Семейные традиции. (4 класс Основы советской этики)
план-конспект урока по орксэ (4 класс)


Предварительный просмотр:

                 

Конспект урока по ОРКСЭ
   
Тема: “Семейные традиции”

Цели деятельности учителя:  формирование представления учащихся о соблюдении семейных традиций; узнать значене слова «традиции», «семейные традиции».

Планируемые результаты:

Предметные:

знать основные нормы светской морали, понимать их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

уметь уважительно относиться к семье, окружающим.

Личностные: 

принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать самостоятельность и личную ответственность за поступки на основе нравственных норм; уметь раскрывать разные точки зрения; формировать и развивать эстетические и этические чувства и ценности.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование: учебник «Основы светской этики», Студеникин М.Т., 4 класс  ;  раздаточный материал; учебная презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Практический: психологический настрой

1 мин

-Здравствуйте ребята! Садитесь на свои места.

-Меня зовут Виктория Юрьевна , меня Олеся Владимировна,  сегодня мы  проведем  урок основ светской этики.

- Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачной работы на уроке.

-Желаем хорошей  продуктивной работы!   Слайд

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный:

беседа        

2 мин

-Послушайте стихотворение и ответьте на вопросы.

Любят тебя без особых причин:                          Слайд

За то, что ты внук,

За то, что ты внучка,

За, то, что ты сын,

За то, что ты дочка,

За то, что малыш,

За то, что растёшь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Фронтальная форма работы

- О чем это стихотворение?

-Сейчас, мы с вами посмотрим видеофрагмент.

Повторяют ранее усвоенный учебный материал, необходимый для восприятия новых знаний.

О семье  

П.: поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действия, контроль процесса и результатов деятельности

III. Постановка учебной задачи

Словесный: подводящий диалог, формирующий диалог

3 мин

Фронтальная  форма  работы

-Семьи все разные. А чем они еще отличаются друг от друга?

-О чем данный видеофрагмент?

-Что нового вы узнали из него?

-Так чем же различны семьи? Ведь нет  похожих семей.

-Посмотрев данное видео, можем ли мы сказать, что традиции есть у каждой отдельной семьи?

-Какую цель мы поставим перед собой?           Слайд

-Что для этого должны сделать?

- Какой план работы составим?                         Слайд

Ученики пытаются определить тему и цель урока, составить план работы для достижения  учебной цели.

Предположения обучающихся:

  1. Узнать, чем отличаются еще семьи друг от друга.
  2. Читать, слушать, анализировать, делать выводы.
  3. В конце урока оценить свою работу и работу одноклассника.

П.: подведение под понятие

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

К.: владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

IV. Открытие нового знания

 Словесный: беседа

Теоретический: работа с определением

Теоретический: чтение текста

Словесный: беседа

Теоретический: чтение текста

Словесный: беседа

Практический

10 мин

Групповая форма  работы

-У вас на столах лежат тексты.

-Прочитайте и подумайте: о чем  они?

(Текст для 1 группы)  Долгожданный гость   Слайд

Приехал долгожданный гость,

Давно он не был в нашем доме.

Его встречать нам довелось

С радушьем, в вежливом поклоне.

И угощенье принесли

С гостеприимством достархана (по словарю - угощение, блюдо из различных восточных сластей)

В казане бешбармак  кипит (бешбармак - название блюда состоящего из отваренного в бульоне мяса, сочней из пресного теста и тушеного или жареного лука).

Из мяса жирного барана.

Пока варился наш обед,

Мы гостя дружно привечали,

Он был заботою согрет

И ароматной чашкой чая.

И вот на блюде бешбармак,

Баранья голова дымится…

Традиций знанье – не пустяк,

Мне это в жизни пригодится!   (М. Курманалин)

-Какая здесь традиция?

(Текст для 2 группы) Отрывок из детского сочинения

Мы очень любим активный отдых, поездки на природу.  Как же замечательно прохладным августовским утром надеть куртку, сапоги, куртку, взять в руки палку, ведро и нож и отправиться в лес за грибами! Никогда не знаешь, какие грибы и сколько их соберешь. А купание летом в реке, катание  зимой с горки с родителями наперегонки. Что может быть лучше? Разве рыбалка?                                                                            Слайд

-Что здесь за традиция?

(Текст для 3 группы) Отрывок из детского сочинения

Кому-то может показаться смешным, но проводить уборку в квартире по субботам  - мы любим всей семьёй. У каждого из нас свои обязанности, которые подходят нам по возрасту. Каждый занят работой – мама поет пол, брат вытирает пыль, а я мою посуду и выношу мусор. Мы всегда делаем работу дружно, с заботой и поддержкой.

-Ребята, какая здесь традиция?

-Почему вы так думаете?                                      Слайд

(Текст для 4 группы) Отрывок из детского сочинения

В нашей семье все заботятся друг о друге и помогают тому, кто в ней нуждается. Недаром говорят, что друг познается в беде. И это так прекрасно, когда рядом есть родные люди и друзья, способные помочь и выручить, оказать поддержку в любой ситуации. Совсем недавно моей бабушке нужно было сделать сложную операцию. И буквально за несколько дней родственники собрали нужную сумму денег и без колебаний отдали её нам. Бабушка уже поправилась, и я очень благодарен своей большой семье за помощь, поддержку и заботу друг о друге.

-Почему вы так думаете?                                      Слайд

(Текст для 5 группы) Отрывок из детского сочинения

Мы поздравляем друг друга с Новым годом, Международным женским Днём, Днём Защитника Отечества, Днём знаний и, конечно же, с Днём Рождения. Но особым днём для нас считается День Победы. В День Победы мы семьёй идём на парад, возлагаем цветы к Вечному огню, а вечером восхищаемся разноцветными переливами неба во время салюта. К Восьмому марта мы с братом всегда дарим маме, бабушке и тёте багульник.                             Слайд

- О чем тексты?

- Как вы думаете, что такое традиции семьи?

- Чем же отличаются семьи друг от друга?

-Какие традиции существуют в ваших семьях?

-Для чего нужны семейные традиции?

-К какому выводу можем придти прочитав все 5 текстов?

Читают тексты в группах

Традиция встречи гостя

Традиция - совместный отдых

Традиция совместной уборки, распределение работы в семье

Традиция - забота друг о друг

Традиция - забота друг о друге

о традициях в разных семьях

это определенный вид дела., занятия

традициями, формой уклада жизни внутри семьи

для укрепления семейных уз

Приходят к выводу, что семьи отличаются друг от друга традициями.

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания

К: умение полно и точно выражать мысли; выработка общей точки зрения, отстаивание собственной

К: умение полно и точно выражать мысли; выработка общей точки зрения, отстаивание собственной

П: поиск и выделение информации, анализ текста.

П.: выстраивание структуры знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

К: умение полно и точно выражать мысли; выработка общей точки зрения, отстаивание собственной

П: поиск и выделение информации, анализ текста.

Динамическая пауза

2мин

Сейчас встаньте из-за своих парт. Выполним пару упражнений.

Выполняют динамическую паузу

Р: саморегуляция

V. Первичное закрепление

Теоретический: работа с текстом, ответ на вопрос по тексту

10  мин

-Сейчас, откройте свои учебники на странице 105.

-И прочитаем, что же такое традиция в семье.

-Читаем по цепочке.

-Как вы поняли слово «традиция»?

-Исходя из данной информации, что мы можем сказать о традициях?

-Нужны ли они семьям? Может лучше без них?

-Какие традиции есть в вашей семье?

-Как долго они у вас существуют?

-Скажите, а традиции всегда были в семьях?

-А сейчас они есть? В каждой семье?

Открывают учебник, читают текст  по цепочке

Традиция – это то что, долгое время соблюдается членами семьи

Что традиции бывают разными

Да, нужны, потому что традиции сближают семью

Празднования  определенных дат, например, новый год и так далее

П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

Р.: определение последовательности действий.

П.: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

К.: владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: самостоятельное составление пословиц

6 мин

-Сейчас мы с вами прочитаем дополнительный материал на странице 108.

-И выполним пару заданий. Готовы?

-Итак, задание №4. Собери пословицы.

-Прочитайте задание.

-Приступайте к выполнению.

-Что у вас получилось?

Читают текст, выполняют задание.

Проверяют задание с учителем.

не красна изба углами, красна пирогами

хозяюшка в дому, что оладушка в меду

какого на дому, такого самому

дом вести – не бородой трясти

не нужен клад, когда в семье лад

не будет скуки, когда заняты руки

П.: поиск и выделение необходимой информации

Р.: планирование своих действий в соответствии с задачей

VII. Включение в систему знаний, повторение

Наглядный: видео

3 мин

-Традиций много, в каждой семье они свои.

- Некоторые семейные традиции вы назвали, а что еще входит в традиции?

-Прочитайте  ещё несколько традиция. Слайд

  • Любовь, взаимоуважение, дружба
  • Забота  друг  о  друге
  • Совместный  отдых
  • Гостеприимство
  • Совместные  праздники
  • Совместные увлечения
  • Трудолюбие.
  • Исполнение семейных обязанностей.
  • Память о своих предках.
  • Уважение к старшим

-Выберите ту традицию, которую для себя считаете главной, и напишите на сердечках, которые лежат у вас на столах.

П: осознание познавательной задачи; осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации

П.: поиск и выделение необходимой информации

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: беседа

5мин

- Какая тема урока была у нас сегодня?   Слайд

-Какую цель мы поставили на наш урок?

-Достигли ли мы ее?

- Что нового вы узнали?

-Были ли трудности на уроке? Какие?

-А сейчас, ребята, я предлагаю каждому из вас оценить  свою работу на уроке.

-Для этого вам нужно из набора цветных кружков выбрать по цвету тот, который соответствует вашему  настроению.                                                  Слайд
Зелёный цвет 
Я получил новые знания, показал свои. Понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке. На уроке мне было комфортно.
 Жёлтый цвет.
Урок в определенной степени был полезен для меня. Я сумел выполнить ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.
Красный цвет.
На уроке я не всегда понимал, о чем идет речь. Мне это не очень нужно. На уроке мне было спокойно.

                                                                           Слайд
1 Семья – это счастье, любовь и удача, 
2 Семья – это летом поездки на дачу. 
3 Семья – это праздник, семейные даты, 
4 Подарки, покупки, приятные траты. 
5 Рожденье детей, первый шаг, первый лепет, 
6 Мечты о хорошем, волнение и трепет. 
7 Семья – это труд, друг о друге забота, 
1 Семья – это много домашней работы. 
2 Семья – это важно! 
3 Семья – это сложно! 
4 Но счастливо жить одному невозможно! 
5 Всегда будьте вместе, любовь берегите, 
6 Обиды,  и ссоры подальше гоните, 
7 Хочу, чтоб про нас говорили друзья: 
Хором:   Какая хорошая Ваша семья!

-На этом мы заканчиваем урок. Спасибо за работу.

- Вы хорошо потрудились, все большие молодцы!

Семейные традиции

узнать о семейных традициях

да

что традиции нужны семье

П.: построение речевого высказывания; осуществление синтеза  

Р.: осознание того, что усвоено и того, что еще нужно усвоить: осознание качества и уровня усвоения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Семейные традиции" 4 класс

Классный час для учащхся 4 класса....

"Семейные праздники" Конспект урока в 4 классе.Основы светской этики)

Тема : Семейные праздники Цель урока: формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении семейных ценностей через изучение семейных празднико...

Конспект урока по ОРКСЭ "Семейные традиции", 4 класс

Цели деятельности учителя: формирование  нравственной  культуры  детей; развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям. Планируемые результаты:Предметные:- знать ...

Урок в 4 классе по изучению курса " Основы религиозных культур и советской этики".

Тема: «Добродетели и пороки»   Цель урока: формирование мотивации младших школьников к осмыслению сущности нравственных понятий. Задачи: -формирование представлений у младших школьников о ...

ОРКСЭ 4 класс Основы светской этики Тема "Человек- чело века"

Тема "Человек-чело века" изучается в 4 классе на уроках ОРКСЭ....

Родительское собрание "Семейные традиции 3 класс"

Методические материалы по родительскому собранию...

Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Честь и достоинство" - 4 класс («Основы светской этики» под ред. А.Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики»)

Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании понятий «честь и достои...