Конспект урока по этике
план-конспект занятия (4 класс) по теме

Основы светской этики, 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_etike_dobro_i_zlo.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 5. Добро и зло.

                   О.Н. Свириденко, учитель начальных классов

                            ГБОУ ЦО 953 г.Москвы

Цель и задачи: формирование нравственных ценностей: умение различать добро и зло, стремление к добрым поступкам

Виды деятельности: беседа, работа с иллюстративным материалом, творческая работа учащихся, выборочное чтение, работа в парах.

Основные термины и понятия:  добро и  зло как основные этические понятия, гуманность. бескорыстие

Оборудование: учебник «Основы светской этики» - М.: Просвещение, 2013, презентация.

                       Ход урока.

  1. Оргмомент.

-Здравствуйте!

- Вспомним, что мы изучали на прошлом занятии, какова была тема нашего урока. (Мораль. Особенности морали.)

  1. Повторение ранее изученного материала.

- В чем особенности морали? Есть ли единый список моральных норм? (Моральные нормы (правила) нигде не записаны, но о них можно прочитать в литературных произведениях, религиозных книгах и посмотреть  в фильмах о моральном выборе героя.)

- Кто заботится о морали в обществе? (Все люди вносят свой посильный вклад в поддержание морали и в моральное воспитание.)

- Почему плохо быть равнодушным? (Если люди будут равнодушными, не будут обращать внимание на плохие поступки других, то дурных поступков будет больше. Безнаказанность увеличивает зло в мире.)

  1. Изучение нового материала.
  1. подготовка к изучению нового материала

- А что всегда противостоит злу? (Добро.)

- Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы подумайте, какая главная мысль в этом стихотворении:

           Добро и Зло с далёких пор

           Ведут свой древний, давний спор.

           Кто наяву, а не во сне

           Сильней и крепче на земле?

           "Сильнее Я" - сказало Зло.

           "Кто служит мне, тем повезло.

            Я щедро отблагодарю,

            Земные блага подарю:

            Машины, деньги, мощь и власть!

            Пусть насладятся жизнью всласть!"

            Добро сказало: "Может быть,

            Но только я могу любить!

            Хоть за душою ни гроша,

            Для всех людей важна душа.

           Я виллы, яхты не дарю

            Зато я душу сохраню,

           Друзей, родных, детей и дом

           И много счастья в доме том!

           Не знаю, что ещё сказать…

           Остаться с кем, самим решать.

            Добро и Зло с далёких пор

            Не оставляют этот спор.

- Кто уже понял, какова тема нашего сегодняшнего урока? (О добре и зле)

- Да мы сегодня будем говорить о добре и зле. «Добро» и «зло» - главные моральные понятия в жизни. Именно этими понятиями руководствуются люди, совершая поступки.

- Что такое добро и зло?

- Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?

- Что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?

- Ответы на эти вопросы мы будем искать сегодня на уроке.

  1. Изучение нового материала

А) Работа над понятием «добро»

- Как вы понимаете понятие «Добро»? (хорошие поступки людей, хорошие качества характера и т.д.)

- Подберите однокоренные слова к слову добро. (Доброта,  добрый, добродушный, добряк)

- Что значит добрый человек? Как относятся к нему люди?

(К доброму человеку тянутся, ему радуются, с ним хотят дружить, его любят.)

- Прочитайте определение понятия добра в учебнике и сравните с вашими ответами. ( Добро – это поступки, которые помогают преодолеть разобщенность между людьми, способствуют утверждению гуманности; поступки, которые помогают развиваться самому человеку и окружающим его людям)

- А что такое гуманность? (человеколюбие)

- Как вы думаете, добрые поступки совершаются бескорыстно или нет? (Да, бескорыстно, настоящие добрые поступки совершаются не ради выгоды)

- Приведите примеры добрых поступков, которые вы совершили сами или ваши друзья или просто незнакомые люди.

- Итак, подведем итог. Что же такое добро?

(Учитель записывает на доске ответы детей)

- А теперь давайте вспомним пословицы и поговорки о добре:

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Учись доброму, худое на ум не пойдёт.

- Как вы их понимаете? Почему доброму нужно учиться?

- А вы что-нибудь успели за сегодняшний день сделать доброго? А что еще можно успеть сделать и для кого?

- Жизнь, наполненная добрыми делами, делает ли человека счастливее? (Да, такой человек никогда не бывает одиноким)

     Б) Работа над понятием «зло»

- Противоположность добра – это зло.

- Что для вас зло? Как вы понимаете зло? (плохие, недобрые поступки и качества характера людей, агрессия, насилие и т.д.)

- Подберите однокоренные слова к слову «зло». (Злой, злодей, злодеянье, злоба, злиться, злюка)

- Как люди относятся к злому человеку? (Его не любят, стараются с ним не общаться)

- Прочитайте в учебнике определение понятия зла и как оно проявляется.

Каждый день человек может сталкиваться со злом, которое стало обыденным, вошедшим в привычку – хамство,  грубость, эгоизм, равнодушие к страданию, чужой боли,  хитрость и т. д. К сожалению, зло очень распространено и многолико, а нередко и коварно. Оно не заявляет о себе: «Я – зло!», а напротив, зло умеет прикрываться маской добра.

- Можете привести пример, когда зло прикрывается добром?  (Дают списывать)

- Итак, подведем итог. Что же такое зло?

(Учитель записывает на доске ответы детей)

А теперь давайте вспомним пословицы и поговорки о зле.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Кто за злом пойдет, тот добра не найдет.

- Как вы их понимаете?

  1. Закрепление нового материала.

- Сейчас мы выполним несколько заданий, которые помогут нам лучше разобраться, что же такое зло и добро.

- Задание 1. Перед вами слайд с качествами человека. Вам необходимо распределить их на две группы: качества - «помощники» добра и качества - «помощники» зла.

(Мужество,  честь,  хвастливость,   жестокость,  скромность,  милосердие,  совесть, трусость, зависть,  жадность,  честность,   тактичность,  хитрость,   бестактность,  лживость,  малодушие,  справедливость, выдержка,  эгоизм.)

- Задание 2. «Собери пословицу». Соедините части пословиц и запишите в тетрадь. Объясните, как вы их понимаете.

Кто злым попускает, тот сам зло творит.

Добро наживай, а худо изживай.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Добро вспомянется, а лихо не забудется.

Добро творить – себя веселить.

- Задание 3. Приведите примеры добрых и злых поступков.

  1. Подведение итогов.

- Что такое добро и что входит в понятие добра?

- Что такое зло и какие есть наиболее распространенные его проявления?

- Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?

  1. Домашнее задание.

- Вспомните русские народные сказки и подумайте, как в них проявлялась борьба добра и зла.

- Приведите примеры литературных персонажей, которые совершали добрые поступки и примеры героев-злодеев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по этике

конспект урока и к первому уроку по светской этике...

Конспект урока. Курс «Основы светской этики». Тема урока: «Этикет общения по телефону».

Тип: урок формирования новых знаний.Цели урока: сформировать у обучающихся первоначальное представление об этике общения по телефону,  как системе норм и правил поведения,  как порядке,...

Конспект урока по основам религиозных культур и светской этики Тема: обобщающий урок к главе «Как отличить добро и зло?» 4 класс

На данном уроке обучающиеся учаться отличать добро от зла: собирают пословицы на данную тему, учатться делать сравнительный анализ двух деревьев, стараются ответить на вопрос "Что олицетворяет одно де...

Основы религиозной культуры и светской этики Модуль «Основы мировых религиозных культур» План-конспект урока Тема урока «Россия – наша Родина»

Основы религиозной культуры и светской этики  Модуль «Основы мировых религиозных культур» План-конспект урока Тема урока «Россия – наша Родина»...

Конспект урока по модулю Основы светской этики .4 класс. Тема "Что такое светская этика" Рахимова Фарзана Фаритовна, МБОУ СОШ №4

Тема Что такое светская этикаЦель  урока:  Формирование  представления с общественными нормами нравственности и морали.Задачи урока: 1.Продолжить формировать  общее пре...

Конспект урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе. Модуль «Основы светской этики».

Конспект урока по предмету ОРКСЭ в 4 классе. Модуль "Основы светской этики". Тема: "Вежливость"....