Конспект урока по ОРКСЭ (4 класс). Тема: «Обычаи и обряды русского народа». УМК «Начальная инновационная школа»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Филиппова Наталья Сергеевна

Цели деятельности учителя: формирование представления об обычаях и обрядах русского народа, об их характеристике, об основных понятиях.

Планируемые результаты:

Предметные: знать основные понятия: обычай, обряд, сватовство, обряд сводов, венчание, помолвка; уметь ориентироваться в основных понятиях. 

Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Тип урока: «открытие» нового знания

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 2 февраля, 2020 г., вторник                                                                                ФИО учителя: Кейзер А.В.

Школа: № 148                                                                                                ФИ студента: Филиппова Н., 36 группа

Класс: 4б                                                                                                        ФИО методиста: Мухина И.Г.

Урок: 1 (2 см.)

Время: 13:00-13:40

Кабинет: 222

Конспект урока по ОРКСЭ

Тема: «Обычаи и обряды русского народа»

Цели деятельности учителя: формирование представления об обычаях и обрядах русского народа, об их характеристике, об основных понятиях.

Планируемые результаты:

Предметные: знать основные понятия: обычай, обряд, сватовство, обряд сводов, венчание, помолвка; уметь ориентироваться в основных понятиях. 

Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование: программа «Начальная инновационная школа»; учебник: Студеникин М.Т. «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс, стр. , презентация, раздаточный материал.

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Этап самоопределения к деятельности

Методы: словесный (беседа)

1мин.

Фронтальная форма работы

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Меня зовут Наталья Сергеевна.
Сегодня я шла к вам в класс с отличным настроением. Как вы думаете, почему?

-Потому что хорошая погода! Солнышко светит! Я рада нашей встрече! Потому что на уроке мы узнаем что-то новое, интересное.

- Хорошо! Все причины моего хорошего настроения назвали!

Скажите, а какое настроение у вас?

Хочу поделиться своим настроением с вами, и чтобы вы также с нетерпением ждали встречи с чем-то новым и интересным на уроке.

Отвечают на вопросы учителя. 

Психологический настрой к учебной деятельности.

Отвечают на вопрос.

Р: волевая саморегуляция.

  1. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: слушание

Наглядный: просмотр презентации

3-5 мин.

- Давайте вспомним изученный материал прошлого урока.

- Скажите, ребята, что такое гордость, гордыня?

- Легко ли жить людям с такими человеческими качествами?

Гордость – самоуважение, уважение других, достоинство.

Гордыня – гордость вне всякой меры, ставшая слишком преувеличенной.

Отвечают на вопросы.

Р: способность к прогнозированию;

П: построение речевых высказываний в устной форме;

  1. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

2 мин.

Фронтальная и индивидуальная формы работы

?

Сегодняшний урок будет путешествием. На ваших столах лежат бантики и воротнички. Мальчики наденьте себе воротнички, а девочки бантики. Такое носили люди на Руси. Сегодня мы представим, что мы люди, живущие на Руси и полностью окунемся в мир той истории. Изучим обычаи и традиции.

За активную работу на уроке я буду вручать каждому ряду вот такие маленькие цветочки. Работайте усерднее, потому что в конце вас ждут замечательные подарки.

Тема: «Обычаи и обряды русского народа».

Цель: познакомиться с основными обычаями и обрядами русского народа.

Р: целеполагание

П: построение речевого высказывания

  1. Открытие детьми нового знания

Словесный: беседа

Наглядный: работа с учебником

15 мин.

Фронтальная и групповая формы работы

Откройте, пожалуйста, наш путеводитель (учебник) на стр. …. Прочитайте, что же такое обычай и обряд.

Обычаи и обряды — это вековая связь, мост между прошлым и настоящим. Некоторые обычаи уходят корнями в далекое прошлое, но некоторые передаются от бабушек и дедушек внукам и правнукам как память о предках.

Запишите определения в тетрадь.

Ребята, можете привести примеры каких-нибудь обрядов и обычаев. Может быть, некоторые вы соблюдаете в семье?

Я хочу рассказать вам историю из жизни Александра Васильевича Суворова, русского полководца.

Каждое воскресенье в доме Александра Васильевича готовили щи и кашу для монахов, путешественников, странников. Его дом был открыт для всех путников. Им можно было отдохнуть и отлично подкрепиться.  Для Суворова это был жест доброй воли. Ведь в воскресенье нужно быть ближе к Богу. Это своего рода был обычай.

А также в давние времена появился такой обычай, как свадьба. Как вы понимаете слово «свадьба»?

Она состояла из нескольких обрядов.

 (на экране видео, сопровождаемое рассказом)

Раньше на Руси вопросы женитьбы решали родители, не интересуясь мнением молодых. Родители выбирали жениха и невесту, намечали место и время свадьбы. Жених и невеста до свадьбы могли даже не увидеться.

  1. Сейчас выполним с вами следующее задание. Каждому ряду нужно будет называть по одному родственнику жениха и невесты. Возможно, кто-то знает, как назывались родственники невесты по отношении к жениху и наоборот. (поощряется жетонами)

Хорошо! Ряды отлично справились.

Первый обряд свадьбы назывался Сватовство. Что это такое? Кто такие сваты?

Давайте прочитаем 6-7 абзац в учебнике и ответим на эти вопросы.

А в наше время жених сам приходит в дом невесты и просит её руки у родителей.

Давайте посмотрим, как это было.

Сейчас посмотрите в учебник и скажите, какой был 2 обряд.

. Обряд 2. Обряд сводов.  Что это такое? Прочитайте и запишите в тетрадь определение. А теперь этот обряд заменен помолвкой. Что это такое? (Найти в учебнике).  Во время помолвки жених дарит невесте перстень (кольцо с камнем).

Обряд 3. Венчание.  Этот обряд проводится в храме. Он получил такое название, потому что священник возлагает на головы молодых венцы – специальные короны для венчания. Посмотрим на картину
Венчание - Карташова Андрея Александровича.

Ребята, а вы знаете, как проводится сейчас обряд бракосочетания.

  В   настоящее   время   сначала   проводится   обряд  бракосочетания  –   это церемония   вступления   в   брак.   Проходит   она   в   специальных   Дворцах бракосочетания, где жених и невеста сначала дают друг другу торжественную клятву любить друг друга, а потом обмениваются обручальными кольцами. Современный   обряд   бракосочетания   обязательно   сопровождается   « Свадебным маршем Мендельсона».

Физ. Минутка.

Послушаем эту музыку. А вы, пожалуйста, встаньте и подвигайтесь так, как вам хочется. Под такт музыки.

Прочтем учебник на стр. …. (хлеб, соль, каравай) А потом, после 3 обряда, как и раньше, молодых встречают хлебом, солью и красивым караваем.

Открывают учебник.

Читают определения.

Записывают.

Приводят примеры из жизни.

Слушают историю.

-Свадьба — брачный обряд.

Смотрят видео и слушают рассказ.

-Сват, брат, сестра, отец, свекровь, теща и т.д.

Читают учебник и отвечают на вопросы.

- 2 обряд – обряд сводов.

Слушают учителя.

Предполагают.

Двигаются под музыку.

П: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

П: логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений

К: инициативное сотрудничество

К: Аргументация своего мнения; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

П: подведение под понятие, выведение следствий;

  1. Первичное закрепление

5-7 мин.

Групповая форма работы

Сейчас поработаем в группах. Вам нужно украсить свадебный каравай. Можете использовать фломастеры, карандаши, ручки.

Очень красивые у вас получились караваи.

Фронтальная и индивидуальная формы работы

Ребята, кто мне сможет перечислить все обряды свадьбы и кратко охарактеризовать их?

Давайте познакомимся с другими обрядами русского народа.

Послушайте стихотворение А.С. Пушкина.

«В чужбине свято наблюдаю

Родной обычай старины:

На волю птичку выпускаю

При светлом празднике весны.»

(Читаю учебник, информацию об этом обряде, сопровождая фотографиями)

Давайте и мы с вами запустим птичек. Я раздам вам птичек, а вы дома подарите их родителям. Таким образом, вы подарите своим родителям любовь и свет.

Чтобы узнать, какой напиток был главным на Руси, я загадаю вам загадку

«И на покосе, и после бани

И в жаркий полдень у нас деды

Бежали каждый к своей мамане -

Попить волшебной живой воды.

Настой сухарный с дрожжами, мёдом,

С душицей, мятой - дожил до нас.

Промчалось время, но год за годом

Мы пьём как деды полезный ... (КВАС).»

(читаю последний материал)

Запишите в тетрадь определения.

Что для вас интереснее всего из того, что я прочитала?

Украшают караваи.

Перечисляют.

Слушают учителя.

Отгадывают загадку.

Отвечают на вопрос.

П: извлечение необходимой информации из текста

П: осознанное построение речевого выссказывания

П: построение логической цепи рассуждений, доказательств

П: подведение под понятие

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: беседа, рассказ

Практический: дополнение предложений

Словесный: беседа

5 мин.

Индивидуальная форма работы

А   сейчас   мы   проверим, как   вы   запомнили   нашу   тему.   Возьмите рабочие листы и заполните пропуски.

1) Общепринятый порядок поведения людей  __________________________ (обычай) 

2) Действия, которые определяются обычаем ___________________________ (обряд)

3) Молодой человек, который женится  ________________________________ (жених) 

4) Человек, занимающийся сватовством, хлопочущий о свадьбе ___________ (сват) 

5) Церковное бракосочетание    ______________________________________ (венчание) 

6) Корона для венчания  _______________________________(Венец) 7) Как называют круглый хлеб, с которым встречают молодых   ___________ (каравай) 

8) Обычай,  появившийся в давние времена; благодаря ему образуется новая  семья    __________________________________________________  (свадьба)  

9) Публичное объявление о согласии молодых вступить в брак   __________  (помолвка) 

10) Девушка, которая выходит замуж  _______________________________  (невеста) 

Заполняют пропуски.

К: обоснование своего суждения

Л: осознание ответственности за общее дело

  1. Включение в систему знаний, повторение

Словесный: беседа

3-5 мин.

Фронтальная форма работы

Ребята, наше путешествие подходит к концу.

Посчитайте количество цветочков, заработанных рядами.

Каждый ряд награждается грамотами «Самые веселые», «Самые креативные», «Самые ответственный»

Как думаете, нам нужны традиции, обряды и обычаи?

С какими обрядами мы познакомились сегодня? Обычаями?

Вы   сегодня   познакомились   с   русским   обычаем   празднования   свадьбы   и   с обрядами, которые проводились на этой церемонии. Вы узнали, какие обряды проводились в давнее время и как это происходит сейчас. Но как в прошлом, так и сейчас свадебный обычай и сопутствующие ему обряды несут в себе настрой на сохранение семьи, на долгую и счастливую жизнь.

Считают цветочки.

Отвечают на вопросы.

Слушают учителя.

П: анализ, синтез, обобщение, сравнение.

Р: контроль, коррекция, оценка

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

  1. Рефлексия деятельности  

2 мин.

Фронтальная и индивидуальная формы работы

Ребята, если у вас было отличное настроение на уроке, и вы узнали много нового для себя, поднимите руки вверх, изображая птицу. Если настроение было не очень хорошим и урок был для вас не продуктивным, просто поднимите руку, как при ответе.

Спасибо вам за урок-путешествие! Я очень рада была с вами поработать.

Оценивают работу на уроке.

Р: оценка своей деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."

Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы  религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....

Урок по ОРКСЭ в 4 классе по теме: " Обычаи и обряды русского народа. Зимние праздники (Рождество, Крещение)".

В  разработке представлен материал для проведения урока или внеклассного мероприятия к зимним христианским праздникам....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс Тема: Добро и зло"

Тема урока Добро и зло.ПредметОсновы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики»Класс4 классФедеральный округ РоссииРоссийская ФедерацияГород/поселениеСанкт-Петербу...

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс Тема: "Пророк Мухаммад и возникновения ислама"

Урок по ОРКСЭ строятся на концепции диалогового обучения, в основе которой лежит представление о многоликости мира, естественное желание узнать, каким видит мир другой человек. Таким образом, составля...

Конспект урока по ОРКСЭ (4 класс). Тема: Гордость и гордыня. УМК "Начальная инновационная школа"

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся понятий «гордость» и «гордыня»;формирование умения отличать понятия «гордость» и «гордыня»;разви...

Конспект урока по ОРКСЭ. Тема: "Обычаи и обряды русского народа" (УМК "Начальная инновационная школа", 4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений об обрядах бракосочетания на Руси, формирование представлений об обычаях русского народа, знакомство с понятиями «обычай» и «обр...

Конспект урока. Тема Обычаи и обряды русского народа. 4 класс УМК "Иновационная начальная школа"

Цели деятельности учителя:формирование представления о понятиях: «обычай», «обряд», «помолвка», «венчание», «бракосочетание»;формирование пр...