Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки" 3 класс
рабочая программа (3 класс)

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Истоки»

 (духовно-нравственное направление)

для 3 класса «Б»

2021/2022 учебный год

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение к основной образовательной программе

начального общего образования

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная начальная школа»

Рассмотрено

на педагогическом совете школы

Протокол от 21.05.2021г. № 5

Согласовано

Заместитель директора

по УР

_______ С.В. Бондаренко

от 04.06.2021г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ «Излучинская ОНШ»

__________Е.В.Шагвалеева

Приказ

от  04.06.2021 г. № 343

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Истоки»

 (духовно-нравственное направление)

для 3 класса «Б»

2021/2022 учебный год

Составитель:

Михайлова Елена Николаевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

пгт. Излучинск

2021 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Истоки» духовно-нравственного направления  для 3 класса разработана в соответствии с требованиями:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012

№ 273 (в ред. Федеральных законов от 08.06.2020 № 165-ФЗ, от 31.07.2020 № 304-ФЗ);

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 №1576, от 11.12.2020 № 712);

- Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления молодёжи»;

- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности по реализации ФГОС НООПриказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 г. № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;

- Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная начальная школа».

- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности по реализации ФГОС НОО.

Рабочая программа по предмету «Истоки» разработана на основе программы «Истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В. Камкина, доктора исторических наук. Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Цель программы: развивать у обучающихся духовно – нравственные ценности, накапливать социокультурный опыт, развивать навыки общения, управления собственной деятельностью, деятельностью группы, эффективного взаимодействия, обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и группы результатов.

Задачи программы:

⮚освоение и принятие духовно-нравственных категорий внутреннего мира человека и социума, в котором живет и развивается ребенок;

⮚  оснащение учащихся различными созидательными способами взаимодействия с осваиваемыми социокультурными ценностями;

⮚   личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа, к Православной культуре;

⮚развитие мотивации к саморазвитию;

⮚введение ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, целостное восприятие русского языка как языка великого народа и великой литературы.

Активные формы проведения занятий:

ресурсный круг;

ресурсный круг с делегированием;

работа в паре;

работа в микрогруппе;

работа в четверке.

⮚теоретические (беседа, анализ ситуации, работа с материалом (рассказ, стихи, былины, сказки, наглядный материал));

⮚ практические (работа в тетрадях, рисунки на заданную тему, посещение библиотеки).

Формы подведения итогов: составление «Моей первой книги».

В процессе освоения программы предусмотрена система контроля за знаниями и умениями с помощью рабочей тетради. В этой тетради обучающиеся выполняют рисунки, различные задания. Тетрадь позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда.

Основные методы и технологии:

⮚технология обучения в сотрудничестве;

⮚проблемное обучение;

⮚моделирующая деятельность;

⮚поисковая деятельность;

⮚информационно-коммуникационные технологии;

⮚здоровьесберегающие технологии.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

  1. Планируемые результатыосвоения курса

Личностными результатами изучения курса «Истоки» являются формирование следующих умений:

   активное освоение духовно-нравственных ценностей нашего общества;

   целостное восприятие окружающей социальной жизни;

самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

   в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Истоки»

является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

формулировать и удерживать учебную задачу;

составлять план и последовательность действий;

   выполнять учебные действия;

сравнивать способ действия и его результат с эталоном;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;

выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;

устанавливать соответствие полученного результата и поставленной цели;

определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;

работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, тетрадь).

Познавательные УУД:

делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;

добывать новые знания;

извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация);

наблюдать и делать самостоятельные выводы;

поиск и выделение необходимой информации;

перечитывать текст с целью оценки смысла всего текста, соотнесения его названия и содержания, поиска нужных частей текста;

ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений;

находить нужную дидактическую иллюстрацию;

работать с двумя источниками информации (учебной книгой, тетрадью);

 сопоставлять условные обозначения учебника и тетради.

Коммуникативные УУД:

видеть разницу между двумя заявленными точками зрения и присоединяться только к одной из них;

ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию;

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи;

слушать и понимать речь других;

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса «Истоки» является формирование базового социокультурного ряда.

Ожидаемые результаты:

⮚формирование системы духовно-нравственных ценностей;

⮚развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;

⮚приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;

⮚умение вести продуктивный диалог и сотрудничать;

⮚расширение кругозора и словарного запаса.

⮚освоение первичных базовых социокультурных ценностей: Истоки. Слово. Доброе Слово. Душевное тепло. Радость. Любовь. Дар Слова. Честное Слово. Честь. Верность. Верный друг. Слово о родителях. Родительская любовь. Счастье. Благодарение. Забота. Святое Слово. Образ. Родник. Святой источник. Первый образ. Светлый Образ. Благодатный образ. Книга. Любимая Книга. Первая Книга. Живая Книга. Живое Слово Книги. Созидание. Вечные и великие книги. Мир Книги. Мир. Человек. Родной край. Здоровье. Красота. Природа. Творчество.

  1. Содержание занятий в третьем классе

Вера (10 часов)

ВЕРА. Ступеньки веры - доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как верит пытливый ум, во что верует душа. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело. Веру к делу применяй, а дело - к вере.

ВЕРНОСТЬ-преданность и надежность. Верность - знак веры. Почему в большом деле дают присягу? Нарушать клятву-веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей.

ПРАВДА. Правда в деле, в слове, в образе. Что означает жить по правде. Правда всегда с верой дружит. Правда - путь веры. Праведность. Справедливость. Правосудие.

ЧЕСТЬ. Почему говорят: «Береги честь смолоду»? Честное дело не таится.

Честь и хвала-награда за доблесть, похвала мудрости и поклон Преподобному.

Надежда (9 часов)

НАДЕЖДА - стремление к доброму исходу своего дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда не должна умирать. Тщетная надежда. Потеря надежды - отчаяние.

СОГЛАСИЕ - единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают. Несогласие иразногласие.

ТЕРПЕНИЕ - умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и делу.

ПОСЛУШАНИЕ - доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание.

Любовь(9 часов)

ЛЮБОВЬ - сердечная привязанность. Любовь-добро. Любовь-единство.

Любовь-дружба. Святая любовь. Любовь - созидательный труд души и тела.

МИЛОСЕРДИЕ - иметь милость в сердце. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым ко злу. Где гнев - там и милость. Милость от любви исходит.

ДОБРОТА. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том и правды мало.

ПОКАЯНИЕ - чистосердечное признание в поступке, отречение от зла.

Покаяние ведет к очищению. Покаяние любви учит.

София(6 часов)

УМДАРАЗУМ. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает.

РАЗМЫШЛЯТЬИВРАЗУМЛЯТЬ. Грамота, книга, школа. Ум без разума - беда. Где ума не хватит - спроси разума.

ИСТИНА - неложность, подлинность, искренность. Хранители истины.

Слово истины. Истина в деле. Истовость. Истина в образе. Путеводный образ.

ЗНАНИЕИМУДРОСТЬ. Слепая вера противна рассудку. Знание – плод учения, а истина - любви и правды. Мудрость и мудрецы. София-премудрость. Почему Вера, Надежда и любовь - родные сестры

БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД

Вера. Верность. Правда. Честь. Надежда. Согласие. Терпение. Послушание. Любовь. Милосердие. Доброта. Покаяние. Ум да разум. Истина. Знание и мудрость. Единство Веры, Надежды и Любви.

Доверие. Уверенность. Признание. Преданность. Надежность. Чувство долга. Праведность. Правосудие. Путеводный образ. Единомыслие. Единодушие. Единоверие. Сострадание. Нетерпимость. Совесть. Сердечная привязанность.

Милость        в        сердце.        Доброжелательность.        Раскаяние.        Размышление.        Знание. Вразумление. Подлинность.Искренность.

Главными целями курса в 3-м классе являются:

  • освоение социокультурных категорий Вера, Надежда, Любовь,София;
  • развитие социокультурного опыта присоединения к истокам духовности и нравственности;
  • развитие целостного восприятия мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовные и душевныеначала);
  • формирование ощущения этнического и социокультурного родствас

окружающим социумом; уверенности в том, что это родство создает возможность самореализации.

Планируемые результаты освоения курса в 3 классе:

  • освоение следующих базовых социокультурных ценностей в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно-методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья: Вера. Верность. Правда. Честь. Надежда. Согласие. Терпение. Послушание. Любовь. Милосердие. Доброта. Покаяние. Ум да разум. Истина. Знание и мудрость. Единство Веры, Надежды иЛюбви.

Доверие. Уверенность. Признание. Преданность. Надежность. Чувство долга. Праведность. Правосудие. Путеводный образ. Единомыслие. Единодушие. Единоверие. Сострадание. Нетерпимость. Совесть. Сердечная привязанность. Милость в сердце. Доброжелательность. Раскаяние. Размышление. Знание. Вразумление. Подлинность. Искренность.

  • раскрыть их смысл в соответствии с контекстомупотребления;
  • уметь правильноиспользовать их в своейречи;
  • использовать их при организации самостоятельных видовдеятельности.

Ожидаемые результаты:

  • формирование системы духовно-нравственных ценностей;
  • развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опытаребенка;
  • приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;
  • умение вести продуктивный диалог исотрудничать;
  • расширение кругозора и словарногозапаса.
  • освоение первичных базовых социокультурных ценностей: Истоки. Слово. Доброе Слово. Душевное тепло. Радость. Любовь. Дар Слова. ЧестноеСлово.

Честь. Верность. Верный друг. Слово о родителях. Родительская любовь. Счастье. Благодарение. Забота. Святое Слово. Образ. Родник. Святой источник. Первый образ. Светлый Образ. Благодатный образ. Книга. Любимая Книга. Первая Книга. Живая Книга. Живое Слово Книги. Созидание. Вечные и великие книги.Мир

Книги. Мир. Человек. Родной край. Здоровье. Красота. Природа. Творчество.

  1. Календарно – тематическое планирование по курсу«Истоки»

3 класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

план

факт

ВЕРА

1

Вводный урок

1

2

Чему доверяет сердце.

1

3

Во что верует душа.

1

4

Верность- знак веры.

1

5

Верность в слове и деле.

1

6

Правда

1

7

Где живёт правда.

1

8

Честь.

1

9

Светлая душа подвигом жива.

1

10

Обобщение по разделу «Вера»

1

НАДЕЖДА

11

Надежда.

1

12

Надежда.

1

13

Согласие.

1

14

Согласие и красота.

1

15

Терпение и умение.

1

16

Терпение и спасение.

1

17

Послушание.

1

18

Послушание совести и закону.

1

19

Обобщение по разделу «Надежда»

1

ЛЮБОВЬ

20

Любовь к ближнему.

1

21

Любовь.

1

22

Милосердие в деле.

1

23

Милосердие в слове.

1

24

Доброта.

1

25

Доброта – образ любви.

1

26

Раскаяние.

1

27

Покаяние и любовь.

1

28

Обобщение по разделу «Любовь»

1

СОФИЯ

29

Ум да разум.

1

30

Святые Кирилл и Мефодий.

1

31

Истина.

1

32

Истина в образе и деле.

1

33

Знания и мудрость.

1

34

Обобщение по разделу «София».

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие

Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель  программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...