Урок "Великий Пост"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Фамцова Ольга Александровна

Данная методическая разработка предназначена  для учителей, работающих в 4-5 классах по учебному комплексу ОРКСЭ, модуль  «Основы православной культуры», и может быть рекомендована для проектирования и проведения внеурочного занятия по данному курсу.

Проблема, на решение которой была направлена разработка занятия: довольно часто пост в современном обществе воспринимается как средство для борьбы с лишним весом и люди, соблюдающие пост, следующие новомодным тенденциям, не верно понимают значение этого слова.

В ходе занятия учащиеся знакомятся с понятием и значением Великого поста на основе прочитанного текста. Учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы все обучающиеся оказались вовлечены в процесс познания, могли понимать и рефлексировать по поводу своих знаний и мыслей.

Урок построен так, что каждый ученик вносит свой индивидуальный вклад, обмениваясь знаниями, идеями.

Урок происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки. Это позволяет получать новые знания и развивать познавательную активность, переводя ее на более высокий уровень сотрудничества.

Урок направлен на развитие духовного мира обучающегося, на освоение системы духовно- нравственных ценностей, свойственных нашему образу жизни.

   Изучая тему «Великий Пост» в модуле «Основы  религиозных культур и светской этики» дети смогут понять значение Великого поста в жизни человека.

  На уроке использована приём работы с текстом. У детей формируются многие из образовательных компетенций (социальная, коммуникативная, информационная, нравственная). Ученик должен анализировать содержание текста, грамотно и доказательно представить свою точку зрения, слушать собеседника, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, приобретая универсальные учебные действия.

 На уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие», то есть каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности. Данный компонент помог ребятам находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся.

Современный урок сложно представить без информационно – коммуникативных технологий. Применение ИКТ на занятиях усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся, делает урок эмоционально – насыщенным и полноценным, наиболее наглядным, способствует повышению качества образования.

Методы, используемые на уроке, обеспечивают активизацию и рациональную организацию учебной деятельности школьников. Это методы стимулирования мотивов интереса к учению: частично-поисковый метод, проблемный метод, методы словесной и наглядной передачи информации, самостоятельная работа.

 

 Данная методическая разработка предназначена  для учителей, работающих в 4-5 классах по учебному комплексу ОРКСЭ, модуль  «Основы православной культуры», и может быть рекомендована для проектирования и проведения внеурочного занятия по данному курсу.

Проблема, на решение которой была направлена разработка занятия: довольно часто пост в современном обществе воспринимается как средство для борьбы с лишним весом и люди, соблюдающие пост, следующие новомодным тенденциям, не верно понимают значение этого слова.

В ходе занятия учащиеся знакомятся с понятием и значением Великого поста на основе прочитанного текста. Учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы все обучающиеся оказались вовлечены в процесс познания, могли понимать и рефлексировать по поводу своих знаний и мыслей.

Урок построен так, что каждый ученик вносит свой индивидуальный вклад, обмениваясь знаниями, идеями.

Урок происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки. Это позволяет получать новые знания и развивать познавательную активность, переводя ее на более высокий уровень сотрудничества.

Урок направлен на развитие духовного мира обучающегося, на освоение системы духовно- нравственных ценностей, свойственных нашему образу жизни.

   Изучая тему «Великий Пост» в модуле «Основы  религиозных культур и светской этики» дети смогут понять значение Великого поста в жизни человека.

  На уроке использована приём работы с текстом. У детей формируются многие из образовательных компетенций (социальная, коммуникативная, информационная, нравственная). Ученик должен анализировать содержание текста, грамотно и доказательно представить свою точку зрения, слушать собеседника, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, приобретая универсальные учебные действия.

 На уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие», то есть каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности. Данный компонент помог ребятам находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся.

Современный урок сложно представить без информационно – коммуникативных технологий. Применение ИКТ на занятиях усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся, делает урок эмоционально – насыщенным и полноценным, наиболее наглядным, способствует повышению качества образования.

Методы, используемые на уроке, обеспечивают активизацию и рациональную организацию учебной деятельности школьников. Это методы стимулирования мотивов интереса к учению: частично-поисковый метод, проблемный метод, методы словесной и наглядной передачи информации, самостоятельная работа.

 

 Данная методическая разработка предназначена  для учителей, работающих в 4-5 классах по учебному комплексу ОРКСЭ, модуль  «Основы православной культуры», и может быть рекомендована для проектирования и проведения внеурочного занятия по данному курсу.

Проблема, на решение которой была направлена разработка занятия: довольно часто пост в современном обществе воспринимается как средство для борьбы с лишним весом и люди, соблюдающие пост, следующие новомодным тенденциям, не верно понимают значение этого слова.

В ходе занятия учащиеся знакомятся с понятием и значением Великого поста на основе прочитанного текста. Учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы все обучающиеся оказались вовлечены в процесс познания, могли понимать и рефлексировать по поводу своих знаний и мыслей.

Урок построен так, что каждый ученик вносит свой индивидуальный вклад, обмениваясь знаниями, идеями.

Урок происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки. Это позволяет получать новые знания и развивать познавательную активность, переводя ее на более высокий уровень сотрудничества.

Урок направлен на развитие духовного мира обучающегося, на освоение системы духовно- нравственных ценностей, свойственных нашему образу жизни.

   Изучая тему «Великий Пост» в модуле «Основы  религиозных культур и светской этики» дети смогут понять значение Великого поста в жизни человека.

  На уроке использована приём работы с текстом. У детей формируются многие из образовательных компетенций (социальная, коммуникативная, информационная, нравственная). Ученик должен анализировать содержание текста, грамотно и доказательно представить свою точку зрения, слушать собеседника, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, приобретая универсальные учебные действия.

 На уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие», то есть каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности. Данный компонент помог ребятам находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся.

Современный урок сложно представить без информационно – коммуникативных технологий. Применение ИКТ на занятиях усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся, делает урок эмоционально – насыщенным и полноценным, наиболее наглядным, способствует повышению качества образования.

Методы, используемые на уроке, обеспечивают активизацию и рациональную организацию учебной деятельности школьников. Это методы стимулирования мотивов интереса к учению: частично-поисковый метод, проблемный метод, методы словесной и наглядной передачи информации, самостоятельная работа.

 

 Данная методическая разработка предназначена  для учителей, работающих в 4-5 классах по учебному комплексу ОРКСЭ, модуль  «Основы православной культуры», и может быть рекомендована для проектирования и проведения внеурочного занятия по данному курсу.

Проблема, на решение которой была направлена разработка занятия: довольно часто пост в современном обществе воспринимается как средство для борьбы с лишним весом и люди, соблюдающие пост, следующие новомодным тенденциям, не верно понимают значение этого слова.

В ходе занятия учащиеся знакомятся с понятием и значением Великого поста на основе прочитанного текста. Учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы все обучающиеся оказались вовлечены в процесс познания, могли понимать и рефлексировать по поводу своих знаний и мыслей.

Урок построен так, что каждый ученик вносит свой индивидуальный вклад, обмениваясь знаниями, идеями.

Урок происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки. Это позволяет получать новые знания и развивать познавательную активность, переводя ее на более высокий уровень сотрудничества.

Урок направлен на развитие духовного мира обучающегося, на освоение системы духовно- нравственных ценностей, свойственных нашему образу жизни.

   Изучая тему «Великий Пост» в модуле «Основы  религиозных культур и светской этики» дети смогут понять значение Великого поста в жизни человека.

  На уроке использована приём работы с текстом. У детей формируются многие из образовательных компетенций (социальная, коммуникативная, информационная, нравственная). Ученик должен анализировать содержание текста, грамотно и доказательно представить свою точку зрения, слушать собеседника, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, приобретая универсальные учебные действия.

 На уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие», то есть каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности. Данный компонент помог ребятам находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся.

Современный урок сложно представить без информационно – коммуникативных технологий. Применение ИКТ на занятиях усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся, делает урок эмоционально – насыщенным и полноценным, наиболее наглядным, способствует повышению качества образования.

Методы, используемые на уроке, обеспечивают активизацию и рациональную организацию учебной деятельности школьников. Это методы стимулирования мотивов интереса к учению: частично-поисковый метод, проблемный метод, методы словесной и наглядной передачи информации, самостоятельная работа.

 

 Данная методическая разработка предназначена  для учителей, работающих в 4-5 классах по учебному комплексу ОРКСЭ, модуль  «Основы православной культуры», и может быть рекомендована для проектирования и проведения внеурочного занятия по данному курсу.

Проблема, на решение которой была направлена разработка занятия: довольно часто пост в современном обществе воспринимается как средство для борьбы с лишним весом и люди, соблюдающие пост, следующие новомодным тенденциям, не верно понимают значение этого слова.

В ходе занятия учащиеся знакомятся с понятием и значением Великого поста на основе прочитанного текста. Учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы все обучающиеся оказались вовлечены в процесс познания, могли понимать и рефлексировать по поводу своих знаний и мыслей.

Урок построен так, что каждый ученик вносит свой индивидуальный вклад, обмениваясь знаниями, идеями.

Урок происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки. Это позволяет получать новые знания и развивать познавательную активность, переводя ее на более высокий уровень сотрудничества.

Урок направлен на развитие духовного мира обучающегося, на освоение системы духовно- нравственных ценностей, свойственных нашему образу жизни.

   Изучая тему «Великий Пост» в модуле «Основы  религиозных культур и светской этики» дети смогут понять значение Великого поста в жизни человека.

  На уроке использована приём работы с текстом. У детей формируются многие из образовательных компетенций (социальная, коммуникативная, информационная, нравственная). Ученик должен анализировать содержание текста, грамотно и доказательно представить свою точку зрения, слушать собеседника, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, приобретая универсальные учебные действия.

 На уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие», то есть каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности. Данный компонент помог ребятам находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся.

Современный урок сложно представить без информационно – коммуникативных технологий. Применение ИКТ на занятиях усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся, делает урок эмоционально – насыщенным и полноценным, наиболее наглядным, способствует повышению качества образования.

Методы, используемые на уроке, обеспечивают активизацию и рациональную организацию учебной деятельности школьников. Это методы стимулирования мотивов интереса к учению: частично-поисковый метод, проблемный метод, методы словесной и наглядной передачи информации, самостоятельная работа.

 

 Данная методическая разработка предназначена  для учителей, работающих в 4-5 классах по учебному комплексу ОРКСЭ, модуль  «Основы православной культуры», и может быть рекомендована для проектирования и проведения внеурочного занятия по данному курсу.

Проблема, на решение которой была направлена разработка занятия: довольно часто пост в современном обществе воспринимается как средство для борьбы с лишним весом и люди, соблюдающие пост, следующие новомодным тенденциям, не верно понимают значение этого слова.

В ходе занятия учащиеся знакомятся с понятием и значением Великого поста на основе прочитанного текста. Учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы все обучающиеся оказались вовлечены в процесс познания, могли понимать и рефлексировать по поводу своих знаний и мыслей.

Урок построен так, что каждый ученик вносит свой индивидуальный вклад, обмениваясь знаниями, идеями.

Урок происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки. Это позволяет получать новые знания и развивать познавательную активность, переводя ее на более высокий уровень сотрудничества.

Урок направлен на развитие духовного мира обучающегося, на освоение системы духовно- нравственных ценностей, свойственных нашему образу жизни.

   Изучая тему «Великий Пост» в модуле «Основы  религиозных культур и светской этики» дети смогут понять значение Великого поста в жизни человека.

  На уроке использована приём работы с текстом. У детей формируются многие из образовательных компетенций (социальная, коммуникативная, информационная, нравственная). Ученик должен анализировать содержание текста, грамотно и доказательно представить свою точку зрения, слушать собеседника, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, приобретая универсальные учебные действия.

 На уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие», то есть каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности. Данный компонент помог ребятам находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся.

Современный урок сложно представить без информационно – коммуникативных технологий. Применение ИКТ на занятиях усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся, делает урок эмоционально – насыщенным и полноценным, наиболее наглядным, способствует повышению качества образования.

Методы, используемые на уроке, обеспечивают активизацию и рациональную организацию учебной деятельности школьников. Это методы стимулирования мотивов интереса к учению: частично-поисковый метод, проблемный метод, методы словесной и наглядной передачи информации, самостоятельная работа.

 

 Данная методическая разработка предназначена  для учителей, работающих в 4-5 классах по учебному комплексу ОРКСЭ, модуль  «Основы православной культуры», и может быть рекомендована для проектирования и проведения внеурочного занятия по данному курсу.

Проблема, на решение которой была направлена разработка занятия: довольно часто пост в современном обществе воспринимается как средство для борьбы с лишним весом и люди, соблюдающие пост, следующие новомодным тенденциям, не верно понимают значение этого слова.

В ходе занятия учащиеся знакомятся с понятием и значением Великого поста на основе прочитанного текста. Учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы все обучающиеся оказались вовлечены в процесс познания, могли понимать и рефлексировать по поводу своих знаний и мыслей.

Урок построен так, что каждый ученик вносит свой индивидуальный вклад, обмениваясь знаниями, идеями.

Урок происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки. Это позволяет получать новые знания и развивать познавательную активность, переводя ее на более высокий уровень сотрудничества.

Урок направлен на развитие духовного мира обучающегося, на освоение системы духовно- нравственных ценностей, свойственных нашему образу жизни.

   Изучая тему «Великий Пост» в модуле «Основы  религиозных культур и светской этики» дети смогут понять значение Великого поста в жизни человека.

  На уроке использована приём работы с текстом. У детей формируются многие из образовательных компетенций (социальная, коммуникативная, информационная, нравственная). Ученик должен анализировать содержание текста, грамотно и доказательно представить свою точку зрения, слушать собеседника, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, приобретая универсальные учебные действия.

 На уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие», то есть каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности. Данный компонент помог ребятам находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся.

Современный урок сложно представить без информационно – коммуникативных технологий. Применение ИКТ на занятиях усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся, делает урок эмоционально – насыщенным и полноценным, наиболее наглядным, способствует повышению качества образования.

Методы, используемые на уроке, обеспечивают активизацию и рациональную организацию учебной деятельности школьников. Это методы стимулирования мотивов интереса к учению: частично-поисковый метод, проблемный метод, методы словесной и наглядной передачи информации, самостоятельная работа.

 

 Данная методическая разработка предназначена  для учителей, работающих в 4-5 классах по учебному комплексу ОРКСЭ, модуль  «Основы православной культуры», и может быть рекомендована для проектирования и проведения внеурочного занятия по данному курсу.

Проблема, на решение которой была направлена разработка занятия: довольно часто пост в современном обществе воспринимается как средство для борьбы с лишним весом и люди, соблюдающие пост, следующие новомодным тенденциям, не верно понимают значение этого слова.

В ходе занятия учащиеся знакомятся с понятием и значением Великого поста на основе прочитанного текста. Учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы все обучающиеся оказались вовлечены в процесс познания, могли понимать и рефлексировать по поводу своих знаний и мыслей.

Урок построен так, что каждый ученик вносит свой индивидуальный вклад, обмениваясь знаниями, идеями.

Урок происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки. Это позволяет получать новые знания и развивать познавательную активность, переводя ее на более высокий уровень сотрудничества.

Урок направлен на развитие духовного мира обучающегося, на освоение системы духовно- нравственных ценностей, свойственных нашему образу жизни.

   Изучая тему «Великий Пост» в модуле «Основы  религиозных культур и светской этики» дети смогут понять значение Великого поста в жизни человека.

  На уроке использована приём работы с текстом. У детей формируются многие из образовательных компетенций (социальная, коммуникативная, информационная, нравственная). Ученик должен анализировать содержание текста, грамотно и доказательно представить свою точку зрения, слушать собеседника, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, приобретая универсальные учебные действия.

 На уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие», то есть каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности. Данный компонент помог ребятам находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся.

Современный урок сложно представить без информационно – коммуникативных технологий. Применение ИКТ на занятиях усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся, делает урок эмоционально – насыщенным и полноценным, наиболее наглядным, способствует повышению качества образования.

Методы, используемые на уроке, обеспечивают активизацию и рациональную организацию учебной деятельности школьников. Это методы стимулирования мотивов интереса к учению: частично-поисковый метод, проблемный метод, методы словесной и наглядной передачи информации, самостоятельная работа.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_velikiy_post.docx211.48 КБ

Предварительный просмотр:

Наименование образовательного учреждения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Манушкинская средняя общеобразовательная школа

«Великий Пост»

(4 класс)

Фамцова Ольга Александровна,

 учитель начальных классов

Г.о. Чехов

2021 г.

Цель: создать на уроке необходимые условия, для того, чтобы дети могли понять, что такое пост.

Задачи:

         предоставить детям возможность познакомиться с различными толкованиями слова пост;

         формировать умение работать с текстом; расширение словарного запаса;

         формировать умение работать над картиной (развивать умение видеть, анализировать и делиться впечатлениями);

         формировать умение делать правильный и осознанный выбор в жизненных ситуациях;

         формировать личностные и метапредметные УУД.

Наглядность (дополнительный материал)

Слова учителя

1-й этап. Организационный (1 мин).

- Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

2-й этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности (7 мин).

Молитва за родителей

- Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

Подумайте, о чем идёт речь?

-  Это и предписанное религией воздержание от еды, питья и развлечений; это же и некое важное занимаемое место. Но в любом смысле его «хранят». Человек в обоих случаях сосредотачивается на поставленной задаче. В обоих случаях он должен понимать, что занят делом большой, если не сказать – чрезвычайной – важности. Что это?

Ученики отвечают «пост». (На партах лежат словари. Дети знакомятся со значением слова в словаре С.И. Ожегова, Н.Ю Шведовой)

-Где сегодня мы можем встретить это слово?

Постное меню в кафе, постные продукты в магазинах, в рекламах и т.д.

- Накануне какого большого православного праздника мы часто встречаем это слово?

Перед Великой Пасхой.

-Что вы знаете об этом празднике?

-Сегодня на уроке, работая с текстом рассказа В. А. Никифорова – Волгина «Великий пост»  вы узнаете, в чём смысл Великого поста, для чего он нужен каждому человеку.

3-й этап. Основная часть. Усвоение новых знаний(25 мин.).

ВЕЛИКИЙ ПОСТ

В. А. Никифоров-Волгин

Редкий великопостный звон разбивает скованное морозом солнечное утро, и оно будто бы рассыпается от колокольных ударов на мелкие снежные крупинки. Под ногами скрипит снег, как новые сапоги, которые я обуваю по праздникам.

Чистый Понедельник. Мать послала меня в церковь «к часам» и сказала с тихой строгостью:

— Пост да молитва небо отворяют!

Иду через базар. Он пахнет Великим постом: редька, капуста, огурцы, сушеные грибы, баранки, снитки, постный сахар… Из деревень привезли много веников (в Чистый Понедельник была баня). Торговцы не ругаются, не зубоскалят, не бегают в казенку за сотками и говорят с покупателями тихо и деликатно:

— Грибки монастырские!

— Венечки для очищения!

— Огурчики печорские!

— Сниточки причудские!

От мороза голубой дым стоит над базаром. Увидел в руке проходившего мальчишки прутик вербы, и сердце охватила знобкая радость: скоро весна, скоро Пасха и от мороза только ручейки останутся!

В церкви прохладно и голубовато, как в снежном утреннем лесу. Из алтаря вышел священник в черной епитрахили и произнес никогда не слыханные слова:

«Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся…»

Все опустились на колени, и лица молящихся, как у предстоящих перед Господом на картине «Страшный суд». И даже у купца Бабкина, который побоями вогнал жену в гроб и никому не отпускает товар в долг, губы дрожат от молитвы и на выпуклых глазах слезы. Около распятия стоит чиновник Остряков и тоже крестится, а на масленице похвалялся моему отцу, что он, как образованный, не имеет права верить в Бога. Все молятся, и только церковный староста звенит медяками у свечного ящика.

За окнами снежной пылью осыпались деревья, розовые от солнца.

После долгой службы идешь домой и слушаешь внутри себя шепот: «Обнови нас, молящих Ти ся… даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего…»

А кругом солнце. Оно уже сожгло утренние морозы. Улица звенит от ледяных сосулек, падающих с крыш.

Обед в этот день был необычайный: редька, грибная похлебка, гречневая каша без масла и чай яблочный. Перед тем как сесть за стол, долго крестились перед иконами. Обедал у нас нищий старичок Яков, и он сказывал:

— В монастырях по правилам святых отцов на Великий пост положено сухоястие, хлеб да вода… А святой Ерм со своими учениками вкушали пищу единожды в день и только вечером…

Я задумался над словами Якова и перестал есть.

— Ты что не ешь? — спросила мать.

Я нахмурился и ответил басом, исподлобья:

— Хочу быть святым Ермом! Все улыбнулись, а дедушка Яков погладил меня по голове и сказал:

— Ишь ты, какой восприемный!

Постная похлебка так хорошо пахла, что я не сдержался и стал есть; дохлебал ее до конца и попросил еще тарелку, да погуще.

Наступил вечер. Сумерки колыхнулись от звона к великому повечерию. Всей семьей мы пошли к чтению канона Андрея Критского. В храме полумрак. На середине стоит аналой в черной ризе, и на нем большая старая книга. Много богомольцев, но их почти не слышно, и все похожи на тихие деревца в вечернем саду. От скудного освещения лики святых стали глубже и строже.

Полумрак вздрогнул от возгласа священника, тоже какого-то далекого, окутанного глубиной. На клиросе запели тихо-тихо и до того печально, что защемило в сердце:

«Помощник и Покровитель бысть мне во спасение; Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог отца моего, и вознесу Его, славно бо прославися…»

К аналою подошел священник, зажег свечу и начал читать великий канон Андрея Критского:

«Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию? Но яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление».

После каждого прочитанного стиха хор вторит батюшке: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

Долгая-долгая, монастырски строгая служба. За погасшими окнами ходит темный вечер, осыпанный звездами. Подошла ко мне мать и шепнула на ухо:

— Сядь на скамейку и отдохни малость…

Я сел, и охватила меня от усталости сладкая дрема, но на клиросе запели: «Душе моя, душе моя, возстани, что спиши?»

Я смахнул дрему, встал со скамейки и стал креститься.

Батюшка читает: «Согреших, беззаконновах, и отвергох заповедь Твою…»

Эти слова заставляют меня задуматься. Я начинаю думать о своих грехах. На масленице стянул у отца из кармана гривенник и купил себе пряников; недавно запустил комом снега в спину извозчика; приятеля своего Гришку обозвал «рыжим бесом», хотя он совсем не рыжий; тетку Федосью прозвал «грызлой»; утаил от матери сдачу, когда покупал керосин в лавке, и при встрече с батюшкой не снял шапку.

Я становлюсь на колени и с сокрушением повторяю за хором: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя…»

Когда шли из церкви домой, дорогою я сказал отцу, понурив голову:

— Папка! Прости меня, я у тебя стянул гривенник!

Отец ответил:

— Бог простит, сынок.

После некоторого молчания обратился я и к матери:

— Мама, и ты прости меня. Я сдачу за керосин на пряниках проел. И мать тоже ответила:

— Бог простит.

Засыпая в постели, я подумал:

— Как хорошо быть безгрешным!

43-600x356.jpg

Раздаётся на парту текст. Читать можно по ролям, заранее распределив роли (рассказчик- учитель, мальчик, мать, отец, торговцы, священник, старичок Яков).

Чтение с пометками (дети отмечают слова, значение которых им неизвестно). Значение этих слов в ходе занятия уточняются.

Обсуждение прочитанного текста.

-Что значат слова матери: Пост да молитва небо отворяют!

Пост установлен для всех: и монахов, и мирян. Он не является повинностью или наказанием. Его следует понимать как спасительное средство, своего рода лечение и лекарство для каждой человеческой души. «Пост не отталкивает от себя ни женщин, ни стариков, ни юношей, ни даже малых детей, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — но всем открывает двери, всех принимает, чтобы всех спасти».

- Выпишите из текста еду, которую можно употреблять в пост.

-Что значат слова Святителя  Иоанна Златоуста: « Не одни уста должны поститься, — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело.   

Найдите в рассказе слова, подтверждающие вашу мысль.( «Торговцы не ругаются, не зубоскалят, не бегают в казенку за сотками и говорят с покупателями тихо и деликатно; И даже у купца Бабкина, который побоями вогнал жену в гроб и никому не отпускает товар в долг, губы дрожат от молитвы и на выпуклых глазах слезы. Около распятия стоит чиновник Остряков и тоже крестится, а на масленице похвалялся моему отцу, что он, как образованный, не имеет права верить в Бога. Все молятся».

Пост – это время  долгой молитвы; внутреннего самосозерцания.

- О каких грехах вспоминает мальчик во время долгой службы?

-А о каких грехах вы бы хотели рассказать и попросить за них прощение, как это сделал  главный герой рассказа?

Ребятам предлагается творческое задание: на листочках написать свои грехи, обиды другим людям. Варианты на выбор: зачитать вслух на уроке, отдать родителям, просто написать для себя.

-С прощеного воскресения начинается Великий пост. Потому что только с чистым сердцем человек может вступить в Великий пост.

4-й этап. Подведение итогов(12 минут)

16048.jpg

Крамской И.Н.

Христос в пустыне» 1872 г. Третьяковская галерея, Москва.

Закрепление темы по вопросам:

Кто изображён на картине?

Где находится Христос?

С какой целью Иисус пошёл в пустыню?

В чём смысл сознательного отрешения Христа от всех мирских радостей и соблазнов?

Подведение итогов урока, ответы на вопросы и составление текста с картинками.  Дети вклеивают заранее подготовленные картинки в пустые окошки.

Приложение.

Великий пост - это http://happy-school.ru/POST/lesenka.gifведущая нас к Богу.

Сам Господь Иисус Христос постился http://happy-school.ru/POST/40.gifдней, и поэтому  пост длится столько же. Великому посту предшествует Масляная неделя, во время которой люди начинают готовиться к нему, уже не кушая мясные продукты, например http://happy-school.ru/POST/nagets.gif

Первые дни поста очень строгие. Всю неделю в http://happy-school.ru/POST/hram.gifсовершается особое богослужение, во время которыми священники читают канон святого Андрея Критского.

Святой Андрей давным-давно составил его, сокрушаясь о своих грехах. И сегодня канон святого Андрея помогает  правильно настроить свою душу уже в самом начале поста.

Чем же отличается пост от остального времени? Верующие в эти дни не кушают мясные продукты, http://happy-school.ru/POST/milk.gifи http://happy-school.ru/POST/eggs.gif

Кроме этого, христиане всегда должны воздерживаться от всякого зла. Пост - самое подходящее время учиться этому. Те, кто соблюдает пост, стараются быть добрее друг к другу.

В эти дни надо почаще бывать в http://happy-school.ru/POST/hram.gifи побольше молиться!

А еще  стараться в пост поменьше смотреть http://happy-school.ru/POST/tv.gifили вообще не смотреть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Великий Пост, Пасха.

Первая «неделя» (воскресенье) посвящена евангельской притче о мытаре и фарисее. Притча эта указывает на начальную ступень духовной жизни и отвечает на вопрос: как нужно приближаться к Богу?...

Великий пост в преддверии Светлого Христова Воскресения- Пасхи.

Классный час для 4 класса. Встреча со священником....

Сценарий утренника, посвященного началу Великого поста "Притча о цветах""

Сценарий утренника, посвященного началу Великого поста 2.jpg...

Урок окружающего мира в 4 классе. Тема урока: Великая война и Великая Победа

Урок окружающего мира в 4 классе.Тема урока: Великая война и Великая Победа.Цели1.     Знакомство с героическими страницами истории нашей страны.2.     Формиров...

Творческий проект "Детям о Великом посте"

Можно использовать во внеурочное время....

Календарь Великого поста

Время Великого поста – особое время: время покаяния, очищения, время тихой радости и молитвы, когда мы живем не так, как обычно. Настроиться на этот особый лад, оставаться собранными и вниматель...

Пособие "Мой Дневник в Великий Пост"

Пособие позволяет проводить воспитательную работу с младшими школьниками во время Великого Поста. Комплект материалов включает в себя:- Индивидуальный дневник с объяснением событий и основных праздник...