Главные вкладки

    Методическая разработка урока "Рождество Христово Пасха" «Основы духовно-нравственной культуры народов России» НФ Виноградова, ВИВласенко, АВПолякова 4 класс
    методическая разработка по орксэ (4 класс)

    Васильева Елена Александровна

    Технология построения урока

    Системно-деятельностный

    Тема урока

     Рождество Христово Пасха

    Учебник

    «Основы духовно-нравственной культуры народов России»  НФ Виноградова, ВИВласенко, АВПолякова

    Цель, задачи

     

    В предметной области: сформировать у младшего подростка мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним; сформировать представление о понятии «Пасха»; показать ценность достижений культуры для человечества.

    В области формирования УУД:

    • познавательные - умение  выделять существенную информацию из различных источников;
    • регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий
    • коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; воспитывать чувство коллективной ответственности и способствовать развитию коллективного творчества.

    ·        В сфере личностного развития обучающихся: помочь осознать смысл обычаев и традиций, связанных с праздником «Пасха»; дать детям эмоционально-полноценное представление о праздновании «Пасхи» на Руси; содействовать возрождению народных обычаев и традиций в современных условиях в творчестве детей.

    Основные термины, понятия

    Воскресение, Пасха Христова Рождество Христово

    Оборудование и инструментарий

    Раздаточный материал, учебник  по предмету, мультимед.проектор, доска, видеоматериалы

    Планируемые результаты  урока

    Адекватная мотивация, адекватная самооценка, рефлексия – осознание содержания последовательности и оснований действий, функционально – структурированная сформированность учебной деятельности.

     

    ·          Предметные умения:

    Имеют представление о понятии «Пасха» «Рождество» как  празднуют Пасху; Рождество Христово

    ·          Метапредметные умения    

     

    *Познавательные УУД

    Получат первоначальные навыки постановки учебной задачи

    Делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать, группировать предметы.

    Ориентироваться на развороте учебника.  Извлекать информацию из таблиц, иллюстраций, текстов.

          *Личностные УУД

    Обладают знаниями о религиозных обычаях и традициях и необходимости бережного отношения к ним.

    Мотивация  к обучению; соотнесение с нормой;

    оценивать усваиваемое содержание учебного материала; определять правила работы паре;

    устанавливать связь между целью деятельности и ее результатами.

          *Регулятивные УУД

    Получат  первоначальные навыки извлечения существенной  информации из различных источников.

    Умение проговаривать последовательность действий на уроке;

    учиться выдвигать версию; отличать правильно выполненное задание от неправильно выполненного;

    прогнозировать предстоящую работу (составлять план), оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (осуществлять самоконтроль).

        * Коммуникативные УУД

     

    Участвуют в обсуждении  вопросов урока.

    Умение работать в паре,; умение слушать и понимать других;

    умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей;

    умение оформлять свои мысли в устной форме. Духовно- нравственное развитие и воспитание

    Методы

    Информационно- коммуникативные словесный

    Формы работы

    Индивидуальная, работа в паре, коллективная. фронтальная

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка урока

    Фамилия, имя, отчество

    Васильева Елена Александровна

    Тип урока

    Урок  введения нового знания

    Технология построения урока 

    Системно-деятельностный

    Тема урока

     Рождество Христово Пасха

    Учебник

    «Основы духовно-нравственной культуры народов России»  НФ Виноградова, ВИВласенко, АВПолякова

    Цель, задачи

    В предметной области: сформировать у младшего подростка мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним; сформировать представление о понятии «Пасха»; показать ценность достижений культуры для человечества.

    В области формирования УУД: 

    • познавательные - умение  выделять существенную информацию из различных источников;
    • регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий
    • коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; воспитывать чувство коллективной ответственности и способствовать развитию коллективного творчества.
    • В сфере личностного развития обучающихся: помочь осознать смысл обычаев и традиций, связанных с праздником «Пасха»; дать детям эмоционально-полноценное представление о праздновании «Пасхи» на Руси; содействовать возрождению народных обычаев и традиций в современных условиях в творчестве детей.

    Основные термины, понятия 

    Воскресение, Пасха Христова Рождество Христово

    Оборудование и инструментарий

    Раздаточный материал, учебник  по предмету, мультимед.проектор, доска, видеоматериалы

    Планируемые результаты  урока

    Адекватная мотивация, адекватная самооценка, рефлексия – осознание содержания последовательности и оснований действий, функционально – структурированная сформированность учебной деятельности.

    • Предметные умения:

    Имеют представление о понятии «Пасха» «Рождество» как  празднуют Пасху; Рождество Христово

    • Метапредметные умения     

    *Познавательные УУД

    Получат первоначальные навыки постановки учебной задачи

    Делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать, группировать предметы.

    Ориентироваться на развороте учебника.  Извлекать информацию из таблиц, иллюстраций, текстов.

          *Личностные УУД

    Обладают знаниями о религиозных обычаях и традициях и необходимости бережного отношения к ним.

    Мотивация  к обучению; соотнесение с нормой;

    оценивать усваиваемое содержание учебного материала; определять правила работы паре;

    устанавливать связь между целью деятельности и ее результатами.

          *Регулятивные УУД

    Получат  первоначальные навыки извлечения существенной  информации из различных источников.

    Умение проговаривать последовательность действий на уроке;

    учиться выдвигать версию; отличать правильно выполненное задание от неправильно выполненного;

    прогнозировать предстоящую работу (составлять план), оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (осуществлять самоконтроль).

        * Коммуникативные УУД

    Участвуют в обсуждении  вопросов урока.

    Умение работать в паре,; умение слушать и понимать других;

    умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей;

    умение оформлять свои мысли в устной форме. Духовно- нравственное развитие и воспитание

    Методы

    Информационно- коммуникативные словесный

    Формы работы

    Индивидуальная, работа в паре, коллективная. фронтальная

    Технологическая карта урока

    Этап урока

    Деятельность педагога

    Деятельность обучающихся

    УУД

    Организационный момент и

    самоопределение к деятельности

    Проверьте готовность. Поприветствуем гостей. Садитесь

    - Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

    :

    Проверяют готовность к уроку.

    Личностные

    Постановка целей   к уроку

    Актуализация опорных знаний

       На доске записаны слова

    Рождество Христово , Новый год Крещение Пасха

    Посмотрите на доску

    -Что объединяет все эти словосочетания?          

     

    Давайте назовем тему урока

    ( убрать лишние )

     

     поставим цели.

    С какого слова начнете, подумайте

    узнать или научиться

    Возьмите свои листы, отметьте на них стрелочкой, на сколько вы владеете информацией по данной теме.

    Что такое праздник?

     Обратимся к толковому  словарю:

    Праздник – день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь.

    Какие бывают праздники?

     А праздники, о которых сегодня будем говорить? –

    Что объединяет их?  С чьим  именем они связаны?

    У каждого народа, в каждой религии есть свои праздники. Сегодня и на следующих  уроках мы с вами продолжаем знакомиться с праздниками мировых религий.

    Давайте посмотрим  в учебник с .93 на условное обозначение.

    Это праздники какой религии?

    Названия  праздников

     

    Праздники Рождество, Пасха.

    Дети отвечают

    (Узнать о празднике Пасха.

    Узнать о традициях праздновать эти праздники)

    Выдвигают гипотезы.

    Отвечают на вопросы.

    Народные

     религиозные (церковные)

    государственные

    религиозные

      Иисус Христос

    православие

    (христианство)

    Познавательные УУД:

    делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать, группировать предметы; обобщать

    Регулятивные УУД:

    Определение темы урока.

    Коммуникативные УУД:

    участие в коллективном обсуждении. 

     

    Изучение нового материала

    Посмотрите, мы будем работать по плану и будем заполнять таблицу.

    На какие вопросы мы должны ответить?

    Когда отмечается Рождество Христово?

    Запись в таблицу

    Вы внимательно смотрите видео, но не просто. На листах у вас текст с пропущенными словами. .После просмотра вы должны восстановить текст

    Как называется

    Когда отмечается

    Что празднуется

    Традиционные обрядовые действия

    7 января  

    Познавательные

    Регулятивные

    Коммуникативные

    Первичное закрепление

     Работа с деформированным тестом

    проверка.

    РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

    По велениюи  ператора Августа  проводилась перепись населения. Дева Мария и Иосиф  направились в город Вифлеем, туда, где проводилась перепись.  По дороге они захотели заночевать в гостинице ,но свободных   мест не было. Тогда они заночевали в  вертепе  (пещере). Ночью родился Богомладенец  и Его положили в ясли. В то время пастухи  пасли стада.  Ангел  возвестил им о рождении младенца Иисуса Христа. Пастухи пошли и поклонились Ему.

     Заполнение графы таблицы

    А как празднуют верующие этот праздник?

    С. 93 учебника

     Проверка Что еще смогли добавить?

    Почему именно ель принято украшать? Существует легенда. Послушайте

    Легенда о елке

         Близ пещеры, в которой родился Спаситель мира, росло три дерева: ель, олива и пальма.

         В тот святой вечер, когда зажглась на небе путеводная звезда, возвестившая многострадальному миру о появлении на свет Того, который принёс с собой весть надежды благодатной,

         Ликовала вся природа,

         Величава и светла,

         И к ногам Христа-младенца

         Все дары свои несла.

         В числе прочих принесла свои золотистые плоды и росшая подле пещеры олива. Пальма тоже предлагала свой зелёный шатёр как защиту от зноя и непогоды. Только ель одна печально стояла

         В унынии тихом,

         Боязлива и скромна,

    тщетно думая и не зная, что бы ей принести в дар младенцу Иисусу. Печально поникли её ветви, и от стыда и тайных мук обильно закапали у неё слёзы прозрачной смолкой.

         Эти слёзы увидала

         С неба звёздочка одна,

         Тихим шёпотом подругам

         Что-то молвила она.

         И вдруг свершилось чудо.

         Звёзды посыпались с неба огненным дождём и усеяли ёлку по всем её веткам, сверху донизу.

         Тогда она, радостно затрепетав, гордо подняла свои ветви и впервые явилась миру в ослепительном блеске...

         С тех пор и пошёл у людей обычай убирать ёлку в рождественский вечер яркими огнями свечей.

         С тех пор

         Каждый год она сияет

         В день великий торжества

         И огнями возвещает

    Как вы думаете, почему именно ель стала символом праздника? За какие качества она была вознаграждена?

    В самом начале урока мы сказали, что будем говорить о религиозных праздниках.Следует напомнить, что Рождество Христово теперь и государственный праздник. 7 января – выходной.

    Запись в таблицу

    Заполнение таблицы

     

    За скромность, смирение и доброту

    Познавательные

    Коммуникативные

    Понимать информацию, представленную в виде  таблицы.

    Определение правил составления таблиц  в паре, обсуждении ответов

    Физминутка

    Работа с  текстом

         Следующий праздник называется Пасха. Вы читаете текст в учебнике  с 95.  и заполняете таблицу. Кому требуется дополнительная информация, тот может воспользоваться раздаточным материалом

     Заполняется таблица

    Закрепление

        Проверка таблицы

    В чем смысл Пасхи?

    Воскресение Господне. Благодаря победе Богочеловека над смертью, для всех верующих в Него открылась возможность войти в вечную радость Царства Небесного.

    Почему Иисуса  почитают Спасителем?

    Это была добровольная жертва за все людские грехи

    О каких традициях празднования вы вспомнили?

    Посмотрите разд. материал .Давайте назовем и другие традиции.

    Фронтальная работа

    Он спас людей от грехов.

    Красить яйца, печь куличи, пасхи

    Звонить в колокола, освещать дом,…

    Познавательные

    Коммуникативные

    Итог урока

    С какими праздниками вы сегодня познакомились?

    Что было новым для вас?

    Что вы уже знали?

    Достигли мы поставленной цели?

    Ответы детей.

    Рефлексия

     Поставьте стрелочку .Как вам кажется. По данной теме вы стали больше знать, хотелось бы вам продолжить разговор и узнать еще больше

    Работа в листах самооценки

    Своей работой на уроке я

    доволен / не доволен

    Мое настроение

    стало лучше / стало хуже

    Материал урока мне был

    понятен / не понятен

    полезен / бесполезен

    интересен / скучен

    легким / трудным

    Личностные

    Оценивать достигнутые результаты общей и собственной  деятельности;

    Проконтролировать усваиваемое содержание учебного материала;

    Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

    Домашнее задание

     Нарисовать открытку к празднику, о которых мы говорили сегодня.

    А кто желает, может разгадать кроссворд.

    - Закончить урок хочу словами великого писателя  Н.В.Гоголя:

    "Не умирают обычаи, которым суждено быть вечными."


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка проекта «Семейное чтение как средство духовно – нравственного становления личности»

    Сегодня из многих народных бед и страданий особую роль и беспокойство вызывает духовное состояние наших детей и молодежи. Уже давно бьют тревогу учителя, библиотекари, а теперь и родители - дети не хо...

    Методическая разработка урока по курсу: ОРКСЭ Модуль: «Основы православной культуры» Учителя начальных классов Тур.Т.Г.

    Предмет: ОРКСЭ , модуль «Основы православной культуры»Класс: четвертыйТип урока: открытие новых знанийТема: Христианская семьяТехнологии: технология  деятельностного метода обучения, технология ...

    Методическая разработка урока по предмету ОРКСЭ "Духовные ценности человечества. Культура. Религии"

    Цель: Формирование у обучающихся уважения  к  мировым  религиям,  как  к  ценностям  культуры человечества.Задачи: Узнать, чем связаны культура и религия; сформирова...

    Методическая разработка "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 1 класса «Я – гражданин и патриот России»"

    В данной публикации представлена РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 1 класса  «Я – гражданин и патриот России». Разработа программа в соответ...

    Программа внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 5 класс

    Предлагаемый материал нацелен на формирование у учущихся представления о культурном наследии народов нашей страны, о общечеловеческих ценностях предшествующих поколений (религиозное верование, фолькле...

    Методическая разработка урока из курса ОРКиСЭ. Модуль «Основы православной культуры». 4 класс. Тема урока: «Православный храм».

    Конспект урока из курса ОРКиСЭ.Модуль «Основы православной культуры». Тема урока: «Православный храм»Урок 16.Тип урока: традиционный, изучение нового материала.Цель урока:...

    Методическая разработка урока по ОРКСЭ Модуль «Основы мировых религиозных культур»-«Традиционные религии народов России»

    Районный заочный конкурс учителей, преподающих ОРКСЭ«Моя педагогическая мастерская»НоминацияМетодическая разработка урока по ОРКСЭМодуль«Основы мировых религиозных культур»Тема...