Конспект урока "Как христианство пришло на Русь"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок 18. Как христианство пришло на Русь.
Цель: заложить представление о значимости для нашего Отечества Крещения, принятия православия, этапа, с которого началось качественно иное развитие личности, нашей государственности и культуры.
Задачи
Обучающая: узнать исторические обстоятельства, связанные с Крещением Руси.
Развивающая: понять, какое значение имеет Крещение в жизни отдельного человека и целой страны
Воспитательная: осознать, что представление о Святой Руси – это представление о России, стремящейся к святости.
Ключевые понятия: Церковь, Крещение, Святая Русь.
Оборудование: Мультимедийный проектор, доска, карта, карточки с ключевыми понятиями.
Ход урока.
- Организационный момент. (1 мин).
Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости. Мы рады приветствовать вас сегодня в нашей школе. Перед тем, как начать знакомство с новой темой, хотелось бы, чтобы ребята поделились своими знаниями и достижениями, вспомнили, что им особо запомнилось в прошлом полугодии, мы актуализировали наши знания и продуктивно поработали по новой теме.
- Актуализация знаний. (8 мин.)
Просмотр фильма – исследовательского мини-проекта. Обсуждение. Темы мини-проектов : «Библия и Евангелие», «Проповедь Христа», «Христос и Его Крест», «Пасха». Ребята, мне было очень интересно помогать вам в работе над вашими проектами. Спасибо. Радостно, что так много вы уже знаете.
Если бы у вас спросили: « В Кого и во что верует православный христианин?»
« Что радует тебя в этой религии?» Что вы ответите?
Ответы учеников.
3. Знакомство с новой темой (26 мин.).
Работа с картой (4 мин.)
Вспомним, где проповедовал Спаситель? (В Иудее). Скажите, а кто разносил благую весть о Спасителе по разным странам? (Апостолы). Совершенно верно. Апостол Филипп, например, проповедовал в Галилее и Аравии, апостол Павел – отправился в Рим, апостол Иоанн Богослов - в Малой Азии, а апостол Андрей Первозванный нес благую весть в Армению и Скифию. (По карте передвигаются фигуры апостолов).Посмотрите, ребята, ни один из апостолов не дошел до Руси. А наша страна стала все-таки исповедовать христианство. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? ( О том, как христианство пришло на Русь).
Апостолы, совершая свои путешествия, основывали церкви. Кто из вас знает, что такое Церковь?
(Ответы детей).
Работа с учебником (3 мин.)
Давайте обратимся к учебнику, и узнаем , что в самом деле обозначает это слово(учебник, стр.60, рубрика «Это интересно»). Итак, дети делают вывод:
На доске – схема.
Рассказ учителя (5мин.)
В то время, как многие страны уже приняли христианство, на Руси люди по-прежнему поклонялись языческим богам. Сейчас мы совершим историческое путешествие и окажемся в стольном граде Киеве в 988г. Презентация 1
Тогда территория нашей страны была много меньше и называлась она Киевской Русью. А столица ее была в Киеве. Правил ею грозный князь Владимир. Он покорил и объединил под власть Киева многие племена. Одно было нехорошо – в каждом племени поклонялись своему божеству- Даждьбогу – богу солнца, Перуну – богу грозы, Стрибогу – богу ветра. Как вы думаете, почему князю это не нравилось? ( Ответы детей). Князь Владимир был мудрым правителем и понимал, что его люди должны почитать единого бога, это объединит разрозненные племена. Он решил отправить послов в Константинополь – православную Византийскую столицу.
Исследовательская работа в парах (4 мин.).
А сейчас, попробуем ответить на вопросы (на доске):
– С каким ответом вернулись послы к князю?
- Как это повлияло на выбор князя?
Для этого прочитайте самостоятельно текст на стр.59 второй и третий абзац сверху, а потом обсудите в парах, делегируйте лидера. Отвечать следует так «По-нашему мнению, на выбор князя повлияло…».
(Ответы детей)
В 988 году князь Владимир призвал всех киевлян креститься на Днепре. Давайте вспомним. С какой целью человек принимает Крещение? (Ответы детей).
Работа с учебником (2 мин.)
Лиза, прочитай, пожалуйста, на стр. 59, как определяет Крещение автор учебника. Итак, какое значение имеет Крещение? ( Через него человек присоединяется к Церкви).
Валерия, прочитай на стр.61 в рубрике «Это интересно», какое еще значение имеет Крещение. (Через него подается очищение от грехов)
Работа в четверках. (7мин)
Ребята, осталось ответить на последний и очень важный вопрос сегодняшнего урока: «Что христианство принесло на Русь?» Для этого обратимся к учебнику. Прочитаем и обсудим (стр. 59). ( Дети читают, обсуждают, пишут ответы на карточках, делегируют лидера). Примерные карточки:
Рассуждение о личности князя Владимира (5 мин.)*
А сейчас хотелось бы обратиться к творчеству замечательного русского поэта Якова Полонского, который в своем стихотворении «День Крещения Руси» описывает, как изменился князь Владимир. (У учеников на партах текст, читает учитель).
Я прочту отрывок:
Князь киевский, когда-то гневный,
В союзе с греческой царевной,
В златом венце и на своем
Великокняжеском престоле
Для пахаря в далеком поле,
Для гусляра на вольной воле
И для дружинника с копьем —
Для всех стал другом и отцом
И красным солнышком желанным...
Пришла Андреем Первозванным
Предвозвещенная пора:
Взыграли омуты Днепра,
Славян пугающие боги
Разбились об его пороги…
Известно, что до крещения князь Владимир был жестоким правителем, но после крещения он изменился - заботился о том, чтобы никто не голодал, стал милосердным, начал строить храмы.
- Подведение итогов (5 мин.)
Итак, давайте подведем итоги. Посмотрите на доску и ответьте на вопросы теста.
- Домашнее задание (4мин.)
После Крещения русские люди старались жить свято. Отсюда и стали называть русь Святою. Много на русской земле просияло святых людей. Очень часто в творчестве русских писателей и поэтов Русь называли Святой, многие художники изображали на своих полотнах храмы и монастыри, верующих людей.
Закончить наш урок хотелось бы прослушиванием песни неизвестного автора «Русь называют святою».
Домашнее задание – прочитать высказывание русского писателя А. И. Солженицына и, обсудив с родителями его слова, ответить на вопросы.
Большое спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как христианство пришло на Русь
методическа разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры"...
Методическая разработка урока по программе «Основы религиозных культур и светской этики» Тема: Как христианство пришло на Русь. для учащихся 4-го класса
Данный урок знакомит с верованиями древних славян и принятием христианства на Руси, произведениями живописи на библейские сюжеты....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-500076-1413470084.jpg)
Конспект урока в 4 классе "Как христианство пришло на Русь"
Цель урока: формирование представления о значимости для нашего Отечества Крещения, принятия православия, как этапа, с которого началось качественно иное развитие нашей государственности и культу...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/14/picture-607834-1426333670.jpg)
План-конспект, презентация к уроку №18 по основам православной культуры." Как христианство пришло на Русь"
План-конспект, презентация к уроку №18 по основам православной культуры." Как христианство пришло на Русь"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/02/picture-336657-1612296907.jpg)
Конспект и презентация к уроку ОРКСЭ модуль ОПК "Как христианство пришло на Русь"
Подробная технологическая карта урока (с УУД), раздаточный материал, презентация...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/16/picture-1256111-1592313013.jpg)
Конспект урока. Как христианство пришло на Русь.
Конспект урока по курсу«Основы религиозных культур и светской этики»Модуль: «Основы православной культуры»Тема урока: «Как христианство пришло на Русь».Цель: углубл...