Урок по ОРКСЭ в 4 классе по теме: " Обычаи и обряды русского народа. Зимние праздники (Рождество, Крещение)".
план-конспект урока (орксэ, 4 класс) по теме

Фасгиева Галина Тагировна

В  разработке представлен материал для проведения урока или внеклассного мероприятия к зимним христианским праздникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_fasgievoy_g.t.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок.

Учитель: Фасгиева Г.Т.

Тема: Обычаи и обряды русского народа. Зимние праздники (Рождество, Крещение).

Цель: познакомить детей со святочными  обрядовыми традициями Рождества и Крещения.

Задачи:

-познакомить с особенностями старорусской речи, с обычаями, обрядами и верованиями русского народа, развивать интерес к Христианской вере;

-развивать творческие  способности, кругозор, познакомить с играми;

-способствовать воспитанию высоконравственной личности, глубоко понимающей и безгранично любящей русскую культуру и историю, русский народ и Отечество.

Оборудование: иллюстрации по теме, аудиозапись русской народной песни «Как на тоненький ледок», песня «Светлый праздник Рождества», костюмы скоморохов, русские сарафаны, чай, пироги.

  1. Введение в тему урока.                                                  

Учитель. Ребята, сегодня мы познакомимся с обычаями и обрядами русского народа во время зимних праздников. А какие зимние праздники вы знаете? Посмотрие, о чем рассказывают картины?

Ученики.  Это сцена театра Вертеп. Рассказывает, как родился Христос в пещере, где укрывались от непогоды животные. Как засияла звезда над всем миром, праздник Рождество – 7 января, Крещение – 19 января.

Учитель. Молодцы, с Рождества до Крещения продолжаются Святки (Святые дни). Сегодня мы узнаем ,как принято проводить эти дни на Руси и что в них особенного.

  1. Знакомство с новым.

Учитель. Рождество – великий христианский праздник. Рождество – день, когда родился Иисус Христос. Бог – отец послал в земной мир своего Сына Иисуса Христа, чтобы спасти человечество от гибели. И со дня Рождения Спасителя на земле наступило новое время. С праздником Рождества связано немало радостных обычаев. Этот праздник святки начинает. Накануне, 6 января, рождественский сочельник.

Выходят скоморохи.

-  А что такое «Святки»?

Скоморох 1.

- Праздник этот самый длинный.

Он веселый и старинный.

Наши предки пили, ели,

Веселились две недели.

Скоморох 2.

- От Рождества и до Крещенья,

Приготовив угощенье,

Пели разные колядки,

По дворам ходили в Святки.

Скоморох 3.

-Наряжались и шутили.

Праздник ждали и любили.

- Ребята, давайте ответим на вопрос скомороха.

Ученик 1.

- Святки – время праздничного веселья и самых важных наблюдений о погоде и будущем урожае.

Давайте прочитаем приметы, которые записали наши предки.(Записаны на доске).

- Коли под Рождество небо звездисто – много ягод. Ясный день и сильные морозы – к хорошему урожаю. Снеги глубоки, так травы хороши и хлеб.

Ученик 2. Одной из традиций поздравления людей с Рождеством было колядование. Славили Коляду – бога пиршества и мира. Молодежь, дети, нарядившись в вывернутые наизнанку тулупы, надев смешные и страшные маски, ходили из дома в дом или останавливались под окнами и славили хозяев, желали им в песнях и прибаутках добра и благоденствия.  Любимыми масками ряженых были «Медведь» и «Журав». Колядующие за свое пение получали от хозяев угощение – кто давал кусок пирога, кто колбасу, пряники, лепешки. Заканчивалось колядование всеобщей потехой, катанием с горок, общим пиром.

 Выходят дети в народных костюмах.

Ученик 3.

   Коляда – коляда,

   Ты пришла на двор

   Накануне Рождества

   По снежному полю

   Гулять на просторе!

Ученик 4.

   …А дай Бог тому,

   Кто в этом дому!

   Ему рожь густа,

   Рожь ужиниста!

Ученик 5.

   Ему с колосу осьмина,

   Из зерна ему коврига,

   Из полузерна – пирог:

   Наделил бы вас Господь

   И житьем, и бытьем, и богатством…

Учитель. После шумного, веселого обхода домов молодежь собиралась в посиделочной избе и устраивала общую пирушку. Собравшиеся в избе слушали сказки, загадывали загадки, плясали, пели. Со всем азартом молодости парни и девушки играли в молчанку.

Давайте и мы поиграем.

Игра в молчанку. (По команде « раз, два, три» все должны хранить молчание. Не выдержавшие должны спеть песню, станцевать, загадать загадку и др.)

Учитель. Заканчиваются Святки с их весельем , гаданием, ряжением, праздничным озорством – Иорданью, водосвятием на Крещение. День Крещения, по сути можно считать рождением христианства, ибо после крещения Иисус начал проповедовать, просвещать народ. Главное событие Крещения – великое водосвятие (освящение воды).

- Многие крещенские наблюдения сложились в поговорки.

У вас на столах лежат листочки, на которых написаны поговорки. Вам необходимо их собрать и объяснить их значение.

Если в крещенскую ночь звезды очень блестят, хлеб будет хороший.

Синие облака в полдень – к урожаю.

Коли в Крещенье собаки много лают, будет много зверя и дичи.

  1. Закрепление.

Работа в группах.

Каждой группе дают тексты, дети выбирают из текстов обряды зимних праздников и рассказывают о них.

Рождество –  канун праздника, именуется сочельником. К началу Святок пекли ароматные пряники – «козули». Эти пряники изображают коров, коней, барашков, козлов. По традиции сочиво (еда из вареного зерна и ягод) – единственная еда, которую можно есть в сочельник. Шесть недель постились, питались рыбой. Ужину в Рождественский сочельник придавалось большое значение, до появления первой звезды не ели. Дома проводилась уборка. Жилища окуривали от нечистой силы, зажигая дубовую колоду, пол застилался сеном, на лавки и стол клали солому, накануне Рождества не следовало кормить кур, чтобы скот не бегал со двора и с пастбища, ножки стула спутывали веревками. Утром 7 января начиналось торжественное богослужение - литургия. К Рождеству украшали дом еловыми веточками, гирляндами. Святок не бывает без гаданий. Лучшее время для этого – вечер, ночь, раннее утро, и обязательно  - при свечах.

Крещение – самым подходящим временем для гадания считали ночь под Крещение. Использовали для гадания: сельскохозяйственные орудия, украшения, растения, цветы. В каждом доме хозяин, крестясь, с молитвой обрызгивал веничком, омоченным в святой воде, окна, двери, углы, изгоняя таким образом нечистую силу.  Главное событие - освящение воды. В Крещенский сочельник вода освящалась в купели, установленной посредине храма, а в праздник Крещения – в реке, озере, у колодца. На реке или озере прорубали отверстие во льду в виде креста или круга, называемое по библейской традиции  Иорданью.  Люди умывались, обливали друг друга святой водой, купались в святой воде, прыгая в прорубь. Был распространен обряд освящения скотины, в котором участвовала вся семья.

Ученица 1.

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили;

Ученица 2.

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

Проводится игра  «Гадание на горшках». ( Посередине  класса ставится лавка, на ней 5 горшков.) Звучит мелодия русской народной песни «Как на тоненький ледок ». Девочки идут хороводом и поют:

-Горшочек с вершочек,

Скажи нам, дружочек:

Что сбудется, станется?

Плохое пусть останется.

По очереди вынимают из горшков:

- полотенце ( Полотенце! Далеко расстилается. Ждет  тебя дорога,  путешествие.)

- булка ( Булка! Мышь в горнице бежит, каравай в дом тащит. В доме достаток и благополучие.)

- кольцо (Кольцо! Сейте муки, пеките пироги! К тебе гости будут, ко мне – женихи.)

- лента (Лента! Через поле идучи,  русу косу плетучи, шелком переплетаючи, златом перевиваючи. Лента – к  богатству, прибыли.)

- пуговица  (Пуговица! Ой, ходил жучок по завалинке, выбросил добро по мочалинке. Жить тебе в большой  семье счастливой жизнью!)

Скоморохи.

- Всех гостей примечая,

Всех встречая и хлебом и солью.

Приглашаю участников к чаю,

Приглашаю ребят к застолью!

  1. Рефлексия.

Учитель. Православные праздники, повторяясь из века в век, из года в год, обросли, украсились самобытными национальными песнями, пословицами, поговорками, приметами, загадками, обычаями. Мы всегда ждем прихода праздников и с радостью их отмечаем.  

- Что вам понравилось на уроке?

- С каким настроением вы заканчиваете урок?

- Что нового вы узнали на уроке?

Звучит песня «Светлый праздник Рождества», организуется чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока ОРКСЭ (4 класс) "Обычаи и обряды русского народа"!

На уроке ребята знакомятся с понятиями обычаев и обрядов.Узнают какие обычаи и обряды играют важную роль в жизни русского народа. Учащиеся знакомятся с историей обряда бракосочетания на Руси...

Конспект урока по ОРКСЭ. Тема: "Обычаи и обряды русского народа" (УМК "Начальная инновационная школа", 4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений об обрядах бракосочетания на Руси, формирование представлений об обычаях русского народа, знакомство с понятиями «обычай» и «обр...

Конспект урока. Тема Обычаи и обряды русского народа. 4 класс УМК "Иновационная начальная школа"

Цели деятельности учителя:формирование представления о понятиях: «обычай», «обряд», «помолвка», «венчание», «бракосочетание»;формирование пр...

Конспект урока по ОРКСЭ (4 класс). Тема: «Обычаи и обряды русского народа». УМК «Начальная инновационная школа»

Цели деятельности учителя: формирование представления об обычаях и обрядах русского народа, об их характеристике, об основных понятиях.Планируемые результаты:Предметные: знать основные понятия: обычай...

Технологическая карта урока ОРКСЭ «Обычаи и обряды русского народа» (4 класс)

Цель урока: ознакомление учащихся с праздниками народной культуры, со свадебным обычаем и обычаем проведения праздника Благовещения.Задачи урокаДидактические:            ...

Технологическая карта урока по ОРКСЭ «Обычаи и обряды русского народа» (4 класс)

Цель урока: познакомить  учащихся с праздниками народной культуры, со свадебным обычаем и обычаем проведения праздника Благовещения.Задачи урокаДидактические:Иметь представление о понятиях: обыча...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Обычаи и обряды русского народа", 3 класс

Тема урока: «Обычаи и обряды русского народа».Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с праздниками народной культуры, со свадебным обычаем.Задачи ...