Урок "Совесть. Раскаяние"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Видякина Татьяна Юрьевна

Данная публикация формирует понятие значения совести и раскаяния для человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_sovest._raskayanie.doc178.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Совесть. Раскаяние.»

  1. ФИО :Видякина Татьяна Юрьевна
  2. Место работы: МОУ «СОШ №1 г. Ртищево Саратовской области»
  3. Должность: учитель начальных классов
  4. Предмет: Основы религиозных культур светской этики. Модуль. Основы православной культуры
  5. Класс: 4
  6. Тема и номер урока в теме:  Урок 10. Совесть. Раскаяние.
  7. Базовый учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4-5 классы: (Кураев А.В., Москва, Просвещение, 2010).
  8. Цель урока: сформировать понятие значения совести и раскаяния для человека.

9. Задачи:

- личностные: воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру; умение видеть, признавать и исправлять свои ошибки, стремление к хорошим поступкам;

-метапредметные : развивать умение работать с учебником и с другими источниками информации, навыки сравнительного анализа,  умения четко и грамотно излагать свои мысли;

-предметные: осмыслить понятия добро и зло; понять,  зачем человеку нужна совесть;показать, что зло без раскаяния делает человека хуже.

  1. Тип урока: открытие новых знаний
  2. Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая
  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
  4. Ключевые понятия: добро, зло, грех, совесть, раскаяние.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Организационный момент.  Приветствие гостей

Приветствие

-Я рада приветствовать всех и желаю, чтобы сегодняшний урок прошёл с пользой для каждого из нас. Успехов! Пожелайте успехов друг другу

Желают успехов друг другу

1 мин

2

3

Актуализация

Открытие новых знаний.

-Внимательно послушайте стихотворение Л. Л. Серафимовой  и приготовьтесь оценить поступки героя

Какой ответ мог услышать мальчик?

Открывает на слайде концовку стихотворения:

«Зло в тебе, коль душе твоей больно!».

- Ребята давайте попробуем помочь герою стихотворения взглянуть на себя и свои поступки со стороны, чтобы что-то понять для себя  и чему-то научиться.

Предлагаю ответить на вопросы. На столах слова подсказки. Ваша задача слова ответы разместить на доске  так, чтобы буквы красного цвета находились на одной вертикале.

Чтение учащимся наизусть стихотворения Л. Л. Серафимовой  «Какой я?»

На кого я похож? Что несу я в себе?

Я подумать решил о добре и о зле...

День сегодня плохой! Честно я признаю.

На душе как-то, вот, неспокойно...

Я подумать решил о добре и о зле

И услышал в ответ…

Предлагают версии ответа (что раз на душе не спокойно, зло в самом мальчике)

Оценивают поступки героя

1) Чувство, которое испытал мальчик, совершив плохие поступки. (Стыд)

2) Чувство друга, которого он  несправедливо огорчил (Обида).

3) Чувство сильного возмущения, раздражения,  которое может вызвать обида (гнеВ).

4) Какое качество помешало мальчику  встать вовремя в школу? (лЕнь)

5) Сожаление  мальчика в совершенных ошибках (раСкаяние).

2мин

3 мин

Как вы думаете, о каких нравственных качествах мы будем говорить сегодня?

Что вы хотите открыть нового по данной теме?

Посмотрите, что вы узнаете ещё.

 Слайд 3

-О подсказках совести.

-Как исправить ошибки.

    - Эпиграфом нашего урока будет служить выражение: Слайд 4

                                                               

Совесть – верный советчик.

   - Как вы понимаете это выражение?  

6) Что испытывает раскаявшийся человек (радосТь).

7) Состояние полной, высшей радости (счастЬе).

- О совести и раскаянии

Объявляют  тему урока

-Узнать что такое совесть и раскаяние

Сообщение цели и задач

Ответы детей

 Работа с новыми понятиями

-  Совесть человека помогает ему отличать добро от зла. С самого раннего возраста, ещё из сказок,  вам знакомы эти понятия. Как вы понимаете смысл слова «добро»  

  - Какое толковании в словарях?  

 - Дома вы выполняли различные задания со словом «добро»: одни составляли словосочетания со словом, другие вспоминали добрые поступки литературных героев, третьи подбирали пословицы.

  - Какие словосочетания вы составили со словом «добро»?

 

- А какие добрые поступки литературных героев вы можете назвать?

 

  - Какие пословицы о добре, доброте вам удалось найти?

 

 

 

-  

Ответы детей

Работа со словарём. (В Толковом словаре Ожегова написано: «Добро – нечто положительное, хорошее, полезное»)

Работа по группам

1.Творить добро, сеять добро, добрый поступок, добрые люди, излучать добро

2.Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья» построили Дом дружбы и подружили многих героев повести;

В. Катаев «Цветик – семицветик». Героиня сказки Женя с помощью последнего лепестка помогла вылечиться больным ногам мальчика Вити;

 В. Осеева «Три товарища». Володя поделился бутербродом с товарищем Витей.

3. Добро век не забудется.  Жизнь дана на добрые дела. Мир не без добрых людей

33 мин

Назовите антоним слова «добро».

   - Какой  смысл вы вкладываете в это слово?

   - В православии у этого слова есть синоним. Как вы думаете, какой?

Зло.    

 Нечто дурное, вредное

Работа с толковым словарём Ожегов « Зло - нечто дурное, вредное».                                                                      

- Грех

Работа с учебником

Индивидуальная работа на компьютере

 - Давайте узнаем, как в православии объясняют толкование этих слов. Прочитаем об этом на с. 36  вашего учебника.

Работа в группах

1 группа работает со словом ДОБРО и выписывает на доске ключевые слова

2 группа работает со словом ЗЛО и выписывает на доске ключевые слова

3 группа работает  с понятием «грех»

в словаре  Ожегова  написано так: « Грех – это:

1) у верующих: нарушение религиозных предписаний, правил;

2) то, что лежит на совести, отягощает её, как чувство вины.

Грех – это недоброе чувство, мысль или дело

на компьютере  работают с тренажёрами Добро и зло

 Задания 1-4 (Электронное приложение к учебнику)

5 мин

Парная работа

Раздаёт  карточки с качествами человека.

- Разложите их в две группы.

-Какой же сделаем вывод? Что значит «добро» и «зло» в православии?

дети работают в парах

Раскладывают карточки  в две группы. Два человека работают у доски.

мужество              честь                                  хвастливость                      жестокость

 скромность                     милосердие                        совесть                                     трусость

зависть                            жадность                             честность                                лживость

справедливость              выдержка                          эгоизм                                    болтливость

правдивость                    хитрость

Пишут на доске

ДОБРО                          ЗЛО-ГРЕХ

-рост                       - недоброе

-помощь                 - преступление

- радость

3 мин

- Преступление и грех одно и тоже?

Приведите пример.

-Что бы добавили ребята, работающие с тренажёрами?

Нет. Всякое преступление есть грех, но государство не всякий грех считает преступлением

Приводят пример

- Грех - вредит ближнему, разрушает человека

Тренинг «Как не попасть в сети зла?»

- Зло удаляет от добрых целей.

Как не попасть в сети зла? Объясню на пальцах.

Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло? Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик.  Вы начинаете взращивать его в себе. Это – второй пальчик.  Постепенно зло достигает  вершины.  А дальше все быстро - стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком.

И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак.)

Покажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы  не дать ему разгореться?  

Какой  надежный щит  поставить на пути зла?

 

Вручает каждому отвечающему маленькие сердечки

Вручает каждому отвечающему маленькие сердечки и дети наклеивают их на мизинчик.

В самом начале, на мизинце.

Поочерёдно называют положительные качества

(Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность).

Наклеивают их на мизинчик.

Работа с портретом. Апостол Пётр. Мозаика

- Ребята, посмотрите на портрет апостола Петра.

- Кто такой апостол?

- Какое выражение лица у него?

   - Что же послужило причиной его грусти, муки?

- Какая самая главная книга у православных? (Евангелие – показ учителем)

   - Хотите узнать, что рассказывает Евангелие о Петре послушайте и посмотрите видеофрагмент  

 Проверяет восприятия.                                               

   - Какой грех он совершил?

   - Что творилось с его душой после отречения от Христа?

   - Какое внутреннее состояние толкало апостола Петра на мучения?

Когда человек предаёт тех, кто его любит или отрекается  от них, душа не может радоваться.

   - Про совесть говорят, как про живое существо: «Совесть без зубов, а грызёт».

- Совесть может разговаривать с человеком.  Как вы думаете, о чём?

 

Вопросы без ответа вслух.

Я задаю вам вопросы, вы обдумываете и мысленно отвечаете на них.

Всегда ли вы поступали по совести.

Было ли стыдно за свои поступки?

   -  Что происходило с вами  в тот момент когда мучила совесть?

(Невозможно  заснуть, всё думаешь о плохом поступке;

 вздыхаешь; ходишь с поникшей головой).

- Почему голова у человека поникла? (Ему стыдно)

Рассматривают портрет

Отвечают на вопросы

- ученик Иисуса Христа

- грустное, мученическое

- он совершил грех

-Евангелие

Смотрят видеофрагмент отречение Петра (2минуты)

Участвуют в диалоге

-Предательство учителя

-Мучился

- Совесть

- Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так, она мучает нас.

Отвечают на вопросы не озвучивая ответы

   -  Что происходило с вами  в тот момент когда мучила совесть?

- Почему голова у человека поникла?

Размышляют

-Невозможно  заснуть, всё думаешь о плохом поступке; вздыхаешь; ходишь с поникшей головой.

Ему стыдно

Оборудование:  компьютер, презентация, записи на доске, распечатки из рабочей тетради, эпиграф к уроку, священная книга православного народа Евангелие, Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова  (Москва, 2005),  магнитофон, аудио запись песни «Если добрый ты», учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» (4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений) (Кураев А.В., Москва, Просвещение, 2010).

1.Организационный момент.  Приветствие гостей.

Я рада приветствовать всех и желаю, чтобы сегодняшний урок прошёл с пользой для каждого из нас. Успехов!

2. Чтение учащимся наизусть стихотворения Л. Л. Серафимовой  

-Внимательно послушайте стихотворение Л. Л. Серафимовой  и приготовьтесь оценить поступки героя

«Какой я?»

На кого я похож? Что несу я в себе?

Я подумать решил о добре и о зле...

Утром в школу проспал. Сам с кровати не встал:

Всё лежал и дремал. С мамой спорить я стал...

В школу быстро бежал. Всех с дороги толкал.

Извиняться уж не было времени:

Ведь никто не упал, лишь чуть-чуть запищал

Рыжий пёсик без рода, без племени.

Друг списать мне не дал! Я смиряться не стал:

«Ты не друг мне», — сказал. Взял тетрадь и списал.

Но обиделся он. Был ли я огорчён?

Посмотрел я в окно и забыл про него.

День сегодня плохой! Честно я признаю.

На душе как-то, вот, неспокойно...

Я подумать решил о добре и о зле

И услышал в ответ…..

- Какой ответ мог услышать мальчик? (Ответы детей)

Слайд 1  «Зло в тебе, коль душе твоей больно!».

- Ребята давайте попробуем помочь герою стихотворения взглянуть на себя и свои поступки со стороны, чтобы что-то понять для себя  и чему-то научиться.

Предлагаю ответить на вопросы. На столах слова подсказки. Ваша задача слова ответы разместить на доске  так, чтобы буквы красного цвета находились на одной вертикале.

1) Чувство, которое испытал мальчик, совершив плохие поступки. (Стыд)

2) Чувство друга, которого он  несправедливо огорчил (Обида).

3) Чувство сильного возмущения, раздражения,  которое может вызвать обида (гнеВ).

4) Какое качество помешало мальчику  встать вовремя в школу? (лЕнь)5) Сожаление  мальчика в совершенных ошибках (раСкаяние).

6) Что испытывает раскаявшийся человек (радосТь).

7) Состояние полной, высшей радости (счастЬе).

 - Как вы думаете, о каких нравственных качествах мы будем говорить сегодня? (О совести и раскаянии).   Слайд 2 ТЕМА: СОВЕСТЬ И  РАСКАЯНИЕ 

- Что мы хотим открыть нового по данной теме? (Узнать что такое совесть и раскаяние)

Посмотрите, что вы узнаете ещё. Слайд 3

-О подсказках совести.

-Как исправить ошибки.

    - Эпиграфом нашего урока будет служить выражение: Слайд 4

                                                               

Совесть – верный советчик.

   - Как вы понимаете это выражение?  (ответы детей)

3. Работа с новыми понятиями.

   -  Совесть человека помогает ему отличать добро от зла. С самого раннего возраста, ещё из сказок,  вам знакомы эти понятия. Как вы понимаете смысл слова «добро»  (ответы детей)

  - Какое толковании в словарях?  (В Толковом словаре Ожегова написано: «Добро – нечто положительное, хорошее, полезное»)

  - Дома вы выполняли различные задания со словом «добро»: одни составляли словосочетания со словом, другие вспоминали добрые поступки литературных героев, третьи подбирали пословицы.

  - Какие словосочетания вы составили со словом «добро»? (Творить добро, сеять добро, добрый поступок, добрые люди, излучать добро)

  - А какие добрые поступки литературных героев вы можете назвать?

 (Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья» построили Дом дружбы и подружили многих героев повести;

В. Катаев «Цветик – семицветик». Героиня сказки Женя с помощью последнего лепестка помогла вылечиться больным ногам мальчика Вити;

 В. Осеева «Три товарища». Володя поделился бутербродом с товарищем Витей.

   - Какие пословицы о добре, доброте вам удалось найти?

 (Добро век не забудется.  Жизнь дана на добрые дела. Мир не без добрых людей.)

   -  Назовите антоним слова «добро». (Зло).    

   - Какой  смысл вы вкладываете в это слово?  (Нечто дурное, вредное)

   - Да! Вы правы! В толковом словаре Ожегова так и написано: « Зло - нечто дурное, вредное».                                                                      

   - В православии у этого слова есть синоним. Как вы думаете, какой? (грех)

4. Работа с учебником.

   - Давайте узнаем, как в православии объясняют толкование этих слов. Прочитаем об этом на с. 36  вашего учебника.

Работа в группах

1 группа работает со словом ДОБРО и выписывает на доске ключевые слова

2 группа работает со словом ЗЛО и выписывает на доске ключевые слова

3 группа работает  с понятием «грех»

в словаре  Ожегова  написано так: « Грех – это:

1) у верующих: нарушение религиозных предписаний, правил;

2) то, что лежит на совести, отягощает её, как чувство вины.

Грех – это недоброе чувство, мысль или дело.

Работа в паре на компьютере с тренажёрами Добро и зло Задания 1-4 (Электронное приложение к учебнику)

Задание: (дети работают в парах). Раздаются карточки с качествами человека. Разложить их в две группы. Два человека работают у доски.

мужество                        честь                                  хвастливость                           жестокость

 скромность                     милосердие                        совесть                                     трусость

зависть                            жадность                             честность                                лживость

справедливость              выдержка                          эгоизм                                    болтливость

правдивость                    хитрость

   - Какой же сделаем вывод? Что значит «добро» и «зло» в православии?

На доске.

ДОБРО        ЗЛО—ГРЕХ

- рост         - недоброе

- помощь        - преступление

- радость

- Преступление и грех одно и тоже?

Нет. Всякое преступление есть грех, но государство не всякий грех считает преступлением

- Приведите пример.

-Что бы добавили ребята, работающие с тренажёрами? (Грех - вредит ближнему, разрушает человека)

5.Тренинг «Как не попасть в сети зла?»

- Зло удаляет от добрых целей.

Как не попасть в сети зла? Объясню на пальцах.

Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло? Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик.  Вы начинаете взращивать его в себе. Это – второй пальчик.  Постепенно зло достигает  вершины.  А дальше все быстро - стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком.

И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак.)

Покажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы  не дать ему разгореться?   (В самом начале, на мизинце.)

Какой  надежный щит  поставить на пути зла?

 (Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность).

( Дети поочерёдно называют положительные качества, а учитель вручает каждому отвечающему маленькие сердечки и дети наклеивают их на мизинчик).

6.Работа с портретом. 5 слайд. Апостол Пётр. Мозаика

   - Ребята, посмотрите на портрет апостола Петра.

- Кто такой апостол? (ответы детей)

- Какое выражение лица у него?

( грустное, мученическое).

   - Что же послужило причиной его грусти, муки? (ответы детей - он совершил грех)

 - Какая самая главная книга у православных? (Евангелие – показ учителем)

   - Хотите узнать, что рассказывает Евангелие о Петре послушайте и посмотрите видеофрагмент  

Видеофрагмент отречение Петра (2минуты)

7.  Проверка восприятия.                                               

   - Какой грех он совершил? (ответы детей)

   - Что творилось с его душой после отречения от Христа? (мучился)

   - Какое внутреннее состояние толкало апостола Петра на мучения? (совесть) Когда человек предаёт тех, кто его любит или отрекается  от них, душа не может радоваться.

   - Про совесть говорят, как про живое существо: «Совесть без зубов, а грызёт».

- Совесть может разговаривать с человеком.  Как вы думаете, о чём?

 (Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так, она мучает нас.)

Вопросы без ответа вслух.

Я задаю вам вопросы, вы обдумываете и мысленно отвечаете на них.

Всегда ли вы поступали по совести.

Было ли стыдно за свои поступки?

   -  Что происходило с вами  в тот момент когда мучила совесть?

(Невозможно  заснуть, всё думаешь о плохом поступке;

 вздыхаешь; ходишь с поникшей головой).

- Почему голова у человека поникла? (Ему стыдно)

8. Открытие новых знаний. Работа с понятием “Совесть”.

   - Что же такое совесть?  Давайте обратимся к понятию “Совесть” учебник

страница 36-37.

Человеку на его грех указывает не милиционер, а его собственная совесть.

У любого недоброго поступка человека всегда есть свидетель – его же душа.

Совесть - внутреннее ощущение человеком добра и зла

Совесть – внутренний советчик и судья.

Работа в паре на компьютере «Это интересно» (Электронное приложение к учебнику)

Учитель читает стихотворение  В.А. Смирнова.

Ангел Света — небожитель —

От печали и невзгод

В Царство Божие, хранитель,

С детства каждого ведёт.

Слайд 6 (На слайде появляется изображение Ангела Хранителя)

Ангел тьмы желает мщенья —

Бог низверг с Небес его.

(На слайде появляется изображение Ангела тьмы - Сатана)

Бьются ангелы с рожденья

Из-за сердца твоего.

- А между ними кто?  (Человек)

В нас как бы говорят два голоса: один зовёт к добру, другой – к злу. И нам постоянно приходится делать выбор, решать, как поступить, что позволить себе и что запретить. Борьба добра и зла внутри нас.

Сатана

Человек

Бог

Посылает бесов

БЕС

Выбирает с кем соглашаться

СО

Посылает  Ангела (вестника)

ВЕСТЬ

- Поработаем  с таблицей.

-Кто посылает Ангела хранителя? (Бог)

- Как переводиться слово Ангел? (вестник)

- Какая приставка означает соединение с чем-либо? (СО)

Соединим приставку «со» со словом «весть».

Что получим  (целое знакомое слово «СОВЕСТЬ»).

- С чем (или Кем?) же происходит соединение, когда мы чувствуем укоры совести?  Совесть - это голос Божий, который говорит нам, что хорошо, а что плохо.

Человек соглашается с Ангелом  света, совесть  человека чиста, он радуется жизни.

Если человек соглашается с бесом, то совесть его становится беспокойной, бессовестной.

- Так отчего стало неспокойно и больно душе мальчика? (Его мучила совесть.)

9) Работа по книге и тетради.

- Ребята, а как работает совесть?

 Прочитайте, об этом на с. 37 учебника и  заполните таблицу,  какие важные дела

 совершает совесть?

  Два дела совести

Время

Что делает совесть?

Пример

Перед выбором совесть…

подсказывает, как должен поступить человек

После ошибки совесть…

срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!»

                   

    ( Самостоятельная работа).

 Проверка самостоятельной работы.

- Какие важные дела  совершает совесть? (ответы детей)

1) Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.

2) « После ошибки совесть срабатывает, как тревога: «Так нельзя! Исправься!».

   - Какой можно сделать вывод из нашего разговора? Что самое главное в жизни человека? (быть в ладу со своей совестью Слайд 7)

   - Что это значит?

•    Поступать так, как подсказывает совесть.

•    Если совершил ошибку, постараться её исправить.

   - Ребята, чаще прислушивайтесь к колокольчику вашей совести. В православии совесть – это голос Божий, звучащий в каждом.

Работа  по группам

1 группа

Связаны ли между собой два выражения: «бессовестный человек»  и «мёртвая душа»?

Объясни.

Есть такое выражение — «сожжённая совесть». По-гречески «сожжение совести» означало наложение клейма на тело преступника. То место, на котором выжигается клеймо, теряет чувствительность и делается как бы мёртвым, бесчувственным. Так и душа человеческая, отягчённая злом, мертвеет, теряет способность к добрым делам.

2 группа

Портрет совестливого человека

 Составьте словесный собирательный образ совестливого человека.

Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо)

Он не пройдет мимо …(беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)

Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то  они вызывают у него… (глубокое раскаяние).

Совесть побуждает человека следовать… (добру, истине и справедливости).

Отвращает его от… (дурных поступков и действий).

3 группа

Синквейн

Совесть

Вечная, мудрая

Помогает, мучит, учит

Совесть – главный судья

Слушай её

Работа в паре

1)на интер доске  «Найди пару». Найдите вариант как можно  заменить предложение:

Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести).

Жить честно, справедливо. (Жить по совести).

Делать что-либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть).

Жить спокойно, не испытывая угрызения совести. (Жить со спокойной

совестью.) Ведь не случайно говорят: «Счастлив тот, у кого совесть

спокойна».

Поступать без стыда, без стеснения. (Поступать без зазрения совести).

 Когда человек не выполнил того, что был обязан сделать, схитрил, обманул кого-то

 ( поступок на его совести).

3)на компьютере Контроль «Разговор со своей совестью» (Электронное приложение к учебнику)

Проверка.

10. Работа с понятием “раскаяние”

-Легко ли поступать по совести?

  А если человек не успел прислушаться к совести до времени принятия ошибочного решения. Совесть болит и не дает покоя. Но ведь с болью жить трудно. Когда у нас, например,  болит горло, что мы предпринимаем? (пьём лекарство, идём к врачу)

- Какое лекарство нужно принять, когда болит душа? (сделать доброе дело, попросить прощенья, покаяться)

   - Так что же такое раскаяние? ( Раскаяние - испытание сожаления, признание в совершённой ошибке, в неправильном поступке)

-Что главное в понятии “раскаяние” в православии? Для этого прочитаем текст в учебнике на странице 38. ( Слайд 8 Раскаяние (или покаяние) –это  изменение той оценки, которую человек даёт своим поступкам.)

Тебе казалось таким забавным спрятать сменную обувь своей одноклассницы. Дело сделано. А потом, увидев слезы на глазах девочки, которую наказали за  опоздание на урок, ты спохватился: «Ее наказали за мою шалость! Зачем я так? Я же хотел улыбки, а не слез!».

- Какие шаги существуют в раскаянии?

 - В раскаянии существуют 3 шага:

          1 шаг - согласие человека с протестующим криком своей совести;

           2 шаг – переворот своих стремлений;

           3 шаг – покаянные молитвы к Богу.

Внимательно посмотри на схему.

Слайд 9

Покаяние (Раскаяние)

1. Согласие и сожаление о том, что сделано

2. Готовность исправить свой поступок и понести за него наказание

3.Искренние,  покаянные молитвы к Богу  

-  Назовите самую простую молитву. (Господи, прости).

- Куда идёт православный человек, чтобы очистить свою совесть и  принести покаяние в содеянных грехах (В храм на исповедь) Слайд 10, 11

Как дерево может

 Укрыть от дождя,

 Так храм защищает

 Пришедший народ

 От жизненных бурь

 И душевных невзгод!

. Но прежде чем идти на исповедь в храм, человек  должен примириться с ближними, научиться прощать других, смирив свою гордыню.

 -Когда раскаяние действительно придёт? (Когда оно искреннее)

Иногда люди делают вид, будто раскаиваются, а на самом деле подделывают раскаяние. Они думают, что,  стоит скороговоркой сказать "Прости, мама" или "Прости, Господи!", и можно спешить к новым приключениям.

Что об этом говорит учебник? ( стр.39 последний абзац)

Как работу нужно делать до пота так и каяться надо искренне, а порой  и до слёз (как апостол Пётр).

А после таких слёз, вспоминаем апостола Пётра, душа обновляется и приходит радость.

Состояние высшей радости – счастье.

К сожалению, не всегда делом можно успеть исправить причиненное зло…

Но если такая возможность еще есть – надо спешить делать добро.

 Найди дело, противоположное греху:

Слайд 12 ( анимация: вместо камней – цветы)

Украл? – Верни!

Солгал? – Признайся!.

Пожадничал? – Подари!

Обидел? – Попроси прощения.

-Ребята, спешите делать ДОБРО!  Слайд 13 (песня «Если добрый ты».)

11. Рефлексия.

- Наш урок подходит к концу.

- Какое открытие сделали вы для себя, что положим в сундучок знаний  

Закончите предложения, начало которых вы видите на экране

Слайд 14.

 Теперь я знаю, …  что такое совесть и раскаяние

Теперь я умею …  управлять злом, побеждать его

Теперь я (буду) не буду … трудиться над своей душой

12.Домашнее задание 

по выбору одно задание

1. Подготовить ответ на тему: Как я понимаю выражение «мир в душе».

2.  Провести интервью с членами семьи по вопросам: Совесть и раскаяние.

3. Сочинить сказку на тему «Совесть пропала»

3 группа

Составьте Синквейн

Совесть

Вечная, мудрая

Помогает, мучит, учит

Совесть – главный судья

Слушай её

3 группа

Составьте Синквейн

1существительное

2 прилагательных

3глагола

Предложение

Главная мысль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния". Конспект урока (методическая разработка) по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю ОМРК.

Методическая разработка (план-конспект) урока по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю "Основы мировых религиозных культур". Тема "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздания". Урок-беседа....

Презентация урока по курсу ОРКСЭ, модуль ОМРК, тема «Добро и зло.Грех, раскаяния и воздаяния»

Презентация "Основы мировых религиозных культур", тема "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния." Курс ОРКСЭ....

«Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния»в курсе ОРКСЭ

Урок по темам 9-10 уроков "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния" по программе ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религигиозных культур". Конспект уроока, на которо формируются осознанные, четк...

«Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния»в курсе ОРКСЭ

Урок по темам 9-10 уроков "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния" по программе ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религигиозных культур". Конспект уроока, на которо формируются осознанные, четк...

Совесть и раскаяние

презентация к уроку ОРКСЭ...

Добро и зло, совесть и раскаяние.

ОРКСЭ Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг  и совесть - важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека....

Добро и зло, совесть и раскаяние.

Презентация к уроку основы православной культуры....