Конспект урока. Как христианство пришло на Русь.
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Шатунова Любовь Викторовна

Конспект урока по курсу«Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль: «Основы православной культуры»

Тема урока: «Как христианство пришло на Русь».

Цель: углубление представлений учащихся о христианстве, церкви и крещении;

Задачи:

  • познакомить учащихся с историей принятия христианства на Руси;
  • объяснить суть понятия «крещение» (присоединение к церкви);
  • акцентировать внимание учащихся на роль князя Владимира в Крещении Руси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_hristianstvo_prishlo_na_rus.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по курсу

«Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль: «Основы православной культуры»

Тема урока: «Как христианство пришло на Русь»

Конспект урока разработала:

учитель начальных классов

Шатунова Л.В

2021

Урок 18: «Как христианство пришло на Русь».

Цель: углубление представлений учащихся о христианстве, церкви и крещении; 

Задачи:

  • познакомить учащихся с историей принятия христианства на Руси;
  • объяснить суть понятия «крещение» (присоединение к церкви);
  • акцентировать внимание учащихся на роль князя Владимира в Крещении Руси.

Формируемые УУД

Личностные:  понимание  значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; осмысление факта Крещения Руси как основы развития её культуры, быта, системы жизненных ценностей.

Предметные:  иметь представление о том, как пришло христианство на Русь,  почему Русь называют Святой, значение  понятия «крещение».

Метапредметные:

регулятивные: формулировать учебные задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока,

проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

познавательные: объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря; соотносить содержание текста с иллюстративным рядом; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.

коммуникативные: участвовать в беседе; договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Методы  и формы обучения:   словесный, наглядный, практический, проектно – поисковый,  репродуктивный. Проектирование, эвристическая беседа, самостоятельная работа.

Оборудование:  мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки для работы на уроке.

Основные термины и понятия: церковь, крещение, Святая Русь.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ход урока

Организационный момент

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее, -

Начнём скорей урок!

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

(Слайд 1)

Актуализация знаний

Начнем наш урок с проверки основных определений.

Кроссворд. (Слайд 2)

-Назовите ключевое слово кроссворда.

Крещение

Самоопределение к деятельности.

Целеполагание. 

Что значит в вашем понимании слово «Крещение»? (Слайд 3)

Церковный обряд. Присоединение к православной вере.

-Перед вами высказывание советского и российского учёного, доктора исторических и географических наук Льва Николаевича Гумилева.

 (Слайд 4)

 «Крещение дало нашим предкам высшую свободу – свободу выбора между Добром и Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю».

-Прочитайте еще раз внимательно эти строки, вдумайтесь в них и ответьте на вопрос: «Какое отношение эти строки могут иметь к нашему занятию?»

(Ответы детей)

Как будет звучать тема нашего урока?

(Слайд 5)

Как христианство пришло на Русь. Или крещение Руси.

Вспоминаем, что такое христианство?

Это учение Иисуса Христа.

Кто такой Иисус Христос?

Сын Божий, Бог, явившийся на Землю для спасения людей. Его человеческая жизнь    началась в Израиле, Палестина, 1 век нашей эры. Мать Христа звали Мария, мальчик родился 7 января, отсюда празднуем праздник Рождество Христово,- в России, и с 25 декабря в др. странах.

Какие вопросы вы хотели бы узнать по данной теме?

(Ответы детей)

Предлагаю работать и знакомится с темой по следующему плану. Чтение.

  1. Русь до принятия христианства. (Сообщение о Руси, о язычестве и многобожии).
  2. Выбор веры. (Учебник)
  3. Крещение Руси. (Видеоролик + работа с текстом).
  4. Какие изменения произошли на Руси после принятия христианства.

Русь православная. Распространение христианства на Руси. (Работа с текстом.)

План на доске.

Открытие нового знания

Работа с притчей.   

Чтение притчи.

Откройте учебник стр. 84.

 Какие главные слова сказаны для нас в этой притче?

Бог устроил так, что люди должны начаться от людей. Мы все иногда ошибаемся, или что-то не знаем. Но бог сделал так, чтобы мы учились у друг друга. И передавали знания и опыт из поколения в поколение.

Согласны ли вы со словами священника и почему?

Ответы детей

Давайте снова обратимся к учебнику.

Стр.  84-85.

Источник своей истории христианство видит в Боге. Но живёт оно в мире людей. Слова Христа люди записали обычным человеческим языком и обычными для того времени средствами: на папирусах. Затем люди стали разносить эти записи по всему миру. Для этого они использовали беседы, книги, школы, музыку, живопись. Люди, ставшие христианами, объединялись в общество.

Узнайте самостоятельно и запишите в тетрадь, как называется ОБЩЕСТВО ХРИСТИАН.

(учебник стр. 85, 87).

Церковь

Подберите синоним. ЦЕРКОВЬ  

Храм

Что вы можете сказать про это общество?

Церковь растёт и присоединяет к себе новых людей и новые народы.

Как называют людей, которые объединились в это христианское общество?

Христианами.

Какую веру они проповедуют?

Веру в единого бога Иисуса Христа. Православие, христианство.

Сейчас наша страна является православной, христианской, но наши предки –славяне были язычниками.

 И наша древняя Русь была языческим государством. Что такое язычество? Нам подготовила сообщение Арина Гуженок. СООБЩЕНИЕ. (Слайд  6-12)

Как наше Русское государство приняло православие, христианство, если наши предки были язычниками?

 Найдите ответ на стр. 85 (Зачитайте).  

Каким образом это происходило, давайте просмотрим видеофильм.  (слайд 13).

Отправил киевский князь Владимир послов в Константинополь. Русские послы посетили храм Святой Софии.” София” в переводе мудрость. Они были поражены красотой службы. После этого Князь решил принять православие. И в 988 году князь Владимир призвал всех креститься в реке Днепре. Сам же Владимир принял крещение в г. Херсоне (Крым, сейчас это Севастополь).

ВЫВОД. Кто крестил русский народ?

Какое прозвище в народе получил князь Владимир? (Слайд 14-16)

Князь Владимир, а в народе его прозвали Владимир Красное Солнышко.

В каком году это произошло?

В 988 году от Рождества Христова.

Запишем в тетрадь дату:

988г –Крещение Руси. Владимир Красное Солнышко.

Также запишем определение, что такое КРЕЩЕНИЕ? Учебник – стр. 85-86. Запишите в тетрадь.

Крещение-это присоединение к Церкви. Человек погружается в воду (в реку или в большую купель) с призванием Бога и надеждой на его помощь. Вера в одного Бога.

Что обновляется в человеке после принятия Таинства Крещения?

После крещения в человеке обновляется совесть, душа.  Нередко при крещении человек меняет имя.

Происходит очищение человека от грехов.

Подскажите, какой праздник отмечают православные христиане 19 января?  Мы недавно отмечали.

Крещение Христово

Расскажите о традициях праздника? Как встречают этот праздник в ваших семьях? В этом году кто –то ходил купаться?

Ответы детей

Переходим к следующему вопросу нашего плана.

Какие изменения произошли на Руси с принятием христианства?  

Для этого вам понадобятся доп. информация.

Сделайте вывод, допишите предложения.

 Проверим себя. (Слайд 17)

 (Значение крещения Руси)

Молодцы, ребята.

Карточки, работа в парах.

 (Работа с текстом.).

Князю Владимиру удалось объединить славянские племена, на Руси стало распространяться грамотность, письменность. Русь превратилась в сильное государство, о которой с уважением говорили в Европе.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слайд 18

А сейчас прослушайте стихотворение.

Ответьте на вопрос.

Как называют наше государство? Прочтем это в учебнике. Стр. -87-89.

Почему так назвали наше государство?

(Слайд 19)

Святая РУСЬ.

За то, что люди стремились к святости, жить по заповедям Божьим, по правде и вере.

Закрепление первичных знаний.

Давайте проверим, как вы усвоили новый материал. Поиграем в Игру «Да - нет».

  1. Князь Владимир крестил Русь? (да)
  2. Князь Владимир крестился сам? (да)
  3. Народ дал князю Владимиру имя Владимир Красное солнышко? (да)
  4. Важно ли сегодня быть крещенным? (да)
  5. Русь была языческой? (да)
  6. Крещение Руси произошло в 988 году? (да)
  7. Крещение киевлян происходило на реке Днепр? (да).
  8. С принятием крещения стали закрывать школы и разрушать церкви(нет).

Рефлексия.

Подведение итогов.

Подведем итоги нашего урока.

Назовите тему нашего урока сегодня?

В каком году произошло крещение Руси?

Кто крестил Русь?

Крещение Руси.

988

Князь Владимир Красное Солнышко.

Что вы сегодня узнали на уроке?

Что древняя Русь была языческим государством, но в 988 году князь Владимир красное солнышко принял православное христианство. Вера в единого Бога. Это помогло славянам ощутить себя единым народом.

Выберите и закончите одно из предложений:

  • Сегодня я узнал…
  • На уроке было интересно…
  • Мне было трудно…
  • Теперь я могу …

(Слайд 20)

Домашнее задание.

Стр.84-89   чтение параграфа.

Спасибо за урок!

Приложение 1.

 «Как менялась Древняя Русь после принятия Крещения?»

С Крещением Руси стала быстро развиваться торговля с другими христианскими государствами. Стала распространяться грамотность. Появились первые книги на славянском языке. Было сложено много былин  о подвигах князей и их дружинниках. В былинах часто упоминался и князь Владимир. Сначала в городах, а потом и в сёлах строились деревянные и каменные церкви. У византийцев русские мастера научились украшать их резьбой по дереву и камню, мозаикой, росписями стен и иконами.

Князю Владимиру удалось не только остановить натиск печенегов, но и объединить некоторые славянские племена, укрепить Древнерусское государство.

           В стране появился порядок, создавались крепкие семьи, постепенно укреплялась государственная власть.

Русь при Владимире Святославовиче превратилась в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе.

 Теперь городами и дружинами стали управлять сыновья Владимира. И все племена  подчинились одному киевскому князю – Владимиру.  

А чтобы легче было связываться с разными городами, князь приказал строить дороги в Киев не в объезд лесов и болот, а «прямоезжие».    

За всё это народ стал Владимира величать Красным Солнышком».

После смерти князя Владимира стал править его сын Ярослав, который был прозван Мудрым. Летописец отмечал, что «…окончив войны, занялся Ярослав мирным устроением русской земли».

 На месте, где русские дружины разбили кочевые племена печенегов, возведён Софийский собор, при котором была создана крупнейшая библиотека. При монастырях открывались школы.

Ярослав Мудрый заботился о процветании государства и стремился сохранить мир с соседями. При нём развивалась торговля, отправлялись послы во Францию, Германию, Венгрию, Скандинавию, Польшу.  

 Задание:

Прочитайте текст и ответьте: «Как менялась Древняя Русь после принятия Крещения?»

Вывод (допиши предложения):  

1. Князю Владимиру удалось ___________________________некоторые славянские племена, укрепить_______________________________________________________.

2.На Руси стало распространяться__________________________________________.

3.Русь превратилась в ____________________________________________________, о которой с уважением говорили в Европе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по программе «Основы религиозных культур и светской этики» Тема: Как христианство пришло на Русь. для учащихся 4-го класса

Данный урок знакомит с  верованиями древних славян и принятием христианства на Руси, произведениями живописи на библейские сюжеты....

Урок по основам православной культуры по теме "Как христианство пришло на Русь".

Тема урока: Принятие Христианства на Руси.Задачи:-обучающая: познакомить учащихся с великим событием в истории нашего государства – крещением Руси; принятием  христианской веры;-развивающая: разв...

Конспект урока в 4 классе "Как христианство пришло на Русь"

Цель урока: формирование представления о значимости для нашего Отечества Крещения, принятия православия, как этапа, с которого началось  качественно иное развитие нашей государственности и культу...

Конспект урока "Как христианство пришло на Русь"

Урок пригодится учителям ОРКСЭ....

Урок "Как христианство пришло на Русь" (ОПК)

 Примером духовно-нравственного просветления является подвиг равноапостольного князя Владимира, определившего судьбу нашего Отечества. Своей глубокой верой и решимо...

План-конспект, презентация к уроку №18 по основам православной культуры." Как христианство пришло на Русь"

План-конспект, презентация к уроку №18 по основам православной культуры." Как  христианство пришло на Русь"...

Конспект и презентация к уроку ОРКСЭ модуль ОПК "Как христианство пришло на Русь"

Подробная технологическая карта урока (с УУД), раздаточный материал, презентация...