Технологическая карта урока ОРКСЭ «Красота этикета»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Баранова Александра Владимировна

Тема урока «Красота этикета»

 

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование знаний о понятии «этикет» и знакомство учащихся с историей этикета и его ролью в жизни.

Задачи урока

Дидактические:

  1. формировать умение правильно сидеть за столом;
  2. продолжить обучать работе с текстом;
  3. научить воспринимать важность этикета в жизни.

Развивающие:

  1. развивать логическое мышление во время изучения нового материала;
  2. развивать концентрацию внимания в процессе выполнения викторины;
  3. развивать этические чувства как регулятор морального поведения.

Воспитательные:

  1. воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость;
  2. воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в парах и группе;
  3. воспитывать бережное отношение к учебнику и книгам.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ

Дата: 19.10.2021

Школа: №152

Класс: 4 «в»

Урок: 4

Время: 10.40 – 11.20  

Кабинет: 221

Студент: Баранова Александра

Группа: 35

Учитель: Зайнитдинова А.Ф_____________________

Методист: Сачкова Т.А ________________________

Тема урока «Красота этикета»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование знаний о понятии «этикет» и знакомство учащихся с историей этикета и его ролью в жизни.

Задачи урока

Дидактические:

  1. формировать умение правильно сидеть за столом;
  2. продолжить обучать работе с текстом;
  3. научить воспринимать важность этикета в жизни.

Развивающие:

  1. развивать логическое мышление во время изучения нового материала;
  2. развивать концентрацию внимания в процессе выполнения викторины;
  3. развивать этические чувства как регулятор морального поведения.

Воспитательные:

  1. воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость;
  2. воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в парах и группе;
  3. воспитывать бережное отношение к учебнику и книгам.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Проверьте вашу готовность к уроку, наличие на парте тетради, пенала, учебника. Садитесь.

Создаёт эмоциональный настрой.

-Меня зовут – Александра Владимировна и сегодня я проведу у вас урок истории. Но я пришла не одна, со мной пришел волшебник, который будет сопровождать нас в ходе путешествия. А вот какое путешествие нас ждет, вы узнаете позже.

Показывают готовность к уроку.

Отвечают на вопросы:

- узнаем много новой информации.

Метапредметные:

К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

Л: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмет.

 Актуализация знаний и мотивация

(5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа       Практический метод: викторина

Проверяет домашнее задание при помощи викторины:

Итак, проверьте правильность вашей посадки. Ноги должны стоять ровно, спина – прямая, расстояние от парты до груди равно кулачку. Перед тем, как открыть вам место назначения, необходимо пройти подготовку. Для этого, проверим выполнение домашнего задания. Ответ будет принят по поднятой руке. Приступаем.

1. Вам было предложено прочитать книгу А.Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах». Кто может рассказать, что нового вы открыли для себя при прочтении, о чем книга?

2. Дома вы искали интересные сведения об этикете. Кто готов поделиться с классом сведениями об этикете?

Хорошо. Домашнее задание вы выполняли. Значит, готовы к нашему путешествию.

Проверяют домашнее задание:

-отвечают на вопросы.

Предметные: знать содержание книги А.Гольдниковой.

Метапредметные:

Р: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Проектор. Слайд с изображением иллюстрации из книги «Хорошие манеры…»

Постановка учебной задачи
(3 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Формы: фронтальная

Словесный метод: беседа      

Проблемный метод: подводящий диалог Наглядный метод: видео

Подводит учащихся к постановке целей и темы урока, при помощи проблемной ситуации:

Ребята, однажды, один юноша, хотел понравиться всем. И обратился за помощью к волшебнику, который отправил мальчика в необычную страну. Знаете ли вы, что это была за страна?

Вы узнаете название страны, когда отгадаете ребус, который поможет сформулировать тему урока.

Какой ответ на ребус?

Верно. Того юношу звали Этикет, и он отправился в страну под названием «Красота этикета».

Какую тему урока мы можем сформулировать?

Как вы считаете, какую цель мы должны достигнуть?

Хорошо. Сегодня мы рассмотрим понятие «этикет» и узнаем, какую роль он играет в нашей жизни. А поможет нам волшебник. Итак, вижу, вы готовы к путешествию. Волшебник: раз, два, три. Мы прибыли.

Отвечают на вопросы:

-нет.

-этикет.

-страна городов.

-«Красота этикета».

-познакомиться с понятием «этикет» и его ролью в жизни каждого.

Предметные: уметь разгадывать ребус

Метапредметные:

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения, выполнение пробного учебного действия

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, аргументация своего мнения и позиции

Личностные :  широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Проектор. Слайд с темой урока и целью. Анимация «Взмах волшебной палочкой». Аудио «Слова волшебника».

Ребус.

"Открытие" детьми нового знания
 (8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Формы: фронтальная, индивидуальная, в группах

Словесный метод: беседа

Практический метод: работа по тексту

Решает проблемную ситуацию:

Что такое этикет?

Кто-то знает, кто-то – нет!

Это правила такие

Поведения, когда

Мы привычки все плохие

Забываем навсегда.

Ты усвоил этикет

И дурных привычек нет!

-Вот мы и попали в мир этикета. А что же такое этикет?

-Давайте послушаем, что нам про этикет расскажет волшебник.

Волшебник (аудио): «сколько раз вы слышали: «сними шапку в помещении», «приветствуй знакомых», «пропускай девочек впереди себя» и многое другое. Всё это – правила хорошего тона или, по-другому – этикет».

-Этикет – это внешнее оформление поведения человека в обществе, чтобы быть приятным другим людям. Он имеет свою историю.  Правила этикета создавались и запоминались на протяжении веков. И сейчас, волшебник предлагает вам выполнить задание.

Волшебник (аудио): сейчас вас поделят на группы. Каждой группе необходимо прочесть отрывок из истории этикета. Выделить главную информацию. Выбрать представителя о группы, который расскажет часть истории классу. На выполнение задания у вас будет 3 минуты.

Делит учащихся на группы и выдает задание:

-Итак, приступайте к выполнению. Время пошло.

Изучают новый материал:

-правила поведения.

Предметные: уметь работать с текстом

Метапредметные:

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, построение логической цепи рассуждений

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные :  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Раздаточный материал.

Проектор. Слайд «задание волшебника»

Аудио «Слова волшебника».

Первичное закрепление
(8 мин)

Формы: фронтальная, в группах

Словесный метод: беседа, рассказ

Наглядный метод: презентация

Практический метод: викторина

Организует рассказ об этикете, закрепляя новый материал:

-Ребята, работа окончена. Я прошу выйти к доске тех, кто будет представлять историю этикета у доски.

-Остальные внимательно слушают. Ведь после вы должны будете дать ответы на вопросы.

-Рассказ начнет первая группа, после вторая, третья, четвертая, пятая и завершает рассказ 6 группа.

-Все, кто выступил и представил информацию молодцы! Но волшебнику не терпится проверить, как внимательно вы слушали, и он отправил для вас задание. Внимание на экран.

Задает вопросы на закрепление нового материала:

1. Как звали короля, у которого проводился прием, где гости и познакомились с первыми правилами этикета?

2. Кто протягивал руку первым, при встрече двух охотников из разных племен?

3.Где появилась рукопись «Поучения Кочемни»?

4.  «Входя в помещение снимать головной убор, показывая, что пришёл с миром, а здороваясь за руку надо снять перчатку, что означало нет оружия под перчаткой»-из какого кодекса Средних веков данные правила?

5. При каком правителе появилась книга «Юности честное зерцало», по которой учили дворянских детей хорошим манерам?

-  Молодцы! Справились с заданием.

Рассказывают историю этикета, закрепляя новый материал:

Каждая группа рассказывает часть истории этикета.

-Людовик 14.

-старший.

-Древний Египет.

-«Кодекс рыцарской чести».

-при Петре 1.

Предметные:  уметь пересказывать текст

Метапредметные:

П: работать по предложенному плану

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Проектор. Слайды «викторина от Волшебника»

Аудио «Слова волшебника»

Самостоятельная работа с самопроверкой
(5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Формы: индивидуальная,

Взаимопроверка

Практический метод: самостоятельная работа

Организует выполнение самостоятельной работы:

-Существуют разные виды этикета. Речевой, столовый, праздничный, школьный, и многие другие. И сейчас волшебник отправит нас в мир правильной посадки.

Звук перехода. На доске появляется задание.

-Ребята, волшебник предлагает выполнить вам самостоятельную работу. Для этого откройте ваши учебники на странице 34. Найдите слова «Волшебник сразу же сделал ему замечание: «Нельзя класть руки на стол…». Ваша задача прочесть текст учебника про себя до слов «Помни, что правила поведения за столом строятся на основе разумности, гигиены и красоты», и после, составьте в тетради правила посадки за столом. План должен содержать не менее 4 пунктов. На работу 5 минут. Приступайте.

Осуществляет проверку ответов:

-Закончили. Ребята, давайте проверим работы. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте, указаны ли там 4 пункта. Поставьте простым карандашом плюс, если правила соответствуют заданию и имеются 4 правила.

-Обменяйтесь тетрадями обратно. Кто желает зачитать правила?

Оценивает работу первых 5 учащихся.

Выполняют самостоятельную работу:

Проверяют ответы. Проводят взаимооценку.

Предметные: уметь работать с текстом, знать правила посадки за столом

Метапредметные:

П: ориентироваться на разнообразие способов решения задач

Личностные : учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Рабочая тетрадь. Проектор. Слайд «Задание»

Учебник.

Включение в систему знаний, повторение

(6 мин)

Форма: фронтальная, в парах

Словесный метод: беседа

Практический метод: упражнение

Организует чтение правил. На каждое правило демонстрирует иллюстрацию правильного расположения каждого предмета.

-Продолжаем работу по теме урока. Сейчас настала пора познакомиться со столовым этикетом, а именно, подготовиться к самому важному заданию. Для этого, нам надо узнать, как пользоваться столовыми предметами. Посмотрите на правила, которые выделены на странице 35 учебника. Кто желает прочесть первое правило?

-Во и познакомились с правилами столового этикета. Посмотрим, какое задание нам приготовил волшебник.

Волшебник (аудио): настала пора, вам сдать экзамен. Приготовьтесь к правильной сервировке стола.

-Ребята, ваша задача, в парах, правильно выполнить сервировку стола. Для этого, достаньте из конвертов карточки с изображением посуды, и правильно все расставьте. После, сделайте домик, чтобы показать готовность. Итак, приступайте.

Осуществляет проверку задания:

-Закончили работу. Обратите внимание на доску, данным образом должны быть расположены столовые приборы.

Волшебник (аудио): молодцы, ребята! Справились с экзаменом! Теперь вы можете посещать страну этикета всегда!

Учащиеся по очереди зачитывают правила пользования столовыми предметами.

Предметные: знать сервировку стола

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Раздаточный материал.

Аудио (слова волшебника)

Проектор. Презентация. Слайд «Изображение к каждому правилу столового этикета»

Рефлексия деятельности

(3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Оценивает деятельность учащихся на уроке:

-Вот и подошло к концу наше путешествие.

Давайте вспомним, какую цель мы с вами поставили в начале урока?

Верно. Кто считает, что мы достигли цели, узнали о красоте этикета, поднимите правую руку.

Кто считает, что цель достигнута частично, некоторые задания были трудными, поднимите левую руку.

А теперь поднимите руку, кто понял тему урока, и сможет рассказать о ней товарищу?

Молодцы! Спасибо за работу на уроке. До свидания!

Отвечают на вопросы:

-познакомиться с понятием «этикет» и его ролью.

Предметные: анализировать собственную деятельность

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

П: анализ, обобщение

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные :  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока ОРКСЭ «Простые школьные и домашние правила этикета» (4 класс)

Тип урока: урок «открытие» нового знанияЦель урока:  формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций народа и норм...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Красота этикета" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний учащихся о понятии «этикет», об истории его возникновения и его роли в обществе. Задачи урока Дидак...

Технологическая карта урока ОРКСЭ «Красота этикета» (4 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование представлений у обучающихся о понятии «этикет» и его роли в обществе.Задачи урокаДидактические:1. Продолжить фо...

Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме «Простые школьные и домашние правила этикета» (4 класс, УМК : «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики»)

Цель урока: формирование представлений у обучающихся о понятиях «школьный» и «домашний» этикет и о его роли в обществе.Планируемые результаты:Предметные:1. Знать основные прави...

Технологическая карта урока ОРКСЭ «Премудрости этикета» (УМК «Основы религиозных культур и светской этики»), 4 класс

Тип урока: урок «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся умения ориентироваться в мире этикета.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Узнать, что такое этике...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Красота этикета" (УМК "Основы религиозных культур и светской этики", 4 класс)

Цель урока: формирование представлений у обучающихся о понятии «этикет» и его роли в обществе.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Продолжить формировать у обучающихся общее ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ тема "Красота этикета"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений у обучающихся о понятии «этикет» и его роли в обществе. Задачи урока Планируемые результатыД...