Рабочая программа курса внеурочной деятельности клуба «Исток» для 1 класса
рабочая программа (1 класс) на тему

     Педагогическая целесообразность программы объясняется особенностями современного подрастающего поколения.

     Данная программа направлена на формирование активной жизненной и гражданской позиции, на умение отстаивать  свои интересы и права, на возможность сформировать собственную точку зрения на серьёзные и важные вопросы, на развитие умения говорить и договариваться, приобретение опыта работы в команде и организации различного уровня мероприятий, на формирование ценностных ориентиров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istok.docx39.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №16

г. Клина Московской области

                                                                                                               

                                                                                                                 

                                                                                                                 УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                             Директор школы

                                                                            ________________    Обоимова О.Н.

                                                                           Приказ № 77/4 от 30 августа 2014 г.

Рабочая программа

 курса внеурочной деятельности

клуба «Исток»

для 1 «б» класса

на 2014 -2015 учебный год  

учителя начальных классов
Соколова Светлана Александровна.

г. Клин, 2014 г.

Пояснительная записка
Актуальность

           Основой для современной организации воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста является сама цель обучения и воспитания – общее развитие ребёнка, где важным фактором воспитания является освоение учениками системы общечеловеческих ценностей: Земля – планета, человек и его здоровье, труд, образование и культура (на основе принципа деятельностного подхода к воспитанию). Главная задача классного руководителя - так организовать жизнь детского коллектива, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя.

     Новизна программы состоит в том, что она сочетает в себе не просто теоретические и практические модули, а строится с учётом интересов обучающихся. Так же её характерной особенностью является, то, что наряду с теоретическим изучением основ ученического самоуправления, будит проходить практическая их апробация, через работу действующего совета. Таким образом, обучение строится исходя из практической надобности, то есть теоретический курс варьируется исходя из необходимости применения той или иной информации в практической деятельности. Все формы, приёмы и методы работы, использованные в данной программе, не являются новшеством, но способ их сочетания  и постоянная опора на инициативы и способности обучающихся  позволит добиться такого результата, когда равнодушие по отношение к тому, что происходит в школе, будет сведено к минимуму.

     Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время одним из направлений построения школьных воспитательных систем является развитие школьного ученического самоуправления. Программа курса составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социальную  адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности.

Закон «Об образовании» определяет два принципа управления образовательным учреждением: единоначалие и самоуправление, и даёт право на участие в управлении образовательным учреждением.

Таким образом, самоуправление является формой управления школой. Органы школьного самоуправления, сформированные учениками, принято называть органами ученического самоуправления.

Главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники школьной жизни получают возможность влиять на школьную политику – как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутришкольными процессами. Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех её участников.

     Педагогическая целесообразность программы объясняется особенностями современного подрастающего поколения.

     Данная программа направлена на формирование активной жизненной и гражданской позиции, на умение отстаивать  свои интересы и права, на возможность сформировать собственную точку зрения на серьёзные и важные вопросы, на развитие умения говорить и договариваться, приобретение опыта работы в команде и организации различного уровня мероприятий, на формирование ценностных ориентиров.

Цели программы:

1. Обучить представителей школьных активов основам школьного ученического самоуправления.

2. Сформировать управленские  умения в организаторской деятельности. 

3. Воспитать ответственное отношение к начатому делу.

4. Повысить эффективность работы существующего ученического Совета.

Задачи:

  1. обучить методике организации школьного ученического самоуправления;
  2. сформировать понимание необходимости развития ученического самоуправления как способа решения школьных проблем;
  3. передать обучаемым основы и технологий работы ученического самоуправления;
  4. создать условия для раскрытия индивидуальных особенностей обучающегося;
  5. создать условия для реализации инициатив обучающихся;
  6. развить самостоятельность обучающихся в подготовке и организации деятельности.

 

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что она направлена на формирование реального понимания сути самоуправления, на социальную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности.

Методы и приемы:


- диалоги; элементы дискуссий;
- игры-практикумы;
- проблемные ситуации;
- сюжетно-ролевые игры;
- конкурсы, викторины;
- беседы;
- коллективно-творческие дела;

-собрания;

-дискуссии;

-диспуты;

-деловые  игры.

Формы проведения:


- рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов;

-  экскурсия;

- практическое занятие, викторина, консультация.

Все вышеперечисленные формы, методы и приёмы работы связаны с особенностями содержания образовательных блоков курса и спецификой практической деятельности в рамках развития ученического самоуправления. Все выбранные средства работы направлены на раскрытие способностей обучающихся, на формирования полного представления о сути ученического самоуправления, на формирование организационных и управленческих навыков, и направлены  на самоопределение и  самореализацию обучающихся.

Этапы развития детской активности

     В результате включения детей в организационно-управленческую деятельность в школе наблюдается  развитие личности ученика в системе школьного самоуправления.

1-й этап развития активности: деятельность личности по добросовестному выполнению поручения формирует добросовестность к порученному делу.

2-й этап развития активности: выполнение общественных поручений, при которых он сам находит и использует некоторые способы его осуществления, формирует навык самоконтроля и требовательности к себе.

Высший этап развития активности: ученик сам выбирает дело и определяет пути его выполнения; характеризуется творческое отношение личности к конкретному делу.

                                                                       

Место предмета в базисном учебном плане:

     Программа рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю. 33 учебные недели).

Ожидаемые результаты освоения программы:

  • обучаемые начнут процесс самоопределения своей роли в ученическом самоуправлении, формулирования собственного представления о самоуправлении;
  • учащиеся будут обучены основам ученического самоуправления, которые смогут применять в своей практике – при работе в составе органов ученического самоуправления своих классов;
  • улучшится работа действующего органа ученического самоуправления.

Ученик будет знать:

  • Сущность и основные принципы ученического самоуправления;
  • Особенности развития коллектива;
  • Правовые основы деятельности ученического  самоуправления;

Ученик будет уметь:

  • Разрабатывать структуру организации;
  • Организовывать эффективное управление организацией;
  • Организовывать массовые мероприятия;
  • Разрабатывать социальные и творческие проекты;
  • Аргументировать свою позицию;
  • Отстаивать свои интересы в рамках закона;
  • Договариваться и решать конфликтные ситуации.

Ученик сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

  • Самоопределиться, определить своё место в обществе (коллективе);
  • Узнать свои потенциальные способности.

Система контроля и оценки достижения планируемых результатов:

      С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится  2 раза  (декабрь, май) .

Формы и средства контроля:

  • Проектная методика «Автопортрет»;
  • Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева;

               -      Цвето-рисуночный тест А.О. Прохорова  и Г.Н. Генинг;

  • Конкурс рисунков «Я и мой класс»;
  • Методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн);
  • Анкета  «Настоящий друг» (А.С.Прутченков);
  • Тест «Уровень сотрудничества в детском коллективе»;
  • Методика «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской)
  • Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника по методике Е.Н.Степанова;
  • Методика «Закончи историю»;
  • Методика «Что мы ценим в людях»;
  • Диагностика осознанности гражданской позиции учащихся. Тест для учащихся. (Кузьмина Е.С., Пырова Л.Н.)

 Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция обучающихся.

 Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:

доброжелательный;

порядочный;

самодисциплинированный;

уверенный;

терпимый (толерантный);

самостоятельный;

ответственный;

целеустремленный (особенно к знаниям);

внимательный к сверстникам;

аккуратный;

уважительный;

интеллектуальный;

общительный;

любознательный;

сопереживающий;

воспитанный;

трудолюбивый;

открытый;

активный;

коммуникабельный;

социально зрелый.

В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом.

Основное содержание программы:

     Создание организационно-педагогических условий для функционирования органов ученического самоуправления предполагает

формирование демократической культуры отношений педагогов и обучающихся. Каждый обучающийся должен четко осознавать комплекс своих прав, знать перечень своих обязанностей, иметь гарантии их выполнения. Отношения строятся на взаимном уважении, и на этой основе укрепляется сфера дружеских отношений.

Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школах. Такими видами деятельности являются: познавательная, самообслуживание, художественно-эстетическая, спортивно-оздоровительная и информационная.

     Вся эта деятельность планируется самими обучающимися, в ходе реализации плана обучающимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.

     Основные функции органов ученического самоуправления:

Ученический Совет:

- рассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления;

- решает вопросы, связанные с участием обучающихся в управлении классом;

- формирует органы самоуправления в классе;

- вырабатывает и формирует предложения ребят по совершенствованию работы;

- рассматривает и утверждает положения, памятки, инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность обучающихся в коллективе;

- заслушивает отчеты и информации, оценивает результаты деятельности органов управления.

Классное самоуправление:

      Высшим органом самоуправления в классе является  классное ученическое собрание. Каждый учащиеся в течение года выступает в роли и исполнителя, и организатора, что достигается при помощи  чередования  творческих  дел, работы  дежурных групп. Практически каждый ученик входит  в какой – либо совет, комитет, имеет свои права и обязанности.

Каждый учащийся получает свою сферу деятельности.  Цель работы  классного руководителя – добиться, чтобы  не брать на себя функции учащихся. Учащиеся  сами  планируют свою деятельность, организуют ее выполнение, анализируют свои результаты.

Календарно-тематическое планирование

1 класс (66 часов)

Тема

Дата

 Дата скорректированная

                       Планируемые результаты

Характеристика деятельности учащихся

предметные

метапредметные

личностные

1.

Мой школьный дом.  

Научатся оценивать свои достижения.

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра.

Познавательные:

строить речевое высказывание; проводить сравнение.

Личностные: формирование познавательного интереса к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Экскурсия.

2

Экскурсия по школе.

3.

4

Разработка и использование маршрута безопасного пути: «дом-школа-дом». Проведения занятий по ПДД «путь в школу»

Научатся оценивать собственное отношение к окружающему миру

5

Правила поведения в школе. Урок – игра.

Научатся оценивать собственное отношение к окружающему миру.

Деловая игра.

6

7

8

Проведение занятий по ПДД «Улица: транспорт и пешеходы»

Я, ты, мы. Игра.

Наша школьная семья.  

Распределение поручений. Выборы актива класса.

Научатся оценивать собственное отношение к окружающему миру.

Деловая игра.

9

10

11

12

13

14

Дары природы. Конкурс поделок из природного материала.

По каким правилам мы живем в школе? Игра.

Тест «Уровень сотрудничества в детском коллективе»;

Проведение занятий по ПДД «организация дорожного движения»

Обучение учебной комиссии

«100 лет начала первой мировой войны»

Научатся оценивать свои достижения.

Научатся оценивать собственное отношение к окружающему миру

Научатся оценивать свои достижения.

Творческая работа по выбору.

15

16

17

Законы жизни в классе. Урок – игра.

Методика «Что мы ценим в людях».

Кто что любит делать. Конкурс -викторина.    

Научатся составлять план рассказа и рассказывать по плану.

Научатся оценивать собственное отношение к окружающему миру.

Познавательные:

строить речевое высказывание; проводить сравнение.

Коммуникативные:

допускать возможность существования у людей различных точек зрения.

Регулятивные:

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: формирование познавательного интереса к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Викторина.

18

19

20

21

22

Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием. 

Занятия по ПДД «Движение пешиходов, их права и обязанности»                  

Обучение библиотекарей

Проектная методика «Автопортрет».

Подготовка к концерту «День учителя»

Познакомятся с правами и обязанностями ученика в школе.

Научатся оценивать свои достижения.

Регулятивные:

понимать задачу и стремиться её выполнить;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале.

Познавательные:

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить опыты.

Коммуникативные:

учитывать различные мнения и стремиться к  координации различных позиций в сотрудничестве.

Личностные: формирование познавательного интереса к новому материалу;

способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности.

Творческая работа по выбору.

23

Законы жизни в классе. Урок – игра.

Познакомятся с законами жизни в коллективе.

Регулятивные:

понимать задачу и стремиться её выполнить.

Познавательные:

 проводить несложные наблюдения.

Коммуникативные:

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.

Личностные: широкая мотивационная основа деятельности; способность к самооценке.

Деловая игра.

24

25

26

Мой сосед по парте. Час откровенного разговора.

 Обучение культоргов

Анкета  «Настоящий друг».

Научатся составлять план рассказа и рассказывать по плану.

Регулятивные:

понимать задачу и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные: знание основных моральных норм, осознание себя членом общества, способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности.

Беседа – тренинг.

27

28

29

Ученическое собрание.

Подведение итогов

Проведение занятия по ПДД «Правила поведения на проезжей части, пешеходный переход»

Подготовка к конкурсу инсценировки народной песни

Научатся оценивать свои достижения.

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Личностные: знание основных моральных норм, осознание себя членом общества, способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности.

Деловая игра.

30

31

32

День добрых волшебников. Изготовление и вывешивание кормушек.

Научатся изготавливать кормушки для птиц.

Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: познавательный интерес к новому материалу;

способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности.

Экскурсия.

33

34

35

36

37

Проведение занятий по ПДД «культура транспортного поведения и дорожная безопасность»

Обучение библиотекарей

День конституции

Отчет библиотекарей о проделанной работе

занятия по ПДД «Скрытая опасность на дороге – причина дорожно транспортных происшествий


Научатся составлять план рассказа и рассказывать по плану

.

Научатся оценивать свои достижения.

38

39

День освобождения Клина

Отчет бригадиров о проделанной работе.

Научатся составлять план рассказа и рассказывать по плану.

Научатся анализировать свою работу, давать ей самооценку.

Регулятивные:

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: познавательный интерес к новому материалу;

способность к самооценке на основе критерия успешности.

Деловая игра.

40

41

Читаем любимые книжки. (Год литературы в Рос. Фед)

Отчет учебной комиссии о проделанной работе.

Прививать любовь к чтению книг

Научатся анализировать свою работу, давать ей самооценку.

Познавательные:

строить речевое высказывание; проводить сравнение.

Коммуникативные:

допускать возможность существования у людей различных точек зрения.

Регулятивные:

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: познавательный интерес к новому материалу;

способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности.

Деловая игра.

42

43

44

Герои ВОВ (Героям Сталинграда посвящается)

Отчет трудового сектора о проделанной работе.

занятия по ПДД «Поведение в общественном транспорте и

вблизи него»

Научатся составлять план рассказа и рассказывать по плану.

Научатся анализировать свою работу, давать ей самооценку.

Познавательные:

строить речевое высказывание.

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения.

Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: познавательный интерес к новому материалу;способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности.

Деловая игра.

45

46

«Папа, мама, я спортивная семья»

Отчет редколлегии о проделанной работе.

Научатся оценивать свои достижения.

Научатся анализировать свою работу, давать ей самооценку.

Познавательные: строить речевое высказывание; проводить сравнение.

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения.

Регулятивные:

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: познавательный интерес к новому материалу;

способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности.

Деловая игра.

47

48

49

50

«Мамин день». Выставка творческих работ

Рейд библиотекарей «Сохраним школьные учебники»

Отчет библиотекарей о проделанной работе.

Научатся оценивать свои достижения.

Научатся анализировать свою работу, давать ей самооценку.

Познавательные:

строить речевое высказывание; проводить сравнение.

Коммуникативные:

допускать возможность существования у людей различных точек зрения.

Регулятивные:

планировать своё действие.

Личностные: познавательный интерес к новому материалу;

способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности.

Деловая игра.

51

52

53

54

55

56

57

58

59

занятия по ПДД «Виды транспортных средств и дорожное движение. Велосипед, мотоцикл и скутер – опасность на дороге»

Ученические собрания. Подведение итогов.

Школьная аттестация

Классный час «Вот какие мы стали!»

Итоговое ученическое собрание. Подведение итогов работы по поручениям за год. Выборы ученика класса и отличника аттестации.

Научатся анализировать свою работу, давать ей оценку и самооценку.

Познавательные:

строить речевое высказывание; проводить сравнение.

Коммуникативные:

допускать возможность существования у людей различных точек зрения.

Регулятивные:

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: познавательный интерес к новому материалу;

способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности.

Ученическое собрание.

60

61

62

Праздник «Вот и стали мы на год взрослее».

Инструктаж перед летними каникула

ми

Научатся подводить итоги работы.

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Личностные: знание основных моральных норм, осознание себя членом общества, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Игра-концерт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Истоки" для учащихся 1 класса

Рабочая программа разработана на основе программы "Истоки" доктора педагогических наук А.Камкина. Цель курса: развитие системы духовно-нравственных ценностей у детей. Направленность: социально-педагог...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Истоки» 4 класс

Рабочая программа по курсу «Истоки» разработана на основе программы «Истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А.Кузьмина, профессора...

Рабочая программакурса внеурочной деятельности "Готовлюсь к школьной олимпиаде по математике" 2 класс УМК ПНШ

1.           Пояснительная запискаИзучение математики играет системообразующую роль в образовании младшего школьника, формируя познавательные способно...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Истоки" 3 класс

Рабочая программа состоит из пояснительной записки, КТП по курсу внеурочной деятельности "Истоки"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Истоки. 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности . Истоки. 2 класс....