конспект урока по светской этике в 4 классе "Стыд.Вина.Извинение"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Татьяна Владимировна Худякова

4 класс Урок № 21 Модуль «Основы светской этики»

Тема: «Стыд, вина и извинение»

Цель:        Создать условия для формирования этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развить нравственные ценности учащихся.

Задачи:

1. Сформировать важнейшие нравственные ценности: стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение.

2. Развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления.

 3.  Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

 

Оборудование: репродукция картины А. Ф. Решетникова «Опять двойка», толковый словарь С. И. Ожегова, мультимедийная презентация на тему «Стыд, вина и извинение», учебник «Основы светской этики. 4-5 класс», карточки с заданиями.

Основные термины и понятия:        Стыд, вина, извинение, раскаяние, прощение.

Виды деятельности:       Беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа, участие в учебном диалоге, групповая работа.

Ожидаемые результаты:

  1. Знакомство со значением понятий: стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение.
  2. Умение просить прощение, прощать других и отличать стыд от «ложного стыда».
  3. Уважительное отношение к окружающим.
  4.  

План урока:

  1. Психологический настрой.
  2. Введение в тему.
  3. Работа по тексту.

Предметные

Метапредметные

Личностные

формирование первоначальных представлений о светской этике, понимание значения норм светской морали в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе

 

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; работа над способностью адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

 

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

 

Тема стыда, вины и извинения всегда сложна  для восприятия, ведь не легко признать свои ошибки и уж тем более просить прощение. В результате это отрицательно сказывается на взаимоотношениях с окружающими. Поэтому важно прививать их людям еще с детских лет, и школа играет в этом процессе неоценимую роль. А учитель на основе примеров и жизненного опыта детей должен показать, насколько важно объективно анализировать свои поступки и признавать собственную вину, а также уважительно относиться к окружающим.      

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon открытый урок этики в 4 классе74 КБ

Предварительный просмотр:

4 класс Урок № 21 Модуль «Основы светской этики»

Тема: «Стыд, вина и извинение»

Цель:        Создать условия для формирования этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развить нравственные ценности учащихся.

Задачи:

1. Сформировать важнейшие нравственные ценности: стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение.

2. Развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления.

 3.  Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Оборудование: репродукция картины А. Ф. Решетникова «Опять двойка», толковый словарь С. И. Ожегова, мультимедийная презентация на тему «Стыд, вина и извинение», учебник «Основы светской этики. 4-5 класс», карточки с заданиями.

Основные термины и понятия:        Стыд, вина, извинение, раскаяние, прощение.

Виды деятельности:       Беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа, участие в учебном диалоге, групповая работа.

Ожидаемые результаты:

  1. Знакомство со значением понятий: стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение.
  2. Умение просить прощение, прощать других и отличать стыд от «ложного стыда».
  3. Уважительное отношение к окружающим.

План урока:

  1. Психологический настрой.
  2. Введение в тему.
  3. Работа по тексту.

Предметные

Метапредметные

Личностные

формирование первоначальных представлений о светской этике, понимание значения норм светской морали в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; работа над способностью адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

Тема стыда, вины и извинения всегда сложна  для восприятия, ведь не легко признать свои ошибки и уж тем более просить прощение. В результате это отрицательно сказывается на взаимоотношениях с окружающими. Поэтому важно прививать их людям еще с детских лет, и школа играет в этом процессе неоценимую роль. А учитель на основе примеров и жизненного опыта детей должен показать, насколько важно объективно анализировать свои поступки и признавать собственную вину, а также уважительно относиться к окружающим.      

           Ход урока:

Психологический настрой. Слайд 1

Придумано кем-то просто и мудро:

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро! – солнцу и птицам.

- Доброе утро! – улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым...

Доброе утро длится до вечера. (В.Кривошеев)

Создадим хорошее настроение и улыбнёмся друг другу. Слайд 2

Введение в тему. Слайд 2

Жили-были два брата и одна сестра: Стыд, Извинение и Вина. Стыд жил в укромном домике на полянке и редко выходил из него, постоянно всего стыдился, краснел, пыхтел. Ему стыдно было за свои неопрятные одежды, за свой большой нос. Странный он был, впрочем, как и второй брат Извинение, который как - что, так сразу пускался извиняться. Закрыл дверь дома - извините пробормотал, придавил травинку и перед ней он разбивается в поклонах и извинениях. Лишь Вина, сестра их была молчалива, но почему-то всегда так печальна. Редко из нее можно было выдавить хоть словечко, а если и скажет его то таким голоском, словно прощение у кого-то просит. Так и жили они. Вина, Стыд и Извинение. Да только все никак они не могли поговорить. Стыд слово скажет, и стыдиться, что не то сказал, Извинение за каждое слово извиняется, а Вина угрюмо глазками хлопает и молчит. 

-Как вы думаете , о чем сегодня пойдет речь?.

Тема нашего урока называется…

На уроке мы будем говорить о таких нравственных понятиях как стыд, вина, извинение, раскроем смысл этих слов.

Заголовок. Стыд. Вина. Извинения. Слайд 3

2.Получение новой информации Слайд 4-5

  1)  Работа над репродукцией картины «Опять двойка».

- Ребята, внимательно рассмотрите картину. Давайте попробуем определить по репродукции картины А.Ф.Решетникова чувства каждого героя.

-Что выражает взгляд матери? (Грусть).

- Что выражает взгляд сестры? (Осуждающим взглядом смотрит сестра)

   - Что можете сказать о младшем брате? (На трехколесном велосипеде едет младший брат, смотрит на старшего   ехидным взглядом)

- Кто является главным героем? (Мальчик)

-  Какие чувства испытывает мальчик? (Стыд, вину, огорчение, обиду).  

- Как вы думаете, почему?   (Он получил двойку, а из портфеля торчат коньки — причина двойки). 

- Какие краски использовал художник, чтобы выразить чувства мальчика? (Когда хотят выразить чувство стыда, художники берут тёмные краски).

- Как вы думаете, что мальчик должен сделать? (извиниться)

Испытывали ли вы похожие чувства,  при каких ситуациях? (Ответы детей).

 СТЫД - чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка, вины (сгорать от стыда, ни стыда, ни совести)                           слайд 6

Читают пример на с. 45 уч., рассуждают

Заслушиваются примеры учащихся

- А что такое «ложный стыд»? (Работа по учебнику с.44 абзац 4)

- Какое чувство человек испытывает, когда ему стало стыдно за свой поступок? (Чувство вины). Вина – что это? (Работа по учебнику с.45) Слайд 7

-Что надо делать, чтобы избавиться от чувства вины? (Извиниться перед тем, кого обидел)

Слайд 8

- Посмотрите небольшой видеоролик  «Осколки сердца» 

«Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше. ( переход внутри слайда)

Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И  дети , и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучала его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек.

- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой.

 

-Это ты сделал?

- нет,я не виноват

- а кто виноват? Пушкин?

 Послушайте и посмотрите экранизацию к  Стихотворению. «  Кто виноват?»

                                       (Кирилл)

В зале зеркало разбилось: 
Просто  я  играл с мячом, - 
( щелчок мышью)
Всё нечаянно случилось, 
Так что  я  тут не при чём! 

Телевизор поломался, ( щелчок мышью)
Развалился пылесос, 
Пролилось на кухне масло, 
( щелчок мышью)
Прямо на пол пролилось. 

В клочья порвана рубашка, 
( щелчок мышью)
Клеем вымазан паркет! 
Может это Барабашка 
Натворил тут всяких бед? 

Может это хулиганы 
Забрались тихонько в дом, 
Стул измазали сметаной 
( щелчок мышью)
И устроили погром?! 

Кем-то съедены конфеты, 
( щелчок мышью)
В книжке – рыбья чешуя; 
( щелчок мышью)
 Виноваты  в бедах этих 
Кто угодно, но не  я . 

В том, что сломаны игрушки 
( щелчок мышью)
И потерян самокат, 
 Виноват , наверно, 
( щелчок мышью) Пушкин… 
Точно, Пушкин  виноват !!! 


- Что же такое – вина?.

Слово «вина» в русском языке имеет множество значений. Это :

проступок, преступление, причина  этих действий, ответственность за действия

Сл 8

Вина  возникает в ситуации, когда человек чувствует личную ответственность за происходящее и считает, что именно он сам является причиной чужих страданий или нарушения долга. Источником чувства вины могут служить внешние события.

Вина  может быть снята, погашена прощением. Виновный сожалеет о своей вине, о том, что он нанес другому оскорбление или ущерб и просит простить его, облегчить его душу. Прощение, данное пострадавшим, как бы символически уничтожает причиненное зло, делает негативные отношения между двумя сторонами снова позитивными, светлыми, свободными от обиды и ненависти. Прощение - всегда акт великодушия, оно диктуется свободной волей пострадавшего.

Физминутка   «Корзина ситуаций».

Предлагаются разные ситуации. «Примерьте» эту ситуацию на себя и обозначьте свое решение таким образом:

Хлопаете в ладошки, если.- согласны,  поступили бы также.

Топаете ногами если - не согласны, так не поступили бы.

Подымаете руку если - согласны, но добавили бы ещё кое-что и рассказываете, чтобы вы сделали в этой ситуации.

Я вам озвучиваю ситуацию, вы на экране смотрите на эту ситуацию и реагируете как мы договорились. А затем разбираем вместе эту ситуацию. Как и почему? Начали!

Ситуации № 1.

Макар в столовой случайно толкнул другого мальчика. Мальчик упал, а Макар побежал дальше ничего ему не сказав.

№2.

Свете в автобусе  подружка случайно наступила на ногу  и пошла дальше. Света обозвала подругу.

№3.

В классе происходит ЧП: Глеб сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Учитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается.

№ 4.

Виктор  нечаянно разбил красивую вазу в гостях у одноклассницы. испугавшись, он убежал.

- Вина- ответственность перед собой.

6. Закрепление новой информации.

- Существует 5 шагов к правильному извинению. Поработайте в группе и найдите один шаг к извинению. (Учитель заслушивает высказывание групп и делает вывод) Слайд 8

Учитель обращает внимание на слайд с советами, как следует извиняться.

  • Не надо долго и нудно объяснять причины вашего поведения, которые привели к обиде или оскорблению.
  • Не ждите мгновенного ответа на ваше извинение, просто принесите свои извинения и удалитесь.
  • говорите НЕ «извиняюсь», а «ИЗВИНИТЕ».
  • Будьте искренними.

Тем, что вы попросили извинения, вы уже частично искупили свою вину. На Руси давным-давно существует праздник, который именуют Прощенным Воскресеньем. Это последний день масленицы. В этот день в стародавние времена люди шли в церковь и просили у бога прощенья за свои прегрешения, плохие поступки и ошибки, которые не давали людям жить в мире и согласии с людьми и с самим собой. В последние годы старая традиция – празднования прощеного воскресения – плотно входит в нашу жизнь. В этот день можно услышать телефонный звонок и слова из трубки: «Прости меня!». Можно увидеть на пороге твоего дома человека, которого вовсе не ожидал увидеть: «Прости меня!»- Конечно. Все мы люди. А человеку свойственно ошибаться, всякое в жизни бывает. Недаром на Руси так много пословиц и поговорок об этих чувствах. Попробуйте соединить начало пословицы с её продолжением и объяснить ее.

Пословицы:

Есть слёзы –

есть и совесть.

Упавшего не считай

за пропавшего.

Кайся, да опять

за старое не принимайся.

Тому тяжело,

кто помнит зло.

Злой человек, как уголь:

если не жжёт, то чернит.


8. Игра «Человеческие чувства»

- Ребята, перед вами список различных человеческих чувств. Выберите из них те, что мешают нам прощать, и запишите их на своих тёмных листочках.

-А теперь порвите их на мелкие кусочки, уничтожьте их, а кусочки положите ко мне в коробочку, после занятия я их обязательно сожгу! Сожгите эти чувства и вы в своей душе. Сожжём Злость и Обиду вместе с ними! -А на приготовленных зелёненьких листочках и цветочках напишите чувства, которые помогут простить и попросить прощение.

Включаю музыку. НА ДОСКЕ НАРИСОВАНО ДЕРЕВЦЕ ДОБРА

. Ребята (под музыку): Прикрепите эти листочки к нашему деревцу. Видите, оно расцвело без Злости и Обиды.

Досада

Порядочность

Агрессия

Доброта

Любовь

Раздражение

Уважение

Гнев

Вдохновение

Интерес

Презрение

Ненависть

Обида                         слайд№14

Зависть

Сердечность

Любовь

Взаимопонимание

Равнодушие

Радость

Страх

Счастье

Успех

                             Ревность

9.Многие мудрецы, писатели и поэты писали об этих понятиях в своих произведениях, прочтите высказывания Омара Хайяма. слайд№12

Предлагаю вам вспомнить и прочитать произведения детских писателей по этой теме          слайд №13

10. Рефлексия. Слайд 17

     Закончите фразу: «Сегодняшнее занятие научило меня …».

- Возьмемся за руки, друзья. Передадим частичку своего тепла друг другу. Попросим мысленно прощения, если вдруг обидели кого-то вольно или невольно.

Благословенны будьте, травы

И воды в зелени дубрав!

Виновных нет: все люди правы,

Но больше всех — простивший  прав!

10. Домашнее задание на выбор: Слайд 17

 Написать мини-сочинение к картине «Опять двойка»-придумать продолжение

Резерв «Тест»

Тест к уроку №21 по теме "Стыд, вина, извинение"

Вопрос 1. Что значит прощать других людей?

 1. Это значит не держать обиды на другого человека.

 2. Верны все ответы

 3. Это значит помогать друзьям по учебе.

 4. Это значит уметь правильно наказывать людей за их поступки.

Вопрос 2. Что может вызвать у человека чувство стыда?

 1. Невыполненное обещание

 2. Обман

 3. Верны все варианты ответов

 4. Ссора

Вопрос 3. Чтобы избавиться от чувства вины, надо:

  1. Найти нового друга.
  2. Забыть о плохом поступке.
  3. Извиниться перед тем, кого обидел.
  4. Почитать интересную книгу.

Вопрос 4. Если человек прощает других, то:

  1. Он заслуживает наказания.
  2. Этот человек просто очень глупый.
  3. Его тоже будут прощать.
  4. Этот человек слабый и беспомощный.

Вопрос 5. Почему золотое правило нравственности помогает в жизни?

  1. Потому что в нем проявляются лучшие порывы нашей души
  2. Потому что взрослые нас ругают, и мы слушаемся
  3. Потому что даёт людям добро и радость
  4. Потому что мы делаем, что нам говорят другие

Вопрос 6. Что необходимо для того, чтобы золотое правило нравственности действовало в твоей жизни?

  1. Задумываться о своих поступках
  2. Все варианты верны
  3. Любить самого себя
  4. Любить людей, как самого себя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по светской этике

урок дан в курсе ОРКСЭ...

Конспект урока по светской этике «Добродетель и порок. Жизнь дана на добрые дела»

Человеку свойственно ошибаться. Главное, чтобы человек мог осознать, что он неправ, и исправиться. Нужно постараться больше не совершать тех поступков, за которые было стыдно....

Конспект урока по Светской этике 4 класс по теме "Моральный долг"

Урок к презентации по теме "Моральный долг" 4 класс...

Конспект урока по светской этике "Добро и зло"

Предмет ОРКСЭ. Модуль "Светская этика". Первый урок по теме "Добро и зло"...

конспект урока по Светской этике

конспект урока Добродетель 4 класс...