Разработка урока "Дружба"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Светлана Леонидовна Шмикк

Данная работа представляет собой набор заданий и упражнений к учебнику «Основы светской этики», автор А.Я. Данилюк (часть 1) для 4 класса, выполненный на основе программы Power Point 2007. Этот материал можно использовать для фронтальной работы с классом при изучении урока 14 в рамках данного раздела. Использование данных приёмов и игр помогает учащимся более глубоко усвоить изучаемый материал и направлено на  развитие умения оценивать свои взаимоотношения, опираясь, на понятие «дружба» и её критерии. Способствует развитию личности, основанной на представлении о нравственных нормах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc39 КБ
Microsoft Office document icon shmikk_4_klass_svetskaya_etika_avtosohranennyy.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление

Слайд 1

- Вашему вниманию предлагается урок  по теме «Дружба» , который рассчитан на учащихся 4 класса. Цель и задачи представлены на слайде.

Слайд 2

Дружба один из бесценных даров в жизни человека. Все народы во все времена почитали дружбу величайшей социальной и нравственной ценностью. Наши дети не всегда могут понять, что такое дружба и найти настоящего друга. Наша задача помочь им в этом.

1.Организационный момент

Слайд 3

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, возьмите за руки своего соседа, посмотрите в глаза и скажите, чего вы ему желаете сегодня на уроке.

2.Мотивационный момент

Слайд 4

- Я предлагаю вашему вниманию притчу.

(просмотр)

- Как вы думаете, откроет старец дверь?

- Послушаем, как он поступил.

- О чем будем сегодня говорить?

3.Актуализация знаний

Слайд 5

- Сегодня мы узнаем, что же такое дружба?

- Ответы на эти вопросы и будет целью нашего урока.

4.Изучение нового материала

Что такое дружба? Каждый знает.

Может быть, и спрашивать смешно.

Ну, а всё же что обозначает

Это слово? Значит что оно?

А) Работа со справочной литературой.

- Давайте найдём ответ на наш  вопрос в словаре Ожегова.

Слайд 6

(Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.)

Б) Работа с учебником (страница 32 – 33)

- Какой должна быть дружба и её отличительные черты мы узнаем, прочитав  статью в учебнике.

- По результатам  самостоятельной  чтения  составляется кластер

Слайд 7

Вывод:  избирательность, бескорыстность, взаимная симпатия, общность интересов.

5.Первичное закрепление знаний

- Как называют человека, который  близок  вам по духу, по убеждениям, на которого можно во всём положиться?  (Друг)

- Кто же такой настоящий друг?

 - При  первичном  закреплении знаний идёт знакомство с произведениями.  Хакасская  сказка «Два друга»,  поучительный рассказ «Друзья», чтение  проходит по звуковому ориентиру.  Стихотворение Агнии  Барто «Требуется друг»  читается  наизусть.

Слайд 8

- При работе с  произведениями дети выполняют упражнение «Собери  пословицу» - «Без беды друга не узнаешь» и на доске вывешиваются карточки «не подведёт», «не завидует», «бескорыстный», которые  указывают на качества  настоящего друга.

 6.Физкультминутка проводится под стихотворение о дружбе.

Встаньте дети, встаньте в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Влево, вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Руки к солнцу протянули,

Лучики поймали и к груди скорей прижали.

С этим лучиком в груди

Ты на мир ясней гляди.

Слайд 9

- Во все времена и у всех народов очень высоко ценились дружба, верность и преданность. В дружной работе, в отдыхе, в жизни, во взаимовыручке народ везде видел силу дружбы.  Далее дети знакомятся с высказыванием  грузинского поэта  7 века  Шотой  Руставели «Кто не ищет дружбы с  близкими, тот себе заклятый враг».

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Далее проводится работа  с самопроверкой по эталону

Слайд 10

А) Восстанови пословицу (работа в парах) соединить начало и окончание пословиц.

Б) Работа с синонимами.

Слайд 11

- У слова «друг» есть слова близкие по значению, синонимы.

- Но что это за слова мы узнаем, когда расшифруем их.

- Это слова «приятель», «товарищ».

В) Приём «Глоссария»  (работа в парах по карточкам.)

- Используем приём «Глоссария», нужно соединить слова с их  значением.

Слайд 12

- К какому значению подходят слова «друг», «приятель», «товарищ».

- А ровесник  можем назвать другом?

- Кто такой ровесник?

8.Итог урока

Слайд 13

- При подведении итога урока, возвращаемся к целям, которые ставили вначале урока. Дети дают  ответы на вопросы  и   делаем вывод,   достиг   наш урок  целей  или  нет.

9.Домашняя работа

-  Предлагается продолжить работу по теме «Дружба» дома.

Слайд 14

- Домашнее задание  дифференцированное:

1.Составить рассказ по картинкам в учебнике.

2. Объяснить значение предложенных поговорок.

3. Выучить стихотворение о дружбе.

4.Нарисовать портрет друга и рассказать о нём.

10.Рефлексия

Слайд 15

- При рефлексии  проводится  задание:

- На карточке предложены  нравственные и безнравственные качества человека. Оставьте  те  качества, которые  бы ты хотел видеть в своём  друге, остальные зачерните.

Слайд  16

- Дорогие друзья!

- Выбирайте друзей не спеша и не торопитесь расставаться с ними. Берегите друзей! И помните:

Лишь тот не на год - навсегда богат,

Кто дружбу хранит, как бесценный клад.

Лишь тот не на год – счастлив всегда,

Кто честно дружбу несёт сквозь года.

- Давайте наш урок мы закончим хорошо нам знакомой песней  В. Шаинского «Дружба».

Слайд 17

Урок  окончен!

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Предмет: «Основы религиозных  культур и светской этики»

Урок № 14

Модуль: «Основы светской этики»

Тема: «Дружба»

Базовый учебник: «Основы светской этики», автор А.Я. Данилюк

Тип урока: изложение нового материала.

Цель урока: создать условия для формирования представления о дружбе, как о важнейшей нравственной ценности человека.

Задачи урока:

Рассмотреть  роль друга в жизни каждого из нас и понять отличия от понятий: товарищ, приятель, ровесник.

Расширить  знания детей о взаимоотношениях людей, о дружбе.

Формировать нравственные качества учащихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу, толерантности.

Планируемый результат:

Личностные:

- развитие личной ответственности за свои поступки, основанной на представлении о нравственных нормах;

- способность оценивать свои взаимоотношения с помощью понятия «дружба» и её критерий;

Метапредметные:

Регулятивные:

Познавательные

Коммуникативные

- постановка темы урока и определение целей;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения;

- контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном;

- поиск и выделение необходимой информации;

- смысловое чтение и понимание;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

- рефлексия способов и условий действий;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- разрешение конфликтов, поиск, принятие решения и его реализация;

- участвовать в коллективном обсуждении проблем, учитывать позиции других людей, умение слушать;

Предметные:

- знание,  понимание  и принятие нравственной ценности «Дружба»;

Технологии: ТПО (технология проблемного обучения), ИКТ, ТРКМ (технология  критического мышления) чтение по звуковому ориентиру А. Кушнира.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: репродуктивный, проблемный, интерактивный,

Приёмы: беседа, обсуждение, глоссария (составление словаря понятий), работа со справочным материалом, кластер, исполнение песни.

Оборудование  места учителя: мультимедийная установка, экран, толковые словари, презентация к уроку в программе  Power Point 2007, магнитофон, аудио запись с текстами рассказов.

Оборудование места ученика: учебник, листочки с пословицами, тексты сказки и рассказа, карточки с  пословицами, словари понятий, ручки, тетради, толковые словари С.И. Ожегова.

Содержание участия родителей: помощь в подготовке домашнего задания.

Межпредметные связи: литературное чтение, музыка.

Ход урока

1.Организационный момент

Слайд 3

- Повернитесь друг к другу, возьмите за руки своего соседа, посмотрите в глаза и скажите, чего вы ему желаете сегодня на уроке.

2.Мотивационный момент

-  Я предлагаю вашему вниманию притчу, послушайте внимательно.

Слайд 4

Прослушивание притчи без окончания.

- Как вы думаете, откроет ли старец дверь дружбе? (ответы детей)

- Послушаем, как он поступил.

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (ответы детей)

- Правильно о дружбе.  

3.Актуализация знаний

- Сегодня мы постараемся разобраться в том,  что же такое дружба.

- На какие вопросы нам нужно ответить? (ответы детей)

Слайд 5

-Что такое дружба?

- Какие отличительные черты она имеет?

- Настоящий друг – кто он?

- Какими качествами должен обладать настоящий друг?

- Ответы на эти вопросы и будет целью нашего урока.

4.Изучение нового материала

- Послушайте отрывок из стихотворения Л. Измайловой «Монолог о дружбе»

Что такое дружба? Каждый знает.

Может быть, и спрашивать смешно.

Ну, а всё же что обозначает

Это слово? Значит что оно?

(ответы детей)

А) Работа со справочной литературой.

- Давайте найдём ответ на наш  вопрос в словаре Ожегова.

Слайд 6

(Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.)

Б) Работа с учебником (страница 32 – 33)

- Какой должна быть дружба?

- Какие отличительные черты она имеет?

- На этот вопрос мы ответим, когда  прочитаем статью в учебнике.

(Самостоятельная работа детей)

Слайд 7

Составление кластера

 Вывод:

- избирательность;

- бескорыстность;

- взаимная симпатия;

- общность интересов;

5.Первичное закрепление знаний

- Человек, близкий вам по духу, по убеждениям, на которого можно во всём положиться.

- Как называют такого человека? (Друг)

- Любой человек мечтает иметь настоящего друга.

- Настоящий друг – кто он?

А) Чтение хакасской  сказки «Два друга» - (чтение по звуковому ориентиру)

        Жили два парня. Они были большими друзьями. Одного звали Адыхач, а другого - Кечох. Дали они клятву не покидать друг друга в беде.

- Мой отец очень храбрый. Я в него пошёл. Ты, Кечох, со мной не пропадёшь, - говорил Адыхач. Кечох выслушал друга и хорошо запомнил его слова. Как – то шли они по тайге. Навстречу им медведь. Адыхач мигом взобрался на дерево. Кехоч упал на землю и притворился мёртвым. Медведь подошёл к нему, понюхал. Повернулся и пошёл в тайгу – мёртвых медведи не трогают.

        Адыхач подождал,  пока медведь ушёл, слез с дерева и спросил товарища:

-Что медведь говорил?

- Он сказал: никогда не ходи в тайгу с другом, который только о себе и думает…

Вопросы по прочитанной сказке:

- Понравилась сказка?

- Чему она учит?

Вывод: в трудную минуту трусливый друг может испугаться и подвести.

(карточка – «не подведёт» - крепится на доске)

 (Работа в парах - карточки со словами)

- С тех пор появилась у хакасов пословица, о которой мы узнаем, когда её соберём.

Слайд 8

Б) Упражнение «Собери  пословицу».

- Как вы понимаете пословицу «Без беды друга не узнаешь»?

- Познакомимся с поучительным рассказом «Друзья».

В) Поучительный рассказ «Друзья»

Олег и Миша были друзьями уже три года. Их везде можно было увидеть вместе: в библиотеке, в школьной столовой, на улице. Вместе они посещали научное общество учащихся и были отличниками. Однажды, когда проходила городская олимпиада по математике, Олег занял первое место. В этот день многие восхищались им и поздравляли его. И только Миша молчал и был спокоен, как будто ничего не произошло. А дня через два Миша пересел от Олега на другую парту, ссылаясь на то, что ему не очень хорошо видно классную доску. Олег не понял, что произошло с другом.

- Можно ли назвать отношения этих ребят дружбой? 

- Почему?

Вывод: истинная дружба проходит испытание не только горем, бедой, но и радостью. Настоящий друг никогда не будет завидовать успехам товарища, наоборот, он искренне разделит его радость.

(карточка – «не завидует» - крепится на доске)

Г) Чтение наизусть стихотворений Агния Барто «Требуется друг»

Все живут – не тужат, а со мной не дружат!

Бант у Кати расписной, красные колготки,

Говорю: - Дружи со мной….Мы же одногодки.

Я шепчу: - Но ты учти – Ты во всем должна идти

Другу на уступки.

Предлагаю Ильиной – Ты дружи со мной одной!

Есть разряд у Ильиной - и спортивный свитер,

Подружусь я с Ильиной – стану знаменита!

Все пятёрки до одной у Светловой Нади.

Я прошу: - Ты со мной подружись хоть на день!

Мы с тобой поладим: будешь ты меня спасать,

Дашь контрольную списать.

А девчонки на дыбы! Говорят: - Молчала бы!

Не вставать же на колени, уговаривать подруг…

Напишу я объявление: «Срочно требуется друг!»

-Почему девочки не хотят дружить с ней?

Вывод: дружба должна быть бескорыстной, взамен нельзя ничего просить.

(карточка – «бескорыстный» - крепится на доске)

- Какие качества имеет настоящий  друг?

Вывод - на доске.

6.Физкультминутка

Встаньте дети, встаньте в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Влево, вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Руки к солнцу протянули,

Лучики поймали и к груди скорей прижали.

С этим лучиком в груди

Ты на мир ясней гляди.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Во все времена и у всех народов очень высоко ценились дружба, верность и преданность.

Слайд 9

Ещё в 7 веке грузинский поэт  Шота Руставели писал: «Кто не ищет дружбы с близкими, тот себе заклятый враг». Нет народа, у которого не было бы легенд, пословиц и поговорок о дружбе. В дружной работе, в отдыхе, в жизни, во взаимовыручке народ везде видел силу дружбы.

А) Восстанови пословицу (работа в парах)

- На столах карточки с пословицами, нужно соединить начало и окончание пословиц.

Слайд 10

*Дерево живёт корнями, а………(человек друзьями).

*Друг за друга держаться……….. (ничего не бояться).

*Старый друг………………….(лучше новых двух).

*Без беды ……………………..(друга не узнаешь).

*Нет друга, ищи, а ……….(нашёл береги).

*Для друга и семь вёрст……….(не околица).

Б) Работа с синонимами.

- Настоящая дружба начинается с чуткости к другому, с умения поставить себя на его место. Бывает и такое, когда человек  бодрый, внимательный, общительный, доброжелательный. Он и совет даст и развеселит, а вот другом его назвать нельзя.

- Иногда многие путают дружбу с привычкой ходить вместе в кино, слушать музыку, вместе готовить уроки.  Такие отношения тоже важны в общении.

- Как можно назвать такие отношения? (Дружеские)

- У слова «друг» есть слова близкие по значению, синонимы.

- Но что это за слова мы узнаем, когда расшифруем их.

Слайд 11

  • Я И Р Е П Т Ь Л  -  П Р И Я Т Е Л Ь
  • Р А В Т О И Щ   -  Т О В А Р И Щ

В) Приём «Глоссария»  (работа в парах по карточкам.)

- На карточках написаны значения слов (прочитать).

- Какое  подходит к слову «друг»? (вписать в карточку)

Слайд 12

Друг – человек, близкий вам по духу, по убеждениям, на которого можно во всём положиться.

Приятель – человек, с которым у вас сложились хорошие, простые, но не совсем близкие отношения.

Товарищ – человек, близкий вам по роду деятельности, занятий, по условиям жизни.

- А ровесник  можем назвать другом?

- Кто такой ровесник?

Ровесник – человек одного с вами возраста т. е. сверстник, одногодок, однолеток.

8.Итог урока

- Вернемся к нашим целям, которые мы ставили в начале урока.

- Наш урок достиг целей, как вы думаете?

Слайд 13

- Что такое дружба?

- Какие отличительные черты она имеет?

- Настоящий друг – кто он?

- Какими качествами должен обладать настоящий друг?

Слайд 14

9.Домашняя работа

1.Составить рассказ по картинкам в учебнике на странице 32.

2. Объяснить значение поговорок:

1) Дружба дружбе рознь – иную хоть брось. 

2) Хочешь дружбы – будь другом. 

3) Дружба, что стекло: расколешь – не соберёшь. 

4) Дружба крепка не лестью, а лаской и честью. 

3. Выучить стихотворение о дружбе.

4.Нарисовать портрет друга и рассказать о нём.

10.Рефлексия

Слово «Дружба» по своему значению тесно связана с понятием, как родственная близость.

- Поднимите руку те, у кого уже есть настоящий друг?

- Поднимите руку те, у кого много друзей и ему трудно выделить одного и назвать гордо «Друг»?

Слайд 15

-  Оставьте  нравственные качества, которые  бы ты хотел видеть в своём  друге, остальные зачерните.

Нравственные качества

Безнравственные качества

1. Помощь.

2. Сопереживание.

3. Умение хранить  тайны.

4. Понимание.

5. Верность.

6. Вежливость.

7. Доброта.

8. Честность.

9. Уважение.

1. Жадность.

2. Самолюбие.

3. Хвастовство.

4. Грубость.

5. Жестокость.

6. Трусость.

7. Драчливость.

8. Равнодушие.

9. Наглость.

10. Зазнайство.

Вывод: Выбирайте друзей не спеша и не торопитесь расставаться с ними. Берегите друзей! И помните:

Слайд  16

Лишь тот не на год - навсегда богат,

Кто дружбу хранит, как бесценный клад.

Лишь тот не на год – счастлив всегда,

Кто честно дружбу несёт сквозь года.

Слайд 17

- Наш урок закончим песней  В. Шаинского «Дружба».

Урок  окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка программМетодическая разработка реализации первой части программы «Разговор о правильном питании»

Разработка рабочей программы по  курсу Правильное питание. 1 часть . 2 класс...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...