Технологическая карта урока ОРКСЭ "Красота этикета" (УМК "Школа России", 4 класс)
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Гилязова Марьяна Марселевна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование знаний учащихся о понятии «этикет», об истории его возникновения и его роли в обществе.

 

Задачи урока

 

Дидактические:

  1. продолжить формировать знания учащихся об этикете;
  2. дать понимание словосочетания «красота этикета»;
  3. научить воспринимать важность этикета в жизни.

Развивающие:

  1. развивать логическое мышление во время изучения нового материала;
  2. развивать концентрацию внимания в процессе работы с текстом;
  3. развивать этические чувства как регулятор морального поведения.

Воспитательные:

  1. воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость;
  2. воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в парах и группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Красота этикета"36.14 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ

Дата: 19.10.2021

Школа: №152

Класс: 4 «б»

Урок: 5

Время: 11.35 – 12.15  

Кабинет: 209

Студент: Гилязова Марьяна

Группа: 45

Учитель: Евстифеева Наталья Александровна

Методист: Сачкова Татьяна Андреевна

Тема урока «Красота этикета»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование знаний учащихся о понятии «этикет», об истории его возникновения и его роли в обществе.

Задачи урока

Дидактические:

  1. продолжить формировать знания учащихся об этикете;
  2. дать понимание словосочетания «красота этикета»;
  3. научить воспринимать важность этикета в жизни.

Развивающие:

  1. развивать логическое мышление во время изучения нового материала;
  2. развивать концентрацию внимания в процессе работы с текстом;
  3. развивать этические чувства как регулятор морального поведения.

Воспитательные:

  1. воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость;
  2. воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в парах и группе.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1 мин)

Включение в учебную деятельность на
личностно-значимом уровне

Формы: фронтальнатя, индивидуальная
Словесный метод: беседа

1.Проверяет готовность обучающихся к уроку.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марьяна Марселевна, сегодня я проведу у вас урок истории.

-Сейчас тихо сядет первый ряд, второй, третий.

1.Показывают готовность к уроку.

Метапредметные:

К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

Л: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмет.

 Актуализация знаний и мотивация

(5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности
к построению нового способа действий

Формы: фронтальная, индивидуальная.
Словесный метод: беседа.

1.Мотивирование учащихся к пробному учебному процессу.

-Мы с вами продолжаем знакомиться с изучением основ светской этики. Сегодня на уроке продолжим путешествие по стране Этикета.

-Давайте сейчас вспомним, что это за страна такая. Что обозначает слово этикет?  

-Этикет – это общепринятые нормы поведения людей в обществе.

-Сейчас я буду читать ситуации, а вы подумайте, какие ошибки допустили герои и как бы поступили вы:

  1. К остановке подъезжает автобус, Дима, ученик 4 класса, растолкав других пассажиров, влетает в автобус и занимает единственное свободное место.
  2. В магазине очередь. Заходят  две подружки – Маша и Таня. Не обращая внимания на других людей, девочки подбегают к прилавку и просят продавца дать им две жвачки.
  3. Мальчик Миша бежал из школы - торопился домой посмотреть его любимые мультфильмы. Пнул дверь ногой, а за дверью стояла маленькая девочка. «Что путаешься под ногами?» и побежал дальше.

1.Воспроизведение учащимися умений и навыков.

-Этикет – это внешнее оформление поведения человека в обществе, чтобы быть приятным другим людям.

Предметные: знать, что такое этикет;

уметь применять правила этикета в заданных ситуациях.

Метапредметные:

Р: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Постановка учебной задачи
(3 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Формы: фронтальная.

Словесный метод: беседа      

Проблемный метод: подводящий диалог.

1.Подводит учащихся к постановке целей и темы урока, при помощи проблемной ситуации.

-Отлично, вы справились с решением ситуаций!

-А теперь ответьте на вопрос, все ли правила этикета нам уже известны? Есть ли нам еще чему поучиться?

-Хорошо. Сформулируем тему урока, разгадав ребус.   

-Какую тему урока мы можем сформулировать?

-Как вы считаете, какую цель мы должны достигнуть?

-Да, сегодня мы поговорим о том, что такое этикет, о красоте этикета, какую роль он играет в нашей жизни.

1.Отвечают на вопросы.

-Да, есть.

-«Красота этикета».

-Продолжить знакомство с понятием «этикет» и его ролью в жизни каждого. Узнать, в чём заключается красота этикета.

Предметные: уметь разгадывать ребус.

Метапредметные:

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения, выполнение пробного учебного действия

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, аргументация своего мнения и позиции

Л:  широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Ребус на слайде.

"Открытие" детьми нового знания
  (8 мин)

Построение  детьми нового способа  действий  и формирование способности к его выполнению

Формы: фронтальная, групповая.

Словесный метод: беседа.  

Практический метод: работа по тексту.

1.Решает проблемную ситуацию.

-Начнем мы с такого выражения А.П.Чехова:

«В человеке должно быть всё красиво: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

-Как вы понимаете это высказывание?

-Мы понимаем, что такое красивое лицо и красивая одежда, но что значит «красивая душа», «красивые мысли»?

-Ребята, сколько раз вы слышали: «сними шапку в помещении», «приветствуй знакомых», «пропускай девочек впереди себя» и многое другое. Всё это – правила хорошего тона или, по-другому – этикет.

-Где мы с вами применяем или можем применять правила этикета?

-А в школе должны присутствовать правила этикета? Почему?

-Верно, в школе, как и в любом другом месте важно соблюдать правила этикета.

-Сейчас вы поработаете в группах. Каждой я выдам лист с заданием, задача каждой группы определить верные правила этикета, а также найти ошибочное правило и исправить его.

-Проверим. Сейчас каждая группа прочитает сначала верные правила, затем ошибочное и скажет, где допущена ошибка.

1.Изучают новый материал.

Ответы детей.

-В магазине, на улице, в общественных местах, дома.

-Да.

Предметные: уметь работать с текстом;

уметь работать в группах.

Метапредметные:

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, построение логической цепи рассуждений

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Л:  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Карточки с правилами школьного этикета.

Первичное закрепление
(8 мин)

Усвоение нового способа действий.  

Формы: фронтальная, парная.  

Словесный метод: беседа, рассказ.

Практический метод: упражнение.  

1.Организует парную работу.

- Молодцы! Справились с заданием.

ФИЗМИНУТКА

-Возвращаясь к нашей групповой работе – о каких правилах этикета рассказывала последняя, шестая группа?

-Верно, о правилах столового этикета. Сейчас вы поработаете в парах. Откройте учебник на страницах 35-36. На листах, которые я вам раздала, сделайте памятку о правилах сервировки стола. Читайте текст внимательно, чтобы ничего не пропустить. У вас будет 5 минут на выполнение задания. Приступайте к работе.

-Проверим.

1.Составляют памятки сервировки стола в парах.

-О правилах столового этикета.

Предметные: уметь  работать в парах.

Метапредметные:

П: работать по предложенному плану

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Видеофрагмент – физминутка.

Листы для парной работы.

Самостоятельная работа с самопроверкой  
(5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа  действий, индивидуальная рефлексия   достижения цели, создание ситуации успеха

Формы: индивидуальная.  

Взаимопроверка.

Практический метод: самостоятельная работа.

1.Организует выполнение самостоятельной работы.

-Этикет имеет свою историю.  Правила этикета создавались и запоминались на протяжении веков. Сейчас мы с вами познакомимся с этими правилами, но чтобы узнать их, вы индивидуально поработаете.

-Внимательно прочитайте текст, написанный на карточке. В каждом пункте выделите, подчеркните ручкой или карандашом главную информацию. Подчеркивайте не весь текст, а лишь основной смысл.

-Итак, приступайте к выполнению задания, у вас есть 4 минуты. Время пошло.

-Ребята, работа окончена. Я прошу выйти к доске тех, кто будет представлять историю этикета у доски. Остальные внимательно слушают.

-Все, кто выступил и представил информацию молодцы!

1.Выполняют самостоятельную работу.

Предметные: уметь работать с текстом, выделять главное.

Метапредметные:

П: ориентироваться на разнообразие способов решения задач
Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Карточки с заданием.

.

Включение в систему знаний, повторение

(6 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученног

Форма: фронтальная, в парах

Словесный метод: беседа

Практический метод: упражнение

1.Повторение изученного материала.

-А теперь проверим, насколько внимательно выслушали и читали текст:

1. Как звали короля, у которого проводился прием, где гости и познакомились с первыми правилами этикета?

2. Кто протягивал руку первым, при встрече двух охотников из разных племен?

3.Где появилась рукопись «Поучения Кочемни»?

4.  «Входя в помещение снимать головной убор, показывая, что пришёл с миром, а здороваясь за руку надо снять перчатку, что означало нет оружия под перчаткой» - из какого кодекса Средних веков данные правила?

5. При каком правителе появилась книга «Юности честное зерцало», по которой учили дворянских детей хорошим манерам?

1.Повторяют изученный материал.

-Король Франции Людовик XIV.

-Старший охотник.

-В Древнем Египте.

-«Кодекс рыцарской чести».

-При Петре I.

Предметные: знать пройденный материал.

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Рефлексия деятельности  

(3 мин)

Самооценка результатов деятельности,  осознание метода построения, границ применения нового знания

 Словесный: беседа.  
Форма: фронтальная.

1.Оценивает деятельность учащихся на уроке:

-Итак, наш урок подходит к концу.

-Вспомним, тему нашего урока. Какую цель мы с вами поставили в начале урока?

-Ответим на главный вопрос урока – что же такое красота этикета?

-Верно. Кто считает, что мы достигли цели, узнали о красоте этикета, поднимите правую руку.

-Кто считает, что цель достигнута частично, некоторые задания были трудными, поднимите левую руку.

-Молодцы! Спасибо за работу на уроке. До свидания!

1.Отвечают на вопросы:

-Познакомиться с понятием «этикет» и его ролью.

Ответы детей.

Предметные: анализировать собственную деятельность

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

П: анализ, обобщение

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Л:  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : " Нет в России семьи такой..."

Предмет: окружающий мирКласс: 4Тема урока: «Нет в России семьи такой…»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мел...

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по программе "Школа России". Тема урока: « Как живёт моя семья. Проект « Моя семья».

Даннный материал поможет в проведении урока или в создании проекта на внеурочном занятии....

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс УМК "Школа России" . Тема урока: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне".

Данный урок поможет сформировать у обучающихся умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова. Обобщить и дополнить знания обучающихся о правописании слов с безударным гласным звуком в кор...

Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс УМК "Школа России" . Тема урока: "Л.Н.Толстой " Котёнок"

Данный конспект поможет педагогу при подготовке к уроку. Обучающиеся  научатся составлять план, развивать логическое мышление, художественно творческие и познавательные способности, эмоциональную...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Россия на карте" (2 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цели деятельности учителя: создание условий для формирования первоначальных умений, связанных с чтением карты, формирования умений правильно показы...

Технологическая карта урока технологии УМК «Школа России», 2 класс. Тема урока Тема урока: «Строчка прямых стежков»

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о видах швов; умений изготовления закладки для книги, в технике вышивка, строчка прямых стежков с зигзагом.Задачи урокаПланируемые результатыДидактич...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. «Патриоты России» (4 класс) УМК "Школа России"

Тема урока «Патриоты России»Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование представлений о патриотах России, об их нравственных ценностях; знаний о К.М...