конспект урока по светской этике
план-конспект урока (4 класс) на тему

Никонова Наталия Владимировна

урок дан в курсе ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nikonova_n.v._konspekt_uroka_sovest.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Факультет международного образования

Кафедра ЮНЕСКО

Лаборатория истории и культуры религий мира

Тема урока: Совесть

Слушатель специальных курсов повышения квалификации НО-55

Никонова Наталия Владимировна

ГБОУ ЦО № 2000, ЮАО

Москва 2012

Тема урока: Совесть.

Цели урока:

Образовательные:

  1. Создать условия для формирования основ нравственного поведения в обществе;
  2. Ввести новое понятие «совесть»
  3. Установление новых связей между понятиями «раскаяние», «совесть», «прощение»

Развивающие:

  1. Учить сравнивать определения, взятые из разных источников информации;
  2. Развивать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи; обобщать, делать выводы

Воспитательные:

  1. Воспитание личностных качеств, таких, как  добросовестность, чувство ответственности;
  2. Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности, познавательного интереса, способности к самооценке, оценки хода и результата деятельности.

Предметные результаты:

  1. Формирование нравственного понятия «совесть»

Метапредметные результаты:

  1. Учить построению речевых рассуждений;
  2. Учить построению логической цепи рассуждений;
  3. Учить осуществлению информационного поиска при выполнении учебного задания;
  4. Формирование умений групповой работы;
  5. Формирование ответственного поведения в жизни человека и общества;
  6. Формирование умения найти разные способы решения учебных заданий;

Личностные результаты:

  1. Развивать умение анализировать и оценивать собственные поступки;
  2. Развивать умение найти правильный выход из сложившейся ситуации, руководствуясь этическими нормами поведения в обществе.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, стихотворение Э. Асадова «Совесть», словари: русского языка под ред. Ожегова и Даля, сборник пословиц русского народа, пособие «Дерево».

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Мотивация к учебной деятельности. Обсуждение рассказа Гайдара «Совесть»

Сегодня вы познакомитесь с рассказом А.П. Гайдара. Послушайте (Чтение рассказа учителем)

Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.

Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.

Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.

А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.

- Несчастный прогульщик! - строго сказала она. - И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?

- Нет! - удивленно ответил малыш. - Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.

Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.

А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.

Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.

Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

Ответьте на вопросы:

  1. Кто главный герой рассказа?
  2. Где и почему оказалась Нина в учебное время?
  3. Какая встреча произошла в роще?
  4. Что случилось с малышом?
  5. Что можете сказать о малыше? О Нине?
  6. Как бы вы озаглавили этот рассказ?

- Давайте подумаем, а что такое совесть?

-Попробуем проверить, правильно ли вы поняли, что такое совесть.

3. Работа с понятием «совесть».

Сейчас мы буде работать в группах. Задание для групп:

1 группа: найдите в словаре Даля определение совести и запишите его на доске

2 группа: найдите в словаре Русского языка под редакцией Ожегова определение совести и запишите его на доске.

3 группа: найдите в интернете определение совести и запишите его на доске.

Запись на доске:

Совесть – чувство ответственности за своё поведение перед людьми и обществом.

Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

Совесть – способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков.

- Что общего в этих определениях?

4. Работа с учебником.

Откройте учебники на с. 48  и  прочитайте определение совести.

А теперь поработаем над содержанием статьи учебника. Прочитайте материал с. 48

- Чем отличается стыд от совести?

Помогите заполнить схемы:

Стыд

Тяжёлое переживание позора перед другими людьми за своё поведение

Совесть

Стыд перед самим собой

Прочитайте материал с.49

- Что заставляет делать совесть?

-Какие 2 главных чувства сопутствуют голосу совести?

- Что помогает человеку достичь задуманного?

Поработайте в парах. Заполните схему:

Совесть (голос совести)

5. Вызов устойчивого интереса к теме.

Сейчас каждая группа получит конверт. В нём – история, которая могла бы произойти на самом деле. Посоветуйтесь и решите, как нужно поступить вашему герою, чтобы его не мучила совесть. Выберите одного из группы, кто выразительно прочитает рассказ и одного, кто расскажет, как поступить герою рассказа. Остальные ребята обсудят и в зависимости от обсуждения, согласятся или не согласятся с вашей точкой зрения.

Задание для 1 группы:

Девочки пошли купаться на речку. Они сложили одежду на берегу и прыгнули в воду. Мимо проходили Серёжа, Ваня и Петя.

-Давайте спрячем их одежду, - предложил Серёжа.

- А сами убежим! – подхватил Ваня.

Петя промолчал. Ваня и Серёжа спрятали одежду девочек в дупло.

- Бежим! – сказали они Пете.

Мальчики быстро убежали, но Петя…..

Задание для 2 группы:

Лена получила двойку по русскому языку. Она пришла домой, пообедала и села делать уроки. Ей было очень обидно, что из-за плохой отметки мама лишит её прогулки. Лена взяла ластик, стёрла у двойки хвостик и исправила двойку на тройку. Мама пришла домой, быстро проверила у дочери уроки, заглянула в дневник. Увидев тройку, мама нахмурилась, но, вспомнив, что Лена правильно и красиво сделала домашнюю работу, отпустила дочь гулять. Лена вышла на улицу, но……

Задание для 3 группы:

Бабушка варила малиновое варенье. Маша и Саша ходили вокруг и облизывались.

- Бабуля, дай варенья, пожалуйста! – попросила Маша.

- Ну, хоть ложечку, - добавил Саша.

Бабушка взяла блюдце с пенками:

- Съешьте пенки, а варенье оставим на зиму. Если заболеете, оно мигом вас на ноги поднимет!

Не успела бабушка отвернуться, как Саша и Маша съели все пенки.

- Вкусно как! Спасибо!

Бабушка налила варенье в банку, закрыла стеклянной крышкой и строго посмотрела на внуков.

- Я пойду к соседке. Варенье не трогайте.

Саша посмотрел на Машу.

- Давай ещё по ложечке? Бабушка не заметит.

-Давай.

Они съели ещё по ложечке, потом ещё и ещё.

- Ой, - спохватилась Маша. – А теперь видно, что мы варенье ели.

- А давай сахару подсыплем и размешаем, бабушка и не заметит.

Так они и сделали.

Вернулась бабушка, взглянула на банку с вареньем и кивнула головой:

- Вот и молодцы. Я знала, что вам можно доверять.

Саша и Маша задумались……

Обсуждение ситуаций.

- Как вы думаете, есть ли такие люди, которых не мучает совесть?

- Хотели бы вы дружить с такими людьми?

- А можно ли прекратить терзания совести? Как?

6.Работа со схемами:

Соедините в нужном порядке понятия:

исправление            прощение  

          совесть                                       раскаяние                                                                                                                

7. Работа с пословицами:

На доске – изображение дерева, вместо листочков – полоски с напечатанными пословицами.

Выходящие к доске дети «срывают» пословицу, зачитывают и объясняют смысл пословицы. Остальные работают с сигналами обратной связи: красные листочки – не согласны с объяснением, зелёные листочки – согласны с объяснениями.

Пословицы:

Совесть без зубов, а загрызёт.

За совесть да за честь – хоть голову снесть.

Волосом сед, а совести нет.

Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека.

Без совести и при большом уме не проживёшь.

8. Домашнее задание: Прочитать книгу Погорельского «Чёрная курица или подземные жители» и выполнить задание  в учебнике.

9. Рефлексия:

Давайте подытожим:

Я сегодня узнал…

Я буду поступать….

Я расскажу родителям о…

10. Заключение:

В заключение я хочу прочитать вам отрывок из стихотворения Э. Асадова «Совесть»:

Какие б ни грозили горести

И где бы ни ждала беда,

Не поступайся только совестью,

Ни днём, ни ночью, никогда!

И сколько б ни манила праздными

Судьба тропинками в пути,

Как ни дарила бы соблазнами –

Взгляни на всё глазами ясными

И через совесть пропусти.

Неудовлетворённость своим поступком

Удовлетворённость своим поступком

Муки совести, раскаяние

Удовлетворённость и спокойствие

стыд

совесть

Совесть (голос совести)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по этике

конспект урока и к первому уроку по светской этике...

Конспект урока по этике

Основы светской этики, 4 класс...

Конспект урока. Курс «Основы светской этики». Тема урока: «Этикет общения по телефону».

Тип: урок формирования новых знаний.Цели урока: сформировать у обучающихся первоначальное представление об этике общения по телефону,  как системе норм и правил поведения,  как порядке,...

Конспект урока по основам религиозных культур и светской этики Тема: обобщающий урок к главе «Как отличить добро и зло?» 4 класс

На данном уроке обучающиеся учаться отличать добро от зла: собирают пословицы на данную тему, учатться делать сравнительный анализ двух деревьев, стараются ответить на вопрос "Что олицетворяет одно де...

Основы религиозной культуры и светской этики Модуль «Основы мировых религиозных культур» План-конспект урока Тема урока «Россия – наша Родина»

Основы религиозной культуры и светской этики  Модуль «Основы мировых религиозных культур» План-конспект урока Тема урока «Россия – наша Родина»...

Конспект урока по модулю Основы светской этики .4 класс. Тема "Что такое светская этика" Рахимова Фарзана Фаритовна, МБОУ СОШ №4

Тема Что такое светская этикаЦель  урока:  Формирование  представления с общественными нормами нравственности и морали.Задачи урока: 1.Продолжить формировать  общее пре...