Конспект занятия "Стыд, вина и извинение"
план-конспект по орксэ
Конспект внеурочного занятия по духовно-нравственному напрвлению "Стыд, вина и извинение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 158.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа №40.
Тема: Стыд, вина и извинение
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Вам тепло, вам светло,
Прозвенел звонок,
Начался урок.
Хотите учиться?
Можете садиться.
Проблемная ситуация. Видеоролик «Осколки в сердце»
Интерактивная беседа.
- Ребята, какой смысл несут эти слова – «осколки в сердце»? Что под ними подразумевается?
Слайд 1.
И малый стыд бывает сильнее большого горя
(русская пословица).
- Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Дети дают ответы, учитель записывает все варианты на доске:
(стыд, вина, совесть, горе, беда, ответственность).
- Ребята, какими словами мы можем пополнить этот ряд? (вина – стыд – извинение (дети могут формулировать «прощение»).
Сформулируйте тему занятия. (Называется тема: Стыд, вина и извинение) Слайд 2.
Слайд 3. Выберите смайлики, связанные с темой нашего занятия. Почему вы выбрали именно эти изображения.
(Учитель обращает внимание учащихся на репродукции картин европейских художников).
Слайд 4.
- Посмотрите на лица этих людей. Какие чувства они испытывают? (О чем-то просят, раскаиваются, переживают).
- Какие эпизоды картины вам указали на эти переживания? (Позы, выражения лиц).
Слайд 5.
- Что вы видите на этой картине? Как вы думаете, кто этот молодой человек?
- Что указывает на то, что сын отсутствовал очень долго?
- Какое выражение лица у отца? Простил ли он своего сына?
- Как бы вы назвали картину?
(Учитель систематизирует ответы детей, подводя к мысли о возвращении сына после долгого отсутствия, стыде и раскаянии).
- Продолжите фразу «Стыд - это …» (метод свитка, каждый ученик за первой партой получает свиток, пишет свое определение и передает по цепочке другому). (Звучит музыка – дети пишут). Учитель читает все свитки.
Слайд 6.
Посмотрите, как авторы учебника объясняют, что такое стыд? Стр. 44.
А теперь обратитесь к словарю за уточнением формулировки понятия. Слайд 7.
- Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда? (да)
- Какие поступки вызывают такое чувство? (когда сделал что-то плохое, обидел друга)
Слайд 8.
- Если я правильно вас поняла, то существует множество причин, которые заставляют переживать чувство стыда.
Назовите эти причины. Прочитаем в учебнике. Стр. 44. 3-ий абзац
Игра «Чего нужно стыдиться?»
- Чего же, по-вашему, нужно стыдиться в жизни и почему. На доске высказывания. Вам надо разделить их на две группы «Стыдно» и «Не стыдно».
- Физические недостатки (не стыдно)
- Некрасивые поступки (стыдно)
- Поношенная, но аккуратная одежда (не стыдно)
- Старомодная одежда (не стыдно)
- Непрестижная работа родителей (не стыдно)
- Невежество, необразованность, безграмотность (стыдно)
- Вульгарная (вызывающая) внешность (стыдно)
- Грубое, бездушное отношение к людям (стыдно)
- А есть люди, которые стыдятся самих себя. Такие люди испытывают «ложный стыд».
Давайте прочитаем в учебнике и постараемся понять, что же такое «ложный стыд».
- Например, «ложный стыд» испытывает старательный ученик в классе, который стыдится показать свои знания, ему стыдно быть лучше других, когда он видит, что его одноклассники обманывают учителя, списывают. Он понимает, что «Не стыдно не знать – стыдно не учиться».
(Во время ответов учитель разграничивает понятия «стыд» и «ложный стыд». Вывод делает учитель.)
- Не надо стыдиться того, что ты не можешь ударить другого, поиздеваться над ним, несмотря на то, что это часто позволяют себе другие.
Работа по картине А.Ф.Решетникова «Опять двойка»
Слайд 9.
- Ребята, внимательно рассмотрите картину. Эта картина А.Ф.Решетникова называется «Опять двойка».
- Кто является главным героем? (мальчик)
- Какие чувства испытывает мальчик? (Стыд, вину, огорчение, обиду)
- Как вы думаете, почему? (он получил двойку, долго гулял, ...)
- Стыд и вина – это одно и тоже? Найдите главное различие между ними? Чтение текста - абзац с.45.
Стыд – ответственность за проступок перед другими, вина – ответственность перед собой. Слайд 10.
- Какие краски использовал художник, чтобы выразить чувства мальчика? (серые, тёмные, мрачные)
- А какие чувства испытывают окружающие его люди? Почему?
- Что можно сказать о выражении его лица? О чём говорит его «бывалый» портфель? Что выражает взгляд матери? Что выражает взгляд и поза сестры? Как она учится?
-Как вы думаете, кто из героев испытывает «ложный стыд»? (Сестра, мать)
- Как вы думаете, попросит ли мальчик прощения у мамы? (да)
- Значит, он виновен? (да)
Чувство вины тяжелое чувство. Как от него можно избавиться? (Выслушиваются ответы ребят). (Не повторять подобное, т.е. раскаяться, и извиниться перед тем, кого ты обидел). Слайд 11.
Практикум-игра «Корзина ситуаций».
В этой корзине много ситуаций. Мы попробуем найти выход из них. (Дети по желанию выбирают ситуации, обсуждают в парах и проигрывают их). (Остальные группы поднимают одну из трех карточек):
1 карточка – «солнышко» - согласны, поступили бы также.
2 карточка – «облако» - не согласны, так не поступили бы.
3 карточка – «солнышко и тучка» - согласны, но добавили бы ещё кое-что. Ребята могут прокомментировать свое мнение.
1 ситуация. Макар в столовой случайно толкнул другого мальчика. Мальчик толкнул Макара.
2 ситуация. Свете в автобусе подружка случайно наступила на ногу и пошла дальше. Света обозвала подругу.
3 ситуация. В классе происходит ЧП: Глеб сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Учитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается.
4 ситуация. Марина опоздала на урок.
5 ситуация. Виктор забыл поздравить дедушку с днем рождения и вспомнил об этом только на следующее утро.
6 ситуация. Валентина нечаянно разбила красивую вазу в гостях у одноклассницы.
- Как вы думаете, как нужно поступить, когда ты в чем – то провинился? (извиниться)
- Как можно извиниться? (Ответы детей) Слайд 12-15.
- Извините, пожалуйста!
- Я прошу прощения (за то, что… )
- Я виноват перед вами…
- Я не хотел тебя (Вас) обидеть…
- Я приношу свои извинения…
- Простите…
Памятка (ученикам)
• Не надо долго и нудно объяснять причины вашего поведения, которые привели к обиде или оскорблению.
• Не ждите мгновенного ответа на ваше извинение, просто принесите свои извинения и удалитесь.
• Не говорите «извиняюсь», а говорите «извините».
• Будьте искренними.
• Тем, что вы попросили извинения, вы уже частично искупили свою вину.
Найдите в тексте учебника слова-извинения. Стр.45.
- В каких ситуациях можно использовать данные фразы? (в тех ситуациях, когда поступаем неправильно)
- Никогда не стыдно просить прощения. В истории человечества были ошибки и даже преступления огромного масштаба. Люди способны были восстановить отношения с целыми народами.
- Вспомните ситуации, когда вы кого-то обидели.
«Минута раскаяния»
Сейчас проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, и вспомним свои поступки, которые могли обидеть кого-то, за которые нам сегодня стыдно и мы в них глубоко раскаиваемся. Попробуйте написать на листочках не саму ситуацию, а ваши ощущения, которые вы испытывали тогда и сейчас. Назовем это упражнение «Минута раскаяния».
(Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают и делают записи на листочках).
- Прочитайте нам то, что написали.
Возьмите друг друга за руки и попросите прощение (первый начинает учитель).
Скажите, как вы считаете, как можно исправить свой поступок, как можно искупить свою вину? (попросить прощения)
Физкультминутка.
Игра «Говорящие руки. Я называют различные чувства, а вы, молча, только с помощью кистей рук попытайтесь их выразить: радость, удивление, уверенность, сожаление, вина, стыд, прощение, дружелюбие.
- Учащимся предлагается прочитать рассказ Л.Н. Толстого «Птичка» (тексты распечатаны для каждого ребенка). Слайд 16.
Птичка
Был Серёжа именинник, и много ему разных подарили подарков: и волчки, и кони, и картинки. Но дороже всех подарков подарил дядя Серёже сетку, чтобы птиц ловить.
Сетка сделана так, что на рамке приделана дощечка, и сетка откинута. Насыпать семя на дощечку и выставить на двор. Прилетит птичка, сядет на дощечку, дощечка подвернётся, и сетка сама захлопнется.
Обрадовался Серёжа, прибежал к матери показать сетку. Мать говорит:
- Не хороша игрушка. На что тебе птички? Зачем ты их мучить будешь?
- Я их в клетки посажу. Они будут петь, и я их буду кормить!
Достал Серёжа семя, насыпал на дощечку и выставил сетку в сад. И всё стоял, ждал, что птички прилетят. Но птицы его боялись и не летели на сетку.
Пошёл Серёжа обедать и сетку оставил. Поглядел после обеда, сетка захлопнулась, и под сеткой бьётся птичка. Серёжа обрадовался, поймал птичку и понёс домой.
- Мама! Посмотрите, я птичку поймал, это, верно, соловей! И как у него сердце бьётся.
Мать сказала:
- Это чиж. Смотри же, не мучай его, а лучше пусти.
- Нет, я его кормить и поить буду. Посадил Серёжа чижа в клетку, и два дня сыпал ему семя, и ставил воду, и чистил клетку. На третий день он забыл про чижа и не переменил ему воды. Мать ему и говорит:
- Вот видишь, ты забыл про свою птичку, лучше пусти её.
- Нет, я не забуду, я сейчас поставлю воды и вычищу клетку.
Засунул Серёжа руку в клетку, стал чистить, а чижик, испугался, бьётся об клетку. Серёжа вычистил клетку и пошёл за водой.
Мать увидала, что он забыл закрыть клетку, и кричит ему:
- Серёжа, закрой клетку, а то вылетит и убьётся твоя птичка!
Не успела она сказать, чижик нашёл дверцу, обрадовался, распустил крылышки и полетел через горницу к окошку, да не видал стекла, ударился о стекло и упал на подоконник.
Прибежал Серёжа, взял птичку, понёс её в клетку. Чижик был ещё жив, но лежал на груди, распустивши крылышки, и тяжело дышал. Серёжа смотрел, смотрел и начал плакать:
- Мама! Что мне теперь делать?
- Теперь ничего не сделаешь.
Серёжа целый день не отходил от клетки и всё смотрел на чижика, а чижик всё так же лежал на грудке и тяжело и скоро дышал. Когда Серёжа пошёл спать, чижик ещё был жив. Серёжа долго не мог заснуть; всякий раз, как он закрывал глаза, ему представлялся чижик, как он лежит и дышит.
Утром, когда Серёжа подошёл к клетке, он увидел, что чиж уже лежит на спинке, поджал лапки и закостенел.
С тех пор Серёжа никогда не ловил птиц.
2) Беседа по содержанию.
- Как Сережа повел себя по отношению к чижику?
- От кого Сережа получал советы?
- Почему он их не слушал?
- Чем закончилась история?
- Какие чувства испытал Сережа, увидев мертвого чижа?
- Чему его и вас научила эта история его и вас?
Задание. Расположите карточки в нужной последовательности
(карточки прикреплены на доске):
СТЫД ПРОЩЕНИЕ ВИНА
РАСКАЯНИЕ ИЗВИНЕНИЕ
Дети располагают карточки по порядку, объясняют. Слайд 17, 18.
Игра «Доскажи словечко»
Легче на душе становится, когда тебя … (понимают)
Прощение дает нам свободу от чувства … (вины)
- Какие из приведенных ниже словосочетаний могут быть связаны с переживанием чувства стыда?
простить обидчика
обидеть младшего
затеять ссору
помочь отстающему ученику
обмануть родителей
хорошо подготовиться к уроку
Собери пословицы.
- Доброму человеку бывает стыдно
- Стыд и честь — как платье: чем больше потрёпаны
- Стыд перед людьми — хорошее чувство
- Когда человек краснеет
- Нет стыда признаться человеку
но лучше всего стыд перед самим собой
начинается его более благородное я
в своей ошибке
даже перед собакой
тем беспечнее к ним относишься
Вывод:
- С какими нравственными понятиями мы сегодня познакомились? (стыд, вина, извинение, ложный стыд)
- О каких чувствах мы говорили на уроке? (о чувстве стыда, вины, ложного стыда)
- Назовите формы извинения?(Извините, пожалуйста; я прошу прощения (за то, что …); я виноват перед вами; я не хотел тебя (вас) обидеть; я приношу свои извинения и т.д.)
Рефлексия. (Смайлики)
Я знал(а), что …
Я узнал(а), что …
Мне осталось непонятно …
(Дети аргументируют свои ответы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/28/picture-200858-1362067079.jpg)
Методическая разработка урока по теме «Стыд, вина и извинение»
1. Знакомство со значением понятий: стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение.2.Умение просить прощение, прощать других и отличать стыд от ложного стыда.3. Уважительное отношение к окружающим....
Презентация по ОРКСЭ на тему: "Стыд, вина и извинение."
развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общими человеческими ценностями;развивать навыки сотрудничества со сверстниками.воспитывать у школьников чувство доброжелательности...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/09/picture-275052-1654788766.jpg)
Конспект занятия "СТЫД, ВИНА И ИЗВИНЕНИЕ" (Модуль «Основы светской этики»).
Предлагаемый конспект может быть использован как и на уроках курса ОРКСЭ, так и на более ранних этапах в качестве пропедевтики, например, уроках развития речи в 3 классе, при написании сочинения в 4 к...
Урок по учебному курсу "Основы светской этике" 5 класс Тема: "Стыд, вина и извинение"
Урок разработан для обучающихся в 5 классе....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/28/picture-508901-1414488741.jpg)
Презентация к уроку на тему "Стыд, вина и извинение"
Цель. Воспитывать чувств доброты, совестливости, отзывчивости, ответственности к своим поступкам, толерантного отношения к мнению другого человека.Задачи: расширить представление учащихся о значении с...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/28/picture-508901-1414488741.jpg)
Конспект урока на тему "Стыд, вина и извинение"
Цель. Воспитывать чувств доброты, совестливости, отзывчивости, ответственности к своим поступкам, толерантного отношения к мнению другого человека.Задачи: расширить представление учащихся о значении с...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/10/picture-14875-1578684545.jpg)
Конспект учебного занятия по теме "Стыд, вина и извинение", модуль "Основы светской этики",4 класс
Детям младшего школьного возраста, особенно 10-11 лет, очень трудно бывает признать свою вину и сформулировать извинение. Чувство стыда так и остается в виде скрытого внутреннего конфликт...