Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе на тему "Достойно жить среди людей"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Шилина Оксана Сергеевна

Урок по ОРКСЭ на тему: "Достойно жить среди людей" подготовлен в рамках проведения предметной недели " К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мири религиозность".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_konkurs.docx675.41 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок ОРКСЭ

Тема. Достойно жить среди людей.

Цели: познакомить с новыми понятиями; сформировать представление о роли Петра I в истории России, познакомить  с цитатами из книги «Юности честное зерцало»; создать условия для  правильного представления о смысле человеческой жизни и счастье; учить рассуждать на нравственные темы.

Задачи: 

Предметные:

обосновывать значение понятий «достоинство», «бескорыстие», «гуманность»;

 анализировать свои поступки, чувства, помыслы;

 осознавать необходимость соблюдения норм этикета;

 совершенствовать умения в области коммуникации;

 аргументировать свои рассуждения.        

Развивающие:        

развивать познавательный интерес к предмету;

развивать творческие способности;

Воспитательные:

формировать положительное отношение к нравственным поступкам;

воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к другим людям.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Я рада видеть Вас. Сейчас я с Вами поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас настроение. Улыбнёмся друг другу.

II. Проверка домашнего задания.

-Вам были предложены разноуровневые задания.

1) Придумать и изобразить свой знак, обозначающий нравственную установку (Для учащихся с низким уровнем учебной активности).

2) Нарисовать дерево мудрости и плоды своих нравственных достижений (Для учащихся со средними учебными способностями).

3) Написать мини-сочинение на тему «Трудно ли быть человеком нравственным» (Для учеников с высоким уровнем познавательной активности).

-Давайте послушаем детей.

- Спасибо, какие Вы молодцы!

III. Мотивация учебной деятельности.

- На нашем пути – прекрасное дерево, которое мы с Вами нарисовали на предыдущем уроке.

- Как мы его назвали? (Дерево мудрости или нравственности.)

- На нём растут необычные плоды. Давайте вспомним – какие.

- Без кого скучно и трудно в дороге? (Без друзей).

- Мы должны слушать друг друга, потому что дружба не может быть без чего? (Без уважения, взаимопонимания и других нравственных качеств…)

- Спасибо, какие вы молодцы! А о какой нравственной категории мы говорили на прошлом уроке? (О нравственной установке.)

- Хорошо. Но посмотрите, на нашем дереве нравственности созревает ещё одно яблоко. Как вы думаете, какая цель нашего урока? (Узнать ещё одно нравственное понятие.)

IV. Изучение нового материала.

1.Работа с учебником.

- Мы становимся лучше и мудрее, потому что стараемся заглянуть в себя и понять, что каждый человек может совершенствоваться. Важно двигаться в этом добром, благом направлении дальше, опираясь на разумное и лучшее в себе, уверенно преодолевая недостатки в своём характере и недоброе в помыслах.

- Стремлению изменить себя посвящена восточная притча. Давайте её прочитаем на стр. 106.

- Продолжим наши размышления.

- Подумайте, каким нормам своей жизнедеятельности и почему следовали люди в древности? Ответы учащихся.

2. Рассказ учителя.

- В процессе развития жизни на Земле каждая эпоха, каждый народ вырабатывали нормы и правила поведения на основе разумности, целесообразности и красоты.

-В 2022 году исполняется 350 лет со дня рождения Петра I. Во времена правления этого царя появилась книга «Юности честное зерцало или Показание к житейскому обхождению». Это пособие для обучения детей дворянского сословия, составленное по указанию  Петра I.  Книга на долгие годы стала руководством о правилах хорошего тона и поведения в обществе.

- Предлагаю вам побыть учениками петровской  эпохи и в группах поработать с цитатами из сборника «Юности честное зерцало».

        C:\Users\Oksana-Pc\Desktop\КОНКУРС\зерцало.jpg

3. Работа в группах.

-Прочитать высказывание и постараться перевести его на современный язык.

Высказывание для 1 группы.

«В первых наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать…».  (О почитании родителей).

Высказывание для 2 группы.

«Не прилично им руками или ногами по столу везде колобродить, смирно ести. А вилками и ножиком по торелкам, по скатерти, или по блюду чертить, не колоть и не стучать». (О поведении за столом).

Высказывание для 3 группы.

« Никто не смеет, повеся голову  и потупя глаза вниз, по улице ходить или на людей косо взглядовать, но прямо, а не согнувшись ступать и голову держать прямо ж, а на людей глядеть весело и приятно…». (О приятном общении с людьми).

- Послушаем выступления детей из каждой группы.

4. Выход на тему урока.

-Так в жизнь людей стали входить оберегающие их нормы поведения. Люди начали оценивать своё поведение в рамках этих норм и то, что достойно человека, и то, что не достойно.

-Как вы думаете, какая тема урока? Высказывания учащихся.

-Тема урока: «Достойно жить среди людей».

-Прочитаем «цепочкой» отрывок из текста со  стр. 106, начиная со слов «Так формировалось чувство достоинства…» до слов «Проверьте в этом отношении себя: выберете…» на стр.107.

5.Первичное закрепление.

-Как Вы поняли, что такое чувство достоинства? Обязательное следование высокому уровню ответственности за свои поступки.

- Что значит достойно жить среди людей? Жить в высокой степени нравственно, думая о том, как твои действия могут отразиться на других людях.

- Как Вы поняли, что такое бескорыстие? Отсутствие стремления к личной выгоде, наживе.

- Как же объясняется значение этого слова в словаре Владимира Ивановича Даля?

БЕСКОРЫСТИЕ:

-отсутствие корысти, сребролюбия, жадности к имуществу,

-нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду или убыток другим;

-нежелание наград и возмездий за добрые дела.

Бескорыстен тот, кто думает о других более, чем о себе.

- Вот оно, то яблоко мудрости, за которым мы с вами отправились сегодня в путь! (Яблоко бескорыстия.)

-Как вы думаете, трудно ли быть бескорыстным? Нелегко, потому что требуются душевные усилия, чтобы соизмерять свои желания с желаниями других.

6.Игра «Микрофон».

-Прочитайте внизу на стр. 107 «про себя» ситуации, которые описывают действия, характерные для вас. Дети высказывают свои мнения.

-Выберите из этого перечня действия, которые свидетельствуют о бескорыстии.

V. Итог урока.

- Бескорыстным быть не всегда легко! Можем ли мы на нашем Дереве мудрости разместить золотой плод под названием «Бескорыстие»?

-Посмотрите на плоды, которые мы поместили на Дерево мудрости.

-Какие мысли возникли у Вас?  КакВвы оцениваете результаты ваших размышлений?

-Как Вы поняли, всё в жизни зависит от Вашего стремления совершать душевные усилия или  от преодоления соблазнов, лени?

V. Рефлексия.

-На партах у вас лежит рисунок ромашки. На её лепестках напишите, какие качества личности Вы хотели бы развить.

- Сдайте мне составленные ромашки, я положу их в большой конверт, чтобы запомнить пожелания и напоминать Вам о них.

VI. Домашнее задание.

- Дома вы прочитаете текст учебника на  стр. 104-109, поразмышляете вместе с великими мыслителями и выполните практическое или творческое задание (одно по выбору).

Задание для 2 группы.

Прочитай высказывание и постарайся перевести его на современный язык.

«Не прилично им (детям) руками или ногами по столу везде колобродить, но смирно ести, а вилками и ножиком по тарелкам, по скатерти или по блюду не чертить, не колоть и не стучать, но должны тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть».

C:\Users\Oksana-Pc\Desktop\116873246_kniga.png

Задание для 1 группы

Прочитай высказывание и постарайся перевести его на современный язык.

«В первых наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать…».  

C:\Users\Oksana-Pc\Desktop\7_33e14b66af2127a948a2f40d64475754_1517135262.jpg

Задание для 3 группы

Прочитай высказывание и постарайся перевести его на современный язык.

« Никто не смеет, повеся голову  и потупя глаза вниз, по улице ходить или на людей косо взглядовать, но прямо, а не согнувшись ступать и голову держать прямо ж, а на людей глядеть весело и приятно…».

        Мини-сочинение «Трудно ли быть человеком нравственным?».

        Царство мира, добра и взаимопонимания наступит только в обществе высоконравственных людей.

        Понятие нравственности включает в себя правила поведения, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также соблюдение этих правил.

        Умение жить с другими людьми определяется нравственностью, то есть нормами поведения, определенными действиями, призванными выражать уважение, доброжелательность и внимание к человеку. Нравственный человек умеет выражать внимание внешними средствами, понятными всем. Он заботится о своем внешнем виде, опрятности и чистоте, помнит, что неряшливость, небрежность и невнимание к себе есть форма проявления неуважение к другим людям, пренебрежение их мнением; терпеливо выслушает говорящего, не перебивая его и проявляя интерес к его словам; не допустит унижения достоинства человека своими словами или действиями; использует общепринятые формы обращения с просьбой об услуге и сам выразит благодарность за нее.

 Портрет выпускника начальной школы  

 Выпускник начальной школы — это человек:

  • любознательный, активно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться;
  • любящий родной край и свою страну;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

C:\Users\Oksana-Pc\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\download.jpg

Слова М. Пляцковского из «Песня дружбы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."

Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы  религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс Тема: Добро и зло"

Тема урока Добро и зло.ПредметОсновы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики»Класс4 классФедеральный округ РоссииРоссийская ФедерацияГород/поселениеСанкт-Петербу...

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. "Дом и семья в православии"

На уроках ОРКСЭ в первую очередь обращаются к нравственным ценностям православия. Ведь во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. В содержание уроков вклю...

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс Тема: "Пророк Мухаммад и возникновения ислама"

Урок по ОРКСЭ строятся на концепции диалогового обучения, в основе которой лежит представление о многоликости мира, естественное желание узнать, каким видит мир другой человек. Таким образом, составля...

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс "Добро и зло"

Конспект урока по ОРКСЭ для 4 класса  на тему "Добро и зло"....