Великий Пост, Пасха.
статья (4 класс) по теме

 

Первая «неделя» (воскресенье) посвящена евангельской притче о мытаре и фарисее. Притча эта указывает на начальную ступень духовной жизни и отвечает на вопрос: как нужно приближаться к Богу?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Великий Пост, Пасха. 29.58 КБ

Предварительный просмотр:

Великий Пост,

Пасха.

Мытарь и фарисей

Первая «неделя» (воскресенье) посвящена евангельской притче о мытаре и фарисее. Притча эта указывает на начальную ступень духовной жизни и отвечает на вопрос: как нужно приближаться к Богу?

Фарисеи были самыми ревностными исполнителями Закона, церковных правил и обрядов. Их считали образцом набожности и нравственной чистоты. Однажды, повествует притча, некий фарисей пришёл в храм и заметил там мытаря, человека презренной профессии. "Боже! – стал молиться фарисей. – Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди: грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю". Этот человек был уверен, что выполнив все предписания, он достиг совершенства. Ему оставалось только любоваться своей праведностью и с брезгливым осуждением смотреть сверху вниз на "прочих людей".

Иначе молился мытарь. Он понимал своё недостоинство и, охваченный сокрушением, стоял вдали от жертвенника, не смея поднять глаз и повторяя: "Боже! Будь милостлив ко мне, грешнику!"

"Вам известен конец, - говорит старец Варсонофий Оптинский, - фарисей осуждается, а мытарь оправдывается. Усвойте и вы молитву мытаря: "Боже, милостлив буди мне грешному!". И не только в церкви, или становясь на утреннюю или вечернюю молитву, произносите эти слова, но и во всякое время… В них выражается смирение, а где смирение, там и вера".

"Смирение" - в нашей обиходной речи слово несколько испорченное. Нередко оно ассоциируется с елейностью, безволием, низкопоклонством. Между тем подлинное значение слова "смирение" – это мудрость и трезвость, умение видеть свои недостатки и слабости, обуздывать гордыню. Антиподы этой "духовной нищеты" – самомнение, ложная успокоенность.

Начиная с "недели мытаря и фарисея", за всенощной поют песнь "Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…". В ней сливаются воедино слова псалмовцев, сокрушённый вздох мытаря и голос души, взыскующей прощения Божия.

Блудный сын.

В следующую неделю подготовительного цикла в церкви читают притчу о блудном сыне.

Эта притча – не только история одного человека, но и всего рода человеческого.

Сын требует наследства, уходит из дома отца "на страну далече". Думает, что, получив независимость, он наконец узнает настоящую жизнь. Отец без единого упрёка прощается с ним.

Но к чему привёл уход сына из дома? Имение растрачено. Сам он стал батраком, и хозяин не даёт ему подкрепить силы даже из корыта, в котором кормятся свиньи…

Не так ли душа нищает и голодает, когда в поисках мнимой "свободы" отходит от Отца? Не так ли и весь мир, отказываясь от Бога, впадает в духовное оскудение?

Но вот юноша опомнился, мысль о родном доме преследует его. Он знает, что уже потерял право называться сыном, но теперь, осознав свою неблагодарность, готов стать даже слугой у отца. Он идёт, колеблясь между страхом и надеждой, но оказывается, что отец давно ждёт его и сам выбегает навстречу, чтобы обнять оборванного путника. Пусть старший сын, не покидавший дома, сетует на доброту отца – радость свидания не может быть омрачена. Сын пропадал и нашёлся!

Так и Господь безмолвно ожидает каждого, кто захочет вернуться к Нему, взывая "Отче, согрешил я пред Тобою!"

Возвращение в дом отчий – таков смысл "Недели о блудном сыне".

В это воскресенье поётся песнь изгнанников. Тоска древнего Израиля по утраченной отчизне обретает новый общечеловеческий смысл.

Грешник, томящийся на духовной чужбине, вспоминает о доме отчем. "Если забуду тебя, Иерусалим, забудь меня, десница моя…"

Суд Божий.

Третья "неделя", предшествующая посту, посвящена всеобщему Суду Христову над миром.

Ни одна древняя религия не верила в возможность полного и окончательного искоренения зла в творении, хотя во многих ощущалась необходимость нравственного воздаяния. Только пророки Ветхого Завета провозгласили наступление Суда Божия, который очистит и преобразит миропорядок. Суд этот начал вершиться ещё в Ветхом Завете, когда грехи народа Божия влекли за собой возмездие. Но небывалую остроту приобрёл он с началом проповеди Христа. "Суд же состоит в том, что Свет пришёл в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели Свет".

Суд продолжается и ныне, в глобальных масштабах; это было предсказано в Евангелиях и Апокалипсисе. Мы читаем там, что "люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную", что явится Зверь, на челе которого будут написаны имена богохульные. Отравлены земля, воздух, треть мирового океана, гибнет треть живых существ. Зверь ведёт войну со святыми и побеждает их". Все кричат: "мир и благоденствие", но новые катаклизмы потрясают землю…

Были времена, когда о таких пророчествах говорили с насмешкой. Но в наш век, век Освенцима и Хиросимы, даже люди, далёкие от веры, невольно заговорили апокалиптическим языком.

Добро и зло мира поляризуются, битва между ними приобретает всё более ожесточённый характер. Она никого не оставляет в стороне. Исторические бури – предвестники Последнего Суда, точно так же, как все добрые семена, прорастающие в людях, подготавливают конечное торжество Правды Божией.

        "Неделю о Страшном Суде" называют мясопустной, так как с этого дня устав предписывает воздержание от мяса. Мясопустная седмица в Древней Руси совпадала с масленицей, языческим праздником проводов зимы. До принятия христианства он сопровождался не только безобидными играми, обрядами и пирами, но и человеческими жертвоприношениями. Поэтому суровый голос Церкви, возвещая о Суде, звал к покаянию, предостерегал от рецидивов язычества, которое тайно присутствовало в народном сознании.

        Древняя масленица включала обычай поминать предков блинами. В христианской Руси его переосмыслили как "заговенье", то есть праздничную трапезу накануне поста.

Прощёное воскресенье.

        В последнюю "неделю" перед постом Церковь вспоминает "первородный грех" человечества. Это духовная катастрофа, постигшая людей на заре его существования, стала событием надвременным. Каждый из нас несёт в себе "грех Адама", тёмный бунт своеволия, противления Творцу. Люди связаны между собой как части единого организма "Адама"; он запечатлен "образом и подобием Божиим", и он же заражён недугом ложного самоутверждения.

Церковь указывает на "грех Адама" у порога поста, ибо он есть корень нашего несовершенства. Вознесённый Творцом над природой, человек изменил своему призванию, и в результате сам попал под власть стихий. Теперь он может овладевать ими лишь внешне, через знания и науку, но ключ к подлинному торжеству духа – внутри нашего существа. "Не думай о победе, если он не победил себя", - гласит старинная мудрость. В природе есть несовершенство, в ней господствует закон всеобщего пожирания. Отказываясь от животной пищи, человек противится этому закону и ставит дух выше тела. Таков смысл поста.

Последнее воскресенье перед Великим постом называется прощеным. Евангелие, читаемое в этот день, напоминает, что нельзя совершать дело Божие, не примирившись с ближним. В монастырях издавна существовал обычай уединяться на время Четыредесятницы. Прежде чем разойтись, иноки испрашивали друг у друга прощение. В этот день в храмах служится вечерня, в конце которой священник просит прихожан простить его, и они также просят друг у друга прощения.

Великий пост

 (Четыредесятница)

Особенности великопостного богослужения.

Утреня Великого поста совершается вместе с часами: первым, третьим, шестым и девятым, к которым добавляют кафизмы. Вслед за часами идёт последование "изобразительных" молитв, во время которых поются "обетования блаженства". Молитвенные возгласы каждого часа не читаются, а поются. В понедельник, вторник и четверг литургии не бывает. В среду и пятницу служится Литургия преждеосвящённых Даров, в субботу – Литургия Св.Иоанна Златоуста, в воскресенье – Литургия Св.Василия Великого.

Каждая из основных частей великопостного чина включает молитву Св.Ефрема Сирина. Она как бы суммирует весь внутренний путь христианина.

Канон Св. Андрея Критского

В течение первых четырёх дней поста вечером в храме читается "Великий покаянный канон" Св. Андрея Критского.

Святитель Андрей (650-720 гг.), уроженец Дамаска, с ранней юности поступил в монастырь Св. Саввы в Иерусалиме. Он был современником тяжких кризисов, которые потрясли Византию. Мечта о великой православной империи рушилась. Общество оказалось бесконечно далёким от евангельского идеала. В грозных событиях эпохи с полным основанием видели признаки небесного гнева.

Лучших людей Византии охватило покаянное чувство. Среди них был и Св. Андрей, ставший около 690 года епископом Крита. Он выразил это чувство в своём знаменитом каноне. Обычно каноны включали не более тридцати тропарей. В произведении святителя их 250. В оригинале это ритмические стихи. Длинной чередой перед слушателями проходят образы из Ветхого и Нового Завета, и каждый эпизод становился призывом к покаянию.

Великий канон обычно читается священником на середине храма; хор поёт ирмосы и припев: "помилуй мя, Боже, помилуй мя".

Литургия преждеосвящённых Даров.

Каждая Евхаристия есть праздник, торжество, "пир духовный". В Церкви сложился обычай не совершать её в покаянные, траурные дни Великого поста. Но указанный обычай не должен был препятствовать причащению. Поэтому обратились к практике первых христиан – оставлять Св. Дары для больных и отсутствующих. Во II веке диаконам и даже мирянам разрешалось относить часть евхаристической трапезы домой, где верующие могли причащаться сами. Сначала такое домашнее причащение не сопровождалось никакими особыми обрядами. Читали только молитву Господню и исповедание веры. Но в VI веке антиохийский патриарх Север ввел чинопоследование общенародного принятия Св. Таин, освященных заранее. Так получила начало Литургия преждеосвящённых Даров. На Западе она была введена Св. Георгием, папой Римским, и доныне носит его имя.

Совершалась она обычно вечером, и её чин есть не что иное, как видоизменённая вечерня. После "входа" священник выносит на амвон свечу и кадильницу, возглашая:

Свет Христов просвещает всех!

За этим следует чтение Слова Божия, начиная с первых глав Книги Бытия.

В первые века массовые крещения приурочивались к празднику Пасхи, поэтому пост был периодом, когда для готовящихся к выступлению в Церковь читали и изъясняли Библию.

По окончании паремий царские врата открываются и звучит вечерний псалом. Певцы обычно поют его, стоя перед амвоном. Мелодия псалма полна просветлённой печали покаяния. Завершают его чтением молитвы Св. Ефрема Сирина.

Далее идёт ектения о "готовящихся к просвящению", то есть оглашённых, и евхаристические Дары переносятся с жертвенника на престол. В момент несения святыни хор поёт:

Ныне силы небесные с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы,

се Жертва тайная, совершена дориносится.

Верою и любовию приступим,

да причастницы жизни вечные будем.

Аллилуйя.

Царские врата закрываются, произносится ектения "Исполним вечернюю молитву нашу…", и народ поёт Молитву Господню, после чего следует причащение.

Всё чинопоследование этой литургии тихое, умиротворяющее, покаянное.

Неделя торжества Православия.

Первое воскресенье поста называется "неделей торжества Православия". Оно связано с воспоминанием о победе Вселенской Церкви над иконоборчеством. Но праздник имеет и более широкий смысл, напоминая о деяниях Соборов, которые отстояли евангельское Откровение. Все великие ереси Востока посягали на самую суть его – учение о Богочеловечестве Христа. Арий утверждал, что он – лицо тварное, только подобное Богу; насториане проводили грань между Иисусом человеком и Логосом, который, по их мнению, вошёл в Христа лишь с момента крещения на Иордане; монофизиты и монофелиты, напротив, отрицали человечность Спасителя. Они были убеждены, что Божественное Начало поглотило в нём земное. И, наконец, иконоборцы, запретив изображать Богочеловека, фактически отказались от веры в реальность Воплощения.

Неделя Крестопоклонная.

Третье воскресенье поста посвящено Кресту Христову. Как и в праздник Воздвижения, за всенощной на середину храма выносится изображение Распятия. Смысл этого обычая заключается в том, чтобы напомнить кающимся о спасительном даре искупления Христова.

Человек, предоставленный самому себе, не в состоянии победить низшую природу и грех. Он нуждается в силе, которая вдохнула бы жизнь в омертвевшую душу.

Христос, являясь Человеком, имеет с нами общую природу, но в то же время стоит над ней по Своему Божеству. От Его Креста изливаются потоки благодатной силы, которая укрепляет всех, идущих по Его крестному пути.

Четвёртая и пятая недели поста.

В четвёртую неделю поста празднуется память прп. Иоанна Лествичника, жившего в VI веке у горы Синай. Ему принадлежит книга "Лестница небесная", в которой духовный путь подвижника сравнивается с восхождением по крутым ступеням. Прп. Иоанн писал для монахов-пустынников, но его видение жизни как дороги, ведущей по ступеням ввысь, относится к каждому христианину. Именно поэтому Церковь молится Иоанну Лествичнику в дни поста.

Служба пятой недели посвящена памяти Св. Марии Египетской. Согласно преданию она была раскаявшейся блудницей, которая сорок лет провела в иудейской пустыне, искупая свои грехи. Её образ стал символом глубокого и преображающего всё существо покаяния.

На пятой седмице Великого поста утром в четверг вновь читается покаянный канон Св. Андрея Критского, но на этот раз уже не по частям, а целиком. В субботу этой седмицы на утрени читают акафист Божией матери, один из самых содержательных и поэтичных.

Лазарева суббота и ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ.

Воскрешение Лазаря – последнее великое чудо Христово, последний отблеск Славы Его перед ночью страстей.

На богослужении Лазаревой субботы поются воскресные песнопения в знак предвозвещения Пасхи. Во время всенощной под праздник Входа Господня в Иерусалим люди стоят с ветвями. На Востоке – это ветви пальм, лавра и цветы; у нас – вербы, вестницы наступающей весны. Обычай освящать пальмы был введён Церковью в IV веке. Отсюда название праздника – "неделя вайи".

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА.

Понедельник, вторник, среда.

В первые три дня Страстной седмицы Церковь вспоминает последнее пребывание Господа в Иерусалиме. В эти дни совершаются: полуночница, утреня, часы с чтением Евангелия, Литургия преждеосвященных Даров. Во время часов принято прочитывать все четыре Евангелия, но обычно это чтение начинают заранее, с пятой или шестой седмицы.

В тропаре звучит мотив евангельской притчи о десяти девах. Говоря о приближении дней борьбы и испытаний, Христос рассказал притчу о том, что надо "бодрствовать и не унывать", держа свои светильники зажженными в ожидании божественного Жениха.

Великий четверг.

Великий четверг – день установления Евхаристии, день Тайной Вечери. В Великий четверг литургия совершается по чину Св. Василия, а вечером на утрени – служба Страстей Христовых, когда читают из Евангелий 12 отрывков, которые охватывают события от Тайной Вечери до Погребения Спасителя. Молящиеся стоят с зажжёнными свечами, хор поёт:"Слава Страстием Твоим, Господи", "Слава долготерпению Твоему, Господи".

Великая пятница.

В этот день литургию не служат. Сам Божественный Агнец приносит Себя в жертву. Содрогаются небо и земля. Солнце скрыло свой лик. Тьма надвигается на Голгофу. В одиночестве, с высоты Креста, встречает Он мрак. Внизу люди, глумящиеся и встревоженные, равнодушные и плачущие. Он один.

После полудня в храмах служится вечерня, и в конце её под пение стихиры выносится плащаница. На ней изображён Христос, лежащий во гробе. Её полагают посреди храма на особом возвышении, которое обычно украшают цветами, и молящиеся, подходя к ней, с благоговением прикладываются к изображению.

Поздно вечером совершается утреня, и священники, стоя перед плащаницей, читают погребальные стихи. В конце утрени процессия несёт плащаницу вокруг храма.

Великая суббота.

Суббота – день покоя. В этом вынужденном бездействии ещё яснее становился ужас совершившегося.

Литургия Великой субботы прежде совершалась на закате дня, и поэтому её начинают с вечерни. Читается 15 паремий. Это те пророчества о Христе, на которые Он Сам указывал ученикам.

С 1917 года был установлен праздник святых, в земле Российской просиявших. Этот сонм праведников, как прославленных, так и неведомых миру – душа нации, вершина её, "святая Русь". Взирая на неё, люди видят надёжный ориентир, указывающий путь евангельского подвига, созидания Царства Божия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ВЕЛИКАЯ ВОЙНА И ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА"

Мероприятие посвящённое 65-летию великой победы над фашизмом...

Великая война, Великая победа!

Классный час, посвященный теме "Великая война, великая победа!". Материал содержит исторические данные, стихи о ВОВ, конкурсы....

Методическая разработка урока по предмету окружающий мир "Великая война и Великая победа" 4 класс

Цель:Пополнить представления учащихся о Великой Отечествен­ной войне и ее героях, воспитывать патриотизм.Оборудование: карта, слайды  героев Отечественной войны, карточки с индивидуальными ...

Урок окружающего мира в 4 классе по теме " Великая Война и Великая Победа"

Урок окружающего мира был проведён в 4 классе по теме " Великая Война и Великая Победа", форма урока- заседание клуба " Поиск Истины" Урок представлен с методическим обоснованием. Использование ИКТ ...

Классный час "Великая победа Великой страны", посвящён празднованию 200 летия победы в Отечественной войне 1812 года

Классный час поможет сформировать представление младших школьников о войне с Наполеоном. Воспитывает чувство гордости за своё Отечество. На занятии используется не только презентация, но и исценировка...

Великий подвиг великого народа ( разработка праздника к 70-летию Великой Победы).

Предлагаю разработку сценария праздника к 70-летию Победы Советского народа в ВОВ....

Конспект урока окружающего мира. Тема "Великая война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Великая война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны». Цели деятельности учителя: формировать представление о Великой Отечестве...


 

Комментарии

как нужно приближаться к Богу?