Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подарок к празднику"
рабочая программа по орксэ (4 класс)

Валяева Елена Борисовна

Рабочая программа по внеурочной деятельности “Подарок к празднику” для 4 класса составлена на основе ФГОС.

Программа рассчитана на 68 занятия (2 часа в неделю).

Программа “Подарок к празднику” предназначена для использования в работе с детьми 4 класса в поддержку курса «Основы православной культуры».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_podarok_k_prazdniku.docx30.16 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Адмиралтейского района

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 307 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

для  4-х  классов

«Подарок к празднику»

в поддержку курса

 «Основы православной культуры».

Автор-составитель :

Валяева Елена Борисовна


2017 - 2018 учебный год

Пояснительная записка

     Рабочая программа по внеурочной деятельности “Подарок к празднику” для 4 класса составлена на основе ФГОС.

Программа рассчитана на 68 занятия (2 часа в неделю).

Программа “Подарок к празднику” предназначена для использования в работе с детьми 4 класса в поддержку курса «Основы православной культуры».

 Предлагаемый курс разработан с учетом того, что среди школьников сегодня чрезвычайно высок процент детей, нуждающихся в специальной помощи, не только направляющей, но и корректирующей развитие: физическое, психическое, социальное, духовное. Эту помощь необходимо оказывать своевременно и профессионально, помогая ребенку овладеть рядом умений и навыков в области эмоционально-волевой, поведенческой сферы и практической деятельности.

Мы понимаем, что человек (взрослый и ребенок) существо не только социальное, но – духовное. Об этом следует помнить в процессе воспитания, не оставляя духовную сторону детского развития вне поля зрения, но наполняя ее традиционными духовными представлениями и образами. Несомненно, что для русской культуры, русского человека  духовно определяющую роль играет православное мировосприятие, православная вера, традиционный уклад жизни.

Констатируя утрату размеренного, традиционного жизненного уклада в большинстве современных семей, курс занятий с детьми “Подарок к празднику”,  предполагает использование в работе традиционных методов семейного воспитания в условиях образовательного учреждения.

Отметим, что речь идет не об отстраненном изучении традиций с детьми, а о воссоздании традиционного уклада детской жизни, определяющего и содержания общения, и особенности организации деятельности детей на занятиях.

Основным средством развивающей  работы курса “Подарок к празднику” является художественно-продуктивная деятельность как одна из наиболее доступных, осмысленных и предпочитаемых для ребенка младшего школьного возраста. Общеизвестно, что продуктивная, ручная деятельность имеет уникальные развивающие и коррекционные возможности, влияя на речемыслительное развитие ребенка, стабилизируя эмоциональное состояние, гармонизируя общее развитие.

На занятиях дети общаются и выполняют доступные по содержанию творческие рукодельные работы, приобщающие их к традиционной культуре восприятия мира и отношения к Богу, окружающим людям, сотворенной Богом природе, предметному окружению. В деятельности дети осознают правила доброй и благочестивой жизни, которые им трудно воспринять в отвлеченной, словесной форме.

Работы, выполняемые детьми, носят индивидуальный и коллективный характер. Индивидуальные важны для того, чтобы сам ребенок и его родители увидели, что ребенок может сделать что-то красивое и утешительное для близких своими руками (при доброй и разумно организованной помощи взрослых); коллективные же работы объединяют детей , дают возможность приложить усилия в общем деле, сделать вместе нужную и красивую поделку.

Основой событийно-содержательной линии курса является календарь: природный, гражданский, но в первую очередь – православный, церковный,  в соответствии с которым проживаются жизненные события, планируется и строится вся воспитательно-образовательная работа.

Значимыми, содержательными и культурно-обоснованными событиями наполняется детский год, в котором самое видное место занимают, конечно, праздники. “Пусть каждый, – пишет К.Д. Ушинский, – припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это – действительно событие в годовой детской жизни, и что ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. Церковь со своими торжественными обрядами, природа со своими годовыми переменами и семья со своими праздничными традициями – вот три элемента, озаряющие в моей памяти каждый праздник моего детства”.

Целью программы является содействие комплексной воспитательно-образовательной  работе с детьми, посредством приобщения их к отечественным духовно-нравственным традициям через организацию художественно-продуктивной деятельности.

Задачи программы.

Обучающие:

– знакомство детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа и традиционного уклада жизни, с особенностями традиционной подготовки и проведения праздничных дней;

– формирование у детей первоначальных представлений о духовном мире, знакомство с основными религиозными понятиями, элементарными сведениями из Священной Истории (творение Богом мира видимого и невидимого; Рождество Иисуса Христа, краткие сведения о земной жизни Спасителя, Крестная Смерть и Воскресение Христа);

– первоначальное ознакомление детей с Заповедями Божиими как основой нравственной жизни человека;

– знакомство детей с некоторыми доступными их пониманию произведениями иконописи, живописи, художественной литературы, связанными с тематикой занятий;

– формирование у детей представлений о целесообразном устройстве предметной среды и возможности совместно со взрослыми участвовать в созидании этой среды через оформление интерьера к праздникам;

– содействие формированию представлений детей об этапах продуктивной деятельности, особенностях разных материалов, правилах пользования простыми инструментами при изготовлении поделок.

Развивающие:  

– содействие общему развитию ребенка,

– помощь в освоении социальных навыков и норм поведения, налаживании коммуникаций со взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи,

 – содействие развитию речи детей: обогащению словаря, развитию навыков речевого общения в деятельности;

– помощь в становлении творческой личности ребенка, как созидателя и преобразователя;

 – содействие развитию ручных умений, элементарных навыков рукоделия: работы с бумагой, картоном, пластилином, тканью, природными материалами; навыков усидчивости и аккуратности в работе.

Воспитывающие

– помощь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям православной духовной культуры, традиционному укладу жизни,

 – формирование привычки готовиться и отмечать вместе с родителями православные календарные праздники, стремиться к пониманию их подлинного жизненного смысла,

– содействие воспитанию у детей привычки  к занятиям, деятельности, непраздному проведению времени;

– воспитание уважительного, милосердного, внимательного отношения к ближним, навыков доброжелательного и добродетельного поведения, способности к сопереживанию, сорадости и адекватному проявлению этих чувств;

– воспитание желание подражать благим образцам, жить по совести;

воспитание бережного отношения к окружающему миру.

В процессе реализации программы предполагается тесное общение педагога, ведущего занятия, с другими специалистами, работающими с детьми, с целью сохранения преемственности воспитательно-образовательных  мероприятий. Предполагается также просвещение родителей воспитанников по вопросам традиционного воспитания как способа передачи ценностно-значимого в культуре, жизни семьи и общества.

В течение года часть занятий цикла, а также праздники (Новый год, Рождество Христово, Масленица, Светлое Христово Воскресение) проводятся совместно: с участием детей и родителей.

Помимо элементов рукоделия, на занятиях используются игры: сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, дидактические.

Обязательным фрагментом каждого занятия является чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой занятия небольшого литературного произведения (чаще – стихотворения) и тематическая беседа на диалоговой основе.

В рамках курса проводятся также семейные экскурсии и выездные мастер-классы.

 Требования к результатам обучения учащихся

Личностные,  метапредметные  и  предметные результаты обучения

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств, как регулятора морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • наличие мотивации к труду.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
  • адекватное использование речевых средств для решения познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, причинно-следственных связей;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы традиционной культуры русского народа;
  • знание видов изучаемых материалов, их свойства, способ получения объёмных форм на основе развёртки;
  • умение самостоятельно выполнять размётку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю;
  • умение под контролем учителя проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать выполняемую практическую работу;
  • умение реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания.
  • знакомство с основами православной культуры и понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Календарно-тематический план

№ п/п

Дата

Тема

1-2

сентябрь

Вводное занятие. Русский национальный костюм.

3-4

сентябрь

Русский национальный костюм. Работа с тканью. Изд. Кукла-зернушка (раскрой)

5-6

сентябрь

Русский национальный костюм. Работа с тканью. Изделие: Кукла-зернушка (сборка и украшение)

7-8

сентябрь

Сотворение мира. Работа с бумагой. Аппликация. Изделие: Книжка-раскладушка (раскрой)

9-10

октябрь

Сотворение мира. Работа с бумагой. Аппликация. Изделие: Книжка-раскладушка(сборка).

11

октябрь

Экскурсия в Русский музей. Традиции иконописи.

12-13

октябрь

Православные традиции. Работа с картоном. Изделие: Макет избы (заготовка элементов)

14-15

октябрь

Православные традиции. Работа с картоном. Изделие: Макет избы (сборка и украшение традиционными русскими элементами)

16-17

ноябрь

Добро и зло. Трудолюбие. Техника: Выжигание по дереву. Изделие: Разделочная доска «Профессии» (подготовительные работы)

18-19

ноябрь

Добро и зло. Трудолюбие. Техника: Выжигание по дереву. Изделие: Разделочная доска «Профессии» (выжигание)

20

ноябрь

Выездной мастер-класс в гончарной мастерской «Лепка русской народной игрушки»

21-22

декабрь

Рождество. Работа с разными материалами. Техника: Вышивка. Изделие: Рождественские украшения.

23-24

декабрь

Рождество. Работа с разными материалами. Техника: Вышивка. Изделие: Рождественские украшения.

25-26

декабрь

Рождество. Работа с разными материалами. Техника: Аппликация из вязанных шнурков. Изделие: Подарки к празднику (вязание шнурков).

27-28

декабрь

Рождество. Работа с разными материалами. Техника: Аппликация из вязанных шнурков. Изделие: Подарки к празднику (аппликация).

29

январь

Экскурсия с Исаакиевский собор.

30-31

январь

Православный храм. Техника: аппликация из семян разных растений. Изделие: Аппликация «Храм» (подготовительные работы).

32-33

январь

Православный храм. Техника: аппликация из семян разных растений. Изделие: Аппликация «Храм» (аппликация).

34

февраль

Экскурсия в Троицкий собор.

35-36

февраль

Милосердие и сострадание. Техника: Роспись гипсовых фигурок. Изделие: Подарки в социальный дом (изготовление фигурок)

37-38

февраль

Милосердие и сострадание. Техника: Роспись гипсовых фигурок. Изделие: Подарки в социальный дом (роспись).

39

февраль

Благотворительная ярмарка.

40-41

март

Семья. Традиции. Подарки близким. Техника: Тильдовская игрушка. Изделие: Цветы (раскрой).

42-43

март

Семья. Традиции. Подарки близким. Техника: Тильдовская игрушка. Изделие: Цветы (сборка).

44-45

март

Семейные праздники. Украшение стола. Техника: Изонить. Изделие: Салфетница (разметка и раскрой).

46-47

март

Семейные праздники. Украшение стола. Техника: Изонить. Изделие: Салфетница (вышивка).

48-49

апрель

Вербное воскресенье. Техника: Бисероплетение. Изделие: Вербная композиция.

50-51

апрель

Пасха. Техника: Бисероплетение. Изделие: Пасхальное Яйцо.

52-53

апрель

Пасха. Техника:Шитье мягкой игрушки. Изделие: Птичка, пасхальный кролик (раскрой).

54-55

апрель

Пасха. Техника: Шитье мягкой игрушки. Изделие: Птичка, пасхальный кролик (сборка).

56-57

май

Защита Отечества. Работа с разными материалами. Изделие: открытка.

58-59

май

Защита Отечества. Работа с разными материалами. Изделие: открытка.

60-61

май

День славянской письменности и культуры. Мастер-класс  «Письмо пером».

62

май

Выездной мастер-класс в гончарной мастерской «Работа на гончарном круге»

64-65

май

Подготовка к выставке.

66-67

май

Выставка работ.

68

май

Подведение итогов года. Награждение участников выставки.

Учебно-методическое,  информационное и материально-техническое,  обеспечение программы.

Методическая литература:

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

  • Кураев А. В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений –  Москва: «Просвещение», 2013.
  • Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Методические рекомендации для учителей. «Новое время», 2010.
  • Основы Православной культуры. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева
  • Берсенева Т.А. Добрые уроки наставления «Сатисъ» 2013.
  • Берсенева Т.А Основы православной культуры. Методические рекомендации для учителей. «Сатисъ» 2013.

Литература для учащихся:

1. Библия    в    гравюрах    Гюстава    Доре.   Российское    Библейское общество. Москва, 1996.

2. Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. - М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004.

3. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. По тексту протоиерея Александра Соколова. Издательство Белорусского Экзархата, ХАРВЕСТ. Минск, 2005.

4. Библейская азбука.  Отв. за выпуск Авадяева Е. Москва, ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2003.

5. Библейская энциклопедия с иллюстрациями Г.Доре и цветными вкладышами. - М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2002.-

6. Великие православные праздники. Авт.-сост. Глаголева О. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.

7. В.А. Никифоров - Волгин. Сборник рассказов.

8. Владимир святой. Алексей Карпов. – М., изд. Молодая гвардия - ЖЗЛ», 1997.

9. Волшебные картинки. Пять Библейских сюжетов. Российское Библейское общество. 2006.

10. Деревянное зодчество Руси. Лариса Александрова. М., изд. «Белый город», 2004.

11. Детская Библия. Православные праздники. Сост. Горбачева Н.Б. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «Изд. АСТ», 2003.

12. Детям о православной вере. Сост. Зинченко З. – С.-Петербург, изд. «Шпиль», 2003.

13. Дмитрий Донской. Из серии «Жизнь великих людей». Изд. «Граница», Москва, 1993.

14. Евангелие для самых маленьких. По Горбовой С.Н. Изд. Белорусского Экзархата, при участии ОО «ХАРВЕСТ», Минск, 2005.

15. Жития святых: Святителя Димитрия Ростовского: в 13-ти томах. Москва: ТЕРРА – Книжный клуб, 1998.

16. Избранные жития для детей: В 2 т. Составитель Балакшин Е.А. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008.

17. Иконопись. Энциклопедия живописи для детей. Сост. Нина Орлова. Изд. «Белый город», М., 2004.

18. История Церкви для детей. Рассказы из истории Христианской Церкви 1 – 11 веков. Бахметева А.Н. Изд. Белорусского Экзархата, Минск, 2006.

19. Колесникова В.С. Православный храм. Символика и традиции. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006

Литература для педагога:

1. Библейская история Ветхого и Нового Завета. В трех томах. Лопухин А.П. Издательство Белорусского Экзархата. При участии ООО «ХАРВЕСТ». Минск, 2005.

2. Библейская энциклопедия с иллюстрациями Гюстава Доре и цветными вкладками.- М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2002.

3. Библия в гравюрах Гюстава Доре. Российское Библейское общество. Москва, 1996.

4. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. По тексту протоиерея Александра Соколова. Издательство Белорусского Экзархата, ХАРВЕСТ. Минск, 2005.

5. Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. - М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004.

6. Бородина А.В. Основы православной культуры. Москва: Издательский дом «Покров», 2003.

7. Великие православные праздники. Авт.-сост. Глаголева О. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.

8. Герои русской истории: Альбом. М.: изд-во «Белый город», 2007.

            9. Детская Библия. Православные праздники. Сост. Горбачева Н.Б. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «Изд. АСТ», 2003.

10. Дмитрий Донской. Из серии «Жизнь великих людей». Изд. «Граница», Москва, 1993г.

11. Духовно-нравственное воспитание. Научно-просветительский журнал. Издательство «Школьная пресса», подписка за  2001 – 2008 гг.

12. Духовные истоки воспитания. Учебно-методическая серия: программы, методики проведения уроков, сборники текстов. Выпуск 1. – Москва: «Славянский Дом», 2001год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 3 класс

Данная программа внеурочной деятельности предусмотрена ФГОС начального образования...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции, ремёсла народов России" 4 класс

Рабочая программа составлена по программе Л.Н.Михеевой "Праздники, традиции, ремёсла народов России"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура домашнего праздника" (общекультурное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура домашнего праздника" (общекультурное направление)...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники России" для 1 класса (ГПД)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности в ГПД 1-х классов. Направление: духовнор-нравственное. Название РП "Праздники России". В РП содержится пояснительная записка, Задачи и цели, т...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе "Фестиваль школьных праздников"

В рабочую программу входят: пояснительная записка, в которой конкретизируются, из чего состоят учебные занятия; общая характеристика и место курса в учебном плане, ценностные ориентиры содержания, лич...