Технологическая карта урока ОРКСЭ «Обычаи и обряды русского народа», 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Гиматова Надия Анировна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представления о понятиях: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание

Задачи урока

Дидактические:

1) Иметь представление о понятиях: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание;

2) познакомить учащихся с русскими национальными обычаями и обрядами в системе духовной культуры русского народа;

3) получить представление о некоторых народных обычаях

Развивающие:

 1) Развивать у учащихся интереса к народным праздникам, к изучению истории и традиций семьи;

 2) развивать у учащихся способности общения, выстраивания отношений с окружающими их людьми;

 3) развивать интеллектуальную и познавательную активность

Воспитательные:

1) Прививать интерес к изучаемому предмету;

2) формировать чувства уважения к традициям и культуре русского народа

Оборудование: учебник «Основы светской этики» 4 класс, автор М.Т. Студеникин, учебная презентация, раздаточный материал, видеоматериал

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ

Дата: 01.03.2022

Студентка: Гиматова Надия

Школа: МАОУ «МЛ№148 г. Челябинска»

Группа: 36

Класс: 4 «Б»

Учитель: Кейзер А.В.

Урок: 2

Методист: Сачкова Т.А.

Время: 13:55-14:35   Кабинет: 221

Тема урока «Обычаи и обряды русского народа»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представления о понятиях: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание

Задачи урока

Дидактические:

  1. Иметь представление о понятиях: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание;
  2. познакомить учащихся с русскими национальными обычаями и обрядами в системе духовной культуры русского народа;
  3. получить представление о некоторых народных обычаях

Развивающие:

    1) Развивать у учащихся интереса к народным праздникам, к изучению истории и традиций семьи;

    2) развивать у учащихся способности общения, выстраивания отношений с окружающими их людьми;

    3) развивать интеллектуальную и познавательную активность

Воспитательные:

  1. Прививать интерес к изучаемому предмету;
  2. формировать чувства уважения к традициям и культуре русского народа

Оборудование: учебник «Основы светской этики» 4 класс, автор М.Т. Студеникин, учебная презентация, раздаточный материал, видеоматериал

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты (П, М, Л)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесный: беседа

1.Создает эмоциональное поле.

2.Приветствует учащихся.

3. Проверяет готовность учащихся к уроку.

- Здравствуйте, меня зовут Надия Анировна и сегодня я проведу у вас урок. На партах у вас лежат карточки. Поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настрою. Отлично! Теперь мы можем начинать наш урок.

Приветствуют учителя.

Р: включение в учебную деятельность

Л:самоопределение; принятие и осваивание социальной роли обучающегося.

Презентация

Слайд 1

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный:

беседа

Наглядный: раздаточный материал

- Для того, чтобы определить тему нашего урока вам необходимо поставить буквы в нужной последовательности.

рбяОыд и чОыбиа

(Обряды и обычаи)

Отвечают на вопросы

- Обряды и обычаи

Метапредметные:

П: анализ

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающихся.

Презентация

Слайд 2

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный:

беседа

Наглядный:

Презентация,учебник

- Значит какая тема нашего урока?

- Поставим цель и задачи урока по опорным словам.

ЦЕЛЬ: познакомиться…

ЗАДАЧИ:

- ознакомиться с информацией из…

- сравнить современные обычаи и обряды с …

- выполнить …

- оценить…

- подвести…

- Обряды и обычаи

- с обычаями и обрядами русского народа

- учебника

- с обычаями и обрядами прошлых лет

- задания

- работу

- итоги

Метапредметн

ые:

П: анализ.

К: достижение

договоренносте

й и

согласование

общего

решения.

Р:целеполагани

е.

Личностные:

осознание

ответственност

и за общее

дело.

Презентация

Слайд 3

Слайд 4,5

Слайд 6,7

Слайд 8,9

Слайд 10,11

Слайд 12,13

Слайд14,15

«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф

Словесный:

беседа

Наглядный:

раздаточный материал, учебник

- Ребята, как вы думаете, что такое обряд?

- Что такое обычаи?

- Прочитаем точное определение этих понятий в учебнике на странице 79.

- Скажите, какие обычаи есть в ваших семьях?

- Как вы считаете, в какой период жизни человека появляются и исчезают обычаи и обряды?

- Верно. Обычаи и обряды сопровождают человека с рождения и до самых последних дней.

- Посмотрите на экран, к какому обычаю относятся эти картинки?

- Верно. К свадьбе.

- Какой обряд совершается во время свадьбы?

- Поднимите руку, кто может объяснить, что такое бракосочетание.

- Больше информации об этом обряде узнаем из учебника. Сейчас почитаем.

- Отлично. Может какие-то обряды, с которыми мы познакомились из учебника вам знакомы?

- Соблюдаются ли они в ваших семьях?

- ритуальные действия

- правила поведения

Ответы детей

- Они есть всегда

- К свадьбе

Бракосочетание

Ответы детей

Предметные:

умение самостоятельно

добывать

новые знания.

Метапредметн

ые:

П:структуриро

вание знаний:

анализ;

обобщение;

выполнение

действий по

алгоритму

К: умение

излагать

мысли;

Р: способность

к волевому

усилию и

преодолеванию

трудностей.

Личностные:

проявление

активности в

работе.

Учебник

Слайд 16

Динамическая пауза

Ф

Практический: физминутка

- Мы с вами продуктивно поработали пришло время размяться, встаньте со своих мест. Не забывайте технику безопасности при выполнении разминки.

Выполняют динамическую паузу

К: умение слушать и понимать учителя.

Р: организация внимания и самоконтроля.

Личностные: формирование установки на здоровый образ жизни

Видео

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Г

Словесный:

беседа

Наглядный

учебник

А теперь проверим как вы внимательно следили за чтением. Выполним с вами работу группах.  Но сначала мы вспомним правила работы в группах. (слушать друг друга, выбрать ответственного, распределить работу, быть вежливым)

- На каждую группу дан конверт. Вам необходимо соотнести понятие и его определение. На это задание у вас 3 минуты.

- Время вышло. Садитесь на свои места. Попрошу одного представителя из каждой команды выйти к доске и по очереди показать решение данного задания.

Вспоминают правила работы в группах

Выполняют работу в группах

Предметные:

умение

выполнять

задания по

теме урока.

Метапредметн

ые:

П: анализ

К: умение

слушать и

понимать

учителя;

аргументация

своего мнения.

Р: способность

к волевому

усилию и

преодолеванию

трудностей.

Личностные:

осознание

ответственност

и за общее

дело.

Раздаточный материал

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф Словесный: инструктаж

И

Практический: самостоятельная работа

- Поработаем самостоятельно. Вам нужно расположить в правильной последовательности события. На это задание у вас 4 минуты.

1.Приход сватов в дом девушки

2. Благословение родителями невесты и жениха иконой.

3. Поочередный поклон отца невесты и отца жениха.

4. Выход невесты на крыльцо и поклон 7 раз перед соседями и подругами.

5. Проведение обряда сводов.

6. Венчание.

- Закончили работу. Обменяйтесь листочками соседом по парте. На экране вы видите правильную последовательность. Если в работе есть ошибка ставьте «-».

- А теперь поставьте отметку в соответствии с критериями. Критерии вы видите на экране.

0 - - отметка «5»

1 - - отметка «4»

2-3 – отметка «3»

4 и более - – отметка «2»

- Передайте листочки с последних парт

Выполняют самостоятельную работу

Выполняют взаимопроверку

Предметные: умение самостоятельно работать с заданиями по теме.

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

К: использование критериев для обоснования своего суждения.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Раздаточный материал

Слайд 17

Слайд 18

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

П

Словесный: инструктаж

Практический: упражнение

- Сейчас поработаем в парах

Вам необходимо заполнить пропуски на листах. Время на выполнение работы – 5 минут.

1) Общепринятый порядок поведения людей - __________________________ (обычай)

2) Действия, которые определяются обычаем -__________________ (обряд) 3) Молодой человек, который женится - ___________________________ (жених)

4) Человек, занимающийся сватовством, хлопочущий о свадьбе ________ (сват)

5) Церковное бракосочетание _______________________ (венчание)

6) Корона для венчания - ___________________________(Венец)

 7) Как называют круглый хлеб, с которым встречают молодых ___________ (каравай)

8) Обычай, появившийся в давние времена; благодаря ему образуется новая семья - __________________________ (свадьба) 9) Публичное объявление о согласии молодых вступить в брак __________ (помолвка)

10) Девушка, которая выходит замуж - _______________________ (невеста)

- Закончили работу. Сдайте мне листы. С последних парт передайте листы вперед.

- Теперь поработаем в группах.

Вам необходимо сложить в правильном порядке пословицы и поговорки и объяснить их значение.

Обычай крепче закона.

Свой обычай в чужой дом не вноси.

Не сошлись обычаем, не быть дружбе.

Обычай не клетка — не переставишь.

В каком народе живешь, такого обычая и держишься.

Недолго той земле стоять, где начнут уставы ломать.

Старый обычай молодого тверже.

У каждого времени свои обычаи.

Выполняют работу в парах

Выполняют работу в группах

-Наши предки с уважением относились к обычаям и традициям, придавали им большое значение

- Пришел в чужой дом - будь любезен уважать традиции и обычаи хозяев

- Если обычаи не сходятся и люди не уважают обычаи друг друга, то нет места дружбе

-обычаи- общепринятые, установившиеся традиционные порядки, которые соблюдаются большое количество времени

- У каждого народа свои обычаи и свои правила, поэтому в своем народе и держись по правилам

- В той стране где, не исполняют чётко и полностью законы, такое государство быстро развалится, разрушится.

- Старые обычаи проверены временем и они правильны

- Со временем общественные порядки изменяются и обычаи подстраиваются во времени и соответственно изменяются

Предметные: уметь правильно выполнять задания по теме урока.

Личностные:. Проявление

активности в

общей работе

Предметные:

умение

выполнять

задания по

теме урока.

Метапредметн

ые:

П: анализ

К: умение

слушать и

понимать

учителя;

аргументация

своего мнения.

Р: способность

к волевому

усилию и

преодолеванию

Раздаточный материал

Раздаточный материал

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный: беседа

Наглядныйпрезентация

Наглядныйраздаточный материал

1.        Подводит итоги урока.

- Наше с вами занятие подходит к концу. Дополните предложения.

- На  уроке я узнал . . .

- До урока я думал…

- А теперь я знаю …

-  На этом уроке я похвалил бы себя за . . .

- Отлично.

2. Выдает домашнее задание

-Запишите домашнее задание: стр. 82, задание № 3. Подобрать пословицы и поговорки об обычаях и обрядах россиян. Выписать в тетрадь.

3.Оценивает работу учащихся на уроке.

- А теперь поднимите зелёную карточку, если вы со всем справились и всё поняли. Поднимите желтую карточку, если были трудности (какие?).

Поднимите красную карточку если было сложно и вы ничего не поняли.

- Спасибо вам за работу!

Отвечают на вопросы

Метапредметные:

Р: оценка.

К: использование критериев для обоснования своего суждения.

Личностные: самооценка, адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.

Слайд 19

Слайд 20

Раздаточный материал


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс. Тема: "Библия - Священная книга христиан"

Технологическая карта урока и мультимедийная презентация знакомят учеников 4 класса с Библией. Можно использовать материал для проектной деятельности....

Конспект урока. Тема Обычаи и обряды русского народа. 4 класс УМК "Иновационная начальная школа"

Цели деятельности учителя:формирование представления о понятиях: «обычай», «обряд», «помолвка», «венчание», «бракосочетание»;формирование пр...

Технологическая карта урока ОРКСЭ «Обычаи и обряды русского народа» (4 класс)

Цель урока: ознакомление учащихся с праздниками народной культуры, со свадебным обычаем и обычаем проведения праздника Благовещения.Задачи урокаДидактические:            ...

Технологическая карта урока по ОРКСЭ «Обычаи и обряды русского народа» (4 класс)

Цель урока: познакомить  учащихся с праздниками народной культуры, со свадебным обычаем и обычаем проведения праздника Благовещения.Задачи урокаДидактические:Иметь представление о понятиях: обыча...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Обычаи и обряды русского народа", 3 класс

Тема урока: «Обычаи и обряды русского народа».Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с праздниками народной культуры, со свадебным обычаем.Задачи ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ «Обычаи и обряды русского народа» 4 класс, УМК: "Начальная инновационная школа"

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о понятиях: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание.Задачи урокаДидактические:Формировать знания о ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Обычаи и обряды русского народа", 4 класс

Тема урока «Обычаи и обряды русского народа»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений о понятиях обычаи и обряды, значимости обрядов бракосочета...