Главные вкладки

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции, ремёсла народов России" 4 класс
    рабочая программа (4 класс) по теме

    Генералова Ольга Вячеславовна

    Рабочая программа составлена по программе Л.Н.Михеевой "Праздники, традиции, ремёсла народов России"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prazdniki_traditsii_remyosla_4_klass.docx24.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рабочая программа

    организации внеурочной деятельности младших школьников

    «Праздники, традиции и ремёсла народов России»

    по курсу Л.Н. Михеевой

    для учащихся 4 классов

    на 2013/2014 учебный год

    г. Москва

    Пояснительная записка

         Данная программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

         Внеурочная деятельность младших школьников происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования.

         Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании.

         Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят о того, сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является народное творчество. Уходящее корнями в древность, именно оно связывает прошлое и будущее. Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения. Народное искусство – это наша образная память, наш генофонд. А память всегда сопрягается с понятием «совесть».

    Общая характеристика факультатива

         В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые – первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно.  Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии – всё это являют нам творения народных умельцев.

         Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Что можно сделать, если отсутствуют спектакли, раскрывающие в яркой, образной форме патриотические темы, идеи? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания.

         Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции – святая обязанность учителей, деятелей искусства.

         Поставленная «Основной образовательной программой начального общего образования» цель – «обеспечение возможностей для получения качественного начального и общего образования» реализуется «организацией внеклассной деятельности, представленной системой программ с учётом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей».

         Организация данной деятельности направлена на:

    • Развитие у учащихся умений добывать знания путём метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней.
    • Целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение. Обобщение, сопоставление и др.).
    • Развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов.
    • Воспитание нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий.
    • Формирование интереса к народному творчеству.
    • Воспитание патриотизма и гражданственности.
    • Развитие эстетического вкуса.

    Место факультатива в учебном плане

         Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

                                                                                                                                                                       

                                             

    Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива

          В результате освоения программы факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

    • Принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны.
    • Формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма.
    • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России.
    • Формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

    Особенности содержания факультатива

         Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:

    • личностно-ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);
    • природосообразность (соответствие содержания форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);
    • педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных  действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);
    • культуросообразность (познание лучших объектов культуры их сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности ребёнка).

    Содержание программы

    • Старинный русский быт.

    Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр. Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем. Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания. Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины. Учёба. Школа.

    • Новый русский быт (со времён Петра I)

    Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт. Усадьба. Дворянские особняки. Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны.

    • Русские народные праздники.

    Зимушка-зима. Новый год. Рождество, Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси. Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха. Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день. Осень золотая. Спасы. Успение. Покров.

    • Русские народные промыслы.

    Керамика Гжели. Хохлома и Жостово. Павловопосадские шали. Вятская и Богородская игрушка.

    • Русские народные игры.
    • Русские народные песни для детей.
    • Народные танцы.

    Примерное планирование тем по классам

    1 класс

    Русские народные праздники.

    2класс

    Русские народные промыслы. Русские народные игры. Русские народные песни и танцы.

    3 класс

    Старинный русский быт.

    4 класс

    Новый русский быт (со времён Петра I).

                                                                                                                                         

    Тематическое планирование курса «Новый русский быт (со времён Петра I)»

    № п/п

    Тема занятия

    Коли-чество часов

    Универсальные учебные действия

    Дата прове-дения

    Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда и быт

    1

    Знакомство с общим содержанием курса

    1

    Развитие познавательного интереса и мотивации

    2

    «Заморское» (европейское платье). Принудительное бритьё бород

    1

    Сравнить старинную одежду и новую, введённую указами

    Петра I, проанализировать их различия.

    3

    Петровские ассамблеи

    1

    4

    Наряды дам 18 века

    1

    5

    Наряды девушек 18 века

    1

    6

    Причёски девушек и дам 18 века

    1

    7

    Головные уборы девушек, женщин. Украшения.

    1

    8

    Одежда дворян-мужчин

    1

    9

    Одежда купчих, мещанок, крестьянок

    1

    10

    Одежда и обувь мужчин и мальчиков из крестьянских и мещанских семей

    1

    11

    Русские пословицы и поговорки об одежде

    1

    Усадьба. Дворянские особняки

    12-13

    Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектура: колонны, купол, фронтон.

    2

    Показать изысканную красоту парков и садов, особняков и дворцов (Москва, Санкт-Петербург; провинция).

    Познакомить с литературными произведениями 18 века.

    14

    Зимние сады.

    1

    15

    Атрибуты и аксессуары барского дома.

    1

    16

    Камины. Изразцовые печи.

    1

    17-18

    Музыкальные инструменты. Картинные галереи. Домашний театр.

    2

    19

    Освещение в особняках

    1

    20

    Лепнина. Паркет с инкрустацией.

    1

    21

    Дворянские библиотеки

    1

    Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны.

    22

    Светский этикет

    1

    Разучить несколько элементов старинного танца (менуэт, полонез и т.д.).

    Прочитать несколько стихотворений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова.

    Изготовление маски для маскарада.

    23

    Образование в дворянской семье

    1

    24

    Роль православных книг в воспитании детей

    1

    25

    Повседневная жизнь дворянина в столице и усадьбе.

    1

    26

    Визиты. Переписка. Демонстрация модной одежды

    1

    27

    Традиционные званые обеды. Балы и праздники. Маскарады.

    1

    Обучение детей. Пансионы. Лицеи. Кадетские корпуса.

    28

    Институты благородных девиц

    1

      Проанализировать учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых.    

    Сравнить обучение в различных учебных заведениях.  

    Сравнить особенности образования 18 века и 21 века.                  

    29

    Привилегированные учебные заведения для мальчиков

    1

    30

    Подготовка высших военных кадров

    1

    31

    Учебный театр для воспитанников

    1

    32

    Пансионы и гимназии

    1

    33

    Смольный институт благородных девиц

    1

    34

    Итоговое занятие

    1

    Анализ деятельности учащихся за год.

    Самооценка деятельности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебный сундучок" для 2 класса

    Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Воспитание сказкой" для 2 класса

    Рабочая программа для 2 класса содержит пояснительную записку и КТП....

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности клуба «Исток» для 1 класса

       Педагогическая целесообразность программы объясняется особенностями современного подрастающего поколения.     Данная программа направлена на формирование а...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы" 2 класс

          Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы" 1 класс

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности включает в себя пояснительную записку и тематическое планирование занятий. Используются тетради О. Холодовой "Юным умникам и умницам"....