Конспект урока по ОРКСЭ " Священные сооружения ислама"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Конспект урока по ОРСЭ. Модуль " Основы мировых культур"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_svyashchennye_sooruzheniya_islama.rar676.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Священные  города  и сооружения ислама.

Цель:  Познакомить учащихся с мечетью, как культовым сооружением и памятником архитектуры.

Задачи:

  1. Сформировать представление об архитектурных и культовых сооружениях исламской культуры.
  2. Воспитывать уважительное и бережное отношение к священным сооружениям  как к памятникам мировой культуры, формировать толерантность у учащихся.
  3. Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся.
  4. Способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения,

Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, заполнение таблицы,  работа в группах с источниками информации, игра, работа с текстом.

Основные термины и понятия: мечеть, минарет, каллиграфия, панно, фриз.

Оборудование: ПК, мультимедиа, раздаточный материал.

Этапы урока

Ход урока

примечание

1.

Организационный

2 мин.

Приветствие детей и гостей.

«Мир Вам, Милость и Благость Аллаха».

2.

Введение в тему и создание проблемной ситуации  (7 мин)

-Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, давайте в группах разгадаем кроссворд.

Вопросы.

1.Имя пророка в исламе.(Мухаммед)

2. Последователи ислама. (Мусульмане)

3. Коран в переводе с арабского языка (чтение вслух)

4. Светильник в синагоге с семью фитилями. ( менора)

5. Один из обязанности мусульманина. (пост)

6. Заведение, где преподаются основы исламской религии, для будущих деятелей ислама.( медресе)

Какое слово получилось в выделенных клетках? (мечеть)

Что это такое? (священное сооружение)

- А что такое священное сооружение?

(специально оборудованное место для совершения религиозных обрядов)

 Для чего нужны священные сооружения? (для  совместного действия в совершении молитвы)

 -К какой религиозной культуре  принадлежит мечеть? (исламу)

Тема урока: священные города и  сооружения ислама.

- Исходя из темы урока, сформулируйте учебные цели урока.

Цель: узнать о священных городах и сооружениях ислама.

- Скажите, ребята, а зачем нам это знать? (выслушиваются варианты ответов). Чтобы быть осведомлённым; знать, что происходит в обществе людей, в котором ты живёшь; чувствовать себя равноправным членом общества.

-Где  могут пригодиться эти знания?

(в общении с друзьями, с одноклассниками, поехали в другую страну)

Для того чтобы жить в мире и согласии с представителями разных культур, надо хорошо знать, понимать и уважать обычаи, которые приняты в этих культурах.

Девиз урока:

«Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Дай мне действовать, и я научусь».

Конфуций

4.

Объяснение нового материала.

 * Работа с текстом

(5-7 мин)

Рассказ учителя

-Чтобы научиться, советую обратиться к нашим друзьям – книгам.

 - Сейчас каждый из вас будет работать самостоятельно.

Перед вами статья из  учебника.

 Ваша задача:  внимательно прочитать текст и проставить соответствующие знаки (см. слайд)

+ - это мне известно

! – я этого не знал

? – об этом хочется узнать подробней.

Итак,

- О каком священном сооружении нам рассказала данная статья? (о мечети)  

- К какой религиозной культуре она принадлежит? (исламу)

- Что вы уже знали? (ответы детей)

- А что нового вы узнали из этой статьи?

 (о минаретах, об омовении, о…)

-О чём хочется узнать подробнее?

 (ответы детей и комментарий учителя)

Итак делаем вывод:

- Что же характерно для мечети как архитектурного сооружения?

(наличие минаретов-свечек не более 9, купол главного здания с полумесяцем)

- А теперь, давайте еще раз посмотрим на слайд и скажем,  на какой по счету иллюстрации изображена мечеть? (ответы)

Каллиграфия сама. (слайд)Каллиграфия в художественной культуре ислама занимает высокое положение. Почтительное отношение к письму было  заложено в самой религии, основанной на Коране. По представлениям мусульман, первыми созданиями Аллаха, появившимися ещё до сотворения неба и земли  были орудия письма – перо и скрижали. Тому, кто посредством пера красиво передаст слова Бога, как считают мусульмане, порок Мухаммед обещал жизнь в раю. Каллиграфическое письмо может быть элементом узора или само составлять цельное художественное произведение – панно и фриз.

Словарная работа.

Физминутка.

Первичное закрепление           (5 мин)

Чтобы узнать, как хорошо мы усвоили информацию о священном сооружении ислама, я предлагаю игру- соревнование     « Кто найдёт больше ошибок?»

Жетоны за каждую найденную ошибку.

Индивидуальная работа

Работа в группах

(15 мин)

Мозаика.

Собрать из деталей  священное сооружение и подготовить сообщение об этом сооружении из учебника.

( На мозаике будет написано  название мечети)

1 гр.- Мекка мечеть Аль- Харам

2 гр. Медина мечеть Пророка

3 гр. Мечеть Аль- Акса в Иерусалиме

4 гр.  Кул- Шариф

Ролик Мекка

Итог урока.

 - О каком священном сооружении мы узнали на уроке?  (о мечети)

- К какой религиозной культуре она принадлежит? (исламу)

- Какие прилагательные мы можем подобрать для характеристики внешнего вида этих  сооружений?

(красивые, величавые, великолепные, необычные,…)

- Нужны ли человечеству такие архитектурные сооружения, почему? (ответы детей)

- Как должны к ним относится люди? (беречь, охранять,…)

- Зачем нам необходимо беречь подобные архитектурные сооружения? (ответы детей)

- Правильно ребята, охрана и бережное отношение памятников культуры это долг каждого человека перед самим собой и перед потомками.

- А скажите, можем ли мы в одном городе увидеть священные сооружения разных мировых религий? (конечно, можем)

- А почему так бывает? (ответы)

-В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу…

- Как нужно относиться к религиозным чувствам людей, исповедующих иную веру? (Чувства верующих людей нужно уважать!)

 Рефлексия.

«Гора познания»

 Каждый день в жизни человека приносит ему что-то новое – встречи с людьми, общение, знакомство с новыми местами. У нас с вами пока это заочные путешествия, но и они позволяют нам узнавать много нового. Вспомните тему нашего урока –

 «Священные сооружения ислама»

И если представить, что тема урока – это вершина горы, а мы альпинисты, определите, удалось ли нам приблизиться к вершине. На столах у вас конверты, выньте оттуда  каждый смайлик  и поместите его на нашу гору. Если вы считаете, что мы с вами достигли цели, то человечек может быть повыше, а если нет, то у подножия горы.

Домашнее задание

Рассказать родителям о священных городах и сооружениях  ислама

Прочитать с. 138-142

Подготовить сообщение об одной из мечетей, построенных на территории России.

Спасибо!

Приложения.

http://tridevici.com/wp-content/uploads/2012/08/shablon-pazla.jpg

http://www.bibliotecapleyades.net/imagenes_mistic/gnosismontalk02_37.jpg

 (700x525, 126Kb)

http://iphone.erboy.com/images/Programlar/medinetv/m2.png

http://pressa.irk.ru/images/editions/pt/2007/n50/001.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Священные сооружения".

Основные термины и понятия урока -  синагога, церковь, алтарь, икона, фреска....

Конспект урока по теме "Священные сооружения (продолжение)".

Виды деятельности на уроке - беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой бес...

Урок ОРКСЭ Священные сооружения

Презентация к уроку ОРКСЭ в 4 классе по теме "Священные сооружения"...

Конспект урока по ОРКСЭ "Священные книги религий мира"

Ø  Сформировывается представление об основных священных книгах  мировых религий –  Типитака, Коран, Тора, Библия....

Конспект урока по ОРКСЭ "Священные книги религий мира"

  Модуль. Основы  мировых религиозных  культур. 4 класс.    Тема. Священные книги религий мира ....

Открытый урок по ОРКСЭ "Священные сооружения"

Конспект открытого урока по ОРКСЭ (модуль "Мировые религии") по теме "Священные сооружения"...