Рабочая программа по ОРКСЭ Основы светской этики 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс)

Колмакова Елена Григорьевна

Учебный план на изучение ОРКСЭ  в начальной школе отводит 1 час в неделю, всего  34 часа в год.

         Учебно-методический комплект

1.  «Основы светской этики», пособие для учащихся М. Просвещение 2010

2. «Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение 2010

3. «Основы религиозных культур и светской этики», книга для родителей М. Просвещение 2010

4. Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»М. Просвещение. 2010.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_orkse_4_klass.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Светская этика» для 4 класса разработана на основе нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • ФГОС начального общего образования приказа Министерства образования и науки РФ №1576 от 31 декабря 2015г «О внесении изменений  в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвежденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерация от 6 октября 2009 № 373»,
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе  на 2019-2020 учебный год;
  • Примерной  программы начального общего образования  по Основе религиозных культур и светской этике;
  • ООП ООО МБОУ «Уринская СОШ»
  • Положением  о рабочей программе МБОУ «Уринская СОШ»
  • Уставом МБОУ «Уринская СОШ»

        Цели, задачи изучения курса

  • дать представление об основных нормах нравственности, первичные представления о морали, способствовать воспитанию культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей;
  • формировать общественно – значимую мотивацию детей, их поступков, адекватную оценку собственного поведения и поведения товарищей;
  •  изучить основные категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и другое.
  • развитие интереса и уважения к истории и культуре народов России;
  • формирование качеств гражданина и патриота России;
  • воспитание духовно – нравственных качеств (дружелюбия, милосердия, доброты)

         Описание места учебного предмета

Учебный план на изучение ОРКСЭ  в начальной школе отводит 1 час в неделю, всего  34 часа в год.

         Учебно-методический комплект

1.  «Основы светской этики», пособие для учащихся М. Просвещение 2010

2. «Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение 2010

3. «Основы религиозных культур и светской этики», книга для родителей М. Просвещение 2010

4. Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»М. Просвещение. 2010.

1.Планируемые результаты курса

Обучение детей по программе модуля «Основы светской этики» направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.


2. Содержание курса

Россия − наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.

Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль и нравственность.

Культура и мораль. Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.

Особенности морали. Правила морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.

Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.

Как менялись представления о добре и зле в ходе истории.

Добродетель и порок. Кто такой добродетельный человек.

Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели.

Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором.

В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.

Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.

Что такое моральный долг. В чем особенности морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека.

Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.

Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом».

Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений.

Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?»

Подготовка и защита творческих работ и проектов. Методика создания морального кодекса в школе. Образование как нравственная норма.

Род и семья – исток нравственных отношений. Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная.

Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время?

Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило нравственности. Как применять золотое правило нравственности в жизни.

Что такое стыд. Что такое чувство вины. Когда принято извиняться. Методы нравственного самосовершенствования.

Что такое честь. Что такое достоинство.

Что такое совесть.

Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть».

Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила честного поединка.

Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди.

Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственного поведения в культуре России. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.

Наши знаменитые земляки – труженики, патриоты, воины, коллективисты.

Что такое этикет. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Какие правила этикета должен знать каждый.

Праздники как одна из форм исторической памяти. Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники. Что такое подарок и как его выбирать.

Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

3.Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Всего

часов

1.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

1

2.

Основы религиозных культур и светской этики. Часть№1

16

3.

Основы религиозных культур и светской этики. Часть№2

12

4.

Духовные традиции многонационального народа России.

5

Итого

34

Приложение1  

Календарно – учебный график ОРКСЭ 4 класс

П/п

№ раздела и темы

Тема урока

Кол-во час

Дата

(план)

Дата

(факт)

Примечание

Раздел 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч)

1

1.1

Россия  - наша Родина.

1

1.09

Раздел 2. Основы религиозных культур и светской этики.  Часть№1 (16ч)

2

2.1

Что такое светская этика?

1

8.09

3

2.2

Мораль и культура.

1

15.09

4

2.3

Особенности морали.

1

22.09

5-6

2.4  2.5

Добро и зло.

2

29.09

7

2.6

Добродетели и пороки.

1

6.10

8-9

2.7 2.8

Свобода и моральный выбор человека.

2

13-20.10

10

2.9

Свобода и ответственность.

1

27.10

12

2.10

Справедливость.

1

10.11

13

2.11

Альтруизм и эгоизм.

1

17.11

14

2.12

Что значит быть моральным?

1

24.11

15

2.13

Дружба.

1

1.12

16

2.14

Творческие работы учащихся.

1

8.12

17

2.15

Презентация творческих работ.

1

15.12

18

2.16

Род и семья – исток нравственных отношений

1

22.12

Раздел 3.  Основы религиозных культур и светской этики. Часть №2 (11ч)

19

3.1

Нравственный поступок

1

12.01

20

3.2

Золотое правило нравственности

1

19.01

21

3.3

Стыд, вина и извинения

1

26.01

22

3.4

Честь и достоинство

1

2.02

24

3.5

Нравственные идеалы

1

9.02

25

3.6

Нравственные идеалы

1

16.02

26

3.7

Образцы нравственности в культуре Отечества

1

2.03

27

3.8

Этикет

1

9.03

28

3.9

Семейные праздники

1

16.03

29

3.10

Жизнь человека – высшая нравственная ценность

1

23.03

Раздел 5. Духовные традиции многонационального народа России. (5 ч)

30

5.1

Подведение итогов. Любовь и уважение к Отечеству

1

6.04

31 - 34

5.2 –

5.5.

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

4

13.04-24.04


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная рабочая программа по курсу "Основы светской этики". 4 класс

В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к ди...

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс учебник издательства "Просвещение"

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс учебник "Светская этика" издательство "Просвещение" соответствует требованиям ФГОС...

Рабочая программа по ОРКСЭ - основы светской этики

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА         Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стра...

Рабочая учебная программа по ОРКСЭ (Основы светской этики) 4-Б класса . Год разработки: 2019.

Рабочая программа по ОРКСЭ (Основы светской этики) состалена на основе программы для общеобразовательных учреждений Т.Д. Шапошниковой. Целью введения предмета ОРКСЭ является знакомство младших школьни...

Рабочая программа по ОРКСЭ Основы светской этики 4 класс 2022-2023уч.г.

Рабочая программа по ОРКСЭ Основы светской этики 4 класс 2022-2023уч.г....