный момент. Использование презентации.

II.  Сообщение темы урока.(Слайды 1-4)

Учитель: Сегодня мы с вами проведем путешествие по Заповеднику. Чтобы узнать, что такое «заповедник», надо подобрать однокоренные слова. Среди них обязательно найдется то, которое вам относительно знакомо.

Ученики: заповедный, поведать, ведать. Ведать – это знать.

Учитель: Что же мы встретим в этом заповеднике такое, что должны будем непременно, обязательно знать? Есть еще одно однокоренное слово – заповедь. Что же это такое? Давайте обратимся к Толковому словарю С.И.Ожегова.

Ученики: 1. Религиозно-нравственное предписание.

2.Перен. Правило, положение, служащее руководящим указанием для кого-чего-нибудь.

Учитель: Ключевые слова – правило, положение, предписание, указание. Это то, что мы с вами должны обязательно выполнять. (На доску прикрепляется слово ЗАПОВЕДЬ)

Учитель: Мы сегодня на уроке, путешествуя по Заповеднику, узнаем о главных

для каждого человека заповедях-правилах жизни.

III .  Изучение нового материала(15 минут).

Учитель: Закон Божий был дан людям около трёх с половиной тысяч лет назад. И принёс нам его пророк Моисей, который, по легенде, получил его от Бога на дымящейся горе Синай. В этом Законе было 10 заповедей-правил, которым должны были следовать люди на протяжении всей своей жизни. В Заповеднике мы встретимся с 6-ю заповедями, касающимися непосредственно нас с вами.(Слайды 5-6)

  1. Знакомство с картой путешествия (на доске и слайде) (слайд 7) Путешествовать мы будем группами, ведь нам придётся выполнить немало заданий. Одна голова хорошо, а две-лучше.
  2. Знакомство с заповедями.
  1. Первая остановка «Кордон Тепла и Уюта» (слайды 8-10)

Учитель: Перед вами  большой дом. Вы видите его снаружи. Чтоб попасть внутрь, надо собрать пословицы, объяснить и определить их общую тему. (Группам раздаются деформированные пословицы – собрать и объяснить)

-Дерево держится корнями, а человек- семьёй.

-Согласье в дому – достаток в дому, раздоры в семье, пропадать всему.

-Семья сильна, когда над ней крыша одна.

-Кто родителей почитает, тот век счастливым живёт.

-Обидишь отца-мать—счастья не найдёшь.

Учитель: Какова тема этих пословиц? Какую первую заповедь вы бы вывели из всего сказанного?

«Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе хорошо было  и чтобы ты долго прожил на земле».

  1. Вторая остановка «Роща Дружбы» (слайды 11-14)

- Притча о дружбе (на слайде)

- Законы дружбы (дети пишут на листах, потом зачитывают).

Учитель: Самое главное правило дружбы?

Заповедь: «НЕ ПРЕДАВАЙ»

  1. Третья остановка у озера Правды   (слайды 15-18)

Учитель: Что такое правда? Давайте заглянем в словарь Ожегова.

В толковом словаре Ожегова этим понятиям даётся такое определение:

Правда – это то, что соответствует действительности, истина.

Учитель: антоним слова ПРАВДА?

Ложь – это намеренное искажение истины, неправда.

Физминутка. Игра « Правда или ложь» (Слова вывешиваются на доску)

Учителем зачитываются высказывания. Если правдивые – дети хлопают в ладоши, если нет-  накрест машут руками в воздухе)

   * На березе растут шишки.

* Волк может сидеть на дереве.

* Зимой идет снег.

* Иглы ели - видоизмененные листья.

* Если у рыбы хорошее настроение, она поет.

*Если у мальчика хорошее настроение, он виляет хвостом.

* Если дому становиться скучно, он идет гулять.

* ЖИ, ШИ пиши с буквой И.

* ЧУ, ЩУ пиши с буквой Ю.

* Вчера был четверг.

* Наша земля плоская.

* Писатели пишут книги.

* Петух играет на рояле.

* На елке растут яблоки.

* Ложь обычно используется в корыстных целях.

* Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

* Ложь может приносить вред окружающим.

Задание для групп: Поговорим о ситуациях из школьной жизни. Как вы поступаете, если (разыграть ситуации в группах):

  • получили двойку;
  • потеряли сменную обувь;
  • опоздали на урок;
  • гуляли, не успели до прихода мамы убрать в комнате?
  •  разбили красивую вазу?

Учитель: А с вами были ситуации, когда вы пользовались обманом?

Учитель:Но у русского народа есть ещё одна мудрость: «Ложь во спасение». Как же объяснить такую фразу? Когда человек может прибегнуть к такому?

Учитель: Какой жизненный вывод вы бы сделали из вышесказанного?

Заповедь: «Не лги»

  1. Четвёртая остановка «Болото Зависти» (слайды 19-22)

Учитель: Чтобы продолжить наше путешествие, нам придется  преодолеть болото . Пойдем ли мы в него? (Нет.)Почему? (Мы можем утонуть.).Как же мы его преодолеем? (Обойдём.) А что такое зависть? Заглянем в словарь Ожегова.

Зависть – чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого. (На доску вывешивается слово)

Учитель: зависть – это положительное или отрицательное чувство? Почему? Посмотрите сценку  «Молния и Солнце» в исполнении ребят.

Встретились Молния и Солнце.

Молния: Скажи, почему люди любят тебя больше, чем меня, ведь я тоже очень яркая?

Солнце: Они любят тепло и ласку.

Молния:  От моих пожаров тоже много тепла, но это их не устраивает!

Солнце: Всё дело в том, что добра в твоей душе хватает лишь на короткую вспышку. А всё остальное, что ты творишь – это только беды.

 Учитель: Кому из участников рассказа вы симпатизируете? Почему? Почему Молния стала расспрашивать Солнце? (Она позавидовала популярности Солнца).

 - Какова основная мысль рассказа? (Не надо завидовать – от этого только беды). Подумайте в группах,  вспомните и расскажите нам литературные произведения или истории из вашей жизни, когда зависть не довела до добра)

А чтобы избавиться от зависти

  1. Развивай в себе хорошие качества –доброту, терпение, уважение.
  2. Трудись, достигая своей цели.
  3. Радуйся успехам друзей и одноклассников.

Заповедь: «НЕ ЗАВИДУЙ»

  1. Пятая остановка « Сад Изобилия» (слайды 23-25)

Учитель: Что значит изобилие? (Сады, где всего много)

Представьте, что вы зашли в такой сад. Вокруг – обилие яблок, груш, слив, стоит неземной аромат. У вас потекли слюнки. Что вы будете делать?(Ответы детей). А задумались ли вы,  откуда это взялось? Разве вы это посадили, ухаживали? Значит, вам хочется взять чужое. Какое слово в русском языке может заменить это понятие?

Украсть, своровать, ограбить , присвоить, смошенничать.

Работа в группах: найти в толковых словарях значения слов: кража, вор, грабёж, присвоение,  мошенничество.

-Кража - тайное присвоение чужого, похищение, воровство.

-Вор  - мошенник, бездельник, обманщик; изменник; разбойник.
- Грабёж - кража, похищение чужого имущества, сопровождающиеся насилием.

- Присвоение – присвоить: завладеть, самовольно взять в свою собственность, выдать за своё.

 - Мошенничество – плутовство, корыстный обман.

ВЫВОД:(Вор, мошенник, грабитель – это близкие по значению слова, которые указывают на человека, который взял что-то чужое и присвоил его себе).

Работа в группах. Закончить рассказ по данному началу.
-Шёл мальчик и нашёл мобильный телефон…
-При покупке в магазине Пете дали сдачи больше, чем надо…
-Диме одолжили ручку писать на уроке…
-Витя увидел у товарища новую машинку и решил обменять …

-Во время перемены дети нашли на полу в классе 10 рублей…

Учитель: В старину воров наказывали. В одних странах вору отрезали ухо и прибивали его на дерево, в других – клеймили буквой «В» на лбу, в третьих – отрубали кисти рук, убивали; забивали гвоздь в пятку и т.д. Сейчас – судят по законам страны.

Заповедь «НЕ УКРАДИ»

  1. Остановка на Аллее Взаимопонимания (слайды 26-28)

Словарь: Взаимопонимание – взаимное понимание и согласие.

Учитель: Как вы думаете- нам действительно нужно взаимное понимание и согласие? А как же собственное мнение? Как быть с ним? (Ответы детей)

Что делать, если твой собеседник с тобой не согласен?

  1. Не преподноси свое мнение как факт. 
  2.  Не перебивай.
  3. Обязательно объясняй, почему ты не согласен.
  4. Не жди, что собеседник сразу согласится с тобой.
  5. Никогда не воспринимай мнение, отличное от твоего, как личное оскорбление.
  6. Не «нападай» на человека группой. 
  7.  Обязательно сохраняй спокойствие.
  8. Не принимай все слишком близко к сердцу. 
  9. Достойно признай поражение. 

Учитель: А если всё-таки вам не получилось доказать собственное мнение, что делать? Может, разрешить эту ситуацию очень просто – выразить своё недовольство физически? (Ответы детей)

Учитель: По законам любой страны – а законы создавали люди , значит, по человеческим законам – никто не имеет права даже дотрагиваться до другого человека без его согласия. И, тем более, убивать за что бы то ни было.

Заповедь «НЕ УБЕЙ».

  1. Подведение итогов.

Учитель:  

- С какими человеческими заповедями мы познакомились сегодня на уроке? (Обобщение на слайде 29 – картинки, назвать заповедь).

V.   Рефлексия.

Учитель: Каждого человека мы оцениваем не по внешности, а по тому, какая у него душа (или сердце). У вас на столах в группах лежат 6 сердечек. Каждая группа сейчас обсудит, с какими  заповедями согласны все ее члены. Потом представитель от каждой группы оставит свои сердечки там, где решила группа, на нашей карте на доске. Если вы согласились со всеми заповедями, ваша дальнейшая задача в жизни:  ЖИТЬ ПО ЭТИМ ЗАПОВЕДЯМ, никогда их не нарушая.(слайд 30)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к 2 уроку Окружающего мира Вахрушев 1 класс по теме "Путешествуем, не выходя из класса"

презентация к  2 уроку Окружающего мира  Вахрушев 1 класс по теме "Путешествуем, не выходя из класса"...

рабочая программа по ОРКСЭ класс школа России

рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС на 2014 2014 уч. год...

Презентация Даурский заповедник 4 класс

Презентация по окружающему миру "Даурский заповедник"...

Рабочая программа по ОРКСЭ класс "Школа России"

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта на основе авторско...

Презентация к уроку ОРКСЭ "Путешествие в Заповедник"

Презентация с картой путешествия, заповедями и правилами....

презентация Путешествие в Заповедник (окончание)

заповеди, правила жизни по заповедям...