Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе на тему "Достойно жить среди людей"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Урок по ОРКСЭ на тему: "Достойно жить среди людей" подготовлен в рамках проведения предметной недели " К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мири религиозность".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_konkurs.docx | 675.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок ОРКСЭ
Тема. Достойно жить среди людей.
Цели: познакомить с новыми понятиями; сформировать представление о роли Петра I в истории России, познакомить с цитатами из книги «Юности честное зерцало»; создать условия для правильного представления о смысле человеческой жизни и счастье; учить рассуждать на нравственные темы.
Задачи:
Предметные:
обосновывать значение понятий «достоинство», «бескорыстие», «гуманность»;
анализировать свои поступки, чувства, помыслы;
осознавать необходимость соблюдения норм этикета;
совершенствовать умения в области коммуникации;
аргументировать свои рассуждения.
Развивающие:
развивать познавательный интерес к предмету;
развивать творческие способности;
Воспитательные:
формировать положительное отношение к нравственным поступкам;
воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к другим людям.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Я рада видеть Вас. Сейчас я с Вами поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас настроение. Улыбнёмся друг другу.
II. Проверка домашнего задания.
-Вам были предложены разноуровневые задания.
1) Придумать и изобразить свой знак, обозначающий нравственную установку (Для учащихся с низким уровнем учебной активности).
2) Нарисовать дерево мудрости и плоды своих нравственных достижений (Для учащихся со средними учебными способностями).
3) Написать мини-сочинение на тему «Трудно ли быть человеком нравственным» (Для учеников с высоким уровнем познавательной активности).
-Давайте послушаем детей.
- Спасибо, какие Вы молодцы!
III. Мотивация учебной деятельности.
- На нашем пути – прекрасное дерево, которое мы с Вами нарисовали на предыдущем уроке.
- Как мы его назвали? (Дерево мудрости или нравственности.)
- На нём растут необычные плоды. Давайте вспомним – какие.
- Без кого скучно и трудно в дороге? (Без друзей).
- Мы должны слушать друг друга, потому что дружба не может быть без чего? (Без уважения, взаимопонимания и других нравственных качеств…)
- Спасибо, какие вы молодцы! А о какой нравственной категории мы говорили на прошлом уроке? (О нравственной установке.)
- Хорошо. Но посмотрите, на нашем дереве нравственности созревает ещё одно яблоко. Как вы думаете, какая цель нашего урока? (Узнать ещё одно нравственное понятие.)
IV. Изучение нового материала.
1.Работа с учебником.
- Мы становимся лучше и мудрее, потому что стараемся заглянуть в себя и понять, что каждый человек может совершенствоваться. Важно двигаться в этом добром, благом направлении дальше, опираясь на разумное и лучшее в себе, уверенно преодолевая недостатки в своём характере и недоброе в помыслах.
- Стремлению изменить себя посвящена восточная притча. Давайте её прочитаем на стр. 106.
- Продолжим наши размышления.
- Подумайте, каким нормам своей жизнедеятельности и почему следовали люди в древности? Ответы учащихся.
2. Рассказ учителя.
- В процессе развития жизни на Земле каждая эпоха, каждый народ вырабатывали нормы и правила поведения на основе разумности, целесообразности и красоты.
-В 2022 году исполняется 350 лет со дня рождения Петра I. Во времена правления этого царя появилась книга «Юности честное зерцало или Показание к житейскому обхождению». Это пособие для обучения детей дворянского сословия, составленное по указанию Петра I. Книга на долгие годы стала руководством о правилах хорошего тона и поведения в обществе.
- Предлагаю вам побыть учениками петровской эпохи и в группах поработать с цитатами из сборника «Юности честное зерцало».
3. Работа в группах.
-Прочитать высказывание и постараться перевести его на современный язык.
Высказывание для 1 группы.
«В первых наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать…». (О почитании родителей).
Высказывание для 2 группы.
«Не прилично им руками или ногами по столу везде колобродить, смирно ести. А вилками и ножиком по торелкам, по скатерти, или по блюду чертить, не колоть и не стучать». (О поведении за столом).
Высказывание для 3 группы.
« Никто не смеет, повеся голову и потупя глаза вниз, по улице ходить или на людей косо взглядовать, но прямо, а не согнувшись ступать и голову держать прямо ж, а на людей глядеть весело и приятно…». (О приятном общении с людьми).
- Послушаем выступления детей из каждой группы.
4. Выход на тему урока.
-Так в жизнь людей стали входить оберегающие их нормы поведения. Люди начали оценивать своё поведение в рамках этих норм и то, что достойно человека, и то, что не достойно.
-Как вы думаете, какая тема урока? Высказывания учащихся.
-Тема урока: «Достойно жить среди людей».
-Прочитаем «цепочкой» отрывок из текста со стр. 106, начиная со слов «Так формировалось чувство достоинства…» до слов «Проверьте в этом отношении себя: выберете…» на стр.107.
5.Первичное закрепление.
-Как Вы поняли, что такое чувство достоинства? Обязательное следование высокому уровню ответственности за свои поступки.
- Что значит достойно жить среди людей? Жить в высокой степени нравственно, думая о том, как твои действия могут отразиться на других людях.
- Как Вы поняли, что такое бескорыстие? Отсутствие стремления к личной выгоде, наживе.
- Как же объясняется значение этого слова в словаре Владимира Ивановича Даля?
БЕСКОРЫСТИЕ:
-отсутствие корысти, сребролюбия, жадности к имуществу,
-нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду или убыток другим;
-нежелание наград и возмездий за добрые дела.
Бескорыстен тот, кто думает о других более, чем о себе.
- Вот оно, то яблоко мудрости, за которым мы с вами отправились сегодня в путь! (Яблоко бескорыстия.)
-Как вы думаете, трудно ли быть бескорыстным? Нелегко, потому что требуются душевные усилия, чтобы соизмерять свои желания с желаниями других.
6.Игра «Микрофон».
-Прочитайте внизу на стр. 107 «про себя» ситуации, которые описывают действия, характерные для вас. Дети высказывают свои мнения.
-Выберите из этого перечня действия, которые свидетельствуют о бескорыстии.
V. Итог урока.
- Бескорыстным быть не всегда легко! Можем ли мы на нашем Дереве мудрости разместить золотой плод под названием «Бескорыстие»?
-Посмотрите на плоды, которые мы поместили на Дерево мудрости.
-Какие мысли возникли у Вас? КакВвы оцениваете результаты ваших размышлений?
-Как Вы поняли, всё в жизни зависит от Вашего стремления совершать душевные усилия или от преодоления соблазнов, лени?
V. Рефлексия.
-На партах у вас лежит рисунок ромашки. На её лепестках напишите, какие качества личности Вы хотели бы развить.
- Сдайте мне составленные ромашки, я положу их в большой конверт, чтобы запомнить пожелания и напоминать Вам о них.
VI. Домашнее задание.
- Дома вы прочитаете текст учебника на стр. 104-109, поразмышляете вместе с великими мыслителями и выполните практическое или творческое задание (одно по выбору).
Задание для 2 группы.
Прочитай высказывание и постарайся перевести его на современный язык.
«Не прилично им (детям) руками или ногами по столу везде колобродить, но смирно ести, а вилками и ножиком по тарелкам, по скатерти или по блюду не чертить, не колоть и не стучать, но должны тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть».
Задание для 1 группы
Прочитай высказывание и постарайся перевести его на современный язык.
«В первых наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать…».
Задание для 3 группы
Прочитай высказывание и постарайся перевести его на современный язык.
« Никто не смеет, повеся голову и потупя глаза вниз, по улице ходить или на людей косо взглядовать, но прямо, а не согнувшись ступать и голову держать прямо ж, а на людей глядеть весело и приятно…».
Мини-сочинение «Трудно ли быть человеком нравственным?».
Царство мира, добра и взаимопонимания наступит только в обществе высоконравственных людей.
Понятие нравственности включает в себя правила поведения, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также соблюдение этих правил.
Умение жить с другими людьми определяется нравственностью, то есть нормами поведения, определенными действиями, призванными выражать уважение, доброжелательность и внимание к человеку. Нравственный человек умеет выражать внимание внешними средствами, понятными всем. Он заботится о своем внешнем виде, опрятности и чистоте, помнит, что неряшливость, небрежность и невнимание к себе есть форма проявления неуважение к другим людям, пренебрежение их мнением; терпеливо выслушает говорящего, не перебивая его и проявляя интерес к его словам; не допустит унижения достоинства человека своими словами или действиями; использует общепринятые формы обращения с просьбой об услуге и сам выразит благодарность за нее.
Портрет выпускника начальной школы
Выпускник начальной школы — это человек:
- любознательный, активно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться;
- любящий родной край и свою страну;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Слова М. Пляцковского из «Песня дружбы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.
Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.
Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."
Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс Тема: Добро и зло"
Тема урока Добро и зло.ПредметОсновы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики»Класс4 классФедеральный округ РоссииРоссийская ФедерацияГород/поселениеСанкт-Петербу...
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. "Дом и семья в православии"
На уроках ОРКСЭ в первую очередь обращаются к нравственным ценностям православия. Ведь во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. В содержание уроков вклю...
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс Тема: "Пророк Мухаммад и возникновения ислама"
Урок по ОРКСЭ строятся на концепции диалогового обучения, в основе которой лежит представление о многоликости мира, естественное желание узнать, каким видит мир другой человек. Таким образом, составля...
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс "Добро и зло"
Конспект урока по ОРКСЭ для 4 класса на тему "Добро и зло"....