Разработка внеурочного мероприятия «Светлый праздник Пасхи»
план-конспект занятия по орксэ (4 класс)

Минина Нина Алексеевна

Данная работа описывает внеурочное мероприятие  «Светлый праздник Пасхи», проведенное в рамках курса ОРКСЭ 4 кл. Содержит конспект занятия.

Оно направлено на приобщение младших школьников к культурному наследию народов нашей страны, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений; воспитание духовно- нравственного гражданина России, любящего своѐ Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_vn.zanyatiya_pasha.docx36.63 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Тема: «Светлый праздник Пасхи»

Выполнил слушатель курса,

учитель ОДНКНР

ГБОУ СОШ №  658

Кировского района

Санкт-Петербурга,

Минина Нина Алексеевна

Санкт-Петербург

2021

Пояснительная записка

Данное мероприятие направлено на приобщение младших школьников к культурному наследию народов нашей страны, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений; воспитание духовно- нравственного гражданина России, любящего своѐ Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию. Актуальность изучаемой деятельности обусловлена целым радом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования. К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса. Восприятие школьниками, например, поэтического и изобразительного языка всё более осложняется из-за незнания происхождения и значения духовной, религиозно-философской, культурологической лексики и символов.

Не секрет, что нам приходится заново учиться отмечать наши традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Сейчас же мы возвращаемся к нашим истокам, соотнося их с реалиями современного мира.

Содержание данного мероприятия направлено на формирование личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов образования, на решение задач духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. На занятии предоставляются возможности для формирования универсальных учебных действий; направленности содержания.

Взаимосвязь учебной, внеурочной, внешкольной деятельности является важным и необходимым общим условием эффективности целостного учебно-воспитательного процесса в начальной школе, что создает дополнительные возможности для освоения учащимися знаний по курсу, православного христианского духовно-нравственного воспитания школьников. Внеурочные мероприятия служат для более детального раскрытия отдельной темы и блока тем курса.

Изучение традиции празднования Пасхи обусловлена реализацией Федерального государственного образовательного стандарта, так как важнейшим приоритетом обучения на начальном этапе становится развитие личности через формирование универсальных учебных действий (УУД).

Организация внеурочной работы в начальной школе, учитывает психофизиологические особенности младших школьников. Детей этой возрастной группы интересует сам процесс получения знаний. И чем он разнообразнее и ярче по содержанию, чем меньше обязателен, тем эффективнее воспринимается материал. Поэтому колокольные звоны, красочные фотографии и картинки, совместное исполнение пасхальной песни, просмотр фильмов и клипов, инсценировки, игры и творческие конкурсы помогут не только избавить детей от страха перед обязательным изучением, но и будут способствовать повышению качества знаний и дальнейшей творческой самореализации.

Цель мероприятия:

Познакомить с традициями православной Пасхи.

Задачи мероприятия:

Воспитательные задачи:

  • воспитание любви к своей земле, к своему народу;
  • приобщение к истокам культурных традиций русского народа;
  • пробуждение интереса к русскому фольклору, старинным русским обрядам.

Образовательные задачи:

  • познакомить с утраченными пасхальными традициями русского народа, отражёнными в народном календаре, с произведениями русского фольклора;
  • совершенствовать уровень исполнения русских народных песен, частушек, хороводов, игр и других жанров фольклора.

Развивающие задачи:

  •  формирование художественно – эстетического вкуса;
  •  развитие творческих способностей каждого ребёнка;
  •  активизация творческой фантазии и воображения учащихся.

Планируемые результаты :

Личностные:

  • знакомство с традициями своего народа;
  • формирование чувства гордости за свою Родину; единства с её традициями
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Метапредметные:

  • -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • -формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей ;
  • -адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные:

  • знакомство с основами православной религиозной морали;
  • формирование первоначальных представлений о празднике Пасха ;
  • -осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Оборудование:

  • выставка детских рисунков “Пасхальное яйцо”;
  •  выставка пасхальных открыток;
  • веточки вербы с почками;
  • русские народные костюмы;
  • угощения для праздничного стола;
  • крашеные яйца;
  • колокольчики, повязки на глаза;
  • компьютер, мультимедийный проектор;
  • презентация.

Организационные формы мероприятия

  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • групповая.

Межпредметные связи:

Предлагаемое внеклассное занятие связано со следующими предметами учебного курса: литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, искусство (музыка), технология.

План мероприятия внеурочного занятия.

  1. Вступительная часть
  2. Атрибуты праздника
  • Солнце
  • Верба
  • Колокольный звон
  • Крашеные яйца
  1. Конкурс загадок
  2. Исполнение частушек
  3. Заключительная часть
  4. Угощение за праздничным столом

Ход внеклассного занятия:

Учитель. Здравствуйте, гости дорогие, милости просим! Будьте здоровы и счастливы! Сегодня мы собрались на самый главный христианский праздник – его ещё называют «Праздник всех праздников» - Светлый праздник Пасхи.

Слайд 1.

Учитель. Праздник Пасхи богат обрядами и обычаями. Пасху празднуют уже 2000 лет. Обычаи и традиции передаются из поколения в поколение. История этого светлого праздника хранится веками, ее нужно помнить и чтить.

Слайд 2.

Учитель. Ребята, какие приметы этого праздника вы можете назвать.

Дети дают ответы.

Ученик. В этот день старики расчёсывали волосы с пожеланиями, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове.

Ученица. Молодые люди взбирались на крыши домов, чтобы посмотреть, как будет «играть» и «веселиться» красное солнышко. На Руси существовало поверье, что на Пасху солнце «играет», и люди старались подкараулить это мгновение.

Слайд 3.

Учитель. Дети обращались к солнышку с помощью заклички.

Все мальчики хором читают закличку, посвящённую солнцу:

Гори, солнце, ярче!

Лето будет жарче:

С рожью зернистой,

С пшеницей золотистой…

В поле – с цветами,

В лесу – с грибами.

Гори, гори ярче –

Лето будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

Учитель. Со Святой Пасхальной недели начинаются первые весенние хороводы. Девочки исполняют хоровод с веточками вербы «Солнышко встало». Музыка русская народная.

К Пасхе люди готовились очень долго, и эта подготовка называется Великий Пост (7 недель). В течение всей этой седмицы во всех домах трудились, не покладая рук: женщины и девушки белили печи, мыли и скоблили столы, лавки и полы, вытирали мокрыми тряпками пыльные стены обметали паутину, перемывали всю домашнюю утварь и вообще вычищали всю грязь, накопившуюся в доме. Мужчины заготовляли дрова для пасхального костра, а также хлеб и корм для всей скотины на всю Светлую седмицу, чтобы потом в праздник не приходилось хлопотать, и все было бы под рукой. Разгар всех этих работ приходится обычно на Чистый четверг, в который, по народному выражению, «даже ворона своих воронят в луже моет», в этот день все обязательно парились в банях для красоты и здоровья, мыли маленьких детей и даже поросят, чтобы «весь год чистыми были».
Но и еще в это время каждый человек должен серьезно задуматься о себе, о своих поступках – хороших и плохих, о своих делах – добрых и не очень, он должен понять, что он сделал плохого, и исправить это. Во время поста на Руси не отмечали веселых, шумных праздников, не играли свадеб.

Учитель.

С Пасхой связано много обычаев и традиций.

Ученик. ( с вербой)

 За неделю до Пасхи в воскресение празднуется праздник, иначе называемый Вербным воскресением.

Освящение вербы бывает и в сам праздничный день, и накануне во время вечерней службы. Освящённые ветви раздаются молящимся, и с ними, при возжённых свечах, верующие стоят до конца службы.

Слайд 4.

Ученик. Верба, не давшая ещё листьев, цветёт и как бы заявляет, что природа скоро наградит нас и всё живое на земле теплом и новым урожаем.

 

Слайд 5.

Ученица. Верба считалась целебным деревом, наделённым особой силой. Существовал обычай – на первый выпас весной скот выгоняли вербными веточками.

Слайд 6.

Учитель. А маленьких детей шутливо стегали веточками вербы, приговаривая: «Как вербочка растёт, так и ты расти!»

Учитель и родители в шутливой форме стегают детей веточками и приговаривают.

Слайд 7.

Ученица читает стихотворение А. Блока «Вербочки».

Мальчики да девочки 
Свечечки да вербочки 
Понесли домой.

Огонечки теплятся, 
Прохожие крестятся, 
И пахнет весной.

Ветерок удаленький, 
Дождик, дождик маленький, 
Не задуй огня!

В воскресенье вербное 
Завтра встану первая 
Для святого дня.

Слайд 8.

Учитель. В этот день в церкви в честь праздника Пасхи проводился большой Крестный ход, торжественно звонили в колокола. Этот звон зовётся Благовест.

Слайд 9.

Дети слушают запись колокольного звона.

Слайд 10.

Ученик читает стихотворение С. Есенина «Пасхальный Благовест».

Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.
Скрылась за рекою
Белая луна,
Звонко побежала
Резвая волна.
Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон.

Учитель. Как всякий праздник, Пасха заполнена различными забавами и играми.

Слайд 11.

Проводится игра «Встреча с другом». Два ребёнка с завязанными глазами ищут друг друга, ориентируясь на звук колокольчиков. При встрече они обмениваются дружеским рукопожатием.

Слайд 12.

Учитель. Обратите внимание, как красив и радостен наш пасхальный стол. Традиционными пасхальными блюдами были и остаются пасха, куличи и крашеные яйца.

Слайд 13.

Цвета раскрашенных яиц имели свою символику:

  • красный цвет — цвет радости, жизни, любви;
  • желтый — посвящается солнцу, луне, звездам;
  • зеленый — символизирует весну и природу;
  • сочетание красного и белого — благодарение Бога за защиту от зла;
  • коричневый — плодородие земли и т.д.

Слайд 14.

Что выражали рисунки  писанки: 

  • ласточки в полете — славят и зовут приход весны;
  • спираль — знак долголетия и жизни (дарили пожилым людям);
  • зеленые сердечки — жар любви (девушки дарили парням);
  • рушничок — чтобы дочь удачно вышла замуж;
  • крапинки — смена будущей жизни;
  • корзина с цветами — полнота жизни и т.п.

Слайд 15.

Одаривание  крашенками друг друга воспринимается как пожелание

чистоты, равной Пасхальному яичку: дарение крашенок крёстным и крёстной, своим крестникам, означает, что все худое, под стать скорлупе, в этот день от них отстанет, а светлое, доброе наружу проклюнется. 

Слайд 16. 

Учитель. На яйцах изображали Иисуса Христа, рисовали церкви. Золотой и серебряной краской писали «ХВ», что значит «Христос Воскрес». Звучит аудиозапись стихотворения А. Майкова «Христос воскрес!»

Повсюду благовест гудит.
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес...
Христос воскрес! Христос воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля...
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!
С полей уж снят покров снегов,
И руки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес -
Христос воскрес! Христос воскрес!

Учитель. Начиная с пасхальной ночи и последующие сорок дней принято христосоваться, то есть приветствовать друг друга словами: «Христос воскрес!» — «Воистину воскрес!». Люди целуют друг друга. Этот обычай очень давний. Ведь Христос дал нам жизнь, а яйцо – знак жизни.

Слайд 17.

Проводится конкурс на лучшее пасхальное яйцо, расписанное руками детей.

Слайд 18.

Проводится конкурс «Народные загадки» на тему «Весна, природа, Пасха».

Слайд 19.

Дети в народных костюмах исполняют шуточные частушки.

Вы послушайте, девчата,

Нескладуху буду петь:

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь.

Сидит заяц на березе

При калошах, при часах.

Я спросила: – Сколько время?

Он ответил: – Три часа.

На болоте, на снегу,

Укусил комар блоху.

Сидит заяц на березе

Умирает со смеху.

Сапоги сшил из рубашки,

А рубашку из сапог,

Дом поставил из опилок,

Вышел славненький домок.

Сидит Ванька у ворот

Широко разинув рот,

А народ не разберет,

Где ворота, а где рот.

Слайд 20.

Учитель.    К пасхальному столу, как правило, собирается много родных и друзей. Постарайтесь каждому приготовить пасхальный подарок: красивое яичко и маленький куличик.

Ученик. Теперь мы знаем, как праздновать пасху. Приглашаем всех присутствующих к праздничному столу.

Слайд 21.

Ученица. Проходите! Проходите! Угощения берите! Чаем запивайте! Нас добрым словом вспоминайте!

Слайд 22.

Все проходят к столу, угощаются и поздравляют друг друга со Светлым праздником Пасхи!

Слайд 23.

Приложения

Материалы для учителя

История праздника Пасхи

Этот праздник всегда бывает весной, но люди, верующие в бога, готовятся к нему весь год.

Давным-давно, несколько тысячелетий назад, в память избавления иудеев от плена египетского стали отвечать этот праздник. А с появлением христианства праздник Пасха обрел еще одно значение, — чудесное воскрешение из мёртвых Иисуса Христа, сына Божьего. Иисус позволил распять себя, чтобы искупить грехи человеческие, а через три дня он воскрес из мертвых. Это случилось в седьмой день недели, который с тех пор называется воскресением. Поэтому каждое воскресенье (выходной) люди не работают в память о воскрешении Христа.

После вознесения Иисус велел ученикам идти по миру и проповедовать народу свое учение. Отправилась проповедовать учение Христа и Мария. Пришла она в Рим, в императорский дворец. В те далекие времена каждый приходящий к императору обязательно приносил какой-нибудь подарок: богатые — драгоценности, а бедные — что могли. У Марии ничего с собой не было, кроме веры в Христа. Протянула она императору простое куриное яйцо и сразу громко произнесла главное известие: «Христос воскрес!»

Удивился император и сказал: «Как можно поверить в то, что кто-то может воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным!»

Пока он говорил эти слова, яйцо стало менять свой цвет: оно порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо.

Неделя перед пасхой - страстная. Православные христиане стремятся особо строго поститься, памятуя о муках Спасителя, исповедаться и причаститься.

Пасхальный стол всегда праздничный и радостный. На Пасху традиционно красят яйца в луковой шелухе, или специальными красителями, сейчас в магазинах их великое множество, но самые вкусные это отваренные в заранее прокипяченной и остуженной луковой шелухе.

Также на столе обязательно присутствуют куличи, творожные пасхи.
Настоящая пасха делается из массы творога, сливок, сливочного масла, изюма, цукатов.
Купленный в магазине кулич можно самим полить приготовленной дома глазурью и красиво посыпать разноцветным сахаром и цукатами.

В церкви после службы - в субботу, освящают куличи, крашеные яйца, пасху.

Весь праздник Пасхи, особенно первую неделю все ходят друг к другу в гости, христосуются - целуют друг друга три раза, дарят крашеные яйца и пасхи. Так делают потому, что людей переполняет радость Христова Воскресения.

Во все дни праздника кругом слышатся слова радостного приветствия: «Христос Воскрес! – Воистину Воскрес!»
В течение всей недели, когда отмечается православная Пасха во всех храмах, разрешается любому, кто пожелает позвонить в колокола.

Яйцо

Главным атрибутом светлого праздника были и остаются пасхальные крашеные яйца. Самое интересное, что яйцо стало одним из важнейших культовых символов задолго до возникновения христианства.

Яйцо — практически первый религиозный символ, ведь в его зародыше, как считалось в древности, заключено всё, что когда-либо будет создано

При помощи пасхального яйца, считалось, получают облегчение от всех болезней и напастей.

Первоначально было принято красить яйца только в красный цвет, но в наше время полет фантазии этим не ограничивается - может быть, потому что особенное, праздничное настроение создает не только блюдо с разноцветными яйцами, но и сам процесс их раскрашивания. Наши бабушки красили яйца луковой шелухой. Можно покрасить яйца и в отваре сухих трав - например, крапива дает серовато-зеленый, а ромашка - светло-жёлтый цвет. Красить яйца, соблюдая некоторые правила, можно и акварельными красками.

В России существовала художественная традиция изготовления сахарных, шоколадных, деревянных, стеклянных яиц - и даже золотых и серебряных яиц, украшенных драгоценными камнями. Русские "писанки" покрывались затейливыми символическими узорами, на них рисовали пейзажи, храмы и иконки

В средние века было принято одаривать пасхальными яйцами домашних и прислугу. Так, король Англии Эдуард I приказывал перед Пасхой варить и раскрашивать золотом (или заворачивать в тонкие золотые листы) около 450 яиц, которые затем преподносились членам королевского двора.

Страстная неделя

Вся неделя до Пасхи называется Страстной. Каждый день Страстной недели имеет свое предназначение.

Понедельник

В этот день начинается большая приборка. Дом очищается от старых, громоздких вещей.

Вторник

Закупаются продукты для Пасхи. Женщины готовят лечебные настои.

Среда

Это день стирки и всяких протираний. В среду желательно тщательно вымыть, выскоблить полы, выбить ковры.

Великий Четверг традиционно называют «чистым», причем не только потому, что в этот день каждый православный человек стремится очиститься духовно, причаститься, принять таинство, установленное Христом. В Чистый Четверг был широко распространен народный обычай очищения водой – купание в проруби, реке, озере или обливание в бане до восхода солнца.

С утра в четверг начинали печь куличи, ромовые бабы, мелкие изделия из пшеничной муки с изображением крестиков, барашков, голубков, жаворонков, а также медовые пряники. Вечером готовили пасху.

Пятница

Продолжали печь и готовиться к празднованию Пасхи. Набожные люди говорят: «Ангелы помогают».

Суббота

Красят яйца. Готовят общие праздничные блюда. Несут в церковь освящать крашеные яйца, куличи, пасхи и другие изделия.

Вся неделя (по-славянски – седмица, ведь в неделе 7 дней), следующая за Пасхой, имеет своё особое название. Называется она Светлой, Славной, Радостной, Красной, Великоденской.

Перечень использованной литературы:

  • Кураев А. В.  «Основы православной культуры» учебник для 4-5 классов, М. «Просвещение», 2012
  • Этнокалендарь памятных дат, событий и праздников в культурных традициях жителей Санкт-Петербурга 2014 года, Спб, ЗАО «Фрегат», 2013
  • Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь Санкт-Петербурга, 2014» для учителей 1-4 классов, Спб, ЗАО «Фрегат», 2013
  • Алтарёва С. Г., Храмова М. А., Орлова Н. А., Жогло Н. К. «Календарные, фольклорные и тематические праздники для начальной школы», М. «ВАКО», 2006

Перечень электронных ресурсов:

0%BD%20%D0%91%D0%9B%D0%90%D0%93%D0%9E%D0%92%D0%95%D0%A1%D0%A2