конспект урока по светской этике
план-конспект урока (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Факультет международного образования
Кафедра ЮНЕСКО
Лаборатория истории и культуры религий мира
Тема урока: Совесть
Слушатель специальных курсов повышения квалификации НО-55
Никонова Наталия Владимировна
ГБОУ ЦО № 2000, ЮАО
Москва 2012
Тема урока: Совесть.
Цели урока:
Образовательные:
- Создать условия для формирования основ нравственного поведения в обществе;
- Ввести новое понятие «совесть»
- Установление новых связей между понятиями «раскаяние», «совесть», «прощение»
Развивающие:
- Учить сравнивать определения, взятые из разных источников информации;
- Развивать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи; обобщать, делать выводы
Воспитательные:
- Воспитание личностных качеств, таких, как добросовестность, чувство ответственности;
- Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности, познавательного интереса, способности к самооценке, оценки хода и результата деятельности.
Предметные результаты:
- Формирование нравственного понятия «совесть»
Метапредметные результаты:
- Учить построению речевых рассуждений;
- Учить построению логической цепи рассуждений;
- Учить осуществлению информационного поиска при выполнении учебного задания;
- Формирование умений групповой работы;
- Формирование ответственного поведения в жизни человека и общества;
- Формирование умения найти разные способы решения учебных заданий;
Личностные результаты:
- Развивать умение анализировать и оценивать собственные поступки;
- Развивать умение найти правильный выход из сложившейся ситуации, руководствуясь этическими нормами поведения в обществе.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, стихотворение Э. Асадова «Совесть», словари: русского языка под ред. Ожегова и Даля, сборник пословиц русского народа, пособие «Дерево».
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Мотивация к учебной деятельности. Обсуждение рассказа Гайдара «Совесть»
Сегодня вы познакомитесь с рассказом А.П. Гайдара. Послушайте (Чтение рассказа учителем)
Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.
Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.
Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.
А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.
- Несчастный прогульщик! - строго сказала она. - И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?
- Нет! - удивленно ответил малыш. - Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.
Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.
А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.
Ответьте на вопросы:
- Кто главный герой рассказа?
- Где и почему оказалась Нина в учебное время?
- Какая встреча произошла в роще?
- Что случилось с малышом?
- Что можете сказать о малыше? О Нине?
- Как бы вы озаглавили этот рассказ?
- Давайте подумаем, а что такое совесть?
-Попробуем проверить, правильно ли вы поняли, что такое совесть.
3. Работа с понятием «совесть».
Сейчас мы буде работать в группах. Задание для групп:
1 группа: найдите в словаре Даля определение совести и запишите его на доске
2 группа: найдите в словаре Русского языка под редакцией Ожегова определение совести и запишите его на доске.
3 группа: найдите в интернете определение совести и запишите его на доске.
Запись на доске:
Совесть – чувство ответственности за своё поведение перед людьми и обществом.
Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.
Совесть – способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков.
- Что общего в этих определениях?
4. Работа с учебником.
Откройте учебники на с. 48 и прочитайте определение совести.
А теперь поработаем над содержанием статьи учебника. Прочитайте материал с. 48
- Чем отличается стыд от совести?
Помогите заполнить схемы:
Стыд
Тяжёлое переживание позора перед другими людьми за своё поведение
Совесть
Стыд перед самим собой
Прочитайте материал с.49
- Что заставляет делать совесть?
-Какие 2 главных чувства сопутствуют голосу совести?
- Что помогает человеку достичь задуманного?
Поработайте в парах. Заполните схему:
Совесть (голос совести)
5. Вызов устойчивого интереса к теме.
Сейчас каждая группа получит конверт. В нём – история, которая могла бы произойти на самом деле. Посоветуйтесь и решите, как нужно поступить вашему герою, чтобы его не мучила совесть. Выберите одного из группы, кто выразительно прочитает рассказ и одного, кто расскажет, как поступить герою рассказа. Остальные ребята обсудят и в зависимости от обсуждения, согласятся или не согласятся с вашей точкой зрения.
Задание для 1 группы:
Девочки пошли купаться на речку. Они сложили одежду на берегу и прыгнули в воду. Мимо проходили Серёжа, Ваня и Петя.
-Давайте спрячем их одежду, - предложил Серёжа.
- А сами убежим! – подхватил Ваня.
Петя промолчал. Ваня и Серёжа спрятали одежду девочек в дупло.
- Бежим! – сказали они Пете.
Мальчики быстро убежали, но Петя…..
Задание для 2 группы:
Лена получила двойку по русскому языку. Она пришла домой, пообедала и села делать уроки. Ей было очень обидно, что из-за плохой отметки мама лишит её прогулки. Лена взяла ластик, стёрла у двойки хвостик и исправила двойку на тройку. Мама пришла домой, быстро проверила у дочери уроки, заглянула в дневник. Увидев тройку, мама нахмурилась, но, вспомнив, что Лена правильно и красиво сделала домашнюю работу, отпустила дочь гулять. Лена вышла на улицу, но……
Задание для 3 группы:
Бабушка варила малиновое варенье. Маша и Саша ходили вокруг и облизывались.
- Бабуля, дай варенья, пожалуйста! – попросила Маша.
- Ну, хоть ложечку, - добавил Саша.
Бабушка взяла блюдце с пенками:
- Съешьте пенки, а варенье оставим на зиму. Если заболеете, оно мигом вас на ноги поднимет!
Не успела бабушка отвернуться, как Саша и Маша съели все пенки.
- Вкусно как! Спасибо!
Бабушка налила варенье в банку, закрыла стеклянной крышкой и строго посмотрела на внуков.
- Я пойду к соседке. Варенье не трогайте.
Саша посмотрел на Машу.
- Давай ещё по ложечке? Бабушка не заметит.
-Давай.
Они съели ещё по ложечке, потом ещё и ещё.
- Ой, - спохватилась Маша. – А теперь видно, что мы варенье ели.
- А давай сахару подсыплем и размешаем, бабушка и не заметит.
Так они и сделали.
Вернулась бабушка, взглянула на банку с вареньем и кивнула головой:
- Вот и молодцы. Я знала, что вам можно доверять.
Саша и Маша задумались……
Обсуждение ситуаций.
- Как вы думаете, есть ли такие люди, которых не мучает совесть?
- Хотели бы вы дружить с такими людьми?
- А можно ли прекратить терзания совести? Как?
6.Работа со схемами:
Соедините в нужном порядке понятия:
исправление прощение
совесть раскаяние
7. Работа с пословицами:
На доске – изображение дерева, вместо листочков – полоски с напечатанными пословицами.
Выходящие к доске дети «срывают» пословицу, зачитывают и объясняют смысл пословицы. Остальные работают с сигналами обратной связи: красные листочки – не согласны с объяснением, зелёные листочки – согласны с объяснениями.
Пословицы:
Совесть без зубов, а загрызёт.
За совесть да за честь – хоть голову снесть.
Волосом сед, а совести нет.
Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека.
Без совести и при большом уме не проживёшь.
8. Домашнее задание: Прочитать книгу Погорельского «Чёрная курица или подземные жители» и выполнить задание в учебнике.
9. Рефлексия:
Давайте подытожим:
Я сегодня узнал…
Я буду поступать….
Я расскажу родителям о…
10. Заключение:
В заключение я хочу прочитать вам отрывок из стихотворения Э. Асадова «Совесть»:
Какие б ни грозили горести
И где бы ни ждала беда,
Не поступайся только совестью,
Ни днём, ни ночью, никогда!
И сколько б ни манила праздными
Судьба тропинками в пути,
Как ни дарила бы соблазнами –
Взгляни на всё глазами ясными
И через совесть пропусти.
Неудовлетворённость своим поступком
Удовлетворённость своим поступком
Муки совести, раскаяние
Удовлетворённость и спокойствие
стыд
совесть
Совесть (голос совести)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по этике
конспект урока и к первому уроку по светской этике...
Конспект урока по этике
Основы светской этики, 4 класс...
Конспект урока. Курс «Основы светской этики». Тема урока: «Этикет общения по телефону».
Тип: урок формирования новых знаний.Цели урока: сформировать у обучающихся первоначальное представление об этике общения по телефону, как системе норм и правил поведения, как порядке,...
Конспект урока по основам религиозных культур и светской этики Тема: обобщающий урок к главе «Как отличить добро и зло?» 4 класс
На данном уроке обучающиеся учаться отличать добро от зла: собирают пословицы на данную тему, учатться делать сравнительный анализ двух деревьев, стараются ответить на вопрос "Что олицетворяет одно де...
Основы религиозной культуры и светской этики Модуль «Основы мировых религиозных культур» План-конспект урока Тема урока «Россия – наша Родина»
Основы религиозной культуры и светской этики Модуль «Основы мировых религиозных культур» План-конспект урока Тема урока «Россия – наша Родина»...
Конспект урока по модулю Основы светской этики .4 класс. Тема "Что такое светская этика" Рахимова Фарзана Фаритовна, МБОУ СОШ №4
Тема Что такое светская этикаЦель урока: Формирование представления с общественными нормами нравственности и морали.Задачи урока: 1.Продолжить формировать общее пре...