Введение курса « ОРКСЭ» - требование времени.
статья по орксэ (3, 4 класс)

Васюкович Ольга Евгеньевна

          Статья предназначена для учителей 3 -4 классов, родителей. Данный материал может быть использован при проведении  родительского собрания.  Статья о необходимости и актуальности введения курса "Основы религиозных культур и светской этики".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Введение  курса « ОРКСЭ» - требование времени

             Введение  курса « ОРКСЭ» - требование времени.  Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем, стоящих перед государством, обществом и семьёй. В современном обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно- нравственного воспитания молодёжи.  Причинами этого явились: отсутствие положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение моральной обстановки в обществе, недостаток живого общения между родителями и детьми,  этническая  интолерантность. Из этого следует, что необходимо повысить  актуальность целенаправленного нравственного воспитания в образовательном процессе. На школу легла ответственность найти  адекватные современным условиям способы организации воспитательной работы.

          С 1 сентября 2012 года во всех школах Российской Федерации появился новый учебный курс – «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), включённый в обязательную часть образовательной программы 4-го класса начальной школы в объеме 34 часов. Многие родители и учителя не понимают важность этого курса, считают, что эти уроки  в начальной школе проводить ещё рано. Каждый из модулей нового предмета раскрывает с учётом младшего подросткового возраста (именно в этом возрасте закладываются основы нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественное мировоззрение), исторические, культурологические, нравственные основы одной из духовных традиций.

Насколько важна нравственная, духовная культура общества, понимают все. Народ, который не знает своей  истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Именно поэтому возникла необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, возрождения национального характера. Сегодня встал вопрос о том, что преподавание знаний о религиозных культурах призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора наших детей, но и в формировании достойного гражданина России, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу. Важно познакомить  школьников с основами различных мировоззрений, опирающимися на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Очень  часто наши дети слышат от взрослых высказывания о неблагоприятной обстановке в нашей стране, растущих ценах, не лучших жилищных условиях, об ухудшении экологической обстановки, о политиках. Как мы сможем объяснить им, что жизнь - великий и бесценный дар, что она прекрасна и удивительна, насыщена смыслами, если сами порой так не считаем? « Воспитывать можно словом и примером. Дети нас не всегда слушаются, но зато всегда подражают»                                                                                                                                          (А. Шопенгауэр).

Одна из важнейших задач курса «Основы религиозных культур и светской этики» — это доверительное общение между родителями и детьми с опорой на нравственные основы семейной жизни. Семья основана на любви, взаимной поддержке, взаимопонимании. Счастье детей зависит от обстановки в семье, от степени взаимопонимания и доверия, от способности взрослых пережить все проблемы ребёнка, найти и сказать ему вовремя нужное слово. Большинство родителей в той или иной мере ощущают недостаток живого общения с детьми. Дефицит подлинного общения — одна из проблем нашего времени.  Семья психологически и физически защищает ребёнка, создаёт необходимые материальные, социально-экономические, культурные условия для его развития, вкладывает деньги в образование.  К сожалению, на разговоры о главном — о смысле жизни, о выборе ценностей, о добре и зле остаётся слишком мало времени. Но именно эти темы актуальны для подрастающего поколения.

Поэтому каждый из модулей курса расскажет школьникам о системе вечных ценностей, богатейшем и разнообразном опыте нравственной жизни, примерах человеческого подвига во имя высших идеалов. Родители могут выбрать тот модуль, который согласуется с семейными традициями, их мировоззрением, нравственными установками В данном курсе важным представляется показать младшим школьникам такие общечеловеческие ценности как: доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность - то что не хватает современным людям.

         Кто-то однажды сказал: « Дети рождаются с крылышками, и учителя помогают им взлететь…» От нас зависит, «взлетят» ли эти дети, и если да, то куда они «полетят»? Преподавателям  доверяется очень важная работа – достучаться до сердец учащихся и их родителей. Они  должны последовательно, глубоко, профессионально говорить с детьми о морали, нравственности, духовности, об их значениях в жизни человека, семьи и общества, о душе, совести, обязанностях, раскрывать перед ними жизненные смыслы традиционных нравственных заповедей.

          «Духовность и гуманность – фундаментальные понятия образования… Понятиям духовность и гуманность суждено преобразить наш меркантильный, технократический, материалистически озабоченный мир, противопоставить насилию низших ценностей – чувству собственности, индивидуализму, алчности, культу наживы и т.д. – ценности высшие, и, в первую очередь, такие как: вера в высшее, возвышенное, любовь к ближнему, совесть, служение добру.» (Шалва Амонашвили).

                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий в начальной школе - требование времени

В 2011/12 учебном году введены ФГОС  первых классов образовательных учреждений страны. Переосмыслены цели и ценности современного начального образования с позиции новых стандартов начального обще...

«Основы религиозных культур и светской этики» - требование времени.

Статья о необходимости и актуальности введения в общеобразовательные  школы курса «Основы религиозных культур и светской этики»....

Доклад"Формирование УУД начальных классов-требование времени"

В докладе даётся характеристика УУД с учётом специфики предмета "Математика", "Русский язык", "Окружающий мир" и базируясь на концепции УУД...

Курс"Основы религиозных культур и светской этики"-требование времени

Предстоит вести данный курс в 4 классе, эссе -задание  курсов...

Эссе: "Курс «Основы религиозных культур и светской этики» - требование времени"

Мы уже привыкли к тому, что за последние годы в народном образовании происходит много перемен. Это и новые программы, и новые предметы, и новые учебники, и новые стандарты, и новые направления в воспи...

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» - требование времени.

        XXI век - это время бурного развития различных технологий, время ускоренной духовной трансформации людей и человеческого ...

Курс ОРКСЭ - требование времени

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»  дает возможность стать той самой основой, на которой будет строиться жизнеспособная система духовно-нравственного воспитани...