Конспект урока ОРКСЭ. Тема. Чувство Родины.
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Овсиенко Татьяна Алексеевна

Способствовать формированию понимания обучающегося того, что Земля – наш общий дом, а человек - часть природы; развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока ОРКСЭ.33.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Чувство Родины.

Цели урока: изучить основные понятия «Родина», «Отчизна»; «родное», «род», научить руководствоваться в жизни золотым правилом этики, сформировать умение применять принципы общения, начало экологической культуры, подразумевающей сформированное экологическое сознание; воспитывать чувство патриотизма, коллективизма, уважения друг к другу и окружающим, потребность в общении, толерантное и доброжелательное отношение, стремление быть тактичным и деликатным.

Задачи: способствовать формированию понимания обучающегося того, что Земля – наш общий дом, а человек - часть природы; развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками; развивать самостоятельность и оригинальность мышления, готовность к социальному взаимодействию; совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения; формировать способность слушать и принимать во внимание то, что говорят другие люди, учить прогнозированию последствий своих поступков; способствовать развитию чувства патриотизма, любви к Родине, эстетическому воспитанию, бережного отношения к родному краю, живой природе.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты:

Личностные результаты: формирование чувства любви и гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей многонационального российского общества; развитие сознательности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;  умение формулировать понятия «Родина», «Отчизна», «родное», «род», назвать правила дружбы;

 практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем;

приобретение навыков работы в сотрудничестве.

Метапредметные результаты: адекватное использование речевых средств, для решения различных познавательных задач; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свое собственное мнение;

 слушать собеседника и вести диалог; уметь аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты: понимание, знание, принятие и умение формулировать понятия и ценности: «родное», «род», «Родина», «Отчизна»;

знание золотого правила, правила дружбы;

Ход урока

I. Организационный момент 

Вместе  за руки возьмемся

Мы друг другу улыбнемся.

Дружно скажем добрый день!

Ведь работать нам не лень.

Здравствуйте, ребята!

Садитесь, пожалуйста.

- Отличное настроение это всегда залог успеха. Хочется пожелать вам, чтобы оно сохранялось на уроке. А если у нас хорошее настроение, как мы можем подарить его друзьям при встрече? Правильно, улыбкой. Посмотрите на своего соседа по парте. Давайте улыбнёмся друг другу и скажем: «Желаю тебе сегодня на уроке …»

II. Актуализация знаний и постановка темы урока.

- Любовь к природе - великое чувство. Любить свой край, беречь природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею. Чувство любви помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее.

Великий педагог В.А. Сухомлинский говорил: "К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность".

         Природа - это наш родной край, земля, которая нас растила и кормит. Чтобы научиться понимать природу, чувствовать ее красоту, беречь ее богатства, читать ее язык, нужно прививать эти качества с детства. Добрые чувства уходят своими корнями в детство, а "человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира".

Учитель: Отгадайте загадку:

«В своем доме и стены помогают»

«Что краше солнца, дороже золота?» (Ответы детей)

Верно, Родина!

Вы, наверное, догадались, о чем мы будем с вами говорить? (Ответы детей)

О том, что дорого и свято для каждого из нас, о Родине.

Тема нашего урока: «Чувство Родины»

Эпиграфом послужат нам слова М. Пришвина “Любить природу – значит любить Родину”  (Записать на доске).

Какие задачи поставите перед собой на уроке? (Ответы детей)

Мы постараемся сегодня затронуть глубокие чувства в сердце каждого, заглянуть в свой душевный мир, почувствовать искреннее, гуманное отношение к святому понятию «Родина».

III. Изучение нового материала.

Учитель:  (Чтение стихотворения)

                                                      Россия

Здесь тёплое поле наполнено рожью,

Здесь плещутся зори в ладонях лугов.

Сюда златокрылые ангелы Божьи

По лучикам света сошли с облаков.

И землю водою святой оросили,

И синий простор осенили крестом.

И нет у нас Родины, кроме России, -

Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.             П. Синявский.

- А  что для вас значит понятие «Родина»? (Ответы детей)

- Место, где человек родился, где жили и живут его предки.

Родина это родной край, по которому он тоскует и готов защищать.

Самое дорогое и важное для каждого человека это Родина.

Ребята, как вы думаете, что общего в словах «родное» и «Родина»? (Ответы детей)

Корень «род».

Это слово «род» означает исток, начало той жизни, которую вы продолжаете, которая вызывает чувство близости и единства с родными местами, с близкими людьми.

Физкультминутка

Работа у доски   (Работа в группах, один представитель называет слова)

Попробуйте подобрать к каждой букве слова «Родина» прилагательное – эпитет, которое раскрывает ваше понимание этого слова

Р - родная, раздольная, разумная  и т.д.

О – огромная, очаровательная, открытая  и т.д.

Д – добрая, душевная, достойная  и т.д.

И – интересная, известная, интеллектуальная  и т.д.

Н – необъятная, наилучшая, ненаглядная  и т.д.

А – авторитетная, активная, актуальная, аккуратная и т.д. 

- Подберите синонимы, подумайте, какие подойдут к слову «Родина»?

 (Предполагаемые ответы детей: родной край, Отечество, Отчизна)

- Как вы думаете, слова: отчество, отец, отчий являются однокоренными к слову «Отчизна» (Ответы детей)

- А как вы понимаете слова Вольтера: «Отчизна – это край, где пленница душа»?

 (На доске плакат со словами Вольтера).

- Здесь говорится о глубоких и сильных чувствах, которые выражают любовь к родному, любимому месту на Земле. Душа всегда связана с чувствами. Такое единство чувства Родины и собственной судьбы в человеке называют патриотизмом. 

Как Вы думаете, у каждого человека есть город, деревня, где он родился, своя Малая Родина?

- А что значит «малая родина»? (Ответы детей)

- Малая родина – это место, которое нам передается от отцов, где мы родились и любим бывать. Это небольшой уголок, но самый дорогой для всех нас. Место, которое мы называем своим домом на просторах нашей большой Родины.

А сейчас мы послушаем ребят, которые приготовили стихотворение   (Дети читают стихи наизусть)

                                            «Россия – наша Родина»

Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?

Россия! Как Синюю птицу,
Тебя бережём мы и чтим,
А если нарушат границу,
Мы грудью тебя защитим!

Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия, –
Мы в горе и счастье – с тобой!

И если бы нас вдруг спросили:
"А чем дорога вам страна?"
– Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна!      
       

Работа с пословицами.

- Перечислить всего, что стоит за этим большим и емким словом Родина, никто не возьмется. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательных произведений о нашей большой Родине.

Много мудрых мыслей, пословиц, поговорок, песен, сказок придумывал и слагал о Родине, о своем крае народ.

«В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки». Тарас Шевченко, украинский поэт.

Так сказал великий украинский поэт Тарас Шевченко, а как вы понимаете эти строки? (Ответы детей)

Человек, который не любит свою Родину, не может считаться нравственным человеком.

Работа в группах   (Каждая группа получает конверт со словами, надо составить пословицу и объяснить ее значение)

Задание на столах для каждой группы в конвертах, постарайтесь собрать из этих слов пословицы о Родине и объяснить их значение:

Человек без Родины, что соловей без песни.

На чужой стороне Родина милей вдвойне.

Знает весь свет — тверже русских нет.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Сыновья русских матерей славятся удалью богатырей.

Русский человек добро помнит.

- Составьте синквейн по теме нашего урока к слову «Родина»: существительное, существительное, существительное, прилагательное, прилагательное.

Предложение.

А у меня получился вот такой синквейн. Можете дополнить ваш синквейн, у кого были затруднения. Отчизна, Отечество, Родина, родная, любимая. Я люблю свою Родину.

IV. Закрепление нового материала.

- Родина - это и огромное пространство в 1/6 всей земной коры, и ракета, нацеленная к луне,  и тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие на север. Великие открытия, достижения в разных областях культуры, науки и спорта, имена знаменитых людей, которым аплодирует весь мир. Родина это наши родители, дом, город и родная гимназия, все мы с нашим миром, чувствами, радостями и заботами.

Упражнение «Снежинка»

- Сейчас мы с вами выполним одно простое упражнение. Перед вами чистый лист бумаги. Возьмите его и четко выполняйте инструкцию:

сверните лист пополам и оторвите правый верхний угол,

сверните еще раз пополам и оторвите правый верхний угол, затем еще раз сверните пополам и оторвите правый верхний угол. Теперь разверните и сравните листы друг друга.

- Что мы видим? У всех листы получились разные. 

- Все мы абсолютно разные: в мышлениях, поступках, привычках, национальности и культурных традициях. Но независимо от этого, мы - единый народ с общей исторической судьбой и у нас одна на всех Родина. Строить дальнейшую жизнь России, сильного демократического государства мы можем только вместе. И нам под силу любые трудности, если мы будем объединены одной идеей:

«Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, спроси, что ты сможешь сделать для своей Родины.

- А что вы, молодое поколение, можете сделать для своей страны?

На столе у каждого из вас лежат сердечки. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Я буду стараться для своей Родины…».

Например, я напишу: «Я буду стараться для своей Родины беречь природу». В ваших возможностях написать, а затем стараться дарить знания, умения, оценки, улыбки, настроение, пожелания и т.д. (Ответы детей).

(На доске плакат с картинкой о России. «Cердечки» учитель прикрепляет на доску в виде большого сердца в центре плаката.)

V. Рефлексия

 «Цветное настроение».

- Оцените свою работу на уроке, покажите цветные смайлики настроения (Красный цвет – «У меня все получилось»; Синий цвет   – «Узнал новое, но не все получалось»; Зеленый  цвет – «Ничего не понял».)

- Закончите фразу: «Сегодня на уроке я …»

-  Какая тема нашего урока?

- Ребята, что вы узнали нового?

- Что бы вы хотели узнать?

 Какие цели и задачи мы ставили на уроке?

- Завершить урок хочется пожеланием всем добра,  радости и стихотворением о Родине.

Холмы, перелески, луга и поля —

Родная, зелёная наша земля.

Земля, где я сделал свой первый шажок,

Где вышел когда-то к развилке дорог.

И понял, что это раздолье полей —

Частица великой Отчизны моей.             (Г. Ладонщиков)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему "Россия - родина моя"

Конспект урока на тему "Россия - родина моя"...

Методическая разработка. Конспект урока по теме: Жить - Родине служить. Звук [й,]. Буквы Й, й.

Цель: Познакомить учащихся с буквами Й, йЗадачи: 1. Развивать фонематический слух, логическое мышление, речь;               2. Сов...

Презентацация к конспекту урока по теме "Жить - Родине служить. Звук [й,]. Буквы Й, й."

Цель: Познакомить учащимися с буквами Й,иЗадачи:1. Развивать фонематический слух, логическое мышление, речь;2. Совершенствовать навыки чтения...

конспект урока ОРКСЭ Россия наша Родина

конспект урока ОРКСЭ Россия наша Родина...

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ Тема урока: «Дружба и порядочность»

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ Тема урока: «Дружба и порядочность» Дата:  9 октября, 2018 г.Школа: № 148Класс: 4 «д»Урок: 3Кабинет: 224 Учитель: Кейзер.А.ВСтуде...

Конспект урока+презентация. Тема: Здравствуй, Родина моя! Моя Россия!

Урок по музыке проводится во 2 классе. Цель урока:   расширить и углубить знания детей о Родине с помощью музыки, создать обобщенный  музыкальный образ России на различных примерах...

Разработка урок ОРКСЭ. Тема "Чувство Родины"

Разработка урок ОРКСЭ. Тема "Чувство Родины"...