Открытый урок по ОРКСЭ "Священные сооружения"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Абрамова Мария Дмитриевна

Конспект открытого урока по ОРКСЭ (модуль "Мировые религии") по теме "Священные сооружения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока50.3 КБ
PDF icon Задание 204.57 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока

учебного модуля « Основы мировых религиозных культур»

по теме «Священные сооружения»

Авторы учебника А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева, А.А.Ярлыкапов

учитель Абрамова Мария Дмитриевна

учитель начальных классов и ОРКСЭ (без категории)

эл.адрес abramova-masha95@mail.ru

название организации: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №108»

Цель:

формирование первоначальных представлений о священных сооружениях религий мира: знакомство с основными понятиям, предназначением и внешними архитектурными особенностями священных сооружений христианства, ислама, буддизма и иудаизма, а также с особенностями в поведении людей и в одежде.


Ход урока

Этап урока

Хроно-метраж

Планируемые результаты

Деятельность педагога

Деятельность учеников

1.Актуализация опорных знаний.

5 мин

Л: - восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий,  уважение истории и культуры каждого народа.

П: – осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий.

К: -  управление поведением партнера; – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

-  умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-овладение умением работать в паре.

Р: - осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

- Я предлагаю начать сегодня урок с улыбки друг другу, повернитесь и поприветствуйте наших гостей, подарите им улыбку. Мысленно пожелайте добра и удачи всем. Я уверена, что сегодняшний урок принесет нам радость общения, положительные эмоции и радость познания!

-Предлагаю вспомнить наши прошедшие темы и выполнить небольшую работу.

Раздать рабочие листы, вывести его на слайд

-Посмотрите на слайд и прочитайте эпиграф к нашему уроку (Слайд 1)

«В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу»

Народная мудрость

- Как вы понимаете это высказывание?

- Какая птица в мире является символом мира?

-Рассмотрите, какие слова вам известны.

- Я подчеркиваю не все, а только те, что мы знаем, про что говорили на прошлых уроках -  иудаизм, ислам, буддизм.

-Что их объединяет?

А какой религии не хватает?

Вывешиваю на доску

христианство иудаизм, ислам, буддизм

Приветствуют гостей и учителя

Делают рабочие листы

Читают эпиграф к уроку

Примерный ответ:

В одной стране люди могут быть представителями разных религий, но могут жить мирно, спокойно посещать свои храмы

-Голубь

-Это названия религий

-христианство

2.Поста-новка и формули-ровка проблемы

5 мин

Л: - эмоционально-личностная оценка – умение эмоционально откликаться на содержание курса

П: - постановка и решение проблем (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).

- выдвижение гипотез, их обоснование;

- самостоятельное формулирование темы урока;

- определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя.

К: -  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Р: - умение высказывать свое предположение (версию) на основе работы с высказываниями.

- Что объединяет людей всех религиозных культур?

-Как люди могут передать свои «обращения» к Богу?

-Православные молитвы большинство из нас слышали, предлагаю вам послушать молитвы других религий.

-Ребята, а где можно услышать молитвы? Как назвать эти сооружения одним словом?

Если затрудняетесь, то попробуйте догадаться по согласным буквам СВЩНН, написанным на слайде.

Организует работу определению темы урока,  выявлению проблем и постановке целей.

Учитель:

-  Какова будет тема урока? Какие священные сооружения вы знаете? Для чего они предназначены?

Вывешиваю на доску

«Священные сооружения»

  • Что бы вы хотели узнать о них? поставьте цели (по очереди спрашиваю детей)

Цель урока (вывести на слайд)

  • Узнать, как называются священные сооружения в разных религиях.
  • Узнать особенности строения и внешнее убранство, а также внутреннее строение;
  • Особенности в поведения людей и одежде.

/Вера в Бога /обращение к богу

-через молитвы

Прослушивают молитвы

Выдвигают свои ответы

Учащиеся высказываются, делятся своими знаниями.

формулируют цели и задачи урока.

3. Плани-рование деятель-ности

2 мин

Л: смыслообразование

П: выбор способов деятельности.

К: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, способов взаимодействия;

Р: - составление плана решения действий на уроке;

Посмотрите, какие они красивые и какие разные. Давайте попробуем предположить, к какой из религиозных культур – исламу, христианству, иудаизму, буддизму – они относятся, и обоснуем наши ответы. Но мы с вами предполагали, а ведь нам нужно знать это точно и это мы узнаем в течение урока.

Делают предположения

4. Решение проблемы

5 мин

П: -извлечение информации из прочитанного;

- умение делать выводы в результате совместной работы.

К: -  инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Р: - овладение навыком работы по составленному плану;

-осуществление самоконтроля;

- корректировка своей деятельности.

1) Работа с текстом

-Как вы понимаете «СВЯЩЕННЫЕ»?

А где мы можем  найти точную информацию?

Откройте учебник на стр.30, прочитайте первый абзац, найдите предложение, в котором дается определение ЧТО ТАКОЕ СВЯЩЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ?

-Уже в далёкой древности люди стали собираться вместе, чтобы молиться своим богам. Для этих целей они отводили определённые места, на которых возводили специальные сооружения. Иногда для ритуалов они использовали переносной шатер (у древних евреев он назывался скинией),

Остатки некоторых из них дошли до наших дней. Стоунхендж, возвышающийся в гордом уединении над травянистой равниной. Находится оно в Англии, в 130 км от Лондона, наверное, самый известный в мире доисторический храм. 

- Предлагаю вам сыграть в игру «Правдивые и неправдивые высказывания».

Раздает карточки с высказываниями и открывает  подобную таблицу на доске.

Ваша задача прочитать высказывание и сделать предположение правда это или нет – необходимо поставить букву П (правда) или Н (неправда)

-  Какие из высказываний удалось проверить. (1-3).  Что оказалось? (Все верные). Заполните столбик «Узнали».

 Что еще интересного узнали?

Учитель открывает соответствующие строчки столбика «Узнали» на доске.

Читают учебник

Слушают учителя

Ребята пишут «П» или «Н» напротив каждого высказывания в карточке.

5. Физкультминутка

2 мин

Р: осуществление пошагового  контроля своих действий, ориентируясь на показ движений учителя.

Организует динамическую паузу

Учитель:

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуть, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

Выполняют движения.

6. Решение проблемы

10 мин

П: - извлечение информации, представленной в разных формах (рассказ учителя, сплошной текст, схема);

- ориентирование в учебном пособии;

- владение и использование разных видов чтения: просмотрового, поискового;

- умение делать выводы в результате совместной работы;

- переработка и преобразование информации из одной формы в другую (заполнение таблицы).

К: -  инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Р: - овладение навыком работы по составленному плану;

-осуществление самоконтроля;

- корректировка своей деятельности.

1) Рассказ учителя с демонстрацией презентации (просмотр синагоги)

Рассказ учителя:

В середине X в. до н.э. иудеи построили Иерусалимский храм. Он стал центром религиозной жизни еврейского народа. В Храме находились священные предметы, например Ковчег со скрижалями.

Но Иерусалимский Храм был разрушен захватчиками и иудеи воспринимали это как страшную трагедию. Его смогли восстановить лишь через 70 лет… Но и этот Храм был разрушен. Уцелела лишь часть стены. Она считается святыней. Паломники оплакивают разрушенный Храм, поэтому стена называется Стеной Плача.

Иудеи считают, что Храм Единого Бога может быть только один и верят, что он когда-нибудь будет восстановлен. А пока верующие молятся в специальных сооружениях – синагогах (это не храм, а лишь помещение для молитвы). Внешне синагоги могут выглядеть по-разному, но внутри их устройство всегда подчинено общим правилам. Во внутреннем устройстве синагоги есть обязательные элементы – шкаф для хранения рукописного текста Торы, который располагается у одной из стен зала для молитвы, менора – светильник, в котором всегда должно быть семь фитилей и плита с Десятью заповедями, которые когда-то Бог дал Моисею.

Мужчины и женщины, присутствующие на богослужении в синагоге должны сидеть отдельно, для этого для них устроены отдельные помещения.

Учитель:

- Что мы можем подкорректировать в нашей таблице высказываний?

Учитель:

- Что вписали в таблицу? Какие оказались высказывания  4 и 5? (Ложь). Все ли вам я рассказала. Поищите ответ в рубрике «Это интересно».

-Что выяснили?

2) Работа с текстом. Поисковое чтение.

Учитель: Переходим к священным сооружениям христиан.

-  Не читая учебника, а, только просматривая его глазами,  определите правдивость 6 высказывания.

3) Работа со схемой

- Вернитесь к 7 высказыванию. Как узнать, что можно увидеть внутри храма?  (Воспользоваться схемой внутреннего устройства храма).

- Какие предметы лишние. Почему? Что обозначают остальные названия?

Первые христиане не строили специальных храмов, они собирались в жилых домах. Во времена преследования христиане были вынуждены скрываться, и они собирались на молитвы в катакомбах. А позднее появились церкви. Они разные, но есть общие черты.

Самое святое место в Храме – алтарь. Священник молится именно там, и без его благословения никто не может туда входить. Это не секретная комната, просто человек должен понимать, что не все ему позволено. Часто алтарь отделен от остальной части храма преградой – иконостасом, на который ставятся иконы – изображение Христа и святых. В центре иконостаса находятся Царские врата.

Здание храма венчает купол с установленным на нем крестом.

Посмотрите на форму купола.

Форма купола символизирует пламя горящей свечи.

К храму часто примыкает колокольня или звонница, на которой находятся колокола. Их звон созывает верующих на молитву.

В христианском храме принято сохранять тишину. Мужчины, входя в храм должны снять головной убор, а женщины – покрыть голову. Во время богослужения его участники не поворачиваются спиной к алтарю.

4) Работа с текстом. Просмотровое чтение

-Все ли названия нашли на схеме. Если нет, то поищите в  тексте «Христианские храмы».

(Учащиеся должны найти материал про фрески).

- Что такое фрески? Прочитайте.

- Каким оказалось 7 высказывание?

(Неточное).

2) Отвечают, слушают рассказ учителя.

Учащиеся:

-Какие священные сооружения у иудеев

Обучающиеся записывают в таблице название Священного сооружения и кратко внутреннее устройство синагоги.

Корректируют таблицу высказываний.

Учащиеся работают с текстом на стр. 31, а затем рассказывают о том, что интересного узнали.

3)Используют поисковое чтение и заполняют таблицу правдивых и неправдивых высказываний.

Рассматривают схему внутреннего устройства храма. Называют лишние предметы и зачеркивают их в 7 высказывании – это парохет, менора.

Просматривают текст. Находят материал про фрески. Читают.

Делают вывод.

Корректируют таблицу высказываний.

7. Приме-нение знаний и умений

8 мин

Л: оценивание усвоения содержания.

П: анализ, синтез, доказательство.

К: -умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-умение вступать в диалог со сверстниками.

Р: - в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Организует игру   «Собери мозаику» и её проверку

Учитель:

- А теперь поиграем в игру «Собери мозаику». Для игры нужно разделиться на группы. Каждая группа должна собрать 2 священных сооружения, определить их название и объяснить, какие предметы помогли  им это выяснить.

 Учитель раздает мозаику с изображением священных сооружений.  Среди изображений синагога Саратова и близлежащий храм равноапостольных Петра и Павла

Учитель:

-Какие красивые здания!  Для чего же они служат?

-Мы продолжаем наш путь по религиям. Следующая наша остановка – ислам.

Священные здания мусульман называются мечети (молитвенные здания). Купол мечети имеет полукруглую форму и увенчан полумесяцем.

Большинство мечетей имеют специальную башню – минарет, с которой верующих призывают на молитву.

В каждой мечети обязательно есть ниша (михраб), всегда обращенная в сторону Мекки, священного города для мусульман. Эта ниша указывает, куда мусульмане должны повернуться во время молитвы. Внутри мечети нет изображений живых существ. Стены украшены лишь специальными надписями и орнаментами.

В мечеть верующие должны входить без обуви, пол застлан коврами. Женщины не молятся рядом с мужчинами. Одежда женщин должна закрывать все их тело, кроме лица и кистей рук.

Просмотр презентации.

Как, вы уже знаете, тело Будды было сожжено на погребальном костре, а его прах ученики поместили в ступы (первоначально их было 8 и именно они стали предметом поклонения буддистов).

На что похожа ступа? Она похожа на половину шара, на купол, полусферу. Именно такую форму должно было иметь погребальное сооружение Будды. По легенде он сам объяснил своим ученикам, как должно выглядеть его погребальное сооружение. Он постелил на землю плащ и перевернул на него круглую чашу. Называется такое сооружение «ступа» - что означает «погребальный холм». Внутри ступы нет пространства, в неё нельзя войти. Наверху купола ступы установлена небольшая надстройка – «дворец богов» - для хранения реликвий буддийской религии. И еще одна отличительная особенность ступы – шпиль, устремленный в небо.

Но позже стали строить и другие сооружения –пагоды (многоярусные строения).

Буддийский храм внутри – это прямоугольный зал. Перед изображением божеств устанавливается алтарь – обтянутый материей стол, на котором расставлены различные ритуальные предметы. С потолка свешиваются разноцветные ленты, шары и фонари разной формы и цвета.

Заходя в буддийский храм люди должны снимать головной убор. В храмах можно сидеть на скамейках или на полу.

Просмотр презентации

Учащиеся работают в парах, собирают мозаику, определяют название священного сооружения, доказывают. Показывают собранное сооружение. Рассказывают, как догадались.

Рассматривают фотографии. Отвечают на вопрос.

8. Подведе-ние итогов

3 мин

Л: умение давать верную эмоциональную оценку своей  деятельности на уроке.

П:анализ, обобщение,

- умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

К: умение слушать собеседника

Р: -осуществление самоконтроля;

прогнозирование цели деятельности следующего урока, домашнего задания.

Организует подведение итогов урока.

Учитель:

-  Наш урок подходит к концу.  Давайте вернемся  к тем целям и задачам, которые мы ставили в начале урока. Смогли ли мы их достичь?

 - Что вы расскажете дома об уроке? Что нового узнали? чему научились?

- Какие новые слова запомнили?

Игра «Вихрь слов»

- Проверим, как вы запомнили новые слова. Для вас на доске  интерактивная игра «Вихрь слов».  Первый вихрь – мечеть, второй – храм. Вам нужно распределить слова, находящиеся внизу в нужный вихрь (соответствующее священное сооружение). Если слово не относится к данному священному сооружению, то оно вылетает назад. (Учащиеся, конечно же, с первого урока все слова не запомнят).

Учитель:

- Все ли слова запомнили? Что это значит?

Учащиеся отвечают:

Я узнал…

Я научился…

Я хочу больше узнать о…

Учащиеся по очереди отправляют выбранное слово в нужный вихрь.

Учащиеся:

- Поработать дома.

9. Рефлек-сия

2 мин

Л: умение давать верную эмоциональную оценку своей  деятельности на уроке.

Р: самооценка

Организует рефлексию с помощью  доски (необходимо добавить человечка на магните на лесенку)

Учитель:

- Перед вами лесенка успеха.  На ней  ступеньки с надписями. Где вы находитесь? Поставьте человечка  на нужное место. Как подняться  выше?

Учащиеся:

- Поработать дома.

10.

Домашнее задание

3 мин

Р:  выбор домашнего задания.

Л: самоопределение, смыслообразование.

Предлагает домашнее задание на выбор (раздает карточки):

  1. рассказать родителям о священных сооружениях, которые сегодня изучили;
  2. составить синквейн  «Храм»;
  3. нарисовать более подробную  схему внутреннего устройства православного храма;
  4. с родителями составить список священных сооружений нашего района.

Спасибо за урок!

Выбирают и записывают домашнее задание.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Урок ОРКСЭ Священные сооружения

Презентация к уроку ОРКСЭ в 4 классе по теме "Священные сооружения"...

Открытый урок по Основам мировых религиозных культур Тема: Священные сооружения.

Цель: Формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий.Задачи:-сформировать представление об основных священных сооружениях мировых ...

Урок -проект "Священные сооружения"

Урок -проект "Священные сооружения" был проведен как итоговое мероприятие УПП (учебно-познавательного проекта) "Священные сооружения "  в 4 классе. Предварительно учащимися бы...