Конспект урока "Скажи себе сам"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Овсиенко Татьяна Алексеевна

Самоопределение и самосовершенствование личности; актуализация нравственного потенциала личности; развитие творческих способностей, речи учащихся, познавательных интересов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse_2.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Скажи себе сам

Урок путешествие.

Цели:  самоопределение и самосовершенствование личности; актуализация нравственного потенциала личности; развитие творческих способностей, речи учащихся, познавательных интересов, развитие коммуникативности; закрепление в представлениях и понятиях детей гуманистических ценностей.

Ход урока

1. Орг. момент. Эмоциональный настрой.

- Повернитесь к соседу по парте и улыбнитесь, скажите друг другу добрые слова поддержки, одобрения, напутствия перед уроком.

- Молодцы!

А теперь сядьте и послушайте одну песню. Внимательно вслушивайтесь в слова, подумайте, о чем она? (Слушание песни из м/ф «Шелковая кисточка»).

Беседа.

- Скажите о каком цветке поется в песне? Многие люди ищут его? А все ли находят?

2. Сообщение темы и цели.

- Вот сегодня на нашем занятие и мы отправимся в путешествие за аленьким цветком.

- Но это путешествие особенное, потому что оно вглубь своей души. И вам предстоит найти в ней свой аленький цветок.

- Хотите совершить такое путешествие?

- Все вы помните сказку про аленький цветок. В этой сказке происходит волшебство добра. Добрые мысли и дела преодолевают злые чары, зло.

Сегодня это волшебство добра должно произойти в вашей душе, тогда вы найдете свой аленький цветок.

Напутствие.

- Чтобы путешествие удалось, следует соблюдать напутствие, прочитайте:

«Доброго держись, а худого сторонись».

- Как вы его понимаете?

- Готовы к путешествию?

3. Основная часть.

1) Лес.

- Мы попали в темный непроходимый лес.

Это лес плохих недобрых слов. Здесь переплелись ветвями деревья чьих-то обид, накрапывает дождь чьих-то слез.

- Чтобы перестал идти дождь и над лесом засияло солнце добра мы должны выполнить такое задание:

«Мои добрые слова».

- Назовите хорошие, добрые слова которые вы употребляете в речи.

- Какие группы добрых слов мы знаем? (Приветствия, одобрения, прощения, извинения, просьбы, слова благодарности).

Лучик.

- А теперь на лучике, который лежит у вас на парте, запишите 3 слова, которых нет у вас, но вы хотите и можете их использовать в своей речи. (Проверка 3-4 человека).

- А теперь поднимите лучик вверх. Смотрите, как радостно, солнечно стало в классе.

- Добрые слова одолели злые чары. Сохраните эти лучики, чтобы они напоминали вам о необходимости почаще говорить эти слова.

Физкультминутка.

Дерево мудрости.

- Запомните народную мудрость:  «Доброе слово лечит, а злое калечит».

- Я помещу её на наше дерево мудрости, а вы запишите ее в тетрадь.

2) Болото.

- Посмотрите куда мы пришли, это болото. Тут царит тишина заползшего равнодушия. Это равнодушие может поселиться и в вашей душе, но мы этого не допустим.

Притча.

- Я хочу прочитать вам одну притчу, в этом поучительном рассказе будет упоминание о морском животном. Это морская звезда (показываю). Это беспозвоночное животное типа иглокожих, широко распространено на дне океанов и морей, питаются моллюсками.

- Слушаем.

Притча о мальчике и морских звездах.

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят! Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

— Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды. Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной не спасенной души.

(ВИДЕО)

- Как бы вы поступили на месте юноши?

- А теперь прочитайте пословицу:  «Маленькое дело – лучше большого безделья».

- Подойдет ли она как вывод, для этого поучительного рассказа? Почему?

- А теперь ребята расскажут стихотворения о добрых делах, которые под силу и вам. (4 чел. + 2 чел.)

- А теперь выполните задание:

- Вспомните, какие добрые дела вы совершили в последнее время, запишите в первый столбик. (Проверка 3-4 человека)

- А теперь подумайте, какую возможность проявить внимание, заботу вы упустили?  (Проверка 3-4 человека)

- Смотрите, сколько добрых дел можно было еще совершить.

Добрые дела

А как нам добрые слова нужны!                            Они живут у каждого из нас,             

Не раз мы в этом убедились сами,                           На дне души, до времени хранимы

А может не слова - дела важны?                          Чтоб их произнести в тот самый час,

Дела - делами, а слова - словами.                        Когда они другим необходимы.          М. Лисянский

- Какой сделаем вывод?

«Спешите делать добро»  и тина равнодушия вас не коснется. Запишите, а я помещу ее на дерево мудрости.

- А теперь встанем и продолжим наш путь.

3) Река.

- Перед нами бурная река наших чувств и эмоций. Чтобы наши чувства не захлестнули нас мы должны уметь владеть собой.

- А теперь послушайте стихотворение Селевко «Драка».

Драка.

Лишь закончилось ученье,                         Вот стоят они напротив

Возле школы у реки                         Два бойцовых петуха,

Два мальчишки отношенья                         Не до крови дрались вроде,

Выясняли по-мужски.                         Но разорван был рукав.

Полетели в снег портфели,                         Нет бы сразу извиниться

Пальцы сжаты в кулаке,                         И спокойно за столом

Крик такой стоял, что треснет                 Обо всем договориться,

Лед, казалось, на катке.                         Чтобы не жалеть потом.

Нет, не думайте, дорогу                         Или сесть ребятам вместе

Другу друг не перешел                         За уроки, за дела,

Просто наступил на ногу,                         Спеть вдвоем такую песню,

Ненароком сдвинув стол.                         Чтобы за душу взяла…

- Какие эмоции переполняли ребят?

- Как им нужно было поступить?

- Что им помешало поступить правильно? (Не справились со своими эмоциями, чувствами.)

- Как управлять своими чувствами? (При помощи воли и разума.)

Физкультминутка.

Эпиктет о воспитании самого себя. (Эпиктет — древнегреческий философ).

«Подчиняйся тому, что от тебя не зависит, и улучшай в себе то, что зависит только от тебя».

«Золотое правило этики»

- Но прежде обратимся к дереву мудрости и вспомним «золотое правило этики» «Поступайте так, как хотите, чтобы поступали с вами другие люди».

Вот теперь вы готовы.

- Сейчас мы с вами проверим, умеем ли мы поступать разумно, подумаем над разными жизненными ситуациями выполнив тест.

Тест.

В класс во время урока заглянул мальчик из соседнего класса. Как вы поступите:

А)  громко поприветствуете его;

Б   молча улыбнетесь;

В)  помашите ему рукой.

Вы с родителями пришли в магазин, купить подарок ко дню рождения брата, тебе тоже хочется подарок, как ты поступишь:

А)  закричишь на весь магазин: «Хочу велосипед

Б) спокойно обсудишь с родителями, что бы тебе хотелось получить в будущем в подарок.

Ты делаешь уроки. Младший брат мешает тебе. Ты:

А) закричишь на него;

Б) скажешь: «Пожалуйста, не мешай мне»

В) пригрозишь, что пожалуешься маме.

Тебя нечаянно обрызгали водой из лужи. Ты:

А) крикнешь: «Куда лезешь?»

Б) выслушаешь извинения и простишь;

В) обрызгаешь в ответ.

Учитель на уроке задал вопрос. Ты хорошо знаешь ответ. Ты:

А)  поднимешь руку;

Б)  крикнешь ответ с места;

В)  не отреагируешь на вопрос.

В перемену ты хочешь отдохнуть, поэтому:

А)  бегаешь по коридору сломя голову;

Б)  играешь в спокойные игры.

Ты нечаянно наступил товарищу на ногу, толкнул его. Ты:

А)  извинишься;

Б)  пройдешь мимо;

В)  начнешь драться.

Ты гуляешь на спортивной площадке, поэтому ты:

А)  бегаешь и шумно играешь;

Б)  сидишь тихо, чтобы не мешать.

(Взаимопроверка, оценка лесенкой успеха.)

- Встаньте те, у кого нет ошибок. Остальным надо еще учиться действовать разумно.

- Только разумный человек может контролировать свои эмоции.

- Запомните новое изречение:

«Кто властвовать желает над собой,

Тот должен чувства сдерживать порой».

(Помещаю ее на дерево мудрости)

4. Итог.

- Сегодня мы побывали в глубине нашей души, наших чувств. Смогли высветить в ней все доброе, светлое. Мы зажгли добрый огонь нашей души.

Он помог нам осветить поляну, на которой растет аленький цветочек (открываю цветок).

Как вы думаете, смогли ли вы во время путешествия заглянуть в себя и понять, в чем еще надо совершенствоваться?

- Давайте прочитаем выводы, которые сделали во время путешествия.

- На память об этом путешествии возьмите себе по аленькому цветочку. Как символу ваших добрых стремлений.

- Прочитайте, что написано на цветочке? (Доброго держись, а худого сторонись)

- Это напутствие помогло нам совершить это путешествие.

Понравилось оно вам?

5. Домашнее задание.

1. Подумайте над словами Эпиктета.

2. Поразмышляйте, какие нравственные качества вы хотели бы в себе развить? Посоветуйтесь с родителями.

3. Решите, что надо сделать, какие поступки совершать, чтоб эти качества в себе развить?

4. Запишите на листе бумаги и укажите сроки, когда вы собираетесь это сделать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Необычное путешествие к самому себе» (Институт Здоровья)

Как никто не может дать другому того, что не имеет сам ,так и не может развивать, образовывать других тот,кто сам не является развитым, воспитанным и образованным.Он лишь до тех пор способен на ...

Методическая разработка плана - конспекта родительского собрания. Тема:"Как вести себя с агрессивным ребёнком? Причины детской агрессивности."

- исследование причины агрессивности-помощь родителям в поиске путей преодоления агрессивного поведения ребёнка-вызвать у родителей желание по-новому строить взаимоотношения в своих семьях....

Конспект урока по технологии на тему: "Я с компьютером дружу, сам себе я помогу".

Пояснительная записка.Конспект урока по технологии на тему: "Я с компьютером дружу, сам себе я помогу"....

Конспект внеклассного занятия на тему:"Как вести себя когда что-то болит?"

Цель:формировать у детей знания о боли, её источниках, о правилах поведения при первых признаках боли.Воспитание ответственности за своё поведение, здоровье, за своё будущее....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в образовательной области "Здоровье". Тема: "Познай себя".

Цель: Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.Задачи: Продолжение знакомства детей с частями тела и органами чувств человека,  представление о функциональном назначении...

Конспект урока по теме: "Необычный дом для себя."

Урок разработан по программе Б.М.Неменского , проведён в 1-ых классах в 3-ей четверти в рамках обучения по системе Л.В.Занкова и темы самообразования....

Конспект занятия по этическому воспитанию "Вглядись в себя, сравни с другими" (3 класс)

Конспект занятия по книге А. И. Шемшуриной "Этическая грамматика"...