Разработка урока "Дружба"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Данная работа представляет собой набор заданий и упражнений к учебнику «Основы светской этики», автор А.Я. Данилюк (часть 1) для 4 класса, выполненный на основе программы Power Point 2007. Этот материал можно использовать для фронтальной работы с классом при изучении урока 14 в рамках данного раздела. Использование данных приёмов и игр помогает учащимся более глубоко усвоить изучаемый материал и направлено на развитие умения оценивать свои взаимоотношения, опираясь, на понятие «дружба» и её критерии. Способствует развитию личности, основанной на представлении о нравственных нормах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 39 КБ |
shmikk_4_klass_svetskaya_etika_avtosohranennyy.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление
Слайд 1
- Вашему вниманию предлагается урок по теме «Дружба» , который рассчитан на учащихся 4 класса. Цель и задачи представлены на слайде.
Слайд 2
Дружба один из бесценных даров в жизни человека. Все народы во все времена почитали дружбу величайшей социальной и нравственной ценностью. Наши дети не всегда могут понять, что такое дружба и найти настоящего друга. Наша задача помочь им в этом.
1.Организационный момент
Слайд 3
Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, возьмите за руки своего соседа, посмотрите в глаза и скажите, чего вы ему желаете сегодня на уроке.
2.Мотивационный момент
Слайд 4
- Я предлагаю вашему вниманию притчу.
(просмотр)
- Как вы думаете, откроет старец дверь?
- Послушаем, как он поступил.
- О чем будем сегодня говорить?
3.Актуализация знаний
Слайд 5
- Сегодня мы узнаем, что же такое дружба?
- Ответы на эти вопросы и будет целью нашего урока.
4.Изучение нового материала
Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну, а всё же что обозначает
Это слово? Значит что оно?
А) Работа со справочной литературой.
- Давайте найдём ответ на наш вопрос в словаре Ожегова.
Слайд 6
(Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.)
Б) Работа с учебником (страница 32 – 33)
- Какой должна быть дружба и её отличительные черты мы узнаем, прочитав статью в учебнике.
- По результатам самостоятельной чтения составляется кластер
Слайд 7
Вывод: избирательность, бескорыстность, взаимная симпатия, общность интересов.
5.Первичное закрепление знаний
- Как называют человека, который близок вам по духу, по убеждениям, на которого можно во всём положиться? (Друг)
- Кто же такой настоящий друг?
- При первичном закреплении знаний идёт знакомство с произведениями. Хакасская сказка «Два друга», поучительный рассказ «Друзья», чтение проходит по звуковому ориентиру. Стихотворение Агнии Барто «Требуется друг» читается наизусть.
Слайд 8
- При работе с произведениями дети выполняют упражнение «Собери пословицу» - «Без беды друга не узнаешь» и на доске вывешиваются карточки «не подведёт», «не завидует», «бескорыстный», которые указывают на качества настоящего друга.
6.Физкультминутка проводится под стихотворение о дружбе.
Встаньте дети, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Руки к солнцу протянули,
Лучики поймали и к груди скорей прижали.
С этим лучиком в груди
Ты на мир ясней гляди.
Слайд 9
- Во все времена и у всех народов очень высоко ценились дружба, верность и преданность. В дружной работе, в отдыхе, в жизни, во взаимовыручке народ везде видел силу дружбы. Далее дети знакомятся с высказыванием грузинского поэта 7 века Шотой Руставели «Кто не ищет дружбы с близкими, тот себе заклятый враг».
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Далее проводится работа с самопроверкой по эталону
Слайд 10
А) Восстанови пословицу (работа в парах) соединить начало и окончание пословиц.
Б) Работа с синонимами.
Слайд 11
- У слова «друг» есть слова близкие по значению, синонимы.
- Но что это за слова мы узнаем, когда расшифруем их.
- Это слова «приятель», «товарищ».
В) Приём «Глоссария» (работа в парах по карточкам.)
- Используем приём «Глоссария», нужно соединить слова с их значением.
Слайд 12
- К какому значению подходят слова «друг», «приятель», «товарищ».
- А ровесник можем назвать другом?
- Кто такой ровесник?
8.Итог урока
Слайд 13
- При подведении итога урока, возвращаемся к целям, которые ставили вначале урока. Дети дают ответы на вопросы и делаем вывод, достиг наш урок целей или нет.
9.Домашняя работа
- Предлагается продолжить работу по теме «Дружба» дома.
Слайд 14
- Домашнее задание дифференцированное:
1.Составить рассказ по картинкам в учебнике.
2. Объяснить значение предложенных поговорок.
3. Выучить стихотворение о дружбе.
4.Нарисовать портрет друга и рассказать о нём.
10.Рефлексия
Слайд 15
- При рефлексии проводится задание:
- На карточке предложены нравственные и безнравственные качества человека. Оставьте те качества, которые бы ты хотел видеть в своём друге, остальные зачерните.
Слайд 16
- Дорогие друзья!
- Выбирайте друзей не спеша и не торопитесь расставаться с ними. Берегите друзей! И помните:
Лишь тот не на год - навсегда богат,
Кто дружбу хранит, как бесценный клад.
Лишь тот не на год – счастлив всегда,
Кто честно дружбу несёт сквозь года.
- Давайте наш урок мы закончим хорошо нам знакомой песней В. Шаинского «Дружба».
Слайд 17
Урок окончен!
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Предмет: «Основы религиозных культур и светской этики»
Урок № 14
Модуль: «Основы светской этики»
Тема: «Дружба»
Базовый учебник: «Основы светской этики», автор А.Я. Данилюк
Тип урока: изложение нового материала.
Цель урока: создать условия для формирования представления о дружбе, как о важнейшей нравственной ценности человека.
Задачи урока:
Рассмотреть роль друга в жизни каждого из нас и понять отличия от понятий: товарищ, приятель, ровесник.
Расширить знания детей о взаимоотношениях людей, о дружбе.
Формировать нравственные качества учащихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу, толерантности.
Планируемый результат:
Личностные:
- развитие личной ответственности за свои поступки, основанной на представлении о нравственных нормах;
- способность оценивать свои взаимоотношения с помощью понятия «дружба» и её критерий;
Метапредметные:
Регулятивные: | Познавательные | Коммуникативные |
- постановка темы урока и определение целей; - прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; - контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном; | - поиск и выделение необходимой информации; - смысловое чтение и понимание; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания; - рефлексия способов и условий действий; | - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - разрешение конфликтов, поиск, принятие решения и его реализация; - участвовать в коллективном обсуждении проблем, учитывать позиции других людей, умение слушать; |
Предметные:
- знание, понимание и принятие нравственной ценности «Дружба»;
Технологии: ТПО (технология проблемного обучения), ИКТ, ТРКМ (технология критического мышления) чтение по звуковому ориентиру А. Кушнира.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы: репродуктивный, проблемный, интерактивный,
Приёмы: беседа, обсуждение, глоссария (составление словаря понятий), работа со справочным материалом, кластер, исполнение песни.
Оборудование места учителя: мультимедийная установка, экран, толковые словари, презентация к уроку в программе Power Point 2007, магнитофон, аудио запись с текстами рассказов.
Оборудование места ученика: учебник, листочки с пословицами, тексты сказки и рассказа, карточки с пословицами, словари понятий, ручки, тетради, толковые словари С.И. Ожегова.
Содержание участия родителей: помощь в подготовке домашнего задания.
Межпредметные связи: литературное чтение, музыка.
Ход урока
1.Организационный момент
Слайд 3
- Повернитесь друг к другу, возьмите за руки своего соседа, посмотрите в глаза и скажите, чего вы ему желаете сегодня на уроке.
2.Мотивационный момент
- Я предлагаю вашему вниманию притчу, послушайте внимательно.
Слайд 4
Прослушивание притчи без окончания.
- Как вы думаете, откроет ли старец дверь дружбе? (ответы детей)
- Послушаем, как он поступил.
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (ответы детей)
- Правильно о дружбе.
3.Актуализация знаний
- Сегодня мы постараемся разобраться в том, что же такое дружба.
- На какие вопросы нам нужно ответить? (ответы детей)
Слайд 5
-Что такое дружба?
- Какие отличительные черты она имеет?
- Настоящий друг – кто он?
- Какими качествами должен обладать настоящий друг?
- Ответы на эти вопросы и будет целью нашего урока.
4.Изучение нового материала
- Послушайте отрывок из стихотворения Л. Измайловой «Монолог о дружбе»
Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну, а всё же что обозначает
Это слово? Значит что оно?
(ответы детей)
А) Работа со справочной литературой.
- Давайте найдём ответ на наш вопрос в словаре Ожегова.
Слайд 6
(Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.)
Б) Работа с учебником (страница 32 – 33)
- Какой должна быть дружба?
- Какие отличительные черты она имеет?
- На этот вопрос мы ответим, когда прочитаем статью в учебнике.
(Самостоятельная работа детей)
Слайд 7
Составление кластера
Вывод:
- избирательность;
- бескорыстность;
- взаимная симпатия;
- общность интересов;
5.Первичное закрепление знаний
- Человек, близкий вам по духу, по убеждениям, на которого можно во всём положиться.
- Как называют такого человека? (Друг)
- Любой человек мечтает иметь настоящего друга.
- Настоящий друг – кто он?
А) Чтение хакасской сказки «Два друга» - (чтение по звуковому ориентиру)
Жили два парня. Они были большими друзьями. Одного звали Адыхач, а другого - Кечох. Дали они клятву не покидать друг друга в беде.
- Мой отец очень храбрый. Я в него пошёл. Ты, Кечох, со мной не пропадёшь, - говорил Адыхач. Кечох выслушал друга и хорошо запомнил его слова. Как – то шли они по тайге. Навстречу им медведь. Адыхач мигом взобрался на дерево. Кехоч упал на землю и притворился мёртвым. Медведь подошёл к нему, понюхал. Повернулся и пошёл в тайгу – мёртвых медведи не трогают.
Адыхач подождал, пока медведь ушёл, слез с дерева и спросил товарища:
-Что медведь говорил?
- Он сказал: никогда не ходи в тайгу с другом, который только о себе и думает…
Вопросы по прочитанной сказке:
- Понравилась сказка?
- Чему она учит?
Вывод: в трудную минуту трусливый друг может испугаться и подвести.
(карточка – «не подведёт» - крепится на доске)
(Работа в парах - карточки со словами)
- С тех пор появилась у хакасов пословица, о которой мы узнаем, когда её соберём.
Слайд 8
Б) Упражнение «Собери пословицу».
- Как вы понимаете пословицу «Без беды друга не узнаешь»?
- Познакомимся с поучительным рассказом «Друзья».
В) Поучительный рассказ «Друзья»
Олег и Миша были друзьями уже три года. Их везде можно было увидеть вместе: в библиотеке, в школьной столовой, на улице. Вместе они посещали научное общество учащихся и были отличниками. Однажды, когда проходила городская олимпиада по математике, Олег занял первое место. В этот день многие восхищались им и поздравляли его. И только Миша молчал и был спокоен, как будто ничего не произошло. А дня через два Миша пересел от Олега на другую парту, ссылаясь на то, что ему не очень хорошо видно классную доску. Олег не понял, что произошло с другом.
- Можно ли назвать отношения этих ребят дружбой?
- Почему?
Вывод: истинная дружба проходит испытание не только горем, бедой, но и радостью. Настоящий друг никогда не будет завидовать успехам товарища, наоборот, он искренне разделит его радость.
(карточка – «не завидует» - крепится на доске)
Г) Чтение наизусть стихотворений Агния Барто «Требуется друг»
Все живут – не тужат, а со мной не дружат!
Бант у Кати расписной, красные колготки,
Говорю: - Дружи со мной….Мы же одногодки.
Я шепчу: - Но ты учти – Ты во всем должна идти
Другу на уступки.
Предлагаю Ильиной – Ты дружи со мной одной!
Есть разряд у Ильиной - и спортивный свитер,
Подружусь я с Ильиной – стану знаменита!
Все пятёрки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: - Ты со мной подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим: будешь ты меня спасать,
Дашь контрольную списать.
А девчонки на дыбы! Говорят: - Молчала бы!
Не вставать же на колени, уговаривать подруг…
Напишу я объявление: «Срочно требуется друг!»
-Почему девочки не хотят дружить с ней?
Вывод: дружба должна быть бескорыстной, взамен нельзя ничего просить.
(карточка – «бескорыстный» - крепится на доске)
- Какие качества имеет настоящий друг?
Вывод - на доске.
6.Физкультминутка
Встаньте дети, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Руки к солнцу протянули,
Лучики поймали и к груди скорей прижали.
С этим лучиком в груди
Ты на мир ясней гляди.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Во все времена и у всех народов очень высоко ценились дружба, верность и преданность.
Слайд 9
Ещё в 7 веке грузинский поэт Шота Руставели писал: «Кто не ищет дружбы с близкими, тот себе заклятый враг». Нет народа, у которого не было бы легенд, пословиц и поговорок о дружбе. В дружной работе, в отдыхе, в жизни, во взаимовыручке народ везде видел силу дружбы.
А) Восстанови пословицу (работа в парах)
- На столах карточки с пословицами, нужно соединить начало и окончание пословиц.
Слайд 10
*Дерево живёт корнями, а………(человек друзьями).
*Друг за друга держаться……….. (ничего не бояться).
*Старый друг………………….(лучше новых двух).
*Без беды ……………………..(друга не узнаешь).
*Нет друга, ищи, а ……….(нашёл береги).
*Для друга и семь вёрст……….(не околица).
Б) Работа с синонимами.
- Настоящая дружба начинается с чуткости к другому, с умения поставить себя на его место. Бывает и такое, когда человек бодрый, внимательный, общительный, доброжелательный. Он и совет даст и развеселит, а вот другом его назвать нельзя.
- Иногда многие путают дружбу с привычкой ходить вместе в кино, слушать музыку, вместе готовить уроки. Такие отношения тоже важны в общении.
- Как можно назвать такие отношения? (Дружеские)
- У слова «друг» есть слова близкие по значению, синонимы.
- Но что это за слова мы узнаем, когда расшифруем их.
Слайд 11
- Я И Р Е П Т Ь Л - П Р И Я Т Е Л Ь
- Р А В Т О И Щ - Т О В А Р И Щ
В) Приём «Глоссария» (работа в парах по карточкам.)
- На карточках написаны значения слов (прочитать).
- Какое подходит к слову «друг»? (вписать в карточку)
Слайд 12
Друг – человек, близкий вам по духу, по убеждениям, на которого можно во всём положиться.
Приятель – человек, с которым у вас сложились хорошие, простые, но не совсем близкие отношения.
Товарищ – человек, близкий вам по роду деятельности, занятий, по условиям жизни.
- А ровесник можем назвать другом?
- Кто такой ровесник?
Ровесник – человек одного с вами возраста т. е. сверстник, одногодок, однолеток.
8.Итог урока
- Вернемся к нашим целям, которые мы ставили в начале урока.
- Наш урок достиг целей, как вы думаете?
Слайд 13
- Что такое дружба?
- Какие отличительные черты она имеет?
- Настоящий друг – кто он?
- Какими качествами должен обладать настоящий друг?
Слайд 14
9.Домашняя работа
1.Составить рассказ по картинкам в учебнике на странице 32.
2. Объяснить значение поговорок:
1) Дружба дружбе рознь – иную хоть брось.
2) Хочешь дружбы – будь другом.
3) Дружба, что стекло: расколешь – не соберёшь.
4) Дружба крепка не лестью, а лаской и честью.
3. Выучить стихотворение о дружбе.
4.Нарисовать портрет друга и рассказать о нём.
10.Рефлексия
Слово «Дружба» по своему значению тесно связана с понятием, как родственная близость.
- Поднимите руку те, у кого уже есть настоящий друг?
- Поднимите руку те, у кого много друзей и ему трудно выделить одного и назвать гордо «Друг»?
Слайд 15
- Оставьте нравственные качества, которые бы ты хотел видеть в своём друге, остальные зачерните.
Нравственные качества | Безнравственные качества |
1. Помощь. 2. Сопереживание. 3. Умение хранить тайны. 4. Понимание. 5. Верность. 6. Вежливость. 7. Доброта. 8. Честность. 9. Уважение. | 1. Жадность. 2. Самолюбие. 3. Хвастовство. 4. Грубость. 5. Жестокость. 6. Трусость. 7. Драчливость. 8. Равнодушие. 9. Наглость. 10. Зазнайство. |
Вывод: Выбирайте друзей не спеша и не торопитесь расставаться с ними. Берегите друзей! И помните:
Слайд 16
Лишь тот не на год - навсегда богат,
Кто дружбу хранит, как бесценный клад.
Лишь тот не на год – счастлив всегда,
Кто честно дружбу несёт сквозь года.
Слайд 17
- Наш урок закончим песней В. Шаинского «Дружба».
Урок окончен!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка разработка: "Рабочая тетрадь по экономике", 1 год обучения.
Рабочая тетрадь в двух частях....
Разработка программМетодическая разработка реализации первой части программы «Разговор о правильном питании»
Разработка рабочей программы по курсу Правильное питание. 1 часть . 2 класс...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Методическая разработка педагога ДО Романовской А.Л. по теме: "Разработка сценария интегрированного занятия "Ярмарка" (художественное слово, театр, музыка и ДПИ) для детей первого года обучения (7-8 лет) в объединении ДПИ "Радуга""
данное методическое пособие рассказывает о том как разработать сценарий интегрированного занятия по ДПИ с использованием синтеза искусств...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...
2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"
Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...