Классный час "Великая победа Великой страны", посвящён празднованию 200 летия победы в Отечественной войне 1812 года
классный час по истории по теме

Классный час поможет сформировать представление младших школьников о войне с Наполеоном. Воспитывает чувство гордости за своё Отечество. На занятии используется не только презентация, но и исценировка детьми отрывка из из пьесы Е.П. Карпова «Пожар Москвы". В конце классного часа предлагается небольшая викторина.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx38 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс

«Недаром помнит вся Россия»

Методическая разработка классного часа  для учащихся начальной  школы.

        Тема: «Великая победа Великой страны»

                                                      Автор: Кондрашина

                                                        Анна Александровна

                                                        учитель нач. классов

                                                       МАОУ «СОШ №3»

                                                                   г. Краснокамск

Пермский край

 Цель:  сформировать представление о войне 1812 года.

Задачи:

  1. Развивать познавательную активность, кругозор, устную речь, умение делать выводы.
  2. Формировать  интерес  к истории своей страны и активную гражданскую  позицию.
  3. Воспитывать   чувство  патриотизма и гордости за свое Отечество.

Предварительная подготовка: изучение педагогом основных вех истории Отечественной войны 1812 года, подготовка ведущих (2-3 учеников), подготовка детей инсценирующих  отрывок из пьесы Е.П. Карпова «Пожар Москвы»,  подготовка иллюстративного материала, мультимедийного оборудования.

План классного часа:

  1. Орг. Момент.
  2. Начало войны
  3. Оборона Смоленска.
  4. Бородинское сражение
  5. Пожар Москвы (инсценировка  «На совете в деревне Фили»)
  6. Сокрушительный разгром наполеоновской армии
  7. Увековечивание памяти о войне 1812 года.
  8. Итоги классного часа: викторина
  9. Рефлексия

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Звучит фонограмма песни на стихи Д. Давыдова «Я люблю кровавый бой» из к/ф «Эскадрон гусар летучих». Дети входят в класс и рассаживаются.

Учитель: - Ребята, может вы догадались из какого фильма эта песня?

- Какое историческое событие обыгрывается в этом фильме?

-  Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить об одном из великих событий в истории нашего Отечества – победе русского народа в войне с Наполеоном в 1812 году. ( Слайд 1)

  1. Начало войны:

Учитель: В конце XVIII века генерал Наполеон Бонапарт (Слайд 2) захватил власть во Франции и провозгласил себя императором. С этого времени военные события в Западной Европе связаны с его именем.  (Слайд 3)  На карте жёлтым цветом выделена территория, которую контролировал Наполеон в 1812 году после завоевания ряда государств. Наступила очередь России.  

1-й ведущий: Ни к одной из войн Наполеон не готовился так тщательно, как к походу на Россию.

  1. подробнейшим образом разрабатывался план предстоящей кампании
  2. тщательно изучался театр военных действий
  3. создавались огромные склады боеприпасов, обмундирования и продовольствия.
  4. были проведены новые наборы  в армию, при этом суровым карам подвергались не только уклоняющиеся от набора, но и их семьи.

Под ружье была поставлена огромная армия.    

2-й ведущий:

К войне готовилась и Россия.

  1. началось перевооружение русской армии, увеличение ее численности,
  2. укрепление западных границ
  3. строительство новых приграничных крепостей
  4. устройство складов боеприпасов, продовольствия и фуража.

(Слайд 4) Здесь немалую роль сыграл, в особенности в деле создания первоклассной   артиллерии и строительстве крепостей, находившийся  . на посту военного министра А. А. Аракчеев. Значительны были заслуги в подготовке русской армии и сменившего Аракчеева на посту военного министра М. Б. Барклая де Толли. (Слайд 5)

3-й ведущий:

(Слайд 6) В ночь на 12 июня1812 г . четырехсоттысячная армия Наполеона (в последующие месяцы к ней присоединились еще 200 тыс. солдат)   без объявления войны вторглась в Россию.

Россия противопоставила ей войска в 300 тыс. человек. Русская армия была разделена, чтобы защитить все направления, по которым мог двигаться Наполеон. 1-я армия под командованием М. Барклая де. Толли прикрывала петербургское направление; 2-я армия П. Багратиона - московское направление; 3-я армия А. Тормасова - киевское направление.

 1-й ведущий: (Слайд 7.  Апоит.  А. П. «Переправа Наполеона через Неман» 12 июня 1812 г.)

         Войну с Россией Наполеон рассчитывал закончить за месяц, в худшем случае за два. Своим генералам он говорил: «Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если овладею Петербургом, я возьму ее за голову; заняв Москву, поражу ее в сердце».  

2-й ведущий:

Русские не знали, в каком месте Наполеон нанесет главный удар, поэтому растянули свои силы на большом пространстве. Это было на руку французам. Они планировали напасть на наши армии поодиночке, быстрым маневром окружить и уничтожить. После этого Наполеон мечтал совершить победный рейд по России, войти в Москву и принудить русского императора Александра I подписать с Францией кабальный договор

3-й ведущий:

Наши военачальники, видя тройное превосходство противника, понимали: если немедленно броситься в бой и драться до последнего, то это приведет к неминуемому поражению и гибели всей России. Поэтому было принято единственно верное решение: увернуться от удара противника, сберечь войска, отвести их в глубь России, соединить три армии в единое войско, пополнить его численный состав за счет резерва, измотать армию Наполеона, отрезать ее от Европы, лишив поставок продовольствия, фуража, боеприпасов, и только потом нанести решающий удар. Так началась Отечественная война.

III.  Оборона Смоленска:

Учитель: (Слайд 8) Одной из героических страниц Отечественной войны 1812 года является оборона Смоленска в августе 1812 года. 16 августа 1812 г. на рассвете Наполеон обрушил на укрепления русских пехоту, кавалерию и огонь 300 орудий. Под их ядрами и гранатами запылал весь город. Горели дома, магазины, сараи, амбары. Рушились здания. Среди огня, в дыму и пыли, метались жители, плакали дети, стонали раненые. Казаки подхватывали детишек в седла и увозили их из города.   Наполеон понял, что штурмом не возьмет Смоленск, и задумал обойти его. Но Барклай-де-Толли разгадал маневр Наполеона и приказал отступать. Командиры, солдаты негодовали и рвались в бой, но Барклай исполнял свой долг: «Великая армия» была все еще намного сильнее. Рисковать было нельзя: другой армии у России не было. Русские войска оставили красавец Смоленск.

В пылающем   Смоленске, в котором из 2500 домов уцелело 350, все церкви были разрушены. С солдатами уходили и жители. Утром французские войска вошли в город и бросились грабить то, что уцелело от огня. Наполеон, всегда беспощадно каравший за мародерство, промолчал. Он потерял под Смоленском 15000 солдат и офицеров — и не достиг цели. Русская армия, потеряв 10000 человек, сохранила свои основные силы и снова отошла, закрывая дорогу на Москву. Наполеона всегда поражала стойкость и боевое умение русских солдат.

IV. Бородинское сражение:

1 ведущий:

(Слайд 9) 8 августа главнокомандующим русскими войсками был назначен Михаил Илларионович Кутузов. «Приехал Кутузов бить французов», — говорили солдаты.  

Русские командиры стали выбирать позицию для крупного сражения. Выбрали поле близ села Бородино (124 километра к западу от Москвы). В центре поля находилась высота Курганная. Кутузов приказал установить на ней мощную батарею под командованием генерал-лейтенанта Н. Н. Раевского.

 

2 Ведущий:

(Слайд 10  карта Бородинского сражения) Правый фланг русских упирался в крутой берег реки Колочи и выходил к Москва-реке. Слева позиция была более уязвима. Здесь Кутузов приказал соорудить надежные укрепления — редут в районе села Шевардино и флеши у деревни Семеновской. Оборонять левый фланг было поручено армии Багратиона. В центре и на правом фланге разместились войска под командованием Барклая-де-Толли.

 ( Ведущий показывает на карте расположение русских и французских войск.)

3 ведущий: 26 августа около 5 часов 30 минут утра грянул бой. Это было величайшее сражение, каких еще не знала Европа.

Для французов победа означала захват Москвы и ее богатств, окончание войны, возврат домой. Для русских решалась судьба России. Обе стороны дрались отчаянно, стояли насмерть. С особым отчаянием и яростью дрались с неприятелем набожные казаки, мстя французам за поруганные церкви беспощадно. Слово «казак» наводило ужас на французов.

           Казаками был предпринят смелый рейд в обход левого фланга Наполеона, что более чем на два часа приостановило вражеские атак.

1 ведущий.

(Слайд 11) Бородинское поле было усеяно телами убитых французов и русских. Из воспоминаний современника Ю. Н. Бартенева: «Здесь был совершенный ад, кучи тел, вопли умирающих сопутствуют тебя повсюду: иного увидишь без головы, другого без рук и ног. Все почти шевелят губами... и просят добить их до смерти, дабы не чувствовать такого жестокого мучения, какое они ощущают».

2 ведущий: Узнав о больших потерях (около 60 тысяч убитыми — это почти половина участников сражения), Наполеон приказал прекратить сражение и отвести войска на исходные позиции. Стихли пушки и ружейные выстрелы. Кутузов остался доволен исходом боя. Наполеон не сумел прорвать оборону русских  

         Сразу после окончания боя Кутузов принял решение в течение ночи привести войска в порядок, пополнить вооружение и с утра продолжить баталию и разгромить неприятеля. Но когда подсчитали потери, они оказались очень велики — свыше 40 тысяч убитыми. Продолжать бой было очень рискованно.

3 ведущий:

Утром 27 августа Кутузов принял решение: оставить Бородино и отвести войска к Москве. Наполеон, узнав об этом, поспешил сообщить в Европу о своей большой победе, но эта была большая ошибка. Армия Наполеона понесла невосполнимые потери. Она могла еще участвовать в мелких операциях, но уже не представляла угрозы для России. Русская армия отступила к Москве. Для нового сражения не было удобного места, пополнение не поступило.

  V. Пожар Москвы  

Учитель. (Слайд 12) После Бородинской битвы Главнокомандующий Кутузов на совете в подмосковной деревне Фили принимает непростое решение: оставить Москву. Попробуем представить себе, как это было.  

Ученики инсценируют отрывок из пьесы Е.П. Карпова «Пожар Москвы».

( 3 мальчика: Беннигсен, Ермолов, Кутузов )

Беннигсен (посмотрев на Кутузова, говорит громко, уверенно)

- Итак, я позволю себе, господа, предложить вопрос: выгоднее ли сразиться под стенами священной Москвы или оставить ее неприятелю.

Кутузов (быстро поднимает голову и резко прерывает Беннигсена).

- Участь не только армии, Москвы, но и всей России зависит от решения сего вопроса

  (спокойнее). - Позиция наша на Воробьевых горах крайне невыгодна. Многие дивизии разобщены непроходимыми оврагами, вся армия будет уничтожена до последнего человека, а оборона Москвы невозможна!

Ермолов.

- Но Москва будет разграблена! Я бы атаковал неприятеля.

Беннигсен (с пафосом).

- Подумали ли о стыде: оставить неприятелю древнюю священную столицу без единого выстрела?

Кутузов (глубоко взволнованный).

- Пока цела армия, есть надежда с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва, вся Россия будет потеряна! С потерей Москвы не потеряна еще Россия! Посему я намерен отступать по Рязанской дороге.

Ермолов.

-  Царь Александр требует дать новое сражение 1 сентября.

Кутузов. 

- Знаю, вся ответственность обрушится на мою седую голову, но я жертвую собою для блага Отечества. Приказываю отступать!

Учитель: 2 сентября русская армия оставила Москву. В тот же день отряды неприятеля вошли в город. Кутузов отступал на юго-восток по рязанской дороге. Однако после двух дней перехода русская армия резко повернула на запад, обошла Москву с юга и вышла на Старую Калужскую дорогу.

(Слайд 13)14 сентября Наполеон уже стоял на Поклонной горе и глядел на залитую солнцем великолепную, с ее причудливыми, непривычными глазу императора очертаниями панораму, любуясь восточной красавицей, как тогда часто называли Москву побывавшие в ней иностранцы. Воображение Байрона увековечило эту минуту.

Учитель:  (Слайд 14) Жители спешно покидали Москву. Французские войска входили в пустой город. Это было впервые. Во всех покорённых Наполеоном странах знатные горожане, признавая поражение, подносили Наполеону ключи от города. Долго ждал Наполеон на Поклонной горе, но никто ему ключи от Москвы не принёс. А на утро Москва запылала. Французам негде оказалось стать на зимние квартиры.

 2-й ведущий: Кутузов рассуждал так: французы в Москве не задержатся. Нечего есть, нечем кормить лошадей, да и делать нечего. Захотят вернуться в Европу. Но идти по Смоленской дороге, которая ими же разорена, где они уничтожили все запасы продовольствия, фуража, им не резон. Наполеон будет отступать на Калугу, Брянск, где русская армия держала большой запас продуктов для себя. Надо построить укрепления, перекрыть Калужское направление и встретить французов хорошим огоньком и обязательно заставить отойти на Смоленск.

Оторвавшись от французов, армия Кутузова получила возможность передохнуть, пополнить ряды с 85-ти тысяч до 120-ти тысяч, построить близ села Тарутино укрепленный район с четырьмя линиями обороны. Была налажена даже боевая учеба новобранцев.

3-й ведущий. Шел октябрь месяц. Наполеон сидел в Москве. Кутузов стоял лагерем в Тарутино, от которого в шести километрах к северу находился передовой отряд французов,   который вел наблюдение за Кутузовым.  

1-й ведущий:  12 октября отряд прибыл в Малоярославец. К тому времени город уже находился в руках французов. В коротком бою русские выбили неприятеля. Французы, получив подкрепление, вновь заняли город.  Восемь раз город Малоярославец переходил из рук в руки. Бои были страшные. Город горел, черные облака закрывали небо. Колонны солдат давили массой друг друга, кололи штыками, били прикладами. Телами убитых и раненых были завалены овраги и русло Лужи.  

Весь день 13 октября Наполеон думал: биться или нет? А утром 14 октября французские войска в спешном порядке отступили на Смоленск. Струсили. После Малоярославца инициатива полностью перешла к Кутузову.   Колонна французов (60 тысяч солдат и 20 тысяч безоружных из разбитых армий) растянулась на много километров. Из-за нехватки лошадей Наполеону пришлось оставить в Смоленске значительную часть артиллерии, раненых. Армия Наполеона уже имела жалкий вид.

VI. Сокрушительный разгром наполеоновской армии:

2-й ведущий: У поселка Красный (65 километров от Смоленска) Кутузов встретил горе-завоевателей. Бой продолжался 3 дня и закончился победой русских. Наполеон потерял лучшие части, 6 тысяч убитыми, 26 тысяч пленными, большую часть артиллерии. Остатки французов бежали на запад — к Березине, месту их окончательного разгрома

Учитель: (Слайд 15) Французская армия постепенно разлагалась в условиях тяжелейшего отступления. Из 650 000 солдат, пришедших с Наполеоном в Россию, кампанию пережило лишь около 93000. В конце 1812 года остатки некогда непобедимой армии перешли Неман и покинули Россию.

1-й ведущий: 25 декабря последний солдат некогда великой армии покинул пределы Российской империи. Михаил Илларионович Кутузов поздравил свои войска с победой  и призвал «довершить поражение неприятеля на собственных его полях».

За время похода на Россию армия Наполеона потеряла свыше 500 тысяч человек. Всего три месяца потребовалось Михаилу Илларионовичу Кутузову, чтобы сокрушить Наполеона. Он имел полное право сказать такие слова: «Война закончилась за полным истреблением неприятеля». К русским же солдатам он обратился с приказом об окончании войны, в котором были замечательные слова: «Каждый из вас есть спаситель Отечества! Россия приветствует вас сим именем!».

VII. Увековечивание памяти о войне 1812 года.

Учитель. В честь победы русских войск в войне 1812 г. в Москве была построена Триумфальная арка. (Слайд.16). У Тверской заставы Триумфальные ворота простояли 102 года. В 1936 г. площадь у Белорусского вокзала было решено перепланировать, и Триумфальную арку разобрали. Более 30 лет скульптурное убранство арки хранилось в Донском монастыре. В 1966 г. был поднят вопрос о восстановлении арки. После обсуждения ряда вариантов решено было установить Триумфальные ворота на Кутузовском проспекте рядом с Поклонной горой. (Слайд.17). Вот, полюбуйтесь в каком виде Триумфальная арка в наши дни.

1-й ведущий. 25 декабря 1812 года, когда последний солдат 600-тысячной армии Наполеона был изгнан из пределов России, Император Александр I, в честь победы российского воинства и в благодарность Богу, подписал Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа.

2-й ведущий.10 апреля 1832 года Император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором К.А. Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя - на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля.

Храм Христа Спасителя был создан всей Россией и стал зримым воплощением ее Славы, ее Веры и Величия, свидетелем многих исторических событий.

5 декабря 1931 года здание храма было разрушено. Заново отстроено на прежнем месте в 1994—1997 годах.

VII. Итог классного часа:

Учитель:  А теперь я предлагаю ответить на вопросы викторины (класс разделился на две команды):

Вопросы 1 команде:

1. Кто командовал  русской армией в начале войны 1812 года? (Барклай - де - Толли)

2. Какова была численность французской армии  на начало войны? (приб. 610 тыс. чел.)

3  Какую реку пришлось форсировать французам? (Неман)

5. Какое важное событие произошло 26 августа 1812 года? (Бородинская битва)

6. Что такое редут? (земляное укрепление)

7. Кто правил Российской империей во время Отечественной войны? (Александр Первый)

8. Из скольких частей состояла русская армия? (из 3 частей)

9. Почему французскую армию называли «дву на десять языков»? (очень много завоеванных народов)

 

Вопросы второй команде:

1.     Кто командовал русской армией после Смоленской битвы? (Кутузов М.И.)

2.     Какова была численность русской армии к началу войны? (Приб. 300 тыс.чел)

3.     В каком городе произошло первое сражение между русскими и французами? (Смоленск)

4.     Продолжите поговорку: « Пришел Кутузов  …..»? (бить французов!)

5.     Какое важное событие произошло 1 сентября 1812 года? (Совет в Филях)

6.     Что такое фураж? (корм для лошадей)

7.    Назовите лидера партизанского движения? (Давыдов)

8.    Какое время Наполеон находился в Москве? (1 месяц)

9.   У Кутузова была вторая часть фамилии, назовите ее? (Голенищев)

Учитель: Ребята! История нашего Отечества изобилует примерами мужества, героизма и отваги,  как великих полководцев, так и простых граждан Руси. И победа России над Наполеоном - еще одно тому подтверждение. Я надеюсь, что сегодняшний классный час помог вам глубже познакомиться с историей нашей Родины и нашей столицы Москвы.  

VIII. Рефлексия  классного часа:

- Какие  открытия  вы  сделали  сегодня?

- Какие чувства вызвали  у вас  события  1812  года?

- Какой  вывод  вы  сделали  для  себя?

 

 

Использованные ресурсы:

1. Отечественная война 1812 года -http://patrio.ru/.

2. В.В. Верещагин -http://veresh.ru/veresh37.php

3. Библиотека проекта "1812 год" http://museum.ru/1812/Library/tarle2/moscow.html

4. Статьи из «Википедии» http://ru.wikipedia.org

5. Сайт Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника http://www.borodino.ru/

6. Сайт музея-панорамы «Бородинская битва» http://www.1812panorama.ru/

7. «100 битв, которые изменили мир» Выпуск №1.2011. «Бородино – 1812»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Великая победа Великой страны", посвящён победе в войне 1812 года

Классный час поможет сформировать представление младших школьников о войне с Наполеоном. Воспитывает чувство гордости за своё Отечество. На занятии используется не только презентация, но и исценировка...

Классный час для учащихся 4 класса "Основные сражения и события Отечественной войны 1812 года"

1812 год - это  было великое испытание для нашего народа и одна из самых славных страниц российской истории. Многое может забыться или потерять блеск за это время. Но память о  битвах и геро...

День погружения «Недаром помнит вся Россия» ( к 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года)

Основными задачами были : вспомнить основные события Отечественнной войны 1812 года, воспитывать уважительное отношение к защитникам родины, участвующих в боевых действиях, к памятникам войны 1812 год...

Сценарий внеклассного занятия «200-летию со дня Отечественной войны 1812 года посвящается»

Сценарий внеклассного занятия "200-летию со дня Отечественной войны 1812 года посвящается"...

Методическая разработка классного часа по теме: "Великая Отечественная война 1812 года в русской литературе и кинематографе"

В русскую литературу Великая Отечественная война 1812 года вошла сразу же, в самые первые её дни. Многие считают эту войну самой поэтичной в русской истории.  Велик...

Отечественная война 1812 года. Роль М.И. Кутузова в войне 1812 года.

Дается небольшая историческая справка о сражении Французской армии с Российской империей. Какие роли играют генерал Бонапарт Наполеон и великий полководец Михаил Илларионович Кутузов....

Классный час в 4 классе, посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

Поисково-исследовательская работа по теме "История моей семьи в истории Великой Отечественной войны"...