Конспект урока «Следовать нравственной установке».
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Овсиенко Татьяна Алексеевна

Ознакомить с понятием «нравственной установка»;  развитие понимания значения нравственности; формирование ответственного поведения в жизни человека и общества;развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; развитие культуры речи; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока ОРКСЭ.29.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. «Следовать нравственной установке».

Цели урока: ознакомить с понятием «нравственной установка»;  развитие понимания значения нравственности; формирование ответственного поведения в жизни человека и общества;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; развитие культуры речи; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Планируемые результаты:

Личностные УУД :внутренняя позиция школьника; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, в группе,  учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Ход урока

1. Организация деятельности учащихся.

2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

Беседа с учащимися по результатам выполнения домашнего задания.

3. Подготовка к восприятию нового понятия.

Урок мы начнем с высказывания  русского писателя Л.Н. Толстого: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

  • Как вы думаете,  какие главные слова в данном высказывании? (зло, добро)
  • Предположим, о чем мы сегодня будем говорить? (Предположения детей)
  • Сегодня мы будем говорить о поступках людей, добрых и злых, плохих и хороших, ведь  поступки мы совершаем каждый день. По нашим поступкам люди судят о нас как о личности. А как вы понимаете слово «поступок»? (Предположения детей)
  • На самом деле вы все правы, подведем небольшой итог:

Поступок -

Это действия, но иногда они могут быть и воздержанием от действий.

При этом не всякое действие – поступок.          

Притча о собаке и зеркальной комнате

«Во дворце одного вельможи была необычная зала. Стены, потолок и пол в ней были зеркальными. Как-то раз, абсолютно случайно, забежала в залу собака. Она растерялась, увидев вокруг целую свору подобных себе существ, и оскалила зубы. Псы, окружающие ее, ответили тем же. Тогда собака стала лаять. И псы все вместе тоже подали голос. Собака металась, но со всех сторон на нее набрасывались оскаленные, злые существа.

Целую ночь провела бедняжка в окружении озверевшей своры. Наутро слуги вельможи нашли ее мертвой. У нее разорвалось сердце. А ведь все могло быть по-другому, если бы … Войдя в комнату, вместо злого оскала собака вильнула хвостом и протянула тем, кто смотрел на нее из зеркала, лапу в знак дружбы».

Мораль: мир – большое зеркало, которое отражает твой внутренний мир и возвращает тебе твое отношение к жизни. Хочешь, чтобы тебя окружали теплые и светлые люди и события, – сам стань теплым и светлым. Улыбнись – и весь мир вокруг улыбнется тебе в ответ!

4. Формулировка темы урока, постановка задач урока.    

        Вспомните золотое правило этикета: «Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе».

«Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» говорил Л.Н. Толстой. Как вы понимаете эти слова?

Давайте вспомним песню-притчу «Про кота», которую мы слушали на предыдущем уроке.

  • Как можно охарактеризовать поступок девочки по отношению к умирающему коту? (Ответы детей)

Поступок, который совершила девочка, называется нравственным поступком. Это тема нашего сегодняшнего разговора.

Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? (О хороших поступках людей).  Мы узнаем, что такое поступок, в чем разница между действием и поступком, какой поступок называют нравственным.

Что такое поступок? Как вы определите значение этого слова?  (Ответы детей)

Поступок – совершённое действие, не нарушающее правила поведения. 

ВЫВОД: Каждый день мы совершаем те или иные поступки, принимаем те или иные решения. Всё это влияет на наш характер и нашу жизнь …  Чем больше добрых дел мы совершаем, тем счастливее будет наша жизнь.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

5. Работа по теме урока.    

Как вы думаете, почему не всегда совпадают наши намерения и поступки? Часто получается, что человек хочет поступить хорошо, думает правильно, а поступает наоборот. Почему так бывает?

Нам мешают отрицательные черты характера. Назовите их. (лень, эгоизм, злоба, самолюбие, безответственность, жадность и другие)

Положительные черты характера

Отрицательные  черты характера

Вежливость

Эгоизм

Смелость

Злоба

Доброта

Грубость

Дружелюбие

Безответственность

Открытость

Жадность

Я буду называть положительные и отрицательные качества человека. Если качество положительное, вы хлопаете в ладоши, если отрицательное – качаете головой.

        Смелость                                Скромность                                Добросовестность

        Открытость                        Лень                                        Активность

        Заносчивость                        Драчливость                        Общительность

        Вежливость                        Грубость                                Трусость

Вспомните примеры из жизни, когда вы хотели сделать что-то хорошее, но вам мешали ваши отрицательные черты характера.

Как это исправить?  (Ответы учащихся)

Поступить нравственно по отношению к другому человеку бывает намного труднее, чем подумать о правильном поступке.

Как же тогда быть?      

Чтобы это исправить требуется усилие души, учитывать возможности и желания окружающих людей, умение чувствовать состояние другого человека и правильно реагировать на него. Это называется нравственная установка.

Нравственная установка - это готовность человека делать добрые дела.

Это ряд убеждений, что вы принимаете без доказательств, ваша уверенность в том, что люди будут вести себя определенным образом, сформированная еще до того, как они начнут действовать.

Установки сопровождают человека на протяжении всей его жизни, однако они имеют свойство меняться под воздействием различных обстоятельств. Другими словами, мы постоянно делаете какие-то предположения о событиях и людях — так же, как другие люди составляют свои предположения о вас.

Пять свойств.

Пять свойств не ладят с другими пятью.

Внимательно заповедь слушай мою:

С Надменностью Дружба не может сродниться,

От Грубости Вежливость не родится,

Величия мы у Злодейства не ищем,

Скупец не подаст убогим и нищим,

Для Веры и Верности Ложь не опора.

Всё это усвой – и храни ты от вора.

(Иоганн Гёте - немецкий писатель, мыслитель, естествоиспытатель)

О нравственных поступках люди знают давно. Некоторые нравственные принципы формировались тысячелетиями. Может кто-то из вас знает, какое название они сейчас имеют? А вы слышали такое слово «заповеди»? Попробуйте закончить записанные истины, отталкиваясь от принципов добра.    

Нам всем приятнее находиться в обществе добрых поступков, но для этого мы сами должны их совершать.  

Помни такие заповеди:

  • Попробуй не захватить, а……………. (отдать).
  • Не кулак показать, а…… ………. (протянуть ладонь).
  • Не спрятать, а ………….. (поделиться).
  • Не кричать, а ………… (выслушать).
  • Не разорвать, а………….. (склеить).

Словарная работа по группам.    

Выполните задания, которые помогут понять значение трудного слова «нравственный». Ответы записывайте на листочках.

1 группа: Выделите корень в слове нравственный. Используя толковый словарь, объясните значение этого корня-слова  и  дайте толкование понятия «нравственный».

2 группа: Подберите однокоренные слова к слову «нравственный».

3 группа: Подберите синонимы к слову «нравственный» в словосочетании «нравственный поступок».

4 группа: Герой рассказа совершил нравственный поступок. Подберите примеры других нравственных (хороших) поступков, которые совершают люди (дети)?

ВЫВОД: Слово нравственный произошло от существительного нрав, т.е. характер (нрав – характер, совокупность душевных свойств). Каков бы ни был характер, человек должен уметь вести себя правильно, должен уметь управлять собой. Нравственный поступок – это хороший поступок, поступок, соответствующий принятым правилам.    

Нравственный поступок это:

  • Это только действие, которое человек совершает, руководствуясь нравственными идеями и ценностями.
  • Это осознанное  действие с определенной целью.
  • В таком поступке выражено нравственное отношение одного человека к другому.

Нравственный поступок имеет 5 компонентов (составных частей):    

  • мотив (почему я это делаю?);
  • цель (зачем я это делаю?);
  • средства (с помощью чего я это делаю?);
  • действия (что я делаю?);
  • результат (что получилось благодаря моим усилиям?).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

6. Закрепление

Нужно воспитывать в себе нравственные чувства. Назовите их. (Отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость).    

Приведите примеры.

Сегодня на уроке мы говорили о нравственной установке и нравственных поступках человека. Вы готовы к хорошим поступкам, поэтому наполнили свои паруса добрыми делами. Но не забудьте, что поступок – это совершённое действие. Творите добрые поступки!    

Доброта живёт на свете тихо,

Незаметна, словно хлеб и соль.

Где болит, возьмет себе всю боль,

Там, где лихо, встанет против лиха.

Чужды ей реклама, суета

И возни придуманные драмы.

Доброта – как будто руки мамы.

Нити жизни держит доброта.

7. Итог урока

Мы сегодня начали сложный разговор о том, как правильно поступать, почему нужно всегда, в любой ситуации обдумывать свои решения и не торопиться совершать поступки, чтобы потом не было мучительно больно, стыдно за свой выбор.    

Наш урок я хочу закончить рассказом «Осколки в сердце»

«Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.

Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек.

  • Ребята, как вы думаете, чем закончился рассказ?

- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой.

  • Вы готовы к нравственным поступкам?

Возьмемся за руки, друзья. Передадим частичку своего тепла друг другу. Попросим мысленно прощения, если вдруг обидели кого-то вольно или невольно.

Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, что бы людям, окружающим тебя было хорошо».

Творите добрые поступки!    

8. Домашнее задание.

  1. Выберите поступок любимого героя какого-либо произведения. Проанализируйте его с точки зрения признаков нравственного поступка (мотив, цель, средства, действие, результат). Сделайте вывод, можно ли этот поступок считать нравственным.
  2. Вместе с родителями обсудите утверждение «Цель оправдывает средства». Согласны ли вы с этим утверждением? Обоснуйте свою точку зрения.