Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс Тема: "Пророк Мухаммад и возникновения ислама"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Трифонова Анна Григорьевна

Урок по ОРКСЭ строятся на концепции диалогового обучения, в основе которой лежит представление о многоликости мира, естественное желание узнать, каким видит мир другой человек. Таким образом, составляется более целостная картина мира. Главное, чтобы дети не сопоставляли свои мнения: мое – это правильно, а его – нет, моя религия – это хорошо, а его – плохо. Они должны прислушиваться друг к другу, учиться друг у друга. Ведь все религии в основе своей имеют одни и те же понятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15

с углубленным изучением отдельных предметов»

Советского района г.Казани

Урок  в 4 классе

 учебник А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров «Основы религиозных культур народов России»  

Тема:

Пророк Мухаммад и возникновения  ислама.

Подготовила

Трифонова Анна Григорьевна

учитель начальных классов

Тема:  Пророк Мухаммад и возникновения  ислама.

Цели урока:

Образовательная:

  • познакомить   учащихся  с условиями жизни арабских племен .
  • познакомить  учащихся с образом пророка Мухаммада, как образом человека и учителя нравственности в исламе.

Развивающая:

  • продолжить формировать умение работать с различными источниками информации, осуществлять сравнительные мыслительные операции, делать выводы;
  • стимулировать аудиальные и визуальные каналы восприятия информации, совершенствовать образное и пространственное мышление учащихся.

Воспитательная:

  • воспитывать уважение к религии другой конфессии;
  • обогатить словарь школьника словами культурологического значения;
  • расширить  представления школьника об исламской культуре;

Оборудование: учебник А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров «Основы религиозных культур народов России»,  компьютерная презентация «Ислам»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Основные понятия: Ислам, Аллах, Мухаммад, Коран,  арабы, бедуины, Медина,  Мекка, Кааба,  мечеть.

Словарь урока:

 Ислам – мировая религия, исповедующая учение, изложенное Мухаммедом.
Аллах – единый бог в исламской религии.
Бедуины – кочевые арабы.
Кааба – древнее святилище арабов, храм в Мекке.
Караван-сарай – постоялый двор для торговцев и путешественников.
Коран – священная книга мусульман.
Мусульмане (букв. - «покорные богу») – последователи Мухаммеда, принявшие ислам.

                                                               ХОД УРОКА


I. Организационный момент.

2. Введение в тему.

-  Какие христианские праздники  вы знаете?

-  Что такое подвижные и неподвижные  праздники?

-  Какой  праздник самый главный для христиан?

-  Ребята, какой праздник был вчера,  25  октября?  ( Курбан - байрам); -  Что это за праздник?   (великий праздник жертвоприношения)

-  Скажите, кто празднует этот праздник?   (мусульмане)

-   Какую религию исповедуют  мусульмане?  (Ислам)

3. Сообщение темы.

( Слайд 1)

- Что изображено на слайде? ( мечеть Кул Шариф) Где  она находиться ?  (в городе Казани на территории Кремля)

 –Итак, ребята,  мы с вами начинаем знакомиться с новой религией  Ислам.

( Слайд 2) ( читают дети)

Ислам -  в арабском языке означает «предание себя Богу».

Последователей ислама называют мусульманами.

Арабское слово Аллах означает Бог.

 Мусульмане верят, что последним пророком был Мухаммад.

( Слайд 3) Рассказ учителя: - Распространение  ислама  связано  с именем  и деятельностью пророка Мухаммада. По преданию Мухаммад считал, что Бог избрал его в качестве посланника и возложил на него обязанность сообщать людям божественную волю.

( Слайд 4) - Мухаммад родился в Аравии, в городе Мекка. Аравия расположена на Аравийском полуострове  юго- западной части Азии.  (показ учителем на карте расположение  Аравии).  

 ( Слайд 5) -  Климат Аравии сухой и жаркий. На большей территории существуют степи и пустыни. Земли пригодной для земледелия немного.  Основным занятием населения было кочевое скотоводство.    

( Слайд 6) -  Кочевые арабы – бедуины передвигались со своими стадами по степям. Они разводили верблюдов, овец, лошадей. Верблюд был неразлучным спутником бедуина. Верблюды давали им почти все нужное для жизни. Их молоко и мясо идут в пищу, из шерсти изготавливали ткани и веревки, из шкур –кожу для бурдюков и другой утвари.  Верблюд - лучшее в условиях пустыни транспортное средство. В арабском языке слова "верблюд" и "красота" происходят от одного корня.

4. Работа с учебником.

- А сейчас мы с вами прочитаем по учебнику про крепкие  родственные  связи арабов и кому они поклонялись (открываем учебник на стр. 64 )  

( Слайд 7) - Дальнейшая история арабов связана с именем Мухаммада. Рассмотрите рисунок,  который называется «Рождение Мухаммада».
- Наиля нам подготовила сообщение о пророке Мухаммаде. Послушаем.

Мухаммад  родился около 570 года в знатной купеческой семье. Отец Мухаммеда, Абдулла, умер еще до рождения сына.
В раннем детстве мальчика по традиции отдали на воспитание в одно из бедуинских племен. Там дети росли здоровыми,  крепкими и учились чистому арабскому языку. Мухаммада взяла к себе кормилеца по имени Халима.  Он прожил в доме своей кормилицы до пяти лет.   В 6 лет он осиротел, умерла его мать Амина. Сироту взял на попечение дедушка  по отцу Абдуль -Мутталиб. Он  очень любил внука и окружил его заботой.  Дедушка тоже умер, когда Мухаммаду было восемь лет. И мальчик стал жить  с дядей Абу Талибом, который брал  его с собой в поездки по торговым делам. Абу Талиб был добрым человеком. Он любил племянника Мухаммада, защищал от бед и плохих людей.  Но  Абу Талиб был беден, а детей у него было много. Мухаммад видел, что дяде очень трудно прокормить большую семью. И когда он немного подрос, то решил пойти работать, чтобы помогать Абу Талибу. Мухаммад начал пасти стадо овец в окрестностях своего родного города Мекки.  Каждый год  в течение одного месяца мальчик жил в пустыне. Вокруг него  были только растения, небо ,звёзды и овечки, которых он пас. Мухаммад подолгу размышлял о Боге и о том, как Он создал такой прекрасный  мир.  

Рассказ учителя: Абу Талиб, дядя Мухаммада занимался торговлей. И, конечно, он брал его с собой. Первый раз Мухаммад отправился с дядей в Сирию. Он учился у него вести торговые дела. Вскоре юноша заслужил доверие многих жителей Мекки своим благонравием и правдивостью. Они доверяли ему  самые дорогие вещи. Его даже прозвали аль-Амин, что значит «правдивый», «надёжный».

( Слайд 8, 9) - МЕККА - священный город всех мусульман, полное название Аль-Мекка Аль-Мукаррама, что означает «Блистательная Мекка».

5. Физминутка.

6. Работа с учебником.

- Откройте учебник на стр. 66,  прочитаем о том как Мухаммад  жил в городе Мекке.

- Что беспокоило пророка Мухаммада в образе жизни мекканцев? (ответы детей)

( Слайд 10, 11,12)  - Чудеса Мухаммада
Отпечаток ноги пророка Мухаммада, впечатанный в камень . Хранится  мавзолее в Эюпе (Стамбул). Коран  - Священное Писание мусульман  ( рассказ учителя).

7. Работа в группах. Работа с раздаточным материалом (карточки с терминами и понятиями).

- Распределите карточки, лежащие у вас на парте, на несколько групп. ( Исус Христос, Мечеть, Библия, Мухаммад,  Коран, Пасха, Курбан- байрам, Церковь)

- По какому принципу вы объединяли карточки в группы? (1 принцип – 4 группы: основатели религий, священные книги, священные сооружения,  религиозные праздники;  2 принцип –2 группы: по принадлежности к религиям).  Ответы детей.

 8. Итог урока.

-  С условиями жизни каких племён мы познакомились?

- С образом какого пророка вы познакомились? Что можете о нем сказать?

- Какой вывод можно сделать после знакомства с христианством  и исламом?  ( уважать все религии и уважать людей всех религий)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Трифонова Анна Григорьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ №15 Советского района г.Казани Тема: Пророк Мухаммад и возникновения ислама.

Слайд 2

ИСЛАМ

Слайд 3

Последователей ислама называют мусульманами. Арабское слово Аллах означает Бог. Мусульмане верят, что последним пророком был Мухаммад . Ислам – в арабском языке означает «предание себя богу»

Слайд 4

Распространение ислама связано с именем и деятельностью пророка Мухаммада .

Слайд 5

Мухаммад родился в Аравии, в городе Мекка .

Слайд 6

Аравия покрыта пустынями

Слайд 7

Аравия была населена племенами арабов

Слайд 8

Согласно традиции Мухаммад родился в 570году в Мекке.

Слайд 9

МЕККА – город в Саудовской Аравии, родина Мухаммада

Слайд 10

МЕККА - священный город всех мусульман, полное название Аль-Мекка Аль-Мукаррама , что означает «Блистательная Мекка».

Слайд 11

Коран – Священное Писание мусульман

Слайд 12

Чудеса Мухаммада Отпечаток ноги пророка Мухаммада , впечатанный в камень . Хранится в Тюрбе — мавзолее в Эюпе (Стамбул).

Слайд 13

Мухаммед и кошки Кошки высоко почитаются в исламе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока для 4 класса по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" по теме "Дружба"

Данный конспект занятия подходит не только для урока по курсу ОРКСЭ, но прекрасно можно использовать и во внеклассной работе . Тема дружбы занимает большое значение в жизни каждого человека,не зависим...

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."

Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы  религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....

конспект урока по ОРКиСЭ "Нравственные заповеди в религиях Буддизма и Ислама"

Цель: освоение учащимися знаний об общих нравственных основах мировых религий; формирование ценностного отношения к золотому правилу нравственности; развитие ценностного отношения к собственным поступ...

Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики) по теме: «Дружба» в 4 классе ОБОШИ «Лицей-интернат №1» г. Курска Учитель начальных классов: Конева Л.Н.

Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики)   Тема: «Дружба» 4 классНа уроке идёт формирование представлений о настоящей дружбе, друзьях, добродетельности в  дружеских отнош...

Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.

Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные  методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Возникновение религий. Древнейшие верования."

Конспект урока по ОРКСЭ  на тему "Возникновение религий. Древнейшие верования."Цель урока – формирование представления о причинах возникновения религийЗадачи –Обучающая: Озн...

Конспект урока по ОРКСЭ " Священные сооружения ислама"

Конспект урока по ОРСЭ. Модуль " Основы мировых культур"...