методическая разработка урока СЛЕДОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ УСТАНОВКИ
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Попазова Наталья Викторовна

Пять свойств не ладят с другими пятью.

Внимательно заповедь слушай мою:

С Надменностью Дружба не может сродниться,

От Грубости Вежливость не родится,

Величия мы у Злодейства не ищем,

Скупец не подаст убогим и нищим,

  Для Веры и Верности Ложь не опора.

Всё это усвой – и храни ты от вора.                             

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sledovanie_nravstvennoy_ustanovki.docx104.93 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока ОРКСЭ .

Дата   02.03.2022г.  

 класс  4в

учитель Попазова Наталья Викторовна

Тема: Следовать нравственной  установке.

Тип урока: открытие новых знаний

 Цели   урока:

-учить детей выделять нравственную сторону явлений и поступков;

-анализ важности следования  человеком  нравственной  установке;

-обучение выбору нравственных  форм  поведения.

Планируемые результаты:

Личностные:                                                                                                                                                                                                                                                            - развивать этические чувства как результат морального поведения;                                                                                                                                                              - учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей;                                                                                                                                                   - воспитывать желание делать выбор в пользу добра

Метапредметные:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Познавательные УУД:                                                                                                                                                                                                                                                               - способность ставить и сохранять учебные цели и задачи;                                                                                                                                                                                                          - произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме;                                                                                                                                    - способность к анализу и синтезу информации;                                                                                                                                                                                               - смысловое чтение;                                                                                                                                                                                                                                       - выбор способов решения этических задач

Регулятивные УУД:                                                                                                                                                                                                                                                                                    

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено   учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Коммуникативные УУД:                                                                                                                                                                                                                                                                              - понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной. Ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии;

 - формирование умения высказывать свое мнение, аргументировать его                                                                                                                                                                

Предметные:                                                                                                                                                                                                                                                            - знакомство с нравственной установкой, понимание его значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- составление алгоритма применения «золотого правила нравственности» в жизненных ситуациях;                                                                                                            

Основные понятия урока: нравственный поступок, нравственный человек, «золотое правило нравственности», нравственная установка

  Формы:                                                                                                                                                                                                                                                                Групповая работа , индивидуальная работа, фронтальная;                                                                                                                                                                                                            

Оборудование:                                                                                                                                                                                                                                                     

интерактивная доска;                                                                                                                                                                                                                    презентация;                                                                                                                                                                                                                                                               - видеоролик притча «Ведро с яблоками», видео «Ералаш»  «Вовка добрая душа»;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              - толковый словарь.

-притчи

Литература:

1. Основы  религиозных культур и светской этики.  4класс: учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2016г. – с.100-103

2. Рассказ В. Осеевой «Плохо»

3. Притча «Ведро с яблоками»,  

                                              Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Самоопределение к учебной деятельности

(мотивация) 1мин

Учитель:

 Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их.

- А вы знаете, как приветствовали друг друга тибетцы?
Тибетцы, например, здороваясь, снимают с голова головной убор правой рукой, левую закидывают за ухо. Доблестные мушкетеры, приветствуя друг друга, изящно склонившись, помахивали своими великолепными шляпами. Но все разумные правила поведения основаны на взаимном уважении и внимании человека к человеку.

Дети настраиваются на урок

II. Актуализация знаний

  1.Повторение.

    Проверка д/з

5-8мин

Ребята давайте вспомним.

- В чём суть понятия «благо»?

-Почему нужно жить во благо не только себе, но и другим?

-В чём заключается благо по отношению к другим людям?

Какие вы сделали выводы? Молодцы!

 Отвечают на вопросы.

Делают выводы.

Читают свои выводы по тетради.

-Бережное отношение к другому человеку, это будет для него благом.

   2. Постановка учебной задачи

Определение цели урока

2мин

Тема урока

 А сейчас послушайте рассказ

Капля воды.  В.А.Сухомлинский 

(Приложение )

-  Оцените поступки семьи и старушки.

(Слайд4)

- Как можно по-другому назвать все хорошие поступки? (нравственные)

-Как вы думаете, о чём мы будем с вами сегодня говорить на уроке?  

Согласитесь, что очень большая дистанция может быть, например, между решением помыть посуду или навести порядок в квартире, чтобы помочь маме, и самим поступком. Мешает этому простая лень. То же бывает между желанием взять на себя ответственность за организацию какого-то общего дела, нужного для всех в классе, и его осуществлением.

Чтобы это исправить, требуется усилие души, которое касается не простого физического действия, а именно осознания необходимости совершать нравственно направленные действия. А это связано с умением и выработанной привычкой думать о других, учитывать возможности и желания каждого, с умением чувствовать состояние другого человека и правильно реагировать на него. Именно поэтому часто поступить нравственно по отношению к другому человеку, группе людей намного труднее, чем подумать о правильном поступке.

Как же быть в этом случае?

Необходимо выработать в себе способность к душевному усилию, собственную установку на данное усилие.

Такая установка называется нравственной. Она помогает сформировать в себе привычку

Тема урока; «Следовать нравственной установке»

Слайд 5  Следовать «золотому правилу этики»: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».

Каков бы ни был характер, человек должен уметь вести себя правильно, должен уметь управлять собой. Любому человеку бывает непросто выполнить то, что необходимо, следовать велению души и существующим нормам поведения в обществе, помогающим сориентироваться, как можно и как нельзя поступать.

Нравственный поступок – это действие, которое приносит пользу окружающим.

Значит, какова цель нашего урока?

С каждым годом вы становитесь лучше и мудрее, добрее.

Какие же качества помогают творить добро?

Можно ли научиться делать добро?

Что такое «нравственная установка»?

  нравственных поступках людей

Любовь, уважение, тактичность

Золотое правило нравственности

-На добро

-Человек этому должен учиться, отделять хорошее от плохого, добро от зла.

5 мин

3. Открытие новых знаний

- Как вы думаете, что это такое?

А как вы думаете научиться делать добро –это возможно?

Может, человек от рождения получает дар творить добро или зло?

Учитель: Человек умеет отделять хорошее от  плохого. Главное – научиться  не  давать  волю  плохим  чувствам..

-На что мы должны настраивать себя?

- Направлять нравственную установку

-Как понимаете выражение «нравственная установка»?

Эти нормы очень важны, потому что они создавались жизнью и людьми веками и постепенно выстраивались в систему нравственного поведения. Значимость этого человеческого опыта отражена в религиозных сюжетах и заповедях, пословицах и поговорках, литературных произведениях и, конечно же, в народном фольклоре.

Давайте с вами послушаем одну легенду о том, как на берегах озера Байкал появилась скала Хобот.                        (Приложение)

Какой вывод мы можем сделать из этой истории? Только один: безнравственные поступки приводят к справедливому наказанию. Каждый день мы совершаем те или иные поступки, принимаем те или иные решения. Всё это влияет на наш характер и нашу жизнь, однако требует усилия души, нравственного усилия, потребности думать не только о себе, но и о других. Чем больше добрых дел мы совершаем, тем счастливее будет наша жизнь.

Вывод: Нравственная установка - это готовность человека делать добрые дела

5 мин

Видео «Ведро яблок»

Чем поделился сосед?

Ералаш «Вовка добрая душа»

Можно ли Вовку считать добрым? Почему7

Просмотр видео.

Добротой, ответы детей

Ответы детей.

Физминутка

3мин

Проводит физкульминутку

Сотвори солнце в себе”.

Да, действительно, в природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе.

Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце.

Поднимите ручки вверх и покажите, какая у вас получилась звёздочка. Вот какие звездочки радости, тепла, света у нас получились. (Дети разводят руками)

Выполняют упражнения

Первоначальное закрепление  

3-5 мин

 - Давайте вспомним, что такое сказка? (Сказка – произведение, в котором встречается волшебство или  происходит, то, чего не бывает в жизни). Действительно, произведение В. Катаева «Цветик–семицветик» - сказка, в сказке происходили чудеса, желания выполнял волшебный цветок.

- Предлагаю выразить своё отношение к поступкам главной героини. Я раздам вам лепестки, на которых написаны желания Жени. А если поступок нравится вам, то поставьте «+», если нет- то «- ».

Работаем в группах.

- Раскрасьте тот лепесток, который Женя потратила не зря и получила огромное удовольствие

Дети называют качества, которые мешают формированию нравственного поведения, нравственной установке.

-Равнодушие, бессердечность.

Самостоятельная работа с проверкой

                           Пять свойств.

Пять свойств не ладят с другими пятью.

Внимательно заповедь слушай мою:

С Надменностью Дружба не может сродниться,

От Грубости Вежливость не родится,

Величия мы у Злодейства не ищем,

Скупец не подаст убогим и нищим,

  Для Веры и Верности Ложь не опора.

Всё это усвой – и храни ты от вора.                             

  - О нравственных поступках люди знают давно. Некоторые нравственные принципы формировались тысячелетиями. Может кто-то из вас знает, какое название они сейчас имеют? А вы слышали такое слово «заповеди»? Попробуйте закончить записанные истины, отталкиваясь от принципов добра. 

Работа в парах.              

   Закончи заповедь

Помни такие заповеди:

Попробуй не захватить, а…………….(отдать).

Не кулак показать, а…… ……….(протянуть ладонь).

Не спрятать, а …………..(поделиться).

Не кричать, а …………(выслушать).

Не разорвать, а…………..(склеить).

Проверка. (Слайд 7)

Чтение притчи  о  добре  и  зле.

 Какие же качества  «кормят»  в  нас  чёрного  волка?

-А белого?

-А нравственную установку на какого волка вы думаете мы должны делать?

Дети читают.

Однажды старый мудрый индеец – вождь племени- разговаривал со своим маленьким внуком.

-Почему бывают плохие люди? – спрашивал его внук.

-Плохих людей не бывает, -ответил вождь.

–В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный.

-Но какой же волк побеждает в конце? – спросил внук.

Старый индеец едва заметно улыбнулся.

-Побеждает всегда тот волк, которого ты кормишь.

-Зависть, злость, равнодушие и др.

-Доброта, любовь, доброжелательность и др.

Работа в группах

2мин

  -Выберите названия тех качеств человека, которые помогают делать добрые дела.

   Нежность, зависть, забота, внимание, предательство, верность, дружба, радость, месть, жадность, любовь, ложь, сострадание, ненависть, ласка, лень.

Учитель:  

Эти важные  качества  вы, наверное,  встречали  у людей, которые могут быть для вас примером.

- Кто же является для вас примером?

-А какие литературные герои учат нас творить добро?

-Каждый из этих героев  сделал  доброе дело. Какое?  Какие качества этих героев учат  и нас  делать добро?

На доске выставляют:

Нежность          зависть

Забота                предательство

Внимание          жадность

Верность            месть

Дружба               ложь

Радость               ненависть

Сострадание       лень

Любовь

ласка

Ответы учеников.

Итог урока

Рефлексия

2мин

Учитель: Любое  умение приходит,  если  человек  учится  это делать. Вы  ещё  не  взрослые  и  многому сейчас учитесь. Давайте будем учиться творить добро. Предлагаю в нашем  классе  «посадить»  Дерево  добрых  дел. Каждое ваше доброе  дело,  замеченное  одноклассниками,  поможет  появиться  на  этом  дереве  плоду.

Дерево добрых дел

- А сегодня с урока чтобы вы взяли себе полезного, доброго и какую нравственную установку сделали для себя.

Мы сегодня начали сложный разговор о том, как правильно поступать, почему нужно всегда, в любой ситуации обдумывать свои решения и не торопиться совершать поступки, чтобы потом не было мучительно больно, стыдно за свой выбор.

Наш урок я хочу закончить рассказом 

«Осколки в сердце» (Приложение)

-Вы готовы к нравственным поступкам?

- Возьмемся за руки, друзья.

Передадим частичку своего тепла друг другу.

Попросим мысленно прощения, если вдруг обидели кого-то вольно или невольно.

«Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, что бы людям, окружающим тебя было хорошо»

-Яблоко «Нравственная установка»

http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/d/der/derev146.png

Нужно настраивать себя на добро.

Дети подводят итоги.

-Ребята, как вы думаете, чем закончился рассказ?

Домашнее задание   1мин

Инструкция по выполнению д/з

Написать мини –сочинение «Трудно ли быть нравственным человеком»

Слушают инструкцию по выполнению д/з

В конце нашего урока давайте попробуем ответить на некоторые вопросы.

1. Как вы понимаете смысл понятия «нравственная установка»?

2. Что значит думать и поступать с позиции добра?

3. Какое правило и почему объединяет нравственные нормы поведения людей?

                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого»

Уроки литературного чтения не могут решить в полной мере проблему межличностных отношений в семье. Но именно чтение и анализ художественный произведений, в которых показаны взаимоотношения между...

Методическая разработка урока по теме: "Род и семья - исток нравственных отношений" (модуль "Основы светской этики").

Данный урок развивает интерес учащихся к семейной родословной, воспитывает уважение к своей семье, прививает любовь к семейным ценностям....

Методическая разработка урока по теме "Род и семья- исток нравственных отношений"

Методическая разработка урока по теме "Род и семья- исток нравственных отношений" (модуль "Основы светской этики") Это урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Цель урока- формирование пре...

Методическая разработка урока по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Курс: «Религии мира» Тема урока. «Буддизм – древнейшая мировая религия».

Урок открытий новых знаний (ОНЗ) урок по теме  Буддизм.Целью урока является знакомство с мировой религией - буддизмом, жизнью её основателя Сиддхартхи Гаутамы....

Методическая разработка урока "Рождество Христово Пасха" «Основы духовно-нравственной культуры народов России» НФ Виноградова, ВИВласенко, АВПолякова 4 класс

Технология построения урокаСистемно-деятельностныйТема урока Рождество Христово ПасхаУчебник«Основы духовно-нравственной культуры народов России»  НФ Виноградова, ВИВласенко, АВП...

Конспект урока «Следовать нравственной установке».

Ознакомить с понятием «нравственной установка»;  развитие понимания значения нравственности; формирование ответственного поведения в жизни человека и общества;развитие самостоятельнос...