Рабочая программа по внеурочной деятельности. Истоки. 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему

Атрощенко Евгения Валерьевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности . Истоки. 2 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности "Истоки русских традиций" разработана на основе  авторской программы " Праздники, традиции и ремёсла народов России " (автор Л.Н.Михеева) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы программа реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность».

Согласно учебному плану  МОУ Кадетская школа на курс по внеурочной деятельности «Истоки русских традиций» выделено во в 2 классе 34 часа (1занятие в неделю)

Отличительные особенности данной программы внеурочной деятельности от уже существующих образовательных программ заключается в принципах к подбору ее содержания: это природосообразность, педоцентризм и культуросообразность.

Актуальность, практическая значимость: создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур, развитие художественного вкуса.

Описание места программы в структуре основной образовательной программы ОО

«Праздники, традиции и ремесла народов России» входит во внеурочную деятельность по направлению «Духовно-нравственное развитие личности».

Цели и задачи рабочей программы направлены на развитие  умений добывать знания путём метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации и  работу, адекватную поставленной учебной задаче».

Цель программы: приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира.

Задачи программы:

  • Знакомство обучающихся с праздниками, традициями и ремёслами русского народа, со старинным русским бытом и новым русским бытом (со времён Петра I) .
  • Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм и т.д..
  • Воспитание толерантности, чувства патриотизма и гражданственности.
  • Развитие познавательных интересов, внутренней мотивации и художественного вкуса.
  • Формирование чувства национального достоинства. 

Описание ценностных ориентиров содержания программы курса

- развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

- формирование представлений о природе как универсальной ценности;

- изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

- развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру;

- развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Содержание данной программы внеурочной  деятельности школьников подчиняется следующим принципам:

—личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);

—природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);

—педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);

—культуросообразность (познание лучших объектов культуры из сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника).

Режим занятий: содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. Учебный план  предусматривает 1 занятие в неделю с  продолжительностью 35 минут каждое. Количество аудиторных занятий не превышает 50 % от общего количества занятий.

 Срок реализации программы – 4 года: 1 год обучения (1 класс) – 33 часа, 2-4 год обучения (2-4 классы) -  34 часа.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения учащихся

Средствами эффективного усвоения программного курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, беседы, просмотр кинофильмов, презентаций, творческие конкурсы, праздники, экскурсии, участие в проведении национально-культурных праздников, встречи с представителями творческих профессий, виртуальные экскурсии к памятникам зодчества, архитектуры, посещение выставок.


Общая характеристика курса

В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые — первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения, уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности.

Поставленная «Основной образовательной программой начального общего образования» цель — «обеспечение возможностей для получения качественного начального и общего образования» реализуется (как один из путей) «организацией внеклассной деятельности, представленной системой программ с учётом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей». Организация данной деятельности направлена на развитие у учащихся «умений добывать знания» путём «метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной задаче». Достижение цели предполагает также «целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.)», «развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов». Сформированные универсальные учебные действия являются предпосылкой развития достаточного уровня общеучебных умений.

Описание места учебного курса в учебном плане

Программа рассчитана на 34 ч в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 30–35 мин. Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности.

Результаты освоения программы

Планируемые результаты:

- приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;

- о русских народных играх и играх народов, населяющих Россию;

-о правилах конструктивной групповой работы;

- об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности;

- о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

– формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и у социальной реальности в целом.

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты

            У обучающихся будут сформированы:

-этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа, уважительное отношение к культуре других народов;

-умение выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;

- умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

-осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями в соответствии с традициями российского народа;

- умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными    результатами изучения    курса    является   формирование   следующих   универсальных    учебных    действий (УУД)

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

-  организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей;

- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.

Познавательные УУД:

Обучающийся научиться:

- проводить сравнение и классификацию объектов;

- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

- проявлять индивидуальные творческие способности.

Коммуникативные УУД:

-умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;

-умение доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Предметные результаты:

- формирование представлений о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию;

- овладение умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями российского народа.


Планируемые результаты изучения учебного предмета

Ученик получит возможность научиться:

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе реализации программы курса  у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  1. Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  2. Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  3. Планировать (составлять план своей деятельности);
  4. Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  5. Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  6. Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Предполагаемые результаты реализации программы

В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:

1 уровень

Приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни;

2 уровень

Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом;

3 уровень

Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Содержание учебного курса

Раздел 1.Старинный русский быт. 6часов

1.Одежда. Традиционный костюм крестьян

Функциональный характер одежды в старину. Рубашка, сарафан — у женщин. Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки - у крестьян (мужская одежда).Роль орнамента-оберега (вышивка). Особое значение пояса (кушака). Головные уборы девушек и женщин, украшения. Лапти, баретки, онучи,

Одежда. Традиционный костюм бояр

Расшитые золотом кафтаны, сапоги из сафьяна, горлатные шапки. Летники, душегреи на меху, шубы, крытые парчой, шёлком у боярынь и боярышень.

 Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем

Русская изба. Элементы избы. Крестьянская утварь. Красный угол. Иконы.

Боярские палаты. Терема. Светёлки. Крытые галереи.

Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания

Хлеб — главный продукт питания, «дар Божий». Пословицы и поговорки о хлебе.

Мясные и постные кушанья. Пироги. Мёд. Пиво. Взвары. Варенья. Соления.

 Семейные праздники. Семейные обряды. Именины

Быт крестьянской и городской семьи. Распорядок дня.

 Игры и забавы детей Игры в шахматы, шашки. Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря»). Глиняные и деревянные игрушки. Катание зимой на санях и с ледяных гор. Девичьи посиделки. Коньки. Лыжи. Летние забавы: качели; карусели.

Учёба Обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек). Письменные принадлежности. Береста и бумага.

Школы при церквях и монастырях. Учебные предметы. Учебные книги. Учитель.

Раздел 2. Новый русский быт (со времён Петра I). 5 часов.

Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт.

Запрещение царскими указами носить старинную русскую одежду. «Заморское» (европейское) платье. Принудительное бритьё бород. Петровские ассамблеи.

Наряды дам. Одежда. Украшения. Сложные причёски. Атрибуты придворных. Нарядные туфли. Косметика дам XVIII века. Наряды девушек и дам XIX века.

Одежда дворян-мужчин, цилиндры; трости; карманные часы, лорнеты.

Одежда купчих, мещанок, крестьянок, особые головные уборы.

 Одежда мужчин и мальчиков из крестьянских и мещанских семей Русские пословицы и поговорки об одежде.

Усадьба. Дворянские особняки

Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектура. Интерьер. Зимние сады. Атрибуты и аксессуары барского дома. Картинные галереи. Домашний театр.

Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны

Атмосфера дворянского дома. Светский этикет. Домашнее обучение детей

Повседневная жизнь дворянина в столице и усадьбе. Альбомы со стихами и пожеланиями. Традиционные званые обеды. Строгое соблюдение этикета. Балы и праздники. Посещение театров. Маскарады. Домашние театры.

Особая роль литературно-музыкальных салонов. Хозяйка и хозяин салона. Обсуждение политических новостей, произведений искусства. Знакомство с деятелями культуры и искусства. Институты благородных девиц. Привилегированные учебные заведения. Кадетские корпуса для мальчиков. Юнкерские училища. Пансионы и гимназии. Смольный институт благородных девиц.

Раздел 3. Русские народные праздники. 11 часов.

Будни и праздники на Руси. Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян. Сочетание языческих и христианских праздников.

Общие и семейные праздники. Обычаи и обряды. Роль традиций.

Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение.

Канун Нового года. Васильев вечер. Современный новогодний праздник. Святки. Рождественский Сочельник. Рождество Христово. Рождественские колядки. Ёлка — символ «райского дерева». Традиционные кушанья. Крещение Господне (Благовещение). Освещение воды. Праздничный крещенский стол.

 Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха

Масленица — весенний праздник проводов зимы. Традиции и обряды. Прощёное воскресенье и Чистый понедельник.

Великий пост — время строгого воздержания, молитвы, покаяния. Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы (верба — символ здоровья, силы, красоты.).

Пасха — главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа. Традиции празднования Пасхи на Руси. Раздача верующим просфор и общего хлеба — Артоса. Пасхальные торжества. Крестный ход. Христосование. Красная горка.  

Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день. Егорьев день — 6 мая.

День Святой Троицы («Зелёные Святки»): разделение зимы и лета. Духов день — именины Земли, поилицы и кормилицы.

Иван Купала — главный летний праздник народного календаря. День летнего солнцестояния. Собирание целебных трав, очищение огнём и водой. Иван-да-марья — праздничный цветок Купалы. Возжигание костров в купальскую ночь.

День Петра и Павла — 12 июля. Праздник в честь святых апостолов, учеников Христа (его называют ещё Петры и Павлы, Петровки).  Традиции и обряды.

Ильин день отмечается 2 августа. Он разграничивает лето и осень. Традиции и обряды. Приметы, пословицы, поговорки.

Осень золотая. Спасы. Успение. Покров

Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 29 августа). Преображение; день Нерукотворного образа.

Успение Богородицы (Первые Осенины). Спожинки — окончание жатвы.

Покров Богородицы. Девичьи гадания и  посиделки. Окончание работ по найму.

Раздел 4.Русские народные промыслы. 6 часов.

Керамика Гжели. История и стиль гжели. Продукция Гжели — это вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сервизы, тарелки, игрушки, лампы.

Хохлома. История и стиль. Орнамент деревянной расписной посуды.

Жостово . Стиль и содержание росписи  металлические подносов.

Павлово-Посадские шали. Народный промысел в Павловском Посаде под Москвой.

Вятская игрушка. Вятскую игрушку называют ещё дымковской (по названию села

Дымково близ города Кирова (Вятка)). Забавные звери, сказочные образы. Вятские матрёшки. Бытовой жанр игрушки и скульптуры малых форм.

Богородская деревянная игрушка из окрестности Сергиева Посада (Загорск), села Богородское. Забавные фигурки людей, животных и птиц.

Раздел 5. Русские народные игры. 1 час.

Роль игр в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх. Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры. Игры с пасхальными яйцами.

Раздел 6. Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки). 2 часа.

Песни создавались специально для маленьких детей: их пели мамы, бабушки, няни. Загадки, пословицы, поговорки, считалки развивали детей.

Раздел 7. Народные танцы. 3 часа.

Хороводы. Игры-хороводы. Пляски парные. Переплясы. Кадрили. Слияние в хороводе  танца, игры и песни. Тема труда, красоты природы, любви.

Пляски — наиболее распространённый жанр народного танца. Виды пляски: одиночная, парная, перепляс, массовый пляс. Пляски «Заинька», «Метелица».

Кадриль распространилась в народе в начале XIX века. Она сопровождается игрой на гармони, балалайке, баяне.        


Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов темы

Часы учебного времени

В том числе

Теория

Практика

 Старинный русский быт.

6

3

3

Новый русский быт со времён Петра I.  

5

4

1

Русские народные праздники.

11

2

9

Русские  народные  промыслы.

6

1

5

Русские народные игры

1

1

Народные песни, загадки, пословицы

2

1

1

Народные танцы.Переплясы.Хороводы.

3

1

2

Итого

34

12

22


Календарно-тематическое планирование 2 класс


Материально-технического обеспечение образовательного процесса

Информационно-коммуникативные средства обучения

  1. Компьютер
  2. Мультимедийный проектор
  3. Принтер

Дидактический материал:  серия презентаций: «Как жили на Руси»; «Художественные промыслы России»; «Православные праздники»; «Русские народные праздники»;

Техническое оснащение учебных занятий: видео- и аудио- техника:  проектор,  интерактивная доска, компьютеры и текстовый редактор. Акварель, гуашь, цветная бумага, пластилин,  природный материал. Музыка и музыкальные клипы для релаксации.

Литература для учителя

1.Бронштейн М.М., Жуковская Н.Л. и др. Народы России. Праздники, обычаи, обряды: Энциклопедия. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008.

2.Волшебный мир народного творчества: Учебное пособие для подготовки детей к школе. В 2ч. Ч. 2 / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Н.Р. Макарова и др. - М.: Просвещение, 2008. - 72 с.;

3.Ворошилова О.В. Русские фольклорные традиции: внеклассные мероприятия с младшими школьниками. - Волгоград: Учитель, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки"

Рабочая программа внеурочной деятельности детей по истокам для 1, 2 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования и примерной программы И...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Истоки» (духовно - нравственное) 4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности   «Истоки»(духовно - нравственное)  4 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Истоки 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности   1 класс и КТП...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки" 3 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки" 3 класс

Рабочая программакурса внеурочной деятельности«Истоки» (духовно-нравственное направление)для 3 класса «Б»2021/2022 учебный год...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки" 4 класс

Рабочая программакурса внеурочной деятельности«Истоки» (духовно-нравственное направление)для 4 класса «А»2021/2022 учебный год...