Технологическая карта урока ОРКСЭ «Обычаи и обряды русского народа» (4 класс)
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Латмарина Марина Александровна

Цель урока: ознакомление учащихся с праздниками народной культуры, со свадебным обычаем и обычаем проведения праздника Благовещения.

Задачи урока

Дидактические:

               1.     Иметь представление о понятиях: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание;

               2.     Познакомить учащихся с русскими национальными обычаями и обрядами в системе духовной культуры русского народа;

               3.     Получить представление о некоторых народных обычаях.

Развивающие:

1.     Развивать у учащихся интереса  к народным праздникам, к изучению истории и традиций семьи;

2.     Развивать навыки самостоятельной работы;

3.     Развивать интеллектуальную и познавательную активность.

Воспитательные:               

1.     Воспитывать интерес к учебному предмету;

2.     Формировать культуру общения;

               3.     Формирование чувства уважения к традициям и культуре русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obychai_i_obryady.docx44.35 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ

Дата: 8.02.2022                                                                                                                             Студент: Латмарина Марина

Школа: МАОУ №148                                                                                                          Группа: 36

Класс: 4 «к»                                                                                                                                   Учитель: Кейзер А.В.

Урок: 1                                                                                                                                           Методист: Сачкова Т.А.

Время: 13:00-13:40          

Кабинет: 224

Тема урока «Обычаи и обряды русского народа»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: ознакомление учащихся с праздниками народной культуры, со свадебным обычаем и обычаем проведения праздника Благовещения.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Иметь представление о понятиях: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание;
  2. Познакомить учащихся с русскими национальными обычаями и обрядами в системе духовной культуры русского народа;
  3. Получить представление о некоторых народных обычаях.

Развивающие:

  1. Развивать у учащихся интереса  к народным праздникам, к изучению истории и традиций семьи;
  2. Развивать навыки самостоятельной работы;
  3. Развивать интеллектуальную и познавательную активность.

Воспитательные:        

  1. Воспитывать интерес к учебному предмету;
  2. Формировать культуру общения;
  3. Формирование чувства уважения к традициям и культуре русского народа.

Оборудование: учебник «Основы Светской Этики» 4 класс, автор М.Т.Студеникин, учебная презентация, раздаточный материал.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающегося

Формы организации учебной деятельности

Дидактическое оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный метод:

Рассказ учителя.

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Создание эмоционального настроя.

3.Налаживание контакта с классом.

Учитель говорит:

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Александровна и сегодня я проведу у  вас урок.

- Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи!

-Присаживайтесь

1. Показывают готовность к уроку.

2. Выполняют то, что им сказал учитель.

Фронтальная форма

Презентация

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Предметные: -готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному развитию;
  • Метапредметные: -освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях
  • Личностные: -уметь выделять основные признаки нравственных ценностей,приводить пример их проявления;

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный метод:
Беседа
Рассказ учителя и учащихся

Практический метод: ребусы

1.Актуализирует знания о понятиях , подводит к теме урока.

-Ребята, для того, чтобы определить тему нашего с вами урока, я предлагаю вам разгадать кроссворд.

- На партах у вас лежат листки с заданием. Вопросы к кроссворду я вам буду читать.

- Итак, какие слова у нас получились в выделенных ячейках?

- Верно, ребята.

- Ребята, сталкивались ли вы раньше с этими понятиями? Знакомы ли вы с данными понятиями?

1.Слушают учителя

- Да.

- Обычаи, обряды.

Нет, не сталкивались

Да, знакомы

Фронтальная форма

Презентация

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные: осознание ценности человеческой жизни

Метапредметные: Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать

Личностные[1]сформированность мотивации к обучению и познанию; готовность и способность к саморазвитию;

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный метод:
Беседа

1.Формулирует совместно с учениками тему урока.

- Итак, ребята, кто догадался, какая тема нашего сегодняшнего урока?

2. Формулирует совместно с учениками цель урока.

- Давайте, ребята, выберем цель нашего урока. Перед вами листки с различными целями, выберите ту, которая относится к теме нашего урока.

-Отлично!

1.Формулируют тему урока.

- Обряды и обычаи русского народа.

2.Формулируют цель урока.

- Познакомиться с понятиями «обычай» и «обряд»; узнать об обряде бракосочетания на Руси.

Фронтальная

Презентация

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные: понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

Метапредметные: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности.

«Открытие» детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный метод:
Беседа

Словесный метод:

Беседа;

Рассказ учителя;

Работа с  учебником.

1.Организует работу с классом. 

-Ребята. Давайте найдём в учебнике на стр.

 79 определения интересующих нас понятий, прочитаем их. У вас на листках также записаны эти определения, вам необходимо записать верный термин к каждому понятию. Работа на листках.

- Как вы понимаете слово “бракосочетание”?

А теперь прочтём в учебнике.

- Ребята, перед вами разные пословицы о семье и браке. Вам предстоит прочитать пословицы и объяснить их значение.

1) Земля без воды — мертва, человек без семьи - пустоцвет.

2) Легко подружиться, тяжело разлучиться.

3) Равные обычаи — крепкая любовь.

4)  С милым годок покажется за часок.

5) Жениться — перемениться.

2. Объясняет новый материал

-Давайте прочитаем о свадебном обычае на Руси. Стр. 79 -82.

- Какой обряд изображён на рисунке на стр. 80, 81, 82. 83? Прокомментируйте каждый рисунок.

- Отлично справились!

1.Организация работы в группах.

- А теперь прочитайте стр. 83-84 для того, чтобы выполнить задание в учебнике: ответьте на вопросы. Для этого поделимся на группы. 1-й ряд думает и отвечает на 1 вопрос, 2-й на 2, и 3-й на 3. Помните правила работы в группе?

- Молодцы!

1.Отвечают на вопросы.

Обычай – общепринятый, привычный порядок поведения людей в повседневной жизни. Обычаи появились ещё в древности, когда наши предки жили родами и племенами.

Обряд – совокупность определённых действий, которые диктуются обычаем.

- Семья очень важна для человека. Она его дополняет.

- С близкими людьми расставаться тяжело.

- С близкими время летит быстро, потому что нам хорошо.

- Женитьба меняет человека.

Отвечают на вопросы

- Ответы детей

1.Работают в группах.

1.Работать в группе должны все.
2. Уважай мнение других.
3. Один говорит, другие слушают.
4. Своё несогласие высказывай вежливо.

Фронтальная

Групповая

Презентация

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные: понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

Метапредметные: Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Личностные: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Практический метод:

Работа в парах, в группах

1.Организует работу в парах.

- Сейчас предлагаю вам поработать в парах.

Перед вами карточки с заданием. Вам необходимо заполнить таблицу. В первой колонке у нас указан термин, а во второй вы должны написать понятие.

- Всем понятно задание?

-Заканчиваем, проверим, что у вас получилось.

-Хорошая работа!

1.Выполняют работу в парах.

Групповая и парная

 форма

Презентация, раздаточный материал

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные: - Учащиеся получат возможность усовершенствовать умение работать с текстом, раздаточным материалом , для решения поставленных на уроке задач;

Метапредметные: -формировать умения взаимодействия со сверстниками и учителем.

Личностные: -воспитание нравственности.

Физминутка

(1-3 мин)

Проводится разминка

- А сейчас встаньте из-за своих парт немного разомнемся.

Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)

Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)

Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)

Головою три кивка. (Движения головой.)

На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)

Пять - руками помахать, (Махи руками.)

Шесть — на место сесть опять. (Присели.)

Разминаются, выполняют упражнения

Фронтальная

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический метод:

Самостоятельная работа

Проводит самостоятельную работу.

-Ребята, а сейчас вам необходимо поработать со своими соседями по парте.

- На ваших партах лежат листочки. Вам нужно будет решить кроссворд с новыми словами.

- Давайте проверим.

Выполняют самостоятельную работу

Парнаяформа

Раздаточный материал

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные: - Учащиеся получат возможность усовершенствовать умение работать самостоятельно

Метапредметные: формулировать понятные высказывания,отвечая на вопросы;

Личностные: формирование целостного социально-ориентированного взгляда на мир.

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Практический метод:

Организация работы в группах

1.Организация работы в группах.

- А   сейчас   мы   проверим,   как   вы   запомнили   нашу   тему.  

Возьмите рабочие листы и заполните пропуски. 1) Общепринятый порядок поведения людей  __________________________ (обычай)  2) Действия, которые определяются обычаем ___________________________ (обряд) 3) Молодой человек, который женится  ________________________________ (жених)  4) Человек, занимающийся сватовством, хлопочущий о свадьбе ___________ (сват)  5) Церковное бракосочетание    ______________________________________ (венчание) 

   6) Корона для венчания  _______________________________(Венец) 7) Как называют круглый хлеб, с которым встречают молодых   ___________ (каравай)  8) Обычай,  появившийся в давние времена; благодаря ему образуется новая  семья    __________________________________________________  (свадьба)  9) Публичное объявление о согласии молодых вступить в брак   __________  (помолвка)  10) Девушка, которая выходит замуж  _______________________________  (невеста)

Групповая форма

Раздаточный материал

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные: готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

Метапредметные: Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

Личностные: поиск и установление личностного смысла, учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно -познавательных и социальных мотивов;

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный метод:

Самооценка

1.Организует анализ урока с точки зрения поставленных целей.

Подведём итог нашего урока.

Какая тема у нас сегодня была?

Какая цель сегодняшнего урока?

Мы достигли цели?

Какие возникали трудности?

2.Домашнее задание.

- Ребята, в качестве домашнего задания я предлагаю вам составить на ваших рабочих листках план текста рассмотренной нами сегодня темы “Обычаи и обряды русского народа”.

3.Проводит работу по самооценке.

- Ребята, вы сегодня хорошо работали на уроке.

- Заполните графы таблицы.

ц.PNG

- Всем спасибо за работу на уроке. Я была рада с вами поработать. Урок окончен.

Анализируют урок с точки зрения достижения поставленных целей.

Дают оценку своей работе на уроке.

Фронтальная, индивидуальная

Презентация

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные: понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

Метапредметные: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Личностные: Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. ОРКСЭ №14 Дружба. Основы светской этики. 4 класс

2.Технологическая карта урока. ОРКСЭ. Основы светской  этики. 4 классУчитель Медведева Елена ВитальевнаТема урока:    Дружба№ урока по теме:   14Цель урока:   П...

Конспект урока. Тема Обычаи и обряды русского народа. 4 класс УМК "Иновационная начальная школа"

Цели деятельности учителя:формирование представления о понятиях: «обычай», «обряд», «помолвка», «венчание», «бракосочетание»;формирование пр...

Технологическая карта урока по ОРКСЭ «Обычаи и обряды русского народа» (4 класс)

Цель урока: познакомить  учащихся с праздниками народной культуры, со свадебным обычаем и обычаем проведения праздника Благовещения.Задачи урокаДидактические:Иметь представление о понятиях: обыча...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Обычаи и обряды русского народа", 3 класс

Тема урока: «Обычаи и обряды русского народа».Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с праздниками народной культуры, со свадебным обычаем.Задачи ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ «Обычаи и обряды русского народа» 4 класс, УМК: "Начальная инновационная школа"

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о понятиях: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание.Задачи урокаДидактические:Формировать знания о ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ «Обычаи и обряды русского народа», 4 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о понятиях: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетаниеЗадачи урокаДидактические: 1) Иметь представлени...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Обычаи и обряды русского народа", 4 класс

Тема урока «Обычаи и обряды русского народа»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений о понятиях обычаи и обряды, значимости обрядов бракосочета...