Конспект занятия "Что значит быть моральным?"
план-конспект по орксэ

Стебакова Анна Иосифовна

Конспект внеурочного занятия по духовно-нравственному напрвлению "Что значит быть моральным?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr._36.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа №36.

Тема: «Что значит быть моральным?»

Ход занятия:

I.Подготовительный этап:

Что значит быть хорошим человеком?

Наивнейший, казалось бы, вопрос.

Поразмышлять не вредно нам об этом,

Ведь вдуматься, ответ отнюдь не прост.

Чтоб рассуждать, определиться надо,

Что хорошо, что плохо вообще,

Чтобы потом обидой и досадой

Не замутили помыслы себе.

У.Мы отправимся в небольшое путешествие. В нашем путешествия встретятся разные препятствия, их надо преодолеть, а когда путешествие закончится мы должны ответить на вопрос «Что значит быть моральным?»

У.В путешествии важно иметь и определенный багаж – багаж знаний.

У.Давайте проверим ваши знания. Нас ждет задание «Соотнеси понятия и их определения»

( на доске карточки с понятиями и их определениями)

дружба

альтруизм

справедливость

долг

ответственность

моральный выбор

-выбор между различными способами поведения, между нормами, которым следует человек, между различными идеалами, к которым он стремится; (моральный выбор)

-осознание человеком необходимости исполнения моральных норм; (долг)

-моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, доходов, наград и наказаний…(справедливость)

-нравственная, жизненная позиция, которая требует от человека совершения бескорыстных поступков ради других людей;(альтруизм)

-отношения, основанные на взаимной привязанности и личных интересах; (дружба)

-черта характера личности и ее действия, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор;(ответственность)

(Проверка по слайду).

У.Молодцы, я вижу, что вы готовы начать путешествие.

II.Основной этап:

У.Наше путешествие начинается. Путешествуя, мы с вами встречаем разных людей. Изучая курс «Светская этика» мы выяснили, что именно от человека зависит, какие поступки он будет совершать: добрые или злые, будет он нравственным или нет.

У.Кого можно назвать нравственным человеком, давайте познакомимся с биографией одного очень интересного человека.

У. Дмитрий Игоревич Шпаро — математик, физик, путешественник. Совершил первую в истории экспедицию на лыжах к Северному полюсу.

Дмитрий Игоревич говорит, что в путешествиях человек испытывает много трудностей и встречает препятствия. Достичь цели можно только, если у тебя в команде нравственные люди. Человек должен правильно взаимодействовать с окружающим миром и предназначать себя окружающим людям. Дмитрий Шпаро начинал как математик. Он окончил механико-математический факультет Московского госуниверситета, защитил кандидатскую и 20 лет преподавал математику в Институте стали и сплавов. Увлечением Шпаро были лыжные походы: вместе с группой друзей-единомышленников он прошел несколько сложных полярных путешествий.

Всемирная слава пришла к Шпаро, когда в 1979 г. он возглавил первую в истории экспедицию на лыжах от земли к Северному полюсу. Это достижение было занесено в Лондонскую Книгу рекордов Гиннеса, в СССР он был удостоен высшей награды - Ордена Ленина.

В 1988 году советско-канадская экспедиция под руководством Шпаро пересекла на лыжах Северный Ледовитый океан по маршруту: СССР – Северный полюс – Канада. За этот переход Д. Шпаро был удостоен вторым по значимости советским орденом «Трудового Красного Знамени», а также престижным призом ЮНЕСКО «Справедливая игра».

В 1998 году Дмитрий Шпаро совершил еще одно путешествие, удостоенное занесения в Книгу рекордов Гиннеса. Вместе с сыном Матвеем он впервые в истории пересек на лыжах Берингов пролив, разделяющий Азию и Америку.

В 1989 году Дмитрий Шпаро организовал Клуб «Приключение», который в настоящее время имеет статус Благотворительного оздоровительного фонда. Шпаро является идеологом и организатором всех экспедиций и программ, проводимых клубом. Широко известны многие акции клуба: российская лыжная экспедиция через Гренландию (2000 г.), в которой принял участие спортсмен, использующий в обычной жизни инвалидную коляску; восхождение команды здоровых и инвалидов на высшую точку Северной Америки пик Мак-Кинли (6194 м, Аляска, 2002 г.); массовая российско-британская легкоатлетическая эстафета «Великий Русский путь» из Владивостока в Санкт-Петербург (2005 г.); экспедиция к Северному полюсу правящего князя Монако Альбера II (в которой Д. Шпаро отвечал за дистанционное руководство маршрутной группой по мере ее продвижения).

Вывод: только человек, устремленный, мужественный, умеющий оказывать помощь другим людям, в любую минуту выручить другого из беды, настоящий друг.

У.Можно ли положиться на такого человека, как Дмитрий Шпаро?

У.Как вы думаете, какой он «нравственный человек»?

Д.Нравственный человек творит добро вокруг себя.

У. Давайте рассмотрим несколько ситуаций из жизни. Наша следующая остановка называется «А как поступить?» (слайд) (рассматриваются ситуации, дети обсуждают, высказывают свое мнение).

Работа в парах.

У.Мы с вами часто стоим перед выбором как поступить, а вот одна героиня известной сказки тоже стояла перед выбором. Давайте узнаем, как она поступила.

Отгадайте, о ком я говорю, назовите автора и произведение: «Жила девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за баранками. Купила

Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для

мамы, две баранки с сахаром для себя и одну маленькую розовую баранку для братика Павлика». (В. Катаев «Цветик - Семицветик.»)

(для того, чтобы вспомнить произведение задаю детям вопросы по содержанию).

У.Как Женя оказалась в саду старушки?

У.Как старушка ей помогла вернуться домой?

У.Какие слова надо было говорить перед тем, как оторвать лепесток, чтобы желание исполнилось?

У.Какие желания девочки исполнились? (Вспомнить, куда потратила Женя 6 лепестков)

У.Сейчас я зачитаю конец сказки. Перед каким выбором оказалась девочка.( учитель зачитывает отрывок.)

«…..Пошла она на улицу, идет и думает: "Чего бы мне еще все-таки велеть? Велю-ка я себе, пожалуй, два кило "мишек". Нет, лучше два кило "прозрачных". Или нет... Лучше сделаю так: велю полкило "мишек", полкило "прозрачных", сто граммов халвы, сто граммов орехов и еще, куда ни шло, одну розовую баранку для Павлика. А что толку? Ну, допустим, все это я велю и съем. И ничего не останется. Нет, велю я себе лучше трехколесный велосипед. Хотя зачем? Ну, покатаюсь, а потом что? Еще, чего доброго, мальчишки отнимут. Пожалуй, и поколотят! Нет. Лучше я себе велю билет в кино или в цирк. Там все-таки весело. А может быть, велеть лучше новые сандалеты? Тоже не хуже цирка. Хотя, по правде сказать, какой толк в новых сандалетах? Можно велеть чего-нибудь еще гораздо лучше. Главное, не надо торопиться".

Рассуждая таким образом, Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный - сразу видно, что не драчун, и Жене захотелось с ним познакомиться. Девочка без всякого страха подошла к нему так близко, что в каждом его зрачке очень ясно увидела свое лицо с двумя косичками, разложенными по плечам.

- Мальчик, мальчик, как тебя зовут?

- Витя. А тебя как?

- Женя. Давай играть в салки?

- Не могу. Я хромой.

И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве.

- Как жалко! - сказала Женя. - Ты мне очень понравился, и я бы с большим

удовольствием побегала с тобой.

- Ты мне тоже очень нравишься, и я бы тоже с большим удовольствием побегал

с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю

жизнь.

- Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! - воскликнула Женя и вынула из

кармана свой заветный цветик-семицветик. - Гляди!

С этими словами девочка бережно оторвала последний, голубой лепесток, на

минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском,дрожащим от счастья:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли -

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы Витя был здоров!

И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и

бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась».

III.Заключительный этап:

У.Какой выбор был у Жени?

У.Как она поступила?

У.Можно ли считать этот поступок добрым.

У.А если бы у вас остался последний лепесток, как бы вы им распорядились?

Вывод: Живя вместе, люди должны помогать друг другу, даже иногда в ущерб собственным интересам.

У.Наше путешествие подходит к концу и нам надо ответить на вопрос «Что значит быть моральным?» Обсудите в парах и закончите предложение «Быть моральным – это значит…»

(ответы детей).

У.Может ли светская этика дать ответы на все вопросы морали и нравственности? Почему?

ВЫВОД УЧИТЕЛЕМ.

Светская этика не дает готовых ответов на все этические вопросы. Ее задача сделать выводы из исторического опыта человечества, оставив за каждым человеком право и возможность использовать эти знания для принятия самостоятельного решения и морального выбора. Выбрать, решить за человека - это значит лишить его свободы и ответственности, лишить его возможности стать моральным.

Рефлексия.

Вот и подошло наше путешествие к завершению. Сегодня многие, возвращаясь из путешествия, делятся своими впечатлениями. Давайте и мы с вами выскажем свое мнение о нашем путешествии. Дети заканчивают фразу:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…
  • задумался…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Что значит быть толлерантным?».

          знакомство учащихся с общечеловеческими ценностями;            воспитывать доброжелательность, ум...

Конспект урока в 4 классе по ОРКСЭ на тему «Что значит быть нравственным в наше время?»

Конспект урока в  4 классе по ОРКСЭ на тему «Что значит быть нравственным в наше время?». Презентация....

Конспект урока"Что значит быть хорошим товарищем", опубликованный в сборнике "Нравственное образование в школе"

Национальный образовательно- методический центр "Звенислав" Сборник из опыта работы учителей и педагогов школ по программе нравственно-правового образования." Издательство "Другая галактика", Москва, ...

Конспект классного часа "Что значит быть счастливым?" (4 класс)

Цели: - знакомство учащихся с понятием «счастье»;- помочь осмыслить каждому ученику в течение классного часа понятие «счастье» применительно к самому себе....

Конспект классного часа 2 класс "Что значит быть счастливым?"

Тема: «Что значит быть счастливым?»Цели: - знакомство учащихся с понятием «счастье»;- помочь осмыслить каждому ученику в течение классного часа понятие «счастье» пр...

Конспект классного часа "Что значит быть счастливым?" (3 класс)

Цели: - формирование представлений о том, что такое «счастье» применительно к самому себе, что нужно сделать для того, чтобы быть счастливым-формирование ценного отношения ребенка к себе и...