план-конспект урока ОРКСЭ. Тема "Добро и зло"
методическая разработка (4 класс) по теме

Разработка плана-конспекта урока по теме "Добро и зло" явилась зачетной работой по этике на курсах ОРКСЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka_orkse.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Факультет международного образования

Кафедра ЮНЕСКО

Лаборатория истории и культуры религий мира

Тема «Добро и зло»

План-конспект урока ОРКСЭ

                                                   

  Слушатель специальных курсов повышения                                                            

                                                      квалификации НО-55 Козлович С.А.

                                                      ГБОУ СКОШИ  №31 ВАО

                                                    Москва 2012

Тема урока: «ДОБРО И ЗЛО»

Цель: уточнить и расширить знания о добре и зле.

Образовательные задачи: формировать представления о добре и зле.

Коррекционно-развивающие задачи: коррекция мыслительной деятельности, речи и памяти учащихся.

Воспитательные задачи: воспитывать потребность к совершению добрых поступков и порицанию злых.

Здоровьесберегающие задачи: способствовать доброжелательному и комфортному климату в коллективе.

Оборудование: учебник, словари Ожегова, мультимедийная установка, карточки.

                                     

                                  Ход урока.

1. Оргмомент.

2.  Актуализация знаний.

Сегодня мы поговорим с вами о главных моральных понятиях в жизни человека - добре и зле. Посмотрите на слайд. Какие тучи символизируют добро, а какие – зло? На следующем слайде : какую дорогу выберет девочка?

Знаком ли вам этот памятник? Где он находится? Вспомните, какую годовщину отмечала наша страна в начале учебного года? Что вы знаете о войне 1812 года, расскажите. Чем знаменито Бородинское поле?

Александровская колонна или Александрийский столп – это памятник,

символ победы добра над злом.

3. Изучение нового материала.

 а)  Работа в группах.

   1 группа. Работает со словарем Ожегова и ищет понятия: добро и зло.

   2 группа. Рисует лицо доброго и злого человечка.

    Проверка работы.

  б) прослушивание сказки и беседа.

Жили-были старик со старухой. А вместе с ними пёс и кот. Пёс и кот были преданными друзьями старика. Старик подобрал их голодных и больных на улице, выходил и вылечил. Они всегда сопровождали старика, куда бы он не шёл.

Старуха не жаловала ни пса, ни кота. Она ругала их и обзывала «бездельниками и дармоедами». Особенно доставалось коту после того, как в доме поселилась мышка, которая прогрызала сыр или дыру в мешочке с зерном. Кот мог бы, конечно, поймать мышку, однако он давно подружился с ней и не хотел причинять ей вреда, да и ела мышка, совсем мало, не принося большого урона хозяйству старухи. Всё это не нравилось старухе, и она поднимала страшный крик: «Утопи, старик, кота! Зачем кормить этого бездельника!». В такие минуты не только кот, пёс и мышка прятались куда-нибудь подальше, но и дед уходил во двор, стараясь не попадаться старухе на глаза.

Жили они так долгое время, пока не произошла история, резко изменившая отношение старухи к псу, коту и мышке. А дело было так. Однажды утром старик сидел во дворе и разбирал рыболовные снасти. Пёс и кот были рядом с ним, а мышка тихонечко сидела в своей норке. Старуха готовила завтрак, и сняв сыр с полки, она увидела, что тот с краешку погрызен мышкой. Старуха с криком и угрозами в адрес кота, пса, мыши и деда помчалась во двор и совсем забыла про накрытый досками во дворе старый заброшенный  колодец. От старости доски на колодце прогнили, и старуха рухнула в колодец. На её счастье, в колодце давно уже не было воды, а стенки осыпались, так что старуха не разбилась, а только поцарапалась о доски и сильно испугалась. Самостоятельно выбраться из колодца старуха не могла, колодец был ещё достаточно глубок. На помощь старухе бросились дед, пёс и кот. Дед лёг на землю, дотянулся до рук старухи, но вытащить её не хватало сил…

Как вы думаете, чем закончилась сказка?

Напишите ( работа в группах)

Зачитайте свои ответы.

Сравните своё продолжение с текстом.

 Он попросил помощи у пса и кота, а кот позвал ещё и мышку. Вчетвером они вытащили старуху из колодца. «Вот видишь, старуха, и пригодились тебе пёс, и кот, и даже мышка. Если бы не они, ещё долго сидела бы ты в колодце».

После этого случая старуха поставила в доме на пол три миски. И теперь каждое утро в одну миску она бросала кость для пса, в другую - наливала молока для кота, а в третью – немного сыра для мышки и для каждого у неё находилось ласковое слово и ворчливая старуха благодаря доброму поступку пса, кота и мышки, стала доброй и ласковой.

Объясните,  как вы понимаете эти строки?

Не спешите на зло отвечать злом, отвечайте добром и от этого жизнь на земле станет ещё прекраснее.

в) Посмотри на картинки слайда и выбери добрые дела, свой ответ аргументируй.

г) «Сбор сокровищ»

     В ларчик- шкатулку необходимо положить стеклянный прозрачный шарик со словами доброго дела, которое сделал каждый ученик.

Ларчик наполнился и мы его закрываем. Это наше сокровище.

 Добро и зло творить всегда

 Во власти всех людей.

 Но зло творится без труда,

 Добро творить трудней.

4. Физминутка.

   Подвижная игра  «День – ночь».

5. Чтение стихотворения  «Разговор» В Лившиц.

Усталая, с работы

Пришла под вечер мать

И видит, что у сына

Не прибрана кровать,

Что стынет чай в стакане,

Что пол не подметён,

Что,  лежа на диване,

Читает книжку он…

И мать ему с обидой

Промолвила: «Сынок,

Когда – нибудь ты маме

Хоть чем-нибудь помог?»-

А сын ответил хмуро,

Едва взглянув на мать:

- Ты, мама, про Тимура

Мешаешь мне читать!..

Уверен я, ребята,

Что если б жил Гайдар-

Прославленный писатель

И храбрый комиссар,-

То этому парнишке,

Что так встречает мать,

Сказал бы автор книжки

(Вернее, мог сказать) :

«В тебе, наверно, совесть

Заснула, паренёк!

Прочесть сумел ты повесть,

А вот понять – не смог…»

6 Беседа.

Согласны ли  вы со словами автора? Как должен был поступить сын?

Стремление совершать добрые поступки живёт в каждом из нас. Только не всегда добрые намерения превращаются в добрые дела.

Противоположность добра - зло. Прочитайте, что такое зло?

Каждый человек может сталкиваться со злом, которое стало обыденным, вошедшим в привычку - хамство, грубость, эгоизм, хитрость, обман,

равнодушие к страданию, чужой беде, боли. К сожалению, зло очень распространено и оно многолико, а нередко и коварно. Оно не заявляет о себе: « Я - зло! Я - аморальность!», напротив, зло умеет прикрываться маской добра.

    Назовите несколько поступков, которые можно было назвать добрыми или злыми. Вспомните сказки, когда добро побеждает зло.

     Послушайте рассказ «Кто наказал его?» Валентины Осеевой.

     Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.

     -Кто наказал его? – спросила соседка.

     - Он сам наказал себя, - ответила мама.

     Почему все оставили мальчика? Как правильно должен был поступить мальчик?

7 Дидактическая игра «Продолжи пословицу»

* Жизнь дана на…………                             * а хвались добром.

*  Не хвались серебром……….                    * добрые дела.

*  Плохо тому,…………………                    * война разрушает.

*  Злой плачет от зависти, а……..                * добрый от радости.

*  Доброму человеку и чужая……               *  до сердца.

*  Мир строит, а ………………….               * кто добра не творит никому.

*  Доброе слово доходит…………               *  болезнь к сердцу.

*   Делаешь добро - ………………               * делай до конца.

Прочитай два столбика пословиц. В левом столбике начало пословицы, а в правом столбике продолжение её. Прочитай готовую пословицу и объясни её смысл.

Проверка.

*Жизнь дана на добрые дела.

* Не хвались серебром, а хвались добром.

* Плохо тому, кто добра не творит никому.

* Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

* Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

* Мир строит, а война разрушает.

*  Доброе слово доходит до сердца.

* Делаешь добро – делай до конца.

8. Домашнее задание.

   Посмотрите на слайд. Спланируй добрые дела.

9. Итог урока.

   Что нового для себя вы узнали?

   Что для вас сегодня было ценным?

10. Рефлексия.

    Как ты относишься к уроку?

    Выбери смайлик на слайде.

1) урок интересный, отличный………..  Улыбка.

2) урок обычный, нормальный………..  Полоска.

3) урок скучный, не интересный……… Грустная улыбка.

11. Оценка знаний.

     Оценить полные и аргументированные ответы учащихся, поощрить старание слабых учащихся. Отметить и оценить работу всего класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

План-конспект занятия по ОРКСЭ по теме: "Семья".

Цель этого занятия:привить любовь к ближнему, семье, уважение к старшим, сверстникам, к родному дому, Родине;воспитание чувства патриотизма...

План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)

Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...

План-конспект открытого урока по ОРКСЭ по теме: Защита Отечества.

Данный урок  был проведен   для  родителей и коллег  в 4-х классах.  Учащиеся  принимали активное участие в подготовке урока и его проведении....

План-конспект интегрированного урока музыки и живого мира в 1 классе для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Тема урока: "Весенняя капель"

Тема: «Весенняя капель».Цели: развитие слухового восприятия, слуховой памяти, закрепление понятия «весна».Задачи: - повторение времён года (зима, весна), повторение признаков весны- развитие умения сл...