Технологическая карта урока по ОРКСЭ «Обычаи и обряды русского народа» (4 класс)
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Бобылева Софья Александровна

Цель урока: познакомить  учащихся с праздниками народной культуры, со свадебным обычаем и обычаем проведения праздника Благовещения.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Иметь представление о понятиях: обычаи, обряды, венчание, помолвка, Благовещение.
  2. Познакомить учащихся с русскими национальными обычаями и обрядами в системе духовной культуры русского народа;
  3.  Получить представление о некоторых народных обычаях.

Развивающие:

  1. Развития  у учащихся интереса  к народным праздникам,  к изучению истории и традиций семьи.
  2. Развивать навыки самостоятельной работы;
  3. Развивать интеллектуальную и познавательную активность.

Воспитательные:               

  1. Воспитывать интерес к учебному предмету;
  2. Формировать культуру общения;
  3. Формирование чувства уважения к традициям и культуре русского народа.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ

Дата: 8.02.2022                                                                                                                             Студент: Бобылева Софья

Школа: МАОУ №148                                                                                                          Группа: 36

Класс: 4 «б»                                                                                                                                   Учитель: Кейзер А.В.

Урок: 2                                                                                                                                           Методист: Сачкова Т.А.

Время: 13:55-14:35          

Кабинет: 221

Тема урока «Обычаи и обряды русского народа»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: познакомить  учащихся с праздниками народной культуры, со свадебным обычаем и обычаем проведения праздника Благовещения.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Иметь представление о понятиях: обычаи, обряды, венчание, помолвка, Благовещение.
  2. Познакомить учащихся с русскими национальными обычаями и обрядами в системе духовной культуры русского народа;
  3.  Получить представление о некоторых народных обычаях.

Развивающие:

  1. Развития  у учащихся интереса  к народным праздникам,  к изучению истории и традиций семьи.
  2. Развивать навыки самостоятельной работы;
  3. Развивать интеллектуальную и познавательную активность.

Воспитательные:        

  1. Воспитывать интерес к учебному предмету;
  2. Формировать культуру общения;
  3. Формирование чувства уважения к традициям и культуре русского народа.

Оборудование: учебник «Основы Светской Этики» 4 класс, автор М.Т.Студеникин, учебная презентация, раздаточный материал, видео.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающегося

Формы организации учебной деятельности

Дидактическое оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный метод:

Рассказ учителя.

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Создание эмоционального настроя.

3.Налаживание контакта с классом.

Учитель говорит:

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Софья Александровна и сегодня я проведу у  вас урок.

- Давайте улыбнемся друг другу, подарите  свои улыбки соседу по парте!

-Присаживайтесь

1. Показывают готовность к уроку.

2. Выполняют то, что им сказал учитель.

.Фронтальная форма

Презентация

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Предметные: -готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному развитию;
  • Метапредметные: -освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях
  • Личностные: -уметь выделять основные признаки нравственных ценностей,приводить пример их проявления;

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный метод:
Беседа
Рассказ учителя и учащихся

Практический метод: ребусы

1.Актуализирует знания о понятиях , подводит к теме урока.

-Ребята, для того, чтобы определить тему нашего с вами урока ,я вам предлагаю разгадать два ребуса.

- Ребята, вы умеете разгадывать ребусы?

- Посмотрите, пожалуйста, на доску.
1.  
2.  
https://psv4.userapi.com/c237031/u458377227/docs/d12/e46ce21e578f/rebus.png?extra=_5aEwaT5rTNTLNf_6S3kmy69b2V__Sx9CIsMwOg5ct6guTYqVe6RgOv7w32bhMTyYPQYiRZOJU_VPA409pp6fOd-5LWprAZ7em0QzfbbpLUwue79HBodOXX_g1AY1IxQwYQ6j6prymSLeWpVMyLM_w

        https://psv4.userapi.com/c505536/u458377227/docs/d12/ee1330ccfd24/rebus_2.png?extra=NIAlWQdTF5FpeZKADVUwjhRRtM5g6w75JhW4IKAjLy3TCouM3aGlJ7pAcSNTwfBk3STYwp7V-7W8zlA1FzgA5yY5UIf7LMqk71F3hjlpm2FDhzkZNWt0qXGAJ9uvjHO4W3bj7bdgvHxXakKvkyOEkQ

- Верно, ребята.

- Ребята, сталкивались ли вы раньше с этими понятиями? Знакомы ли вы с данными понятиями?

1.Слушают учителя

- Да.


1.Обычаи

2.Обряды

Да, сталкивались

Да, знакомы

Фронтальная форма

Презентация

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные: осознание ценности человеческой жизни

Метапредметные: Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать

Личностные: сформированность мотивации к обучению и познанию; готовность и способность к саморазвитию;

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный метод:
Беседа

1.Формулирует совместно с учениками тему урока.

-Итак, ребята, кто догадался, какая тема нашего сегодняшнего урока?

2. Формулирует совместно с учениками цель урока.

-Молодцы, а кто может определить какая цель нашего сегодняшнего урока?

-Отлично!

-Сегодня мы также познакомимся с понятием венчание, сватовство, помолвка, бракосочетание.

1.Формулируют тему урока.

-Обычаи и обряды русского народа.

2.Формулируют цель урока.

-познакомиться с понятиями “обычай” и “обряд”; узнать об обряде бракосочетания на Руси.

Фронтальная

Презентация

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные: понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

Метапредметные: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Личностные: :Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности

«Открытие» детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный метод:
Беседа

Словесный метод:

Беседа;

Рассказ учителя;

Работа с  учебником.

1.Организует работу с классом. 

-Кто может сказать, что такое обычаи?

-А кто даст определение слову обряд?

-Какие обычаи и обряды вы знаете?

2. Объясняет новый материал

-Откройте свои учебники на странице 79.

-Прочтите понятия ,которые даны в голубой рамке.

-С таким обычаем, как свадьба, мы знакомы все. Она состоит из нескольких обрядов.            Обряд 1. Сватовство.                                              - Что это такое? Прочтем объяснение терминов на листах, которые лежат на ваших столах (Венчание, сватовство, ангел, помолвка, бракосочетание)                                             – Раньше на Руси вопросы женитьбы решали родители, не интересуясь мнением молодых. Родители подбирали жениха и невесту, намечали время и место свадьбы. Жених и невеста до женитьбы могли и не знать друг друга. На Руси было принято засылать сватов в дом понравившейся девушки. Родители невесты сразу согласия на брак не давали, и сваты приходили еще два-три раза.                                                      - А в наше время жених сам приходит в дом невесты и просит её руки у родителей.

Обряд 2. Обряд сводов.                                             - Прочтем о нем в учебнике на с. 80.                      - А теперь этот обряд заменен помолвкой. Что это такое? Прочтем на с. 81.

 - Во время помолвки жених дарит невесте перстень (кольцо с камнем).                                Обряд 3. Венчание.                                                   - Этот обряд проводится в храме. Он получил такое название, потому что священник возлагает на головы молодых венцы – специальные короны для венчания.                                           - В настоящее время сначала проводится обряд бракосочетания – это церемония вступления в брак. Проходит она в специальных Дворцах бракосочетания, где жених и невеста сначала дают друг другу торжественную клятву любить друг друга, а затем обмениваются обручальными кольцами. Современный обряд бракосочетания обязательно сопровождается « Свадебным маршем Мендельсона».  Только после этого по желанию можно заключить еще и церковный брак (т.е. обвенчаться).                                                – Сохранился до наших дней обычай встречать молодых хлебом-солью с.82.                                  - Молодые муж и жена приезжают к месту проведения свадьбы, там их встречают родители мужа с иконой в руках, которой благословляют на счастливую жизнь, и  с круглым хлебом – караваем. Молодожены одновременно откусывают от него, обмакивают свои куски в соль и съедают. Сохранилось поверье: у кого кусок больше, тот и будет верховодить в семье.

1.Отвечают на вопросы.

Предполагаемые ответы детей

ОБЫЧАИ-массовые образцы действий

ОБРЯДЫ-совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом

Читают термины с листа.

 

Чтение с учебника.

Фронтальная

Презентация

Раздаточный материал

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные: понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

Метапредметные: Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Личностные: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Практический метод:

Работа в парах, в группах

1.Организует работу в парах.

- Сейчас предлагаю вам поработать в парах.

 На экране представлены вопросы. Вам предстоит прочитать текст на странице 83-84 и найти ответы на вопросы.                              (1. Что такое праздник Благовещения?

     2 Как готовились к празднику?

     3.Почему сейчас возродили этот обычай?)

-Заканчиваем, проверим, что у вас получилось.

-Хорошая работа!

-Откройте ваши учебники на странице 85-86.

-Выполним задание в учебнике.

-Читаем по абзацам.

-О чём говорится в тексте?

-Какие незнакомые слова вам встретились?

-Давайте узнаем значения этих слов. Прочитаем на странице 86.

1.Выполняют работу в парах.

Отвечают на вопросы.

-Ключник, стольник, дворецкий

Групповая и парная

 форма

Презентация

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные: - Учащиеся получат возможность усовершенствовать умение работать с текстом, раздаточным материалом , для решения поставленных на уроке задач;

Метапредметные: -формировать умения взаимодействия со сверстниками и учителем.

Личностные: -воспитание нравственности.

Физминутка

(1-3 мин)

Проводится разминка

- А сейчас я предлагаю вам размяться. Встаньте со своих мест.

- Молодцы, присаживайтесь.

Разминаются, выполняют упражнения

Фронтальная

Видео

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический метод:

Самостоятельная работа

Проводит самостоятельную работу.

-Ребята, а сейчас вам необходимо поработать самостоятельно.

- У вас на парте лежат листы с заданиями. Вам предстоит ответить на вопросы. Подпишите листочки.

- На это задание у вас есть 5 минут.

-Итак, время вышло, передаём работы с задних парт вперед.

Выполняют самостоятельную работу

Индивидуальная форма

Раздаточный материал

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные: - Учащиеся получат возможность усовершенствовать умение работать самостоятельно

Метапредметные: формулировать понятные высказывания,отвечая на вопросы;

Личностные: формирование целостного социально-ориентированного взгляда на мир.

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Практический метод:

Организация работы в группах

1.Организация работы в группах.

-Итак, сейчас я вам предлагаю собрать пазл. Для этого поработаем в группах.

-Давайте вспомним правила работы в группах. Кто может их назвать?

-Достаньте из конверта содержимое и приступайте к работе.  Определите название картины при помощи учебника (стр. 85)

Царский стол. Рафаэль Барберини о пире с Иваном Грозным: gorbutovich —  LiveJournal

 

1.Работают в группах.

1.Работать в группе должны все.
2. Уважай мнение других.
3. Один говорит, другие слушают.
4. Своё несогласие высказывай вежливо.

- Царский пир в Грановитой палате

Групповая форма

Раздаточный материал

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные: готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

Метапредметные: Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

Личностные: поиск и установление личностного смысла, учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно -познавательных и социальных мотивов;

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный метод:

Самооценка

1.Организует анализ урока с точки зрения поставленных целей.

Подведём итог нашего урока.

Какая тема у нас сегодня была?

Какая цель сегодняшнего урока?

Мы достигли цели?

С какими понятиями мы сегодня познакомились?

2.Домашнее задание.                                           

-Подберите и выпишите в тетрадь пословицы и поговорки об обычаях и обрядах россиян.

3.Проводит работу по самооценке.

Ребята, вы сегодня хорошо очень работали на уроке.
- Время оценить себя самому, у вас на столах лежат кружки трёх цветов.

Посмотрите, пожалуйста, на доску.
Поднимите красный кружок, если вам было трудно и материал вам был не ясен.
Поднимите желтый кружок, если понятно не всё и нужен совет.
Поднимите зеленый кружок ,если вам всё понятно, цель достигнута, и вы можете помочь своим товарищам .

- Всем спасибо за работу на уроке. Урок окончен.

Анализируют урок с точки зрения достижения поставленных целей.

Дают оценку своей работе на уроке.

Фронтальная, индивидуальная

Презентация

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные: понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

Метапредметные: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Личностные: Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по ОРКСЭ Основы светской этики "Чувство Родины" 4 класс

Технолдогическая карта урока ОРКСЭ по модулю Основы светской этики Тема "Чувство Родины"...

Конспект урока. Тема Обычаи и обряды русского народа. 4 класс УМК "Иновационная начальная школа"

Цели деятельности учителя:формирование представления о понятиях: «обычай», «обряд», «помолвка», «венчание», «бракосочетание»;формирование пр...

Технологическая карта урока ОРКСЭ «Обычаи и обряды русского народа» (4 класс)

Цель урока: ознакомление учащихся с праздниками народной культуры, со свадебным обычаем и обычаем проведения праздника Благовещения.Задачи урокаДидактические:            ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Обычаи и обряды русского народа", 3 класс

Тема урока: «Обычаи и обряды русского народа».Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с праздниками народной культуры, со свадебным обычаем.Задачи ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ «Обычаи и обряды русского народа» 4 класс, УМК: "Начальная инновационная школа"

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о понятиях: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание.Задачи урокаДидактические:Формировать знания о ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ «Обычаи и обряды русского народа», 4 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о понятиях: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетаниеЗадачи урокаДидактические: 1) Иметь представлени...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Обычаи и обряды русского народа", 4 класс

Тема урока «Обычаи и обряды русского народа»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений о понятиях обычаи и обряды, значимости обрядов бракосочета...