Конспект занятия "Альтруизм и эгоизм"
план-конспект по орксэ

Стебакова Анна Иосифовна

Конспккт внеурочного занятия по духовно-нравственному направлению "Альтруизм и эгоизм"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr.34.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа №34.

Тема: Альтруизм и эгоизм

Ход занятия

1.Организационный этап

У.: Добрый день, ребята.

У.: Ребята, давайте вспомним, как называется наш курс?

О.: Наш курс называется основы религиозных культур и светской этики, модуль светская этика.

У.: О каких понятиях мы говорим на уроках нашего курса?

О.: На уроках нашего курса мы говорим о культуре и морали, о добре и зле, о добродетели и пороке, о моральном долге, о свободе и моральном выборе человека, о свободе и ответственности, о справедливости…

У.: С какой нравственной категорией мы познакомились на прошлом уроке?

О.: На прошлом уроке мы познакомились с понятием «Справедливость».

У.: Что такое справедливость?

О.: Справедливость – это моральное правило, регулирующее отношения между людьми по поводу распределения благ, наград, наказаний и доходов…..

У.: Для чего нужна справедливость?

О.: Справедливость устанавливает предел произволу, требует соблюдения прав других людей, не допускает посягательства на личность и достоинство человека. Справедливость во многом направлена на исполнение обязанностей человека перед другими людьми и самим собой.

Давайте вспомним отрывок о девочке из сказки «Цветик-семицветик».

У.: Справедливо ли поступила девочка?

У.: Какие человеческие качества она проявила?

У.: Валентин Петрович Катаев, великий русский писатель, разработал тему ценности человеческих поступков. Из всех чудес, которые свершились в сказке о цветике-семицветике, самую большую радость его обладательнице принесло исцеление хромого мальчика.

У.: Какой вывод мы можем сделать?

О.: Как здорово помогать другим!

У.: Чему учит нас эта сказка?

О.: Будьте внимательными, вдруг кому-то нужна ваша помощь! Не ждите, когда вас попросят, а помогите нуждающимся!

У.: Может быть, кто-нибудь из вас знает, как называются действия, направленные на благо другого, будь то человек или общество, бескорыстные поступки ради других людей или ради общих целей?

Альтруист)

2.Основнойэтап

У.: Сегодня нам вновь предстоит вести разговор о нравственных понятиях.

У.: Объясните значение слова «АЛЬТРУИЗМ»?

Работа с разными источниками информации (по группам):

толковый словарьАльтруизм (от латинского слова альтер- другой) - готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами.

учебникАльтруизм – это нравственная, жизненная позиция, которая требует от человека совершения бескорыстных поступков ради других людей или ради общих целей.

У.: Подберите синонимы к слову «альтруизм» (карточка со словами)

Бескорыстие; щедростьспасение чужих людей; спасение своих родственников; милосердие; забота о благе чужих людей; доброта, самопожертвование.

У.: Вспомните рассказ Л.Толстого «Старик и яблони»

Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочков». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

У.: Как можно назвать старика?

У.: А теперь послушайте притчу «Пахарь и крот» (В.А.Сухомлинский).

Пахарь пахал землю. Вылез Крот из своей норы и удивился: вспахано уже большое поле, а Пахарь всё пашет и пашет. Спрашивает Крот:

- Зачем ты вспахал такое большое поле и продолжаешь пахать ещё?

Пахарь отвечает: - Я пашу не только себе, но и людям.

Удивился Крот: - Почему ты пашешь людям? Пусть каждый работает на себя. Вот я рою нору себе, и каждый Крот роет нору себе.

- Но ведь вы же – кроты, а мы – люди, - ответил Пахарь и начал новую борозду.

У.: Для чего Пахарь пахал землю?

У.: Почему Крот не понимал смысла работы Пахаря?

У.: Для кого трудился крот?

У.: Для кого работал Пахарь?

У.: Можно ли Пахаря назвать альтруистом и почему?

У.: Пахарь – альтруист, а крот?

О.: Эгоист

У.: Что же такое «эгоизм»?

Работа с разными источниками информации (по группам):

толковый словарьЭгоизм (от латинского ego – я) - поведение, направленное на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или общества.

Эгоизм - (от лат. ego – я) – точка зрения, позиция, поведение человека,

полностью сориентированные на его Я, на его благо

(удовольствие, выгоду, успех, счастье).

учебникЭгоизм – это действия, направленные на удовлетворения личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или общества.

У.: Подберите синонимы к слову «эгоизм» (карточка со словами)

своекорыстие; действует в своих интересах; ищет во всем выгоды для себя; расчётливость, скупость, себялюбие, самолюбие, эгоцентризм.

Физкультминутка

Айога

В роду Самар жил один нанаец — Ла. Была у него дочка, Айога. Красивая девочка. Все ее любили. И все говорили, что красивее дочки Ла никого нет — ни в этом, нив каком другом стойбище. Айога загордилась. Стала разглядывать себя. И понравилась сама себе.

И понравилась сама себе. Смотрит — и не может оторваться. Глядит — не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на свое отражение в воде.

Совсем ленивая стала Айога. Все любуется собой. Вот однажды говорит ей мать:

— Принеси воды, дочка!

Айога отвечает:

— Я в воду упаду. 

— А ты за куст держись, — говорит ей мать. 

— Куст оборвется, — говорит Айога. 

— А ты за крепкий куст возьмись. 

— Руки поцарапаю…

Говорит Айоге мать:

— Рукавицы надень. 

— Изорвутся, — говорит Айога. А сама все в медный таз смотрится — какая она красивая!

— Так зашей рукавицы иголкой. 

— Иголка сломается. 

— Возьми толстую иголку, — говорит отец. 

— Палец уколю, — отвечает дочка. 

— Наперсток возьми…

— Наперсток прорвется. 

Тут соседская девочка говорит матери Айоги:

— Давай за водой схожу, мать!

Пошла девочка на реку и принесла воды, сколько надо. 

Замесила мать тесто. Сделала лепешки. На раскаленном очаге испекла. Увидела Айога лепешки, кричит:

— Дай мне лепешку, мать!

— Горячая она, руки обожжешь, — отвечает мать. 

— А я рукавицы надену, — говорит Айога. 

— Рукавицы мокрые…

— Я их на солнце высушу…

— Покоробятся они, — отвечает мать. 

— Я их мялкой разомну. 

— Руки заболят, — отвечает мать. — Зачем тебе, дочка, трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепешку той девочке дам, которая рук не жалеет. 

Взяла мать лепешку и отдала соседской девочке. 

Рассердилась Айога. Пошла на речку. Смотрит на свое отражение в воде. А соседская девочка сидит на берегу, лепешку жует. Потекли слюнки у Айоги. Стала она на ту девочку оглядываться. Шея у нее вытянулась — длинная стала. Говорит девочка Айоге:

— Возьми лепешку, Айога, мне не жалко. 

Разозлилась Айога на девочку. Зашипела. Замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости. Так замахала руками, что руки в крылья превратились. 

— Не надо мне ничего-го-го! — кричит. 

Не удержалась на берегу. Бултыхнулась в воду Айога и обратилась в гуся. Плавает и кричит:

— Ах, какая я красивая! Го-гого-го! Ах, какая я красивая…

Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла. Только имя свое не забыла, чтобы с кем-нибудь ее, красавицу, не спутали. Кричит, чуть людей завидит:

— Айога-га-га! Айо-га-га-га!

У.: А всегда ли эгоизм это плохо? Давайте обратимся к учебнику.

Разумный эгоизм-способность человека, преследуя свои интересы, содействовать общему благу.

Разумный эгоист понимает, что удовлетворить свои интересы он может, только заботясь об окружающих его людях и обществе, в котором он живёт.

3. Заключительный этап

У.: О чем шла речь на уроке?

У.: С какой целью мы вели разговор об альтруизме и эгоизме?

У.: Что вы взяли лично для себя из этого урока?

У.: Теперь я знаю, что «альтруизм» - это значит …

У.: Теперь я знаю, что «эгоизм» - это значит …

У.: Завершая урок, хочу, чтобы вы еще чуть – чуть поразмышляли:

Притча о двух волках.

У.: И прежде чем дать вам домашнее задание, предлагаю вам создать «Дерево альтруистических поступков».

У.: Представьте, что эти яблочки - плоды волшебного дерева. Вспомните, какой альтруистический поступок вы совершили в своей жизни, запишите его на яблочке и поместите на дерево.

Домашнее задание: 1.Сочини сказочную историю «Если б я был чудодей, что бы сделал для людей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский эгоизм. Консультация психолога.

Людмила ПУТЛЯЕВА, психологВаш ребенок — эгоист?– Был такой чудный ребенок, а сейчас всех замучил. И откуда это в нем? – Ах! Да вся молодежь теперь такая – все только себе!Из разговора в автобус...

Разработка урока "Альтруизм и эгоизм"

Методическая разработка урока по учебнику "Основы светской этики"...

Конспект урока Курса ОРКСЭ "Альтруизм и эгоизм".

Тема урока : Альтруизм и эгоизм.Цель урока:  формирование у обучающихся  представлений об альтруизме и эгоизме.В течение всего урока идёт  формирование личностных, метапредметных, предм...

конспект урока "Альтруизм и эгоизм"

Урок ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" по теме "Альтруизм и эгоизм" 4 класс содержит конспект урока, презентацию и приложения...

Методическая разработка - конспект урока по ОРКСЭ. Тема: "Альтруизм и эгоизм"

Конспект предполагает использование в паре с презентацией....

Конспект урока на тему "Альтруизм и эгоизм"; Светская этика - 4 класс.

Цель урока: формирование у учащихся представлений об альтруизме и эгоизме.Задачи:·         Познакомить учащихся с основными понятиями: альтруизм и эгоизм...

План-конспект родительского собрания на тему: "К чему приводит эгоизм"

1) - Здравствуйте, уважаемые родители! Начать наше родительское собрание я хочу со слов Фрэнсиса Бэкона: ….- Скажите, как вы понимаете эту цитату? Она непосредственно связана с темой нашего соб...