РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ОРКСЭ ПК 4 «б» , 4 «в» классов
рабочая программа по орксэ

Вера Викторовна Просекова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по    ОРКСЭ  ПК            4  «б» ,  4  «в»   классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа191.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

Приложение к основной образовательной

программе начального общего образования

приказ от 30.09.2018 №399

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по            ОРКСЭ  ПК        

(учебный предмет, уровень изучения)

         4  «б» ,  4  «в»   классов        

(класс)

           34 часа        

(количество часов)

Составитель: Просекова В.В.,

Васильева Р.Н.,

учитель начальных классов

Согласовано

протокол заседания методического совета

от 29.09.2020г.  № 1

            Согласовано  методист

______________Е.С. Бабайлова

2020-2021 учебный год

Урай

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) на основе программы общеобразовательных учреждений «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» 2012 года.

Рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы православной культуры» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Рабочая программа является частью комплекта учебно-методических материалов по предмету «Основы православной культуры». В учебно-методический комплект входят: учебное пособие для учащихся 4классов, книга для учителя, книга для родителей и книга для семейного чтения.

Цели курса:

  • развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для    достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
  • воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Задачи учебного курса:

  • знакомство учащихся с основами православной культуры и светской этики;
  • развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

Общая характеристика учебного предмета

         В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как  уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, социальных явлений и традиций.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.  Учебный модуль  «Основы православной культуры»   является культурологическим и направлен на развитие у школьников  10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

     Преподавание знаний об основах православной культуры призвано сыграть важную роль не только в  расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями  православных  духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Общая характеристика учебного предмета

Принципы построения учебного предмета «Основы православной культуры»

Концепция духовно-нравственного воспитания российского школьника, положенная в основу рабочей программы и самого учебного предмета «Основы православной культуры», кратко может быть выражена словами замечательного русского писателя Василия Андреевича Жуковского: «Образование — это воспитание для доброделания». Эти слова стали основным руководящим принципом и при подготовке учебного пособия.

При построении учебного предмета «Основы православной культуры» учитывались также принципы: научность, доступность, культуросообразность.

1. Научность. Изложение всех исторических сведений учебного предмета «Основы православной культуры» имеет прочное основание в отечественной исторической науке, в источниковедении. Благодаря опоре на исторические источники при освещении событий далёкого прошлого у школьника вырабатывается историзм мышления. Это позволит ему глубже понять величие и трудность пройденного Россией пути, величие Российской державы и родной культуры, а также осознать свою причастность к родной истории и культуре.

2. Доступность. Поскольку данный учебный предмет предназначен для обучающихся 4–5 классов, то в нём содержится минимум сведений (дат, имён, событий, терминов, понятий), которые школьникам не были бы уже известны из других учебных предметов.

3. Принцип культуросообразности. Учебный предмет «Основы православной культуры» призван показать российскому школьнику взаимосвязь гражданской и церковной истории России. Попытка изолированного их изучения невозможна без нарушения принципов научности и культуросообразности. Этот принцип призван способствовать осознанию школьниками непреходящей ценности культурно-исторического наследия России, осознанию российской культуры как своей родной культуры, а в дальнейшем и осознанию необходимости сбережения этого великого культурно-исторического наследия.

Нравственное воспитание обучающихся в российской школе будет успешным лишь тогда, когда дети будут не просто знать, но трепетно преклоняться перед такими высокими качествами наших предков, как доброта, честность, верность долгу, мужество, бережное отношение к священным местам, почтение к родителям, бескорыстие, жертвенная любовь к Родине. За последние десятилетия в российской школе накопилось так много проблем в обучении и воспитании, что они, кажется, уже превышают возможности и силы школы и учителей для их исправления. Но составители настоящей программы и учебного пособия для обучающихся 4–5 классов по основам православной культуры не акцентировали внимание школьников на отрицательных сторонах жизни человека и общества. Почему? «Зло не исправляется злом, а добром, — говорил Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский. — Как загрязнённую одежду нельзя чисто вымыть грязной водой, так описаниями порока, столь же нечистыми и смрадными, как он сам, нельзя очистить людей от порока. Укажите на тёмный образ порока, не терзая чувства и не оскорбляя вкуса чрезмерным обнажением его гнусностей, а с другой стороны, изобразите добродетель в её неподдельной истине, в её чистом свете, в её непоколебимой твёрдости, в её небесной красоте — тогда можете надеяться, что пленник порока отвратит от него устыжённый взор, придёт к сознанию достоинства добродетели.» Поэтому, преподавая современному школьнику основы нравственной культуры, гораздо важнее раскрыть высокое достоинство и нравственную красоту добродетели, нежели увлекаться бичеванием порока.

В процессе изучения основ православной культуры у школьника формируется умение критически оценивать свои поступки, постепенно складывается потребность руководствоваться в своей жизни лучшими примерами, а также появляется готовность следовать высоким этическим нормам поведения дома, на улице, в школе.

Место учебного предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного модуля «Основы православной культуры» в 4 классе из расчёта 1 учебный час в неделю

Модуль «Основы православной культуры» выбран по заявлению родителей (законных представителей) учащихся.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

  1. Диалогическое взаимодействие;
  2. приоритет личностного развития учащихся, их интеллектуальной, духовно-нравственной и эмоциональной сферы;
  3. актуальность;
  4. опоры на самостоятельность мышления учащихся;
  5. вариативность (возможность выбора на уровне вопроса, задания, интерпретации, способов деятельности и презентации образовательного результата);
  6. деятельностное обучение, которое последовательно реализуется через соответствующий отбор содержания, форм, методов и видов учебной деятельности;
  7. соблюдения баланса между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения;
  8. органичное и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.

    Планируемые результаты освоения обучающимися программы по основам православной культуры

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  9. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  11. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  12. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  13. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  14. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  15. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  16. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:

  1. готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  2. знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  3. понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  4. формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  5. первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
  6. становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
  7. осознание ценности человеческой жизни.

Содержание учебного предмета

Основные задачи реализации содержания: воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; формирование первоначальных представлений о православии, ее роли в культуре, истории и современности России.

1.Россия – наша Родина. Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

2.Культура и религия. Культура и духовные ценности человечества. Общие духовные ценности народов, населяющих Россию. Религия. Религиозная культура: религиозные тексты, религиозные обряды, религиозное искусство. Священные тексты, сооружения и предметы, религиозные практики разных религий. Вечные вопросы человечества. Религия и наука. Нравственный закон в светской и религиозной жизни. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.

3.Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей. Кого православная культура называет Творцом. Вечные вопросы человечества.

4.Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые. повседневной жизни православных верующих.

5.Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Библия — священная книга христианства. Ветхий Завет и Новый Завет. Библия как источник знаний, мудрости и нравственности. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Создание славянской азбуки и распространение Евангелия среди славянских народов.

6.Проповедь Христа. Что такое проповедь (Нагорная проповедь). Чему учил Христос. Какое сокровище нельзя украсть. Как христиане относятся к мести, и почему. Чему учил Христос. Смысл проповедей Христа. Ученики Иисуса Христа. Что является духовными сокровищами. Какое богатство христиане считают истинным и вечным.

7.Христос и Его крест. События, предшествующие рождению Иисуса Христа. Благовещение. Как Бог стал человеком. События жизни Иисуса Христа. Рождество, детство и юность, начало проповеднической деятельности. Деяния Иисуса Христа. Чудеса. Предательство Иуды. Распятие. Воскресение. Вознесение. Апостолы и их проповедническая деятельность. Христианские представления об Иисусе Христе как Спасителе. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.

8.Пасха. Воскресение Христа. Пасха  главный христианский праздник. Великий пост. Правила Великого поста. Смысл поста для православных верующих. Подготовка к Пасхе. Русская Пасха. Как празднуют Пасху. Традиционные пасхальные блюда. Пасхальная служба в храме. Крестный ход. Пасхальные колокольные звоны.

9.Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке. Чем человек отличается от животного. Что такое «внутренний мир» человека. В чём заключается свобода для христианина. Как Библия рассказывает о происхождении души христианина.

10.Совесть и раскаяние. Что христиане считают добром, злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки. Совесть в системе нравственных ценностей православия.

11.Заповеди. Какие заповеди даны людям. Божественное происхождение заповедей согласно христианскому учению. Значение заповедей. Смысл заповедей. Заповеди об отношении к Богу. Заповеди об отношении человека к себе и другим людям. Любовь как основа всех заповедей. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.

12.Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям. Милосердие как нравственное качество и христианская добродетель. Житие Николая Чудотворца. Подвиги любви к ближнему. Что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Какие существуют дела милосердия.

13.Золотое правило этики. Что такое «этика». Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение. Почему главное правило этики называется «золотое».

14.Храм. Храм как культурно-историческое наследие. Значение храма в жизни православных верующих. Традиции строительства храмов на Руси. Храмы как произведения архитектуры и искусства. Различное и общее во внешнем облике православных храмов. Правила поведения в храме. Забота государства и Русской Православной Церкви о сохранении шедевров православной архитектуры и искусства. Каноны строительства храма. Строительство новых храмов. Внутреннее строение и убранство храма.

15.Икона.  Фрески и иконы в храме. Технология, правила и традиции создания фресок. Икона как особый священный предмет для православных верующих. Назначение иконы. Отношение верующих к иконе. Чудотворные иконы. Фрески и иконы как произведения искусства и культурное достояние России. Андрей Рублев. Особенности изображения на иконе фигур и фона. Детали изображения на иконе. Система символов в иконописи. Символика цвета и света в иконописи.

16.Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений. Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.

17.Как христианство пришло на Русь. Принятие христианства на Руси. Летописные свидетельства о крещении Руси. Представления о Боге в христианстве. Представление о сотворении мира в христианстве. Первые люди, грехопадение Адама и Евы, появление в человеческой жизни страданий и зла. Иисус Христос. Православие. Распространение православия в мире. Православие как традиционная религия России.

18.Подвиг. Что такое подвиг, жертвенность. Пример подвижнической жизни архиепископа Луки Войно-Ясенецкого. Ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью.

19.Заповеди блаженств. Что делает христианина счастливым. Почему христиане благодарны Иисусу Христу. Текст Заповедей Блаженства

20.Зачем творить добро?  Свобода воли и проблема выбора как нравственная проблема. Ответственность человека за свой выбор и свои поступки. Забота человека о своей душе. Нравственные поступки. Любовь, уважение и терпение как основа человеческих взаимоотношений. Прощение, умение прощать.

21.Чудо в жизни христианина. Чудеса, совершенные Иисусом Христом согласно Евангелию. В чём состоит христианское учение о Святой Троице. Что такое христианские добродетели и в чём они проявляются. Почему христиане верят в бессмертие. Творение добра. Как вера в Божий суд влияет на поступки христиан.

22.Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.

23.Таинство Причастия. Церковные таинства, их смысл и значение для верующих. Таинство крещения. Обряд крещения в православной традиции. Смысл обряда крещения. Наречение имени в православной традиции. Таинство миропомазания. Смысл обряда миропомазания. Таинство покаяния. Таинство причащения. Происхождение и смысл таинства причащения. Таинство брака. Обряд венчания в православной традиции. Обрядовая и духовная составляющие церковных таинств.

24.Монастырь. Монастыри в истории Древней Руси. Внешний вид православного монастыря. Стены и надвратная церковь. Защитные функции монастыря в военное время. Монашество как духовный подвиг. Монашеский постриг и монашеские обеты. Правила монашеской жизни, монастырский устав. Послушания. Архитектурный ансамбль монастыря. Монастыри как центры культуры, просвещения и благотворительности. Монастыри как объекты культурного наследия. Монашество в православной традиции.

25.Отношение христианина к природе. Какие качества делают человека «выше» природы. Какую ответственность несёт человек за сохранение природы. В чём проявляется милосердное отношение к животным. Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?

26.Христианская семья.  Основа семьи в православной традиции. Почему заключение брака в церкви называется «венчание». День семьи, любви и верности  светский и церковный праздник. Служение в семье. Долг членов семьи по отношению друг к другу. Послушание и смирение как христианские добродетели.

27.Защита Отечества. Имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война бывает справедливой. Когда против общих недругов России вместе сражались разные народы.  Какие поступки недопустимы даже на войне. Монахи-воины. Пересвет и Ослябя. Поединок Пересвета с Челубеем.

28.Христианин в труде. Какие заповеди получили первые люди от Творца. Что такое первородный грех. Что такое пост, и для чего он нужен христианину. Какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины. Какой труд напрасен.

29.Любовь и уважение к Отечеству. Главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, культура. Благотворительность и милосердие в православной традиции. Подвиги любви. Жертвенность как основа любви. Защита Родины.

30. Итоговая презентация творческих проектов учащихся. В ходе изучения предмета предусмотрена проектная деятельность обучающихся, поэтапная подготовка к ним и защита проектов на основе изученного материала. В зависимости от сложности темы творческие задания (творческие проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характер.

К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы православной культуры» относятся:

взаимные вопросы и задания групп, взаимообъяснение, беседа, интервью, драматизация (театрализация).

Используются сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями: составление словаря терминов и понятий, составление галереи образов,  использование информационных технологий.  

        Задания на дом в процессе изучения курса имеют творческий, поисковый или проблемный характер. Предусмотрена подготовка и презентация итоговых творческих проектов на основе изученного материала.

Календарно-тематическое планирование по  ОРКСЭ ПК, 4 б, в класс.

№ пп

Раздел (тема) программы

Виды деятельности учащихся

Дата прохождения

Скорректированные

сроки

1

Россия – наша Родина

Осознают чувство гордости за свою Родину, свой народ;

Осознают свою принадлежность к многонациональному российскому обществу;

Знакомятся с терминами и понятиями: Россия = Родина = Отечество, патриотизм, государственная символика;

Узнают государственную символику;

Знакомятся с содержанием учебника «Основы православной культуры»;

Знакомятся с принципами работы с учебником «Основы православной культуры»;

Осознают достойное и уважительное отношение к иному мировоззрению, вере, историческому и культурному наследию.

2.09

2

Культура и религия

Стремятся к осмыслению приоритета духовных ценностей над материальными;

Формулируют вопросы по прочитанному тексту модуля «Основы православной культуры» и ответить на них;

Знакомятся с терминами и понятиями: религия, духовность, культурные традиции, памятники культуры.

9.09

3

Человек и Бог в православии

Проявляют интерес к познанию Православия;

Знакомятся с терминами и понятиями: Бог, Творец, Иисус Христос, Богочеловек, Богородица, духовный мир человека;

Составляют план по изучаемой теме по имеющемуся алгоритму;

Работают в парах и группах, применяя правила сотрудничества.

16.09

4

Православная молитва

Развивают познавательный интерес к новому учебному предмету;

Знакомятся с терминами и понятиями: молитва, благодать, апостолы, святые;

Соотносят правильно дидактический материал, иллюстрации в учебнике с текстом (контекстом);

Раскрывают авторский замысел картины (художественного произведения), с выделением основной мысли.

23.09

5

Библия и Евангелие

Знакомятся с терминами и понятиями: Библия, Священное Предание, Священное Писание, Евангелие, евангелисты, христиане;

Работают с карточками по определению и классификации новых терминов и понятий;

Находят в текстах произведений библейские сюжеты.

30.09

(7.10-11.10.20г каникулы)

(от 1.09 по годовому календарному учебному графику)

6

Проповедь Христа

Сопоставляют информацию, полученную из различных источников;

Выделяют значимую и существенную информацию в текстах учебника «Основы православной культуры»;

Знакомятся с терминами и понятиями: учение Иисуса Христа, проповедь, новизна;

Осознают ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственности, изложенных в Нагорной проповеди;

Работают со сравнительными таблицами по изучаемому материалу.

14.10

7

Христос и Его крест

Узнают основные события земной жизни Иисуса Христа;

Знакомятся с терминами и понятиями: крест, Голгофа, жертва Христа, распятие, символика;

Выявляют элементы общечеловеческих ценностей;

При помощи учителя определяют нравственные принципы собственного развития.

21.10

8

Пасха

Знакомятся с терминами и понятиями: Спаситель, Воскресение Христа, Пасха, пасхальный гимн, жертвенная любовь, любовь, победившая смерть;

Учатся осознанному осмыслению материала, изученного на уроке;

Учатся уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде;

Знакомятся с приёмами монологической и диалогической речи;

Учатся устанавливать причинно-следственные связи, выстраивая логическую цепочку рассуждений.

28.10

(26.10-08.11

 каникулы из-за короновируса)

9

Православное учение о человеке

Узнают смысл православного учения о человеке;

Знакомятся с терминами и понятиями: крест, душа, образ Божий, предназначение человека, уникальность, неприкосновенность, ценность человеческой жизни;

Отвечают на вопросы, заданные учителем и одноклассниками по изучаемой теме.

04.11

10

Совесть и раскаяние

Знакомятся с терминами и понятиями: совесть, отречение, раскаяние, покаяние;

Классифицируют и оценивают свои поступки;

Приводят примеры ситуаций, когда человеку бывает стыдно;

Принимают готовность слушать и слышать собеседника.

11.11

 (16.11-22.11 каникулы)

(от 1.09 по годовому календарному учебному графику)

11

Заповеди

Выбирают правильно информативные источники для получения дополнительных знаний;

Знакомятся с терминами и понятиями: заповедь, скрижали, гора Синай, пророк Моисей, нравственные требования;

Подбирают к изучаемому термину его синоним или новое значение.

25.11

12

Милосердие и сострадание

Учатся понимать значимость милосердия, сострадания, сопереживания в жизни каждого человека;

Знакомятся с терминами и понятиями: сострадание, сопереживание, милосердие, милостыня, бескорыстие, благодушие, благожелательность;

Учатся проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся людях.

2.12

13

Золотое правило этики

Находят примеры применения золотого правила этики в обыденной жизни;

Выделяют основные категории золотого правила нравственности;

Знакомятся с терминами и понятиями: золотое правило этики, не осуждение, доброжелательность, честность, искренность, тактичность;

Учатся выстраивать правильные взаимоотношения с родственниками, педагогами, одноклассниками, друзьями;

Знакомятся с общепринятыми человеческими нормами морали и нравственности.

9.12

14

Храм

Учатся делать правильный личностный выбор в различных жизненных ситуациях;

Знакомятся с терминами и понятиями: православный храм, приход, устройство храма, алтарь, клирос, священнослужители, благословение священника, церковное пение;

Учатся находить правильный ответ в тестовых заданиях по изучаемой теме.

16.12

15

Икона

Усваивают основы работы с текстами по теме «Иконопись»;

Знакомятся с новым материалом;

Знакомятся с терминами и понятиями: икона, иконописцы, нимб, свеча, фрески, лик, православные праздники, церковнославянский язык.

23.12

16

Творческие работы учащихся

Определяют цель учебной деятельности с помощью учителя;

Определяют и формулируют самостоятельно цель деятельности;

Ищут пути и средства её осуществления;

Составляют план действий по написанию творческой работы;

Сверяют свои действия с поставленной целью, работая по плану, и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

30.12

(01.01- 10.01.21г каникулы)

(от 1.09 по годовому календарному учебному графику)

17

Подготовка проектов

Выбирают темы проекта с помощью учителя;

Находят пути решения проблем творческого и поискового характера выполнения проекта совместно с учителем;

Составляют план выполнения этапов проекта;

Выполняют презентацию своего проекта;

Учатся находить причины неуспеха и способы выхода из подобной ситуации.

13.01

18

Как христианство пришло на Русь

Знакомятся с терминами и понятиями: именах собственных: княгиня Ольга, князь Владимир Красное Солнышко, государство, образующая религия, крещение, святая Русь, Киев, Новгород;

Принимают участие в ведении группового диалога;

Учатся правильно соотнести разрозненные части пословиц и поговорок по изучаемой теме.

20.01

19

Подвиг

Учатся творить добрые дела, полезные Отечеству, людям;

Учатся понимать осмысленно значимость и ценность человеческой жизни;

Учатся понимать разницу и сходство понятий «подвиг», «подвижничество»;

Знакомятся с терминами и понятиями: подвиг во имя других, жертвенность, подвижничество, подвижник;

Учатся делать правильный личностный выбор.

27.01

20

Заповеди блаженств

Знакомятся с заповедями блаженств;

Знакомятся с терминами и понятиями: нищие духом = смиренные, плачущие = скорбящие о грехах, кроткие, алчущие = желающие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы, изгнанные за правду, неправедно злословить;

Формулируют разницу между понятиями «заповеди» и «заповеди блаженств»;

Учатся избегать конфликтов, находить компромиссный выход из любых спорных ситуаций;

Учатся осознанному построению речевых высказываний по теме урока;

Приобретают навыки смыслового чтения изучаемого материала.

03.02

21

Зачем творить добро?

Знакомятся с терминами и понятиями: даром приняли – даром отдавайте, искренность, честь, достоинство, сопричастность, самоотверженность, сопереживание;

Знакомятся с христианскими воззрениями на суть борьбы добра и зла в мире;

Стремятся к совершению добрых дел и поступков;

Оценивают свои поступки, классифицируя их как хорошие и плохие;

Приобретают навыки работы с опорным конспектом.

10.02

22

Чудо в жизни христианина

Знакомятся с терминами и понятиями: гимн любви, добродетель, порядочность, бескорыстие, взаимопонимание, долготерпение, не искать своего, не радоваться неправде;

Учатся понимать разницу и сходство понятий «вера», «верность»;

Учатся выстраиванию добрых и хороших отношений с людьми (в семье, классе);

Стремятся к бережному отношению ко всему, что создано природой и человеком;

Осознают значимость и жизненную ценность таких категорий как любовь, верность, дружба, доверие.

17.02

(22.02-28.02.21г каникулы)

(от 1.09 по годовому календарному учебному графику)

23

Православие о Божием суде

Учатся объяснять происхождение понятия «Божий суд»;

Знакомятся с терминами и понятиями: Божий суд, бессмертие души, легенда;

Учатся понимать значимость личной ответственности за совершаемые поступки;

Учатся самостоятельно выявлять в текстах библейские сюжеты;

Учатся составлять план урока с опорой на учебный материал.

03.03

24

Таинство Причастия

Знакомятся с сутью православных таинств;

Знакомятся с терминами и понятиями: Тайная Вечеря, таинство, Евхаристия, литургия;

Учатся преобразовывать информацию из одной формы в другую, с выбором наиболее удобную для усвоения и запоминания;

Учатся самостоятельно анализировать сюжеты текстов из учебника «Основы православной культуры»;

Учатся составлять сложный план по учебному тексту.

10.03

25

Монастырь

Знакомятся с терминами и понятиями: монастырь, монашество, монах, насельник, послушание, мирская жизнь, монашеское облачение;

Учатся составлять устный рассказа по изучаемой теме с опорой на вопросы и задания учебника;

Приобретают навыки работы с дополнительным текстом учебника через анализ по алгоритму;

Учатся умению оформлять мысли в письменной речи;

Учатся развивать эмоциональную отзывчивость.

17.03

26

Отношение христианина к природе

Знакомятся с терминами и понятиямиличная ответственность, экологический кризис, природоохранные зоны, праведник Ной, всемирный потоп;

Учатся осознавать значимость и ценность всех форм жизни в природе;

Учатся умению уважительно и внимательно слушать собеседника при ведении диалога;

Учатся самостоятельно отбирать нужную и полезную информацию для выполнения заданий творческого характера.

24.03

27

Христианская семья

Узнают о значимости семьи и семейных взаимоотношениях;

Узнают о добрых взаимоотношениях в семье со всеми её членами;

Учатся отказываться ради них от своих личных желаний;

Узнают семейные традиции и стремятся к сохранению лучших из них;

Подбирают самостоятельно пословицы и поговорки о семье;

Знакомятся с терминами и понятиями: крест, обычай, традиция, помолвка, заключение брака, таинство венчания, венец, родословная, тактичность, семейная этика.

31.03

28

Защита Отечества

Знакомятся с терминами и понятиями в именах собственных: защита Отечества, вера, святые защитники, воин – христианин, миротворец, справедливая война, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Илья Муромец, Александр Невский, Фёдор Ушаков;

Учатся проявлять уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны;

Учатся самостоятельно подготовить выступление по теме «Защитники Отечества»;

Учатся брать на себя личную ответственность за содеянные поступки.

07.04

(14.04-18.04.21г каникулы)

(от 1.09 по годовому календарному учебному графику)

29

Христианин в труде

Осознают значимость труда в жизни человека и общества.

Учатся уважительно относиться к любому общественно-полезному труду;

Учатся проявлять уважительное отношение к чужому труду;

Учатся добросовестно исполнять поручения классного коллектива;

Совершенствуют навыки самообслуживающего труда.

21.04

30

Любовь и уважение к Отечеству

Учатся испытывать чувство гордости за свою Родину;

Развивают патриотическое самосознание; стремятся к выбору активной жизненной позиции;

Учатся понимать мотивацию собственных поступков;

28.04

31

Подготовка творческих проектов учащихся

Повторяют новые понятия, термины, изученные на уроках «Основы православной культуры»;

Составляют план выполнения творческой работы;

Соотносят результаты деятельности с поставленной целью, задачами;

Оценивают результаты деятельности;

Договариваются и распределять роли в совместной деятельности.

04.05

32

Подготовка творческих проектов учащихся

05.05

33

Подготовка творческих проектов учащихся

12.05

34

Резервный урок. Промежуточная аттестация.

Защита проектов.

19.05

Всего: 34

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

  • Кураев А. В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. 4-5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений –  Москва: «Просвещение», 2012.
  • Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Методические рекомендации для учителей. «Новое время», 2010.
  • Основы Православной культуры. 4-5класс. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева
  • Интернет ресурсы -  http://www.pravoslavnoe-obrazovanie.ru/doc-archiv/func-startdown/54/

Для полноценного изучения и усвоения учебного материала необходимы в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

оборудование: ученические столы и стулья по количеству учеников в классе, учительский стол, шкафы для

хранения учебников, дидактических материалов, пособий, настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

технические средства обучения: классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, схем, картинок; демонстрационное оборудование: компьютер,  CD и DVD диски, медиапроектор,  вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности;

экранно-звуковые пособия: электронное пособие к модулю «Основы православной культуры»; дополнительные мультимедийные образовательные ресурсы: аудиозаписи, видеофильмы, слайды, компьютерные презентации, тематически связанные с содержанием учебного модуля «Основы православной культуры»;

библиотечный фонд: учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основ православной культуры»  (комплексная программа, учебные пособия для школьников, методическая литература для учителя и родителей); нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и РПЦ, отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ православной культуры; дополнительные пособия для учителя, предназначенные для оказания информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, мировой художественной культуре); научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по темам изучаемого модуля; хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием изучаемого модуля; документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и православных, дающих целостное представление об историческом развитии православия); энциклопедическая и справочная литература по православию; художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам модуля;

печатные пособия: картографические издания, иллюстративные материалы, полиграфия.

Банк измерителей уровня учебных достижений учащихся (оценочные материалы)

Православная культура как образовательная область охватывает масштабную совокупность социально-гуманитарных знаний различной направленности - культурологических, мировоззренческих, этических, эстетических, социологических, этнографических и др., существенная часть которых предъявляется учащимся в виде основ знаний по предмету или выборочной информации, доступной учащимся на соответствующем возрастном уровне. Поэтому для проверки знаний учащихся должен использоваться комплекс заданий, ориентированных на разный уровень представления учебного материала, различные виды умственной и эмоционально-оценочной деятельности школьников.  

Для проверки выполнения требований содержания образования по учебному предмету «Основы православной культуры» могут использоваться следующие виды контрольных заданий.

1) Краткий вопрос типа “Как называется...?”, “Перечислите...”, “Укажите...”, “Дайте определение...”, “Что означает...?”.

2) Свободный по форме содержательный текст из 1-3 предложений с пропусками значимого слова или части предложения.

3) Описание, характеристика или изложение (1-5 предложений).  

4) Задания на сопоставление, сравнение с указанием признаков, по которым следует провести сравнение.

5) Альтернативные задания с выбором одного или более правильных ответов из нескольких предложенных вариантов.

Темы итоговых работ учащихся

Самостоятельные итоговые творческие работы являются интегративной формой обобщенной оценки усвоения учебного материала и применяются для итоговой оценки знаний учащихся наряду с устными или письменными заданиями.

                Итоговые работы готовятся учащимися либо аудиторно в виде написания сочинения в учебной группе на определенную тему (5-8 тем на выбор), либо в форме реферата , который готовится учащимся заранее и затем защищается. Каждый учащийся в учебной группе должен готовить реферат на отдельную тему.

             Защита реферата проводится в форме доклада, презентации учащимся его основного содержания с последующим устным опросом педагога по теме реферата, другим темам и выставлением комплексной итоговой оценки.

Примерный перечень тем итоговых исследовательских работ учащихся:

  • «Как христианство пришло на Русь»
  • «Христианское отношение к природе»
  • «Святые в отношении к животным»
  • «Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского и других)»
  • «Православные традиции русской семьи»

Примерные темы сочинений:

  • «Как я понимаю православие»
  • «Значение религии в жизни человека и общества»
  • «Православный храм как произведение архитектуры»
  • «Экскурсия в православный храм»
  • «Православные святыни»
  • «Православные праздники»
  • «Крещение Руси как начало великой русской культуры»
  • «Может ли христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?»
  • «Какие особые убеждения христиан укрепляют их в делании добра?»
  • «Возможен ли подвиг в мирное время?»
  • «Мое отношение к людям»
  • «Мое отношение к России»
  • «С чего начинается Родина»
  • «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»
  • «Мой дедушка – защитник Родины»
  • «Мои друзья – люди разных национальностей и вероисповеданий»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...

Рабочая программа по английскому языку для 2-4 классов с учётом рабочей программы под редакцией Кузовлева В.П. Английский язык.

Рабочая программа по английскому языку для 2-4 классов с учетом рабочей программы под редакцией Кузовлева В.П....

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...