Конспект урока по теме "Священные сооружения (продолжение)".
план-конспект урока (4 класс) по теме

Коровина Нина Георгиевна

Виды деятельности на уроке - беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_13._svyashchennye_knigi_prodolzhenie.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Священные сооружения.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Предполагаемые результаты: знать священные сооружения в исламе (мечети, минареты) и буддизме (ступы, пагоды); уметь отличать священные сооружения традиционных религий.

Основные термины и понятия: мечеть, минарет, имам, ступы, пагоды, алтарь.

Средства наглядности: изображения священных сооружений (мечети, минарета, ступы, пагоды).

Ход урока

  1. Организационный момент.

         Среди дубравы блестит крестами

          Храм пятиглавый с колоколами.

          И звон призывный через могилы,

          Гудит так дивно и так уныло!

          К себе он тянет неодолимо,

          Зовет и манит он в край родимый,

          В край благодатный, забытый мною,

          И непонятной томит тоскою.

          Молюсь и каюсь, и плачу снова,

          И отрекаюсь от дела злого;

          Далеко странствуя мечтой чудесной,

         Через пространства лечу небесные;

         И сердце радостно дрожити тает,

         Пока звон благостный не умирает.

                                                                   (А.К.Толстой)

  1. Реализация  домашнего задания.
  1. Сообщения учащихся о христианских и иудейских храмах.
  1. Беседа с учащимися по вопросам.
  1. Священные сооружения каких религий вам известны?
  2. Какие еще религии народов мира вам известны?
  3.  Как вы думаете, существуют ли у них священные сооружения?
  4. Кто из вас знает что-нибудь о священных сооружениях ислама и буддизма?
  1. Работа по теме урока.
  1. Мечети.
  1. Мечеть – молитвенное здание в исламе. Устройство мечети сложилось еще во времена первых приемников Мухаммада.

(Слайд 3: мечети)

  1. Большинство мечетей имеют специальную башню – минарет, с которой верующих призывают на молитву.

                       (Слайд 4: определение понятия «минарет»; иллюстрации)  

  1. В каждой мечети обязательно есть ниша (михраб), всегда обращенная в сторону Мекки. Эта ниша указывает, куда мусульмане должны повернуться лицом во время молитвы.
  2. В мечети нет картин, скульптур, никаких изображений живых существ. Она украшена лишь специальными надписями (как правило, стихами из Корана) и разнообразными орнаментами.
  3. В мечеть верующие входят без обуви, пол там застлан циновками и коврами. Перед молитвой мусульманам предписано совершать Омовение.

  1. Кто знает, что это такое?

  1. Женщины в мечете располагаются на балконе или в конце зала за занавесом.

(Слайд 5:  в женской части мечети)

  1. Кто руководит молитвой в мечети?
  2. Как выстраиваются верующие во время молитвы?

(Слайд 6:  намаз)

  1. Мечеть – это дом Аллаха. Сюда может прийти любой верующий, желая совершить молитву, обратится к Всевышнему со своими просьбами, подать милостыню и сделать пожертвование.
  2. Первым домом Аллаха на земле была Кааба, расположенная в Мекке.

(Слайд 7: Кааба)

  1. Комментированное чтение текста в учебном пособии.
  1. Буддийские священные сооружения- Ребята, вы уже знаете, как буддисты похоронили Будду?

          (Тело Будды было кремировано, т.е. сожжено на погребальном костре, а его прах ученики поместили в специальные сооружения – Ступы.

(Слайд 8)

  1. Ранние ступы служили местом захоронения реликвий самого Будды. Существует легенда о том, что Буду спросили, какой должна быть его гробница. Учитель расстелил на земле свой плащ и перевернул на него круглую чашу для сбора подаяний. Так ступа приобрела свою полусферическую форму.
  2. Позже в ступы стали помещать священные книги, другие буддийские реликвии.
  3. Первоначально ступы состояли из трех частей – ступенчатое основание, массивная центральная часть и крыша в виде многоярусного зонтика.

(Слайд 9: ступа великого просветления в Бодхгае. Индия;

ступа «Юнден Чайдон» (ступа мудрости) Забайкальский край)

  1. Но потом стали строить все более сложные ступы. Они превратились в высокие многоярусные строения, которые называются пагоды.

(Слайд 10: пагоды)

  1. Алтарь – главное место храма.

(Слайд 11:  буддийский алтарь)

  1. Он находится на северной стороне, т.к. считается, что страна будд находится на севере. В центре алтарной части, на возвышенности обычно размещается статуя Будды. Слева и справа от нее находится статуя святых и бодхисаттв, священные тексты и ступа.
  2. Перед статуями располагаются 7 чаш с различными подношениями: в одной – питьевая вода – символ чистоты ума, в другой – вода для омовения – символ чистоты тела, в третьей цветы – символ чистоты взгляда, в четвертой – зажженная лампада – символ мудрости, в пятой – вода с благовониями – символ преданности учению, в шестой – рис, фрукты и сладости, в седьмой – колокольчик – символ пробуждения живых существ, слышаших учения.
  3.  Войдя в храм, верующие снимают головные уборы, ведут себя тихо и скромно.
  4. Дунчен – медный духовой инструмент больших размеров в виде хобота слона.

(Слайд 12: дунчен)

  1.  Его длина достигает 3 - 4 метров. Из-за большого веса при игре инструмент устанавливается на специальную подставку или на плечо помощника – хуварака. Дунчен имитирует рев быка или слона. Игрой на дунчене по традиции начинаются молебны, извещая о начале богослужения. Звуки этого инструмента обладают такой силой, что слышны за 5 – 6 километров от дацана (монастыря).

  1. Комментированное чтение в учебном пособии.
  2. Рефлексия.
  1. С какими религиозными сооружениями вы сегодня познакомились?
  2. Что нового для себя узнали?
  3. О чем расскажите дома родителям?
  1. Домашнее задание

1. Прочитать и обсудить с родителями текст из учебного пособия.

2. Вместе со старшими письменно опишите одно из религиозных сооружений. Объясните назначение разных частей этого священного сооружения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния" (продолжение темы)

Основные термины и понятия урока - грех, грехопадение, покаяние, добро, зло.  Виды деятельности - беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источ...

Конспект урока по теме "Священные сооружения".

Основные термины и понятия урока -  синагога, церковь, алтарь, икона, фреска....

Конспект урока по теме "Искусство в религиозной культуре (продолжение)".

Виды деятельности - беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с чле...

Конспект урока "Священные сооружения". 4 класс

Конспект урока "Священные сооружения" посвящен сооружениям иудаизма и христианства. Предмет ОРКСЭ. Модуль "Основы мировых религиозных культур". 4 класс...

Конспект урока по ОРКСЭ " Священные сооружения ислама"

Конспект урока по ОРСЭ. Модуль " Основы мировых культур"...

Конспект урока по математике во 2 классе УМК "Школа России". Тема: Умножение числа 2 и на 2. (урок 2. продолжение)

Конспект урока по математике во 2 классе УМК "Школа России". Тема: Умножение числа 2 и на 2. (урок 2. продолжение)...