Защитники Отечества
учебно-методический материал по орксэ (4 класс)

Ушкова Оксана Ивановна

Урок "Защитники Отечества" прослеживает междисциплинные связи: история, окружающий мир, музыка, литературное чтение...

Кроме примеров  в учебнике можно использовать семейные аохивы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ОРКСЭ. Защитники Отечества19.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Защитники Отечества

Цель урока: формирование у младших школьников чувства патриотизма и любви к Родине, основанного на знании и уважении отечественной истории и православной культуры.

   Задачи:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  2.  развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  3.  умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  4.  овладевать навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  5.  знать, понимать и принимать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Ключевые понятия: Родина, героизм, справедливая война, воинский долг, миротворец.

Справедливая война – это оборонительная война, которая направлена на защиту Родины, семьи и веры.

Воинский долг - почетная обязанность солдата защищать свою Родину.

Героизм – это отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке. 

Миротворец -  тот, кто способствует установлению, поддержанию мира, согласия, устранению войн, вражды, ссор

Оборудование: карточки, проигрыватель, репродукция Васнецова

Место проведения: учебный кабинет.

Методы: поисковый (сбор дополнительной информации, игровые ситуации), коммуникативный (работа в группах, парах), объяснительно-иллюстративный (презентация по содержанию урока).

Межпредметные связи: литература, история, фольклор, окружающий мир.

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Вы друг другу и мне улыбнитесь,

И тихонечко садитесь.

Звучит музыка: Наш край (Слова: А. Пришельца, Музыка: Д. Кабалевского)

О чем эта песня? (ответы детей)

Это все можно назвать одним словом – Родина.

        

2.  Актуализация знаний.

Подберите к слову «родина» синонимы.

Родина, Отчизна, Отечество, Россия, Русь.)

Работа в парах. (Учащиеся получают карточки с заданием)

Составьте пословицы, попробуйте определить тему, на которую они подобраны.     

  1. Кто Родине верен,…                         стой смело.
  2. Русскую заповедь знай,…                а товарищ дружеством.
  3. Тяжело в учении,…                          тот в бою примерен.
  4. За правое дело,…                              в бою не зевай.
  5. Бой красен мужеством,…                легко в бою.                                                                                                                      

Проверка выполнения задания. Определение темы, на которую подобраны пословицы.

 На уроке каждый из вас узнает что-то новое для себя о славных защитниках нашего Отечества и о том, когда война бывает справедливой.  Постарайтесь быть внимательными на уроке, работать дружно, помогайте друг другу. Желаю успеха каждому из вас! Запишите тему урока в тетрадь.

                            (Запись в тетради: Защита Отечества.) 

  1. Изучение новой темы.

На Руси всегда жили люди, о которых шла добрая молва по Земле русской. Славились они своими добрыми делами, мужеством, удалью, благородством, сражались с врагами за русскую землю. Это были славные князья, воеводы, богатыри. В народе их любили, уважали, шли за ними на бой, слагали песни, сказки, былины, легенды об их жизни. 

Задание: Ребята, пожалуйста, назовите славных русских богатырей, которых известный русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил на картине «Богатыри»!

 (заранее подготовленные дети читают сообщения  о богатырях)

Викторине «Знаете ли вы русских богатырей?»

  • Могучий богатырь, который не смог поднять суму переметную. (Святогор)
  • Славный защитник Руси-матушки, 33 года недвижно просидевший в избе. Калики перехожие помогли ему обрести силу богатырскую. (Илья Муромец)
  • Силач, легко выдернувший из земли соху, которую не могла вытащить вся дружина Вольги Святославовича. (Микула Селянинович)
  • Богатырь, поповский сын. Одолел Тугарина Змеевича. (Алеша Попович)
  • Побратим Ильи Муромца, освободивший Забаву Путятишну, племянницу князя Владимира. (Добрыня Никитич)   

Не раз мирный труд и тихая семейная жизнь жителей Руси – России нарушались военными грозами. Почти половина из тысячи лет нашей истории прошла в войнах. Принято делить войны на справедливые и несправедливые. 

Как вы думаете, какие войны с христианской точки зрения называются справедливыми? Война может быть справедливой, только если она оборонительная, когда воин защищает свою Родину, семью и веру. Поэтому русские воины хорошо знали слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих». 

 Задание: прочитай текст учебника на стр. 134-135 и ответь, почему защита Отечества считается священным долгом каждого. (обсуждение)

Учитель: история знает много примеров верного служения Родине. О некоторых героях земли русской нам расскажут ваши одноклассники, которые дома подготовили сообщения о них. В учебнике о них с. 134-138

Сообщения об Александре Невском, о Дмитрии Донском, о Михаиле Илларионовиче Кутузове, о Федоре Ушакове.

Беседа о защитниках Отечества, героях Великой Отечественной войны.

Чем закончилась эта война?

Почему народ назвал эту войну Великой Отечественной?

Кто участвовал, воевал на той войне?

Можно ли назвать их богатырями земли русской? Всех их награждали орденами и медалями за проявленный героизм, отвагу, смелость в борьбе с врагом. Медали - Золотая звезда героя, за боевые заслуги, за отвагу, за победу над Германией в ВОВ, ордена - орден Красной Звезды, Красной Звезды, орден Ленина, орден Отечественной войны, орден Ал.Невского, орден Кутузова, орден Суворова, орден Ушакова, орден Нахимова, орден  Славы, орден Победы. И в наше время герои и защитники получают награды.

  1. Обобщение

Работа в группах.

Задание: из предложенного списка имен и фамилий нужно выбрать только те, которые являются фамилиями великих русских полководцев, маршалов, генералов.

Георгий Жуков, Иван Грозный, Федор Шаляпин, Михаил Кутузов, Пётр Чайковский, Юрий Гагарин, Михаил Ломоносов, Павел Третьяков, Александр Суворов.

5. Подведение итогов урока

:

  • Сегодня на уроке я узнал, что ….
  • Я познакомился с такими понятиями как миротворец, воинский долг, справедливая война
  • Я расскажу своим родителям …

6. Домашнее задание.

Нарисуйте защитника Отечества.

С помощью родителей подготовьте рассказ о герое наших дней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий для проведения Дня защитника Отечества.

Подготовка к проведению праздника в школе всегда ответственно и трудоемко. Данная разработка поможет подготовить праздник для мальчиков - 23 февраля. ...

Праздник "День защитника Отечества".

Праздник для детей и родителей....

Смородинова Елена Эдуардовна Праздник песни и строя, посвящённый Дню Защитника Отечества для учащихся начальной школы

Праздник песни и строя традиционно проводится в канун Дня Защитника Отечества....

23 февраля - День защитника Отечества.

Дорогие друзья, сегодня мы собрались, чтобы встретить наш государственный праздник......

Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню защитника Отечества "Привет защитникам народа"

Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню защитника Отечества "Привет защитникам народа" разработан для учащихся начальных классов. В мероприятии использованы стихи, песни и танцы, а также предусмотрен...

Внеклассное мероприятие ко Дню защитника Отечества "Папа- защитник Родины и семьи"

Разработка литературно - музыкальной композиции на татарском языке...

Сценарий спортивного праздника «Эстафета Защитников», посвященного Дню Защитника Отечества

Предлагаем сценарий спортивного рпаздника " Эстафета Защитников". Сценарий содержит эстафеты для учащихся, а также танцевальные выступления детей. Перед проведением рекомендуем заранее разда...