«Дидактические возможности учебного текста – притча на уроках ОРКСЭ»
учебно-методический материал по орксэ (4 класс)

Москова Жанна Анатольевна

Мастер-класс "Работа с притчами  на уроке ОРКСЭ". Цель мастер-класса:знакомство с приёмами и со способами работы текста, в данном случае с притчами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_moskova_zha.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Москова Ж.А -  учитель МКОУ Абанской ООШ№1.2019г

Тема выступления: «Дидактические возможности учебного текста – притча

на уроках ОРКСЭ»  

Наиболее важной частью   курса ОРКСЭ является то, что мы должны  заложить у школьников основу для духовно-нравственного развития на последующих этапах обучения.

Одной из главных задач учебной деятельности в  курсе ОРКСЭ следует считать  работу с текстом, чтение историй, художественных рассказов, фрагментов священных книг, притч.

Тексты помогают раскрыть для ученика и понять главную нравственную идею, заключенную в них.

Эти  тексты являются для учащихся начальной школы новыми и сложными. Цели и задачи работы с текстом на  этих уроках  следует ставить в контексте реализации ФГОС  и ориентироваться на достижение  личностных, предметных, и метапредметных результатов.

Метапредметные результаты, согласно требованиям ФГОС, формируют:

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний

Процесс чтения подразумевает решение целого ряда познавательных и коммуникативных задач:

понимание (общее, полное, критическое),

нахождение конкретной информации,

интерпретация содержания, и др.

 Все мы знаем  основные виды чтения и на что они направлены, это

ознакомительное

изучающее

поисковое/просмотровое

рефлексивное чтение    

Так же нам знакомы  формы, методы и приёмы  работы с текстом:

Я хотела бы у вас узнать какие умения можно получить по этой теме на данном м-кл? Что можно  ожидать?

( таблички для заполнения)

Лист участника мастер-класса

Чему Я могу научиться, участвуя в мастер-классе?

Отметка о результате

1.

2.

3.

4.

5.

Отзывы о мастер-классе__________________________________________________

_________________________________________________________________

Цель моего мастер- класса: «Познакомить вас с приёмами, способами работы текста, в данном случае я хочу    остановиться  на работе с притчами. Не только познакомить, но и включить вас в деятельность работы над этими  приёмами.

  Развивая в детях на уроках ОРКСЭ такие качества, как человеколюбие, дружелюбие, доброту, порядочность, добросовестность, наряду с традиционными методами мы используем и другие  методы и приемы.

    Особое значение на этих  уроках  имеет работа с притчами, которая обладает большим воспитательным моментом и развивает логическое и критическое мышление учащихся. Через притчи раскрываются основные нравственные понятия, составляющие основу мировоззрения: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др.; так же показан образ жизни людей, их нравственные, семейные и общественные обязанности.

 Именно притча более удобна в использовании на уроке, так как она имеет:

  • краткое содержание;
  • нет прямого указания на мораль;
  • интересна обучающимся.

 Притча литературный жанр, заключающий в себе моральное поучение.

Какими же свойствами обладает притча?

Свойства притчи: 1) краткость, 2) не требует доказательств, 3) подсказывает способы разрешения конфликтной ситуации, 4) дает возможность указать собеседнику на его недостатки или пороки, не используя агрессивность. Осуждается не человек, а порок, 5) строится на сравнении, 6) предполагает мыслительную деятельность.

 Существует множество способов использования притч в учебном процессе?

  • Обсуждение основной идеи и смысла притчи.
  • Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы.
  • Придумать название притчи.
  • Притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться).
  • Выделить ключевые слова – понятия, с последующим комментированием.
  • Сделать разбор текстового документа (в том числе анализ символов,         структуры, понятийного аппарата, исторического контекста).
  • Инсценировка притчи.
  • Загадка, на которую нужно дать ответ (отгадка)
  • Подбор пословиц, поговорок.
  • Сравнение с басней (определить).
  • Найти или предложить вставить пропущенные слова.
  • Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, профессии, социальной роли и т.п.).
  • Сравнение нескольких притч (притчи разных культур) с одинаковыми ценностями.
  • Определение ценностей, которые отражает притча.

Пример организации работы с притчами.

1. Обсуждение основной идеи и смысла притчи.

На примере Притчи «Девочка и морская звезда»

 

hello_html_73f307da.gif

Анализ притчи (для проверки таблицы)

Что было дальше? О чем задумались люди?

2. Ценности (общечеловеческие)

3. Основная мысль …

Мораль  притчи «Девочка и морская звезда»: каждый может помочь человеку, попавшему в беду.        

Что было дальше?

Чтение притчи до конца. Сравнение и сопоставление ответов ребят.

Ключевое слово- помощь вовремя

2. Следующий приём – он называется приём «Шторка»  (притча о змее)

Этот прием используется, для развития речи у-ся, обогащение словарного запаса, когда возникает проблема связного устного рассказа ученика. Начинаем с небольших текстов.

Условия  следующие. Раздаем ребятам текст в котором пропущены слова, на месте пропущенных слов стоит многоточие. Читая текст они вставляют пропущенные слова.

Вовсе не обязательно, чтобы рассказ слово в слово повторял текст. Главное, чтобы он выразил смысл.

Задание: Подчеркните слова, которые вы откроете или закроете  для ученика, чтобы он смог пересказать смысл этого текста. Притча «Корзину-то возьми».  ( приготовить карточку со словами – помощниками по уровням сложности).

3.     Чтение с остановками    (текст читает учитель «Корзину-то возьми»)    

Для развития критического мышления можно  использовать методический прием « Чтение с остановками». Материалом для использования приема «Чтение с остановками» служит повествовательный текст, а также притча. Непременное условие для использования данного приема - найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки - своеобразные: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная, которая способна серьезно повлиять на оценку событий.

Вы, как ведущий этого диалога с текстом, заранее выделяете в тексте две-три остановки – в зависимости от размера текста (напоминаем, что размер текста не должен быть большим). Во время этих остановок Вы задаете вопросы, которые побуждали бы школьников к критическому мышлению (вопросы готовятся заранее).

Ребятам раздаются карточки для заполнения

Что будет дальше…?

1 вариант___________________________________________________________

2 вариант___________________________________________________________

Задание: Притча   «Корзину-то возьми».

Прочитайте текст, разделите его на части для «чтения с остановками», сформулируйте вопросы с предложенной типологией (на слайде)

Проверка задания.

4. Пословицы и поговорки так же развивают мышление учащихся, прививают любовь к родному языку, повышает культуру речи, обогащают учащихся народной мудростью. Поэтому пословицам и поговоркам я тоже уделять внимание на уроках ОРКСЭ.

Что я делаю? Подбираю к тексту несколько пословиц, зашифровываю их двумя словами и предлагаю детям их отгадать. Но не всегда дети могут это сделать, поэтому я раздаю им пословицы для помощи. Когда они их найдут, они соотносят их с текстом и объясняют почему они выбрали именно ту пословицу.

Задание:  Подобрать к тексту «Девочка и морская звезда» пословицы, зашифровать их. Одна из них должна отражать главную мысль текста.

     Кто скоро помог, тот дважды помог.

Спасти товарища — спасти себя.

Дорога помощь вовремя.

Жизнь дана на добрые дела.

Живи так, чтоб ни от Бога греха, ни от людей стыда.

Чем хвалиться своей силой, лучше слабым помоги.

На товарища надейся и сам его выручай.

     Кто друг другу помогает, тот врага одолевает.

Я тебе помогу, ты мне — это первый закон на войне.

Сам пропадай, друга выручай.

Помоги, и тебе помогут.

Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.

Пока живешь, творишь добро, лишь путь добра – спасение души.

Без добрых дел нет доброго имени.

Доброе дело два века живет, этот и тот.

Худо тому, кто добра не делает никому.

         Таким образом, используя на уроках ОРКСЭ притчи, я считаю, что у детей развивается образное мышление, к чтению текста они подходят осмысленно, а также развиваются такие универсальные учебные действия, как  личностные, познавательные,  логические и  коммуникативные и повышается качество читательской грамотности. В прошлом учебном году я выпустила 4 класс.

Результаты моего класса, как они справились с работой, которую прислал ЦОКО

по региону

по школе

по классу

базовый

79,8

85

100

повышен

17,2

25,9

36,8

Вернитесь к листу участника мастер-класса, поставьте отметку о результате того, что вы ожидали получить от м-кл. Напишите отзыв.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика работы с притчей на уроках ОРКСЭ

Методика работы с текстами различного содержания, используемых в учебных пособиях для школьников в курсе ОРКСЭ....

Притчи для уроков ОРКСЭ

Материал можно использовать при подготовке к урокам ОРКСЭ....

Притчи на уроках ОРКСЭ

Работа написана с целью показать значение притчи в жизни современного человека....

Особенности работы над притчей на уроках ОРКСЭ

Особенности работы над притчей на уроках ОРКСЭ...

Работа с притчей на уроках ОРКСЭ

Работа с притчей на уроке ОРКСЭ по теме "Дружба и порядочность"...

Христианские притчи на уроках ОРКСЭ.

В курсе ОРКСЭ притчи могут играть особую роль, так как в них отражаются религиозные и светские традиции наших предков, передаются нравственные идеалы и показываются образцы поведения....

«Дидактические возможности учебных текстов различных видов на уроках ОРКСЭ».

Учащимся в процессе освоения курса ОРКСЭ предстоит овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, овладеть осознанным построением речевых высказываний в соответствии с задачами...