Конспект занятия "Альтруизм и эгоизм"
план-конспект по орксэ
Конспккт внеурочного занятия по духовно-нравственному направлению "Альтруизм и эгоизм"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа №34.
Тема: Альтруизм и эгоизм
Ход занятия
1.Организационный этап
У.: Добрый день, ребята.
У.: Ребята, давайте вспомним, как называется наш курс?
О.: Наш курс называется основы религиозных культур и светской этики, модуль светская этика.
У.: О каких понятиях мы говорим на уроках нашего курса?
О.: На уроках нашего курса мы говорим о культуре и морали, о добре и зле, о добродетели и пороке, о моральном долге, о свободе и моральном выборе человека, о свободе и ответственности, о справедливости…
У.: С какой нравственной категорией мы познакомились на прошлом уроке?
О.: На прошлом уроке мы познакомились с понятием «Справедливость».
У.: Что такое справедливость?
О.: Справедливость – это моральное правило, регулирующее отношения между людьми по поводу распределения благ, наград, наказаний и доходов…..
У.: Для чего нужна справедливость?
О.: Справедливость устанавливает предел произволу, требует соблюдения прав других людей, не допускает посягательства на личность и достоинство человека. Справедливость во многом направлена на исполнение обязанностей человека перед другими людьми и самим собой.
Давайте вспомним отрывок о девочке из сказки «Цветик-семицветик».
У.: Справедливо ли поступила девочка?
У.: Какие человеческие качества она проявила?
У.: Валентин Петрович Катаев, великий русский писатель, разработал тему ценности человеческих поступков. Из всех чудес, которые свершились в сказке о цветике-семицветике, самую большую радость его обладательнице принесло исцеление хромого мальчика.
У.: Какой вывод мы можем сделать?
О.: Как здорово помогать другим!
У.: Чему учит нас эта сказка?
О.: Будьте внимательными, вдруг кому-то нужна ваша помощь! Не ждите, когда вас попросят, а помогите нуждающимся!
У.: Может быть, кто-нибудь из вас знает, как называются действия, направленные на благо другого, будь то человек или общество, бескорыстные поступки ради других людей или ради общих целей?
( Альтруист)
2.Основнойэтап
У.: Сегодня нам вновь предстоит вести разговор о нравственных понятиях.
У.: Объясните значение слова «АЛЬТРУИЗМ»?
Работа с разными источниками информации (по группам):
толковый словарь: Альтруизм (от латинского слова альтер- другой) - готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами.
учебник: Альтруизм – это нравственная, жизненная позиция, которая требует от человека совершения бескорыстных поступков ради других людей или ради общих целей.
У.: Подберите синонимы к слову «альтруизм» (карточка со словами)
Бескорыстие; щедрость, спасение чужих людей; спасение своих родственников; милосердие; забота о благе чужих людей; доброта, самопожертвование.
У.: Вспомните рассказ Л.Толстого «Старик и яблони»
Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочков». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».
У.: Как можно назвать старика?
У.: А теперь послушайте притчу «Пахарь и крот» (В.А.Сухомлинский).
Пахарь пахал землю. Вылез Крот из своей норы и удивился: вспахано уже большое поле, а Пахарь всё пашет и пашет. Спрашивает Крот:
- Зачем ты вспахал такое большое поле и продолжаешь пахать ещё?
Пахарь отвечает: - Я пашу не только себе, но и людям.
Удивился Крот: - Почему ты пашешь людям? Пусть каждый работает на себя. Вот я рою нору себе, и каждый Крот роет нору себе.
- Но ведь вы же – кроты, а мы – люди, - ответил Пахарь и начал новую борозду.
У.: Для чего Пахарь пахал землю?
У.: Почему Крот не понимал смысла работы Пахаря?
У.: Для кого трудился крот?
У.: Для кого работал Пахарь?
У.: Можно ли Пахаря назвать альтруистом и почему?
У.: Пахарь – альтруист, а крот?
О.: Эгоист
У.: Что же такое «эгоизм»?
Работа с разными источниками информации (по группам):
толковый словарь: Эгоизм (от латинского ego – я) - поведение, направленное на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или общества.
Эгоизм - (от лат. ego – я) – точка зрения, позиция, поведение человека,
полностью сориентированные на его Я, на его благо
(удовольствие, выгоду, успех, счастье).
учебник: Эгоизм – это действия, направленные на удовлетворения личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или общества.
У.: Подберите синонимы к слову «эгоизм» (карточка со словами)
своекорыстие; действует в своих интересах; ищет во всем выгоды для себя; расчётливость, скупость, себялюбие, самолюбие, эгоцентризм.
Физкультминутка
Айога
В роду Самар жил один нанаец — Ла. Была у него дочка, Айога. Красивая девочка. Все ее любили. И все говорили, что красивее дочки Ла никого нет — ни в этом, нив каком другом стойбище. Айога загордилась. Стала разглядывать себя. И понравилась сама себе.
И понравилась сама себе. Смотрит — и не может оторваться. Глядит — не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на свое отражение в воде.
Совсем ленивая стала Айога. Все любуется собой. Вот однажды говорит ей мать:
— Принеси воды, дочка!
Айога отвечает:
— Я в воду упаду.
— А ты за куст держись, — говорит ей мать.
— Куст оборвется, — говорит Айога.
— А ты за крепкий куст возьмись.
— Руки поцарапаю…
Говорит Айоге мать:
— Рукавицы надень.
— Изорвутся, — говорит Айога. А сама все в медный таз смотрится — какая она красивая!
— Так зашей рукавицы иголкой.
— Иголка сломается.
— Возьми толстую иголку, — говорит отец.
— Палец уколю, — отвечает дочка.
— Наперсток возьми…
— Наперсток прорвется.
Тут соседская девочка говорит матери Айоги:
— Давай за водой схожу, мать!
Пошла девочка на реку и принесла воды, сколько надо.
Замесила мать тесто. Сделала лепешки. На раскаленном очаге испекла. Увидела Айога лепешки, кричит:
— Дай мне лепешку, мать!
— Горячая она, руки обожжешь, — отвечает мать.
— А я рукавицы надену, — говорит Айога.
— Рукавицы мокрые…
— Я их на солнце высушу…
— Покоробятся они, — отвечает мать.
— Я их мялкой разомну.
— Руки заболят, — отвечает мать. — Зачем тебе, дочка, трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепешку той девочке дам, которая рук не жалеет.
Взяла мать лепешку и отдала соседской девочке.
Рассердилась Айога. Пошла на речку. Смотрит на свое отражение в воде. А соседская девочка сидит на берегу, лепешку жует. Потекли слюнки у Айоги. Стала она на ту девочку оглядываться. Шея у нее вытянулась — длинная стала. Говорит девочка Айоге:
— Возьми лепешку, Айога, мне не жалко.
Разозлилась Айога на девочку. Зашипела. Замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости. Так замахала руками, что руки в крылья превратились.
— Не надо мне ничего-го-го! — кричит.
Не удержалась на берегу. Бултыхнулась в воду Айога и обратилась в гуся. Плавает и кричит:
— Ах, какая я красивая! Го-гого-го! Ах, какая я красивая…
Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла. Только имя свое не забыла, чтобы с кем-нибудь ее, красавицу, не спутали. Кричит, чуть людей завидит:
— Айога-га-га! Айо-га-га-га!
У.: А всегда ли эгоизм это плохо? Давайте обратимся к учебнику.
Разумный эгоизм-способность человека, преследуя свои интересы, содействовать общему благу.
Разумный эгоист понимает, что удовлетворить свои интересы он может, только заботясь об окружающих его людях и обществе, в котором он живёт.
3. Заключительный этап
У.: О чем шла речь на уроке?
У.: С какой целью мы вели разговор об альтруизме и эгоизме?
У.: Что вы взяли лично для себя из этого урока?
У.: Теперь я знаю, что «альтруизм» - это значит …
У.: Теперь я знаю, что «эгоизм» - это значит …
У.: Завершая урок, хочу, чтобы вы еще чуть – чуть поразмышляли:
Притча о двух волках.
У.: И прежде чем дать вам домашнее задание, предлагаю вам создать «Дерево альтруистических поступков».
У.: Представьте, что эти яблочки - плоды волшебного дерева. Вспомните, какой альтруистический поступок вы совершили в своей жизни, запишите его на яблочке и поместите на дерево.
Домашнее задание: 1.Сочини сказочную историю «Если б я был чудодей, что бы сделал для людей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детский эгоизм. Консультация психолога.
Людмила ПУТЛЯЕВА, психологВаш ребенок — эгоист?– Был такой чудный ребенок, а сейчас всех замучил. И откуда это в нем? – Ах! Да вся молодежь теперь такая – все только себе!Из разговора в автобус...
Разработка урока "Альтруизм и эгоизм"
Методическая разработка урока по учебнику "Основы светской этики"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/09/picture-199742-1360400960.jpg)
Конспект урока Курса ОРКСЭ "Альтруизм и эгоизм".
Тема урока : Альтруизм и эгоизм.Цель урока: формирование у обучающихся представлений об альтруизме и эгоизме.В течение всего урока идёт формирование личностных, метапредметных, предм...
конспект урока "Альтруизм и эгоизм"
Урок ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" по теме "Альтруизм и эгоизм" 4 класс содержит конспект урока, презентацию и приложения...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/15/picture-649235-1436979071.jpg)
Методическая разработка - конспект урока по ОРКСЭ. Тема: "Альтруизм и эгоизм"
Конспект предполагает использование в паре с презентацией....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/22/picture-1000112-1516641121.jpg)
Конспект урока на тему "Альтруизм и эгоизм"; Светская этика - 4 класс.
Цель урока: формирование у учащихся представлений об альтруизме и эгоизме.Задачи:· Познакомить учащихся с основными понятиями: альтруизм и эгоизм...
План-конспект родительского собрания на тему: "К чему приводит эгоизм"
1) - Здравствуйте, уважаемые родители! Начать наше родительское собрание я хочу со слов Фрэнсиса Бэкона: ….- Скажите, как вы понимаете эту цитату? Она непосредственно связана с темой нашего соб...