Конспект урока на тему "Стыд, вина и извинение"
план-конспект урока по орксэ на тему

 Акимова Татьяна Сергеевна

Цель. Воспитывать чувств доброты, совестливости, отзывчивости, ответственности к своим поступкам, толерантного отношения к мнению другого человека.

Задачи: расширить представление учащихся о значении совести в жизни человека; развивать познавательный интерес к изучению данного курса; коммуникативные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon dokument_microsoft_office_word.zip14.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Стыд, вина и извинение

Цель. Воспитывать чувств доброты, совестливости, отзывчивости, ответственности к своим поступкам, толерантного отношения к мнению другого человека.

Задачи: расширить представление учащихся о значении совести в жизни человека; развивать познавательный интерес к изучению данного курса; коммуникативные навыки.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки, ручки, тетради, толковые словари, учебники, презентация

Ожидаемые результаты:

• В ходе занятия дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд», «вина»,  «извинение»

• Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.

• Задумываться и осознавать, для чего людям нужна совесть.

І. Взаимодействие учителя и учащихся.  

   Игра «Расшифруй имя»

 Дети  встают в круг.  Каждый ребёнок  называет своё имя, а дети по буквам его имени называют прилагательные.       (Например:     Егор –  Е – единственный, Оля О – одарённая, Рома Р – решительный)

Учитель: вместе вы –  класс Классные, Любознательные, Артистичные, Самые Сообразительные

Садитесь удобнее, я предлагаю вам  послушать одну историю.

II. Мотивация

Рассказ учителя.       слайд 1

Какие чувства испытывал этот человек? (Стыда и вины,  его замучила совесть)

Как вы думаете, о чём же  будем говорить сегодня  на уроке?

Тему урока дети читают на стр. 44  

III. Открытие новых знаний

 Слайд 2

Дети выбирают карточки,  читают карточки с понятиями: вина, стыд, совесть.  Выходят те, которые могут дать ответ, что такое вина, затем что такое стыд. Стыд и вина формируют совесть человека. Третья группа говорит о совести.( по карточкам)

Как образовано слово совесть? Слайд 3,

Чем различаются стыд и совесть  Слайд 4,

Какие ассоциации возникают со словом совесть, стыд     слайд 5,6

Картина «опять двойка» стр.44. ответы на вопросы  слайд 7

Над чем заставляет задуматься совесть?  Слайд 8

Делаем вывод:  что такое вина, стыд и совесть (запись в тетрадь)  слайд 9

IV. Работа с учебником 

 Что надо делать, чтобы избавиться от чувства вины?  (стр. 45 чтение вслух последнего абзаца) Извинение.

V. Минута отдыха.  Игра    «Прости  меня»   слайд 10

(Дети парами разыгрывают обиду и просят друг у друга прощение)

   Прости, пожалуйста, что так получилось.  

   Извини, это получилось случайно.      

   Извини, я был не прав.                  

   Прости, я не хотел тебя обидеть.

   Просто, я не думал, что это тебя обидит.

VI. Афоризмы слайд 11

Как вы понимаете?

VII. Д/З.  слайд 12

VIII.  Итог занятия.  

     Синквейн.    

 Подберите к теме урока 1слово – существительное  (совесть, стыд,)

2 слова- прилагательные ( спокойная, неспокойная, чистая, незапятнанная,…),

3 слова- глаголы ( заговорила, молчит, проснулась, грызёт, заела, успокоилась, жить…),

 предложение или фразу 7-8 слов

           Совесть

Чистая, лёгкая.

Иметь, поступать, жить.

Жить по совести и трудиться на совесть.

Стыд

Горький, жалкий

Жить, поступать, переживать, гореть.

Живи честно всегда, не сгоришь от стыда.

Приложение

Вина  - это переживание человека по поводу несоответствия нормам, не выполнение долга перед самим собой. Проступок, преступление.

Вина – ответственность за поступок перед собой.

Слово  «стыд» известно с древнерусской эпохи с XI века, что означает позор, срам, чувство смущения.

Стыд  - то тяжёлое подавленное чувство человека, реакция на осуждение

Стыд – чувство сильного смущения от сознания предосудительного проступка.

Стыд – ответственность за поступок перед другими

Слово совесть состоит из двух частей приставки со-, что значит вместе и корня –весть-, что значит ведать, знать. Совесть – это совместное знание человека со своим внутренним миром.

«Совесть  - внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка. Способность распознавать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру».       В. Даль

Совесть – это один из способов, которым душа учит человека поступать правильно; это идущее из сердца сильное воздействие души на человека (крик души)

МБОУ «Архангельская СОШ им. Героя Советского Союза Краснова В.М.»

Конспект урока на тему:

«Стыд, вина и извинение»

Учитель начальных классов

Акимова Т.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "СТЫД, ВИНА И ИЗВИНЕНИЕ" (Модуль «Основы светской этики»).

Предлагаемый конспект может быть использован как и на уроках курса ОРКСЭ, так и на более ранних этапах в качестве пропедевтики, например, уроках развития речи в 3 классе, при написании сочинения в 4 к...

Конспект урока по ОРКСЭ. Тема урока Стыд, вина, извинение.

Планируемые образовательные результатыПредметныеМетапредметныеЛичностныеформирование первоначальных представлений о светской этике, понимание значения норм светской морали в выстраивании констру...

Конспект учебного занятия по теме "Стыд, вина и извинение", модуль "Основы светской этики",4 класс

 Детям младшего школьного возраста, особенно 10-11 лет, очень трудно бывает признать свою вину и сформулировать извинение. Чувство стыда так и остается в виде скрытого внутреннего конфликт...

конспект урока по светской этике в 4 классе "Стыд.Вина.Извинение"

4 класс Урок № 21 Модуль «Основы светской этики»Тема: «Стыд, вина и извинение»Цель:        Создать условия для формирования этических норм по...

Конспект занятия "Стыд, вина и извинение"

Конспект внеурочного занятия по духовно-нравственному напрвлению "Стыд, вина и извинение"...

Технологическая карта урока ОРКСЭ «Стыд, вина и извинение» (4 класс)

Цель урока: Формирование у учащихся представлений о стыде и вине как регуляторах поведения людей.Задачи урокаДидактические:Формирование понимания стыда и вины как нравственного регулятора поведения.Фо...