Технологическая карта урока Основы православной культуры по теме «Подвиг»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Технологическая карта урока Основ православной культуры по теме "Подвиг"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_podvig.docx29.04 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                             Предмет: ОРКСЭ - православная культура

Класс:  4 класс

Технологическая карта урока на тему:

« Подвиг»

Урок 19 по учебнику А. В. Кураева «Основы православной культуры» 4 класс М., «Просвещение» 2015г.

Цель: создание условий для формирования и представления о понятии «Подвиг» в традиции православных христиан.

Задачи: 

  1. Раскрыть значение понятий, связанных с подвигом -  «жертва», «подвижник»
  2. Воспитывать эмоционально-нравственное патриотическое отношение к подвигам людей
  3. Воспитывать негативное отношение к эгоизму, несправедливости, корысти

Оборудование: учебник, тетрадь, компьютер, проектор, презентация (выполненная на основе работы С.М.Рябчук)

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Планируемые результаты

I.Мотивация (самоопределение) (4 мин)

Проблемный подводящий диалог

  Здравствуйте, ребята. Сейчас я покажу вам ряд иллюстраций.

Что изображено? Что общего?

Слайд – на котором изображено «Икона Георгий Победоносец и змий», «Оборона Севастополя», Дейнека, фотографии сестер милосердия, фотография, где внуки помогают бабушке в уборе картофеля, малыш протягивает руку товарищу

На доске записаны слова

 

Подвиг

Жертва

Христианин

- Какая связь между этими словами

Ответы


Иллюстрации связаны с людьми, которые вступили на путь добра

Ответы

Христианин следует заветам Христа и так же готов принести в жертву что то

Уметь оформлять свои мысли в устной форме  (Коммуникативные УУД).

Личностные: умение давать оценку подвигу, найти место подвига внутри самого себя, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

Метапредметные: умение находить правильное решение для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные: осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;

познакомить учащихся с основными понятиями «подвиг», «жертва Богу», «Подвижник»;

организовать познавательную, самостоятельную деятельность.

II. Актуализация. Формулирование темы урока, постановка цели (Прогнозирование. Целеполагание.) (10 мин)(Работа по технологии продуктивного чтения).Работа по теме урока.

Разговор на уроке я сегодня хочу начать с самых близких нам людях. Моя бабушка. Это было в 1920 году – страшная болезнь  пришла в дома. И четверо детей моей бабушки за 2 недели умерли от тифа. Бабушка и сама заболела, но выжила. Вернувшись в опустевший дом, она и сама была опустошенной. Ее муж, мой дед работал в колхозе, часто ездил в соседние деревни. И бабушка попросила его привезти в дом сироту, чтобы дом опять наполнился детским смехом. Так был усыновлен мальчик 3-х лет. Потом в семье еще родились дети. Моя бабушка была очень хорошей мамой для всех детей, трудилась.  

Посмотрите на слайд-

Любящие родители учат своего маленького сына ходить.

 - Как вы думаете, этим родителям удобно идти вот так, согнувшись? 

Родители могут широко и быстро шагать, но они делают такие же маленькие шажочки, что и их сынок.

Следующий слайд

Родители играют с детьми в игрушки, рисуют детские рисунки, читают и смотрят детские сказки,  хотя могли бы заниматься своими взрослыми делами.

 Но они живут жизнью своих детей. Они умалились, т.е. свои интересы и возможности на данный момент посчитали менее важными, чем интересы их детей. Родители жертвуют ради жизни своих детей частью своей жизни.

 - Подумайте, чем ваши родители жертвуют ради вас? 

Как вы думаете, почему они так поступают? 

Слайд

Выберите наиболее подходящее определение понятию «жертва». 

Помощь, милостыня, самоотречение, благотворительность.

Нет, но ради сына они сделались как бы меньше ростом и терпят неудобства при ходьбе

Временем,

Откладывают свои личные дела

Потому что наши родители любят нас.

Самоотречение

Участие в учебном диалоге. Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

III. Изучение нового  материала

(Совместная деятельность по достижению цели)

 (15 мин)

Работа с текстом во время чтения

Опережающее задание:

при чтении обратите внимание на отношение между подвигом и эгоизмом.

С.62

1. Перечислите условия, при которых расставание с чем-либо становится жертвой? 

Выберите наиболее подходящее определение понятию «эгоизм».

Гордость, равнодушие, себялюбие, высокомерие.

Как вы понимаете, что такое эгоизм?

Что противоположно эгоизму?

Как можно назвать шаг от эгоизма к любви?

Выберите наиболее подходящее определение понятию «подвиг». 

Героизм, жертва, подарок, благородство.

Подвиг – это движение в сторону чего?

Добро, корысть, гордость, победа.

Что лежит в основе подвига? 

Смелость, эгоизм, любовь, совесть.

Ради кого могут совершаться подвиги?

Послушайте евангельский рассказ про одну очень бедную вдову.

Слайд иллюстрирующий рассказ

Почему же так судил Господь?

Когда мы творим дела милосердия, например, даем деньги нуждающемуся человеку — то при этом отбираем у себя часть наших благ. И в этом случае более важным бывает даже не то, сколько человек раздал денег, а сколько после этого у него самого осталось. То есть, важным является, какую долю он оторвал от себя ради другого человека. Бедная вдова положила на украшение храма к празднику все свои наличные деньги — две лепты, на которые обычно она покупала хлебную лепешку для дневного пропитания. Себе же на этот самый великий праздник она не оставила ничего.  

Почему и оказалась Господу ее жертва более угодной, чем крупные жертвы богатых, — ведь вдова положила все, что у нее было, тогда как богатые пожертвовали лишь очень малую часть своего богатства.

Чтение страницы учебника

Жертва – там, где что-то по-настоящему дорогое и ценимое отдают навсегда. Отдают без понуждения и без сожаления.

Привычка считать себя центром всего мира (от лат. ego – я).

Любовь

Подвиг

Ради самого себя.

  Ради другого человека.

 Ради Бога.

Запись в тетради ключевых понятий

Подготовленный ученик, заранее получивший задание читает этот рассказ выразительно или пересказывает

Однажды перед большим праздником Иисус Христос наблюдал в Иерусалимском храме, как верующие кладут деньги в церковную копилку. Там было немало богатых людей, которые важно подходили и щедро жертвовали на храм большие суммы. И вот одна совсем бедная вдова подошла и опустила в кружку две лепты. Лептой называлась мелкая монета. На две лепты можно было купить одну хлебную лепешку. По сравнению с пожертвованиями богачей две лепты были очень малой суммой. Однако Иисус Христос сказал: «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила…»

 

Уметь аргументировать своё мнение с опорой на текст

(Регулятивные УУД)

Уметь оценивать поступок героя с точки зрения общечеловеческих норм (Л)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

IV. Закрепление  нового материала (10 мин)

Решите задачку из «арифметики милосердия».

У Пети было 9 шариков, у Коли 1 шарик. Ребята дали двум плачущим малышам каждый по одному шарику.

Кто больше отдал малышам? 

Потому что при жертвенности творится вечное – добро. А вечное неизмеримо земными мерками, его нельзя пересчитать, измерить линейкой, взвесить на весах… Шарики лопнут рано или поздно, а сделанное добро останется навсегда в душе.

Так навсегда в памяти магнитогорцев будет жить благодарность к тем, кто в годы ВОВ не жалея сил и времени, работал на Победу в цехах Магнитогорского комбинат …

 

Коля, он отдал все, что у него было

Он пожертвовал

Подвигом можно назвать и когда человек извинился

Формирование умения сотрудничать в совместном решении учебной задачи (Коммуникативные УУД)

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (5 мин)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке   (Личностные УУД

Пояснительная записка к уроку по теме «Подвиг», учебник А.Кураева издательство                                                                                                                                 «Просвещение»

    Урок содержательно связан с предыдущими темами «Христос и Его крест», «Совесть и раскаяние», «Заповеди» и подготавливает уроки на тему  «Зачем творить добро?», «Защита Отечества», «Христианин в труде»

   Ключевые понятия,  которые рассматриваются на уроке это «подвиг»,  «жертвенность», «подвижник». Текст учебника и беседа последовательно раскрывают основные понятия и доказательно подводят обучающихся к осмыслению понятий

   Но пример о подвижнике епископе Акакии, который приводится в учебнике, я посчитала нужным опустить и рассмотреть  в индивидуальной  работе дома. Ситуация далека от современного понимания жертвы, рабской жизни и в силу этого не может быть прожита эмоционально. Мне кажется, целесообразнее на уроке ввести региональный компонент о подвиге магнитогорцев в годы Великой Отечественной войны.

     Используемый учебный материал служит  для формирования  ориентации обучающихся на духовно-нравственные  ценности личности – жертвенность, милосердие, подвижничество.

 Список литературы:

1.А.В. Кураев "Основы православной культуры" Учебное пособие для общеобразовательных учреждений для 4-5 классов

2.Баландин Р.К. Святые и подвижники православия. – М., 2007

3.Материалы ко всем урокам ОПК (№ 1-29, 4 класс, презентации, задания, рабочие тетради) по учебнику протодиакона Андрея Кураева.

4.Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику А.В. Кураева «Основы православной культуры»)

5.Православная энциклопедия. Русская православная церковь. М., 2000, с. 325 - 345.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по ОРКСЭ: модуль Основы православной культуры по теме "Подвиг"

Цель урокаФормировать общеучебные умения  работать с текстами, извлекать из него всю необходимую информацию в рамках заявленного предмета,- создать условия для ознакомления с православным пониман...

Основы православной культуры 4 класс Технологическая карта урока изучения темы Тема: Подвиг .

Создавать условия для  формирования у учащихся представлений о подвиге ради себя, ради других, ради Бога, формировать умения работать с текстом по заданной теме Создавать условия для  р...

Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: «Основы православной культуры» Тема урока: «Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие» (4 класс)

Начальная школа – наиболее благоприятный период для преподавания любой области знаний, в том числе и православной. Знакомство детей с православной культурой – необходимое условие воспитани...

Технологическая карта урока ОРКСЭ, УМК "«Основы православной культуры» под ред. О.Ю. Васильевой «Основы православной культуры: религиозные традиции народа, система нравственных ценностей и воспитание", 4 класс, тема: "Церковнославянский язык"

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о церковнославянском языке.Задачи урока Дидактические: 1) познакомить обучающихся с понятиями: «церковнославянский язык», «молитв...